Нидерланды (низкие земли) – историческая область Европы, включавшая в себя территорию нынешних Бельгии, Голландии и Люксембурга.
В XV веке Нидерланды представляли собой большое скопление полунезависимых государств. Наиболее значительными из них среди них стали герцогство Брабант, графства Фландрия и Голландия, Утрехтское епископство.
На севере страны население было в основном германское – фризы и голландцы, на юге преобладали потомки галлов и римлян – фламандцы и валлоны.
Многие поколения нидерландцев – неутомимых тружеников, имен которых не осталось в хрониках, - были поглощены кропотливой и упорной работой, благодаря которой их бедный край превратился в один из самых цветущих уголков Европы.
Возвышенной поэзии нидерландцы не знали, но тем сильнее чтили вещи самые простые: чистое уютное жилище, теплый очаг, скромную, но вкусную еду. Нидерландец привык смотреть на мир как на огромный дом, в котором он призван поддерживать порядок и комфорт.
Среди нидерландских горожан было не мало людей искусства. Живописцы, скульпторы, резчики, ювелиры, изготовители витражей входили в различные цехи наряду с кузнецами, ткачами, гончарами, красильщиками, стеклодувами и аптекарями. Однако в те времена звание «мастер» считалось весьма почетным титулом, и художники носили его с не меньшим достоинством, чем представители других профессий.
Новое искусство зародилось в Нидерландах в XIV столетии. Это была эпоха странствующих художников, искавших учителей и заказчиков на чужбине. Нидерландских мастеров в первую очередь привлекала Франция, поддерживавшая с их отечеством давние культурные и политические связи. Долгое время нидерландские художники оставались лишь прилежными учениками своих французских собратьев.
Основными центрами деятельности нидерландских мастеров в XIV веке стали парижский королевский двор – правление Карла V Мудрого (1364 – 1380 гг.), а на рубеже столетий – дворы двух братьев этого короля: Жана Французского, герцога Беррийского, в Бурже и Филиппа Храброго, герцога Бургундского, в Дижоне. Таким образом, художник XIV столетия, как правило, творил в придворном мире, вся жизнь которого, напоминая пышное, утонченное празднество, была своего рода искусством.
В эпоху Средневековья книжная миниатюра получила широкое распространение. В XV веке она достигла высокой степени совершенства.
Ярким примером нидерландской миниатюры является «Часослов герцога Беррийского» иллюстрированный братьями Лимбург. Часослов – это особая разновидность церковной литературы, содержащий иллюстрированный календарь с перечислением церковных праздников и сведений практического характера по астрономии, астрологии и медицине.
Жан, Поль и Эрман Лимбурги родились во второй половине XIV века в городе Неймегене на северо-востоке Нидерландов. В 1402 году они поступили к герцогу Жану Беррийскому и создали для него множество прекрасных иллюстрированных рукописей.
В «Великолепный часослов герцога Беррийского» включены иллюстрации, на которых изображены сцены работ и отдыха в различные месяцы. На книжных миниатюрах февраль представал греющимся у очага человеком, май – охотником с соколом, июнь – косцом. Лимбурги неожиданно для всех пожелали рассказать о месяцах всё, что только возможно.
Например, июнь в календаре иллюстрируется не просто одинокой фигурой косца, а живой сценой: крестьяне убирают сено. И происходит это не где-нибудь, а почти в самом центре Парижа, на маленьком островке Сены, под яркими лучами летнего солнца.
Для Лимбургов нет ничего второстепенного: они с большой точностью передают мельчайшие подробности быта и костюма. А потому «Великолепный часослов» стал своеобразной энциклопедией повседневной жизни Франции начала XV века.