Пейзажи Брейгеля

Традиции знаменитой школы голландской пейзажной живописи закладывались именно Брейгелем. Уже тогда пейзаж перестал выполнять исключительно «фоновую» функцию в портретах, религиозных и исторических произведениях. При этом по-прежнему незыблемым оставалось правило включать в пейзаж человеческие фигуры, и многие пейзажи выдержаны в этом ключе.

Брейгель очень любил рисовать именно свою родную фламандскую природу, однако на его пейзажах часто можно увидеть и скалистые горные хребты, которых явно никогда не было в Нидерландах. Известно, что в молодости Брейгель посетил Альпы, увидав там горы и скалы, художник был поражен этой красотой и с тех пор часто стал изображать их на своих полотнах.

Излюбленным типом композиции художника являлось большое пространство, увиденное как бы с вершины, с высоты птичьего полета, но при этом очень прописанное в деталях.

Самой известной серией пейзажей художника являются полотна объединенные общим названием «Времена года». Картины были написаны по заказу известного антверпенского финансиста Николаса Иогелинка. Работе над этой серией пейзажей, изображающей полный годовой цикл изменений природы, Брейгель посвятил весь 1565 год.

Известно, что Брейгель написал шесть картин, посвятив каждую двум месяцам сразу. Открывается цикл картиной «Охотники на снегу» (декабрь – январь). Вторая получила название «Хмурый день» (февраль – март). Третья (впоследствии утраченная) картина – это апрель и май. Затем следуют «Сенокос» (июнь – июль), «Жатва» (август – сентябрь) и «Возвращение стада» (октябрь – ноябрь).

Несомненно, идея «Времен года» навеяна календарными миниатюрами часословов XIV – XV вв. Однако в картинах Брейгеля господствует совсем иное настроение, чем в миниатюрах. Сцены сельских работ, служившие в Средние века своеобразными символами соответствующих месяцев, занимают в его картинах важное, но отнюдь не главное положение. Пейзажи Брейгеля построены по одной композиционной схеме, в его работах присутствуют, как правило, скалы, горы, море и реки, луга и пастбища, деревья, селения и города. Но в каждой из них присутствует своя «модель мира», «своя Вселенная» с совершенной, бескрайней и идеальной природой, в которой человек является её неотъемлемой частью.

Самой лучшей из представленных картин является «Охотники на снегу»(46). В истории живописи создано много зимних пейзажей, но не один из них не создает подобного впечатления Вселенной, открытой разуму и взгляду. Земля в этой картине ощущается, как драгоценная обитель всего человечества. Прекрасно написана белоснежная равнина, сияющая своей белизной. Зеленовато-серое небо подобно небесному своду. Уверенный шаг охотников к долине объединяет первый план с простором огромного пейзажа. В этом произведении самое близкое гармонирует с самым далеким, малое с великим, а сиюминутное повседневное с вечным.

В «Жатве» прямо перед зрителем расстилается пшеничное поле с его тяжелой янтарной желтизной; небо над ним – сиренево-белое, словно отдавшее земле всё свое живительное тепло.

Все пейзажи Брейгеля не только величавы, но и по-своему уютны. Даже в заснеженной равнине есть что домашнее, ибо повсюду видны следы близости людей. Такова приветливая земля Нидерландов, жители которых лучше других народов обживали природу, не нанося ей вреда. Питер Брейгель умеет показывать зрителю самые простые вещи как чудо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: