Картинная живопись Дюрера

Среди живописных работ художника первое место по праву занимают его портреты. В своих работах Дюрер старался показать суть характеров людей того времени, сохраняя при этом сходство с моделью. Особое внимание художник уделял прописке лица, в котором тщательно подчеркивал индивидуальные черты человека, для создания более выразительного образа. Его портретная живопись больше напоминает графику, и действительно, Дюрер был скорей прекрасным рисовальщиком, чем живописцем.

Композиция его портретов близка к леонардовской: погрудное, реже поясное, изображение человека в трехчетвертном повороте, отсутствие лишних аксессуаров, которые могли отвлекать от лица, однако очень важен для Дюрера был наклон головы, прическа, которую, по мнению знаменитого венецианца Джованни Беллини Дюрер умел выписывать лучше всего, движение, контур и неповторимость формы.

Очень показательным является «ПортретОсвальда Креля» (1499). Этот человек представлял Нюрнберге интересы одной из крупнейших торговых компаний. В 1503 году этот он стал городским головой. Немецкий искусствовед Эрнст Бюхнер писал об этой картине следущее: «Портрет Освальда Креля поражает своей живостью, точностью композиции и достоверностью. Мы видим перед собой человека, слишком рано познавшего, что такое власть над другими людьми». Дюреру удалось выразить на полотне вспыльчивый характер этого человека. Интересными, но более поздними портретами из этой серии являются: «Портрет молодой венецианки» (47) (1505) и «Портрет Якоба Муффеля» (1526).

Первым в истории германской живописи Дюрер стал писать автопортреты. Автопортреты художника складываются в уникальную серию. Первый автопортрет он создал в тринадцатилетнем возрасте. У мальчика на этой картине пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по-детски пристальные глаза. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя. Ранние автопортреты Дюрера прекрасно дополняются словами из его юношеского дневника: «Слишком ленивым должен быть разум, если он не отваживается открывать что-то новое, а постоянно движется в старой колее, подражает другим и не имеет в себе сил заглянуть мыслью в даль». Это отношение юного Дюрера к жизни и творчеству сохранится в нем навсегда.

Хочется выделить два его наиболее известных автопортрета. В автопортрете1498 года (48) нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким общественным статусом. Дюрер изображает себя здесь нарядным баловнем судьбы одетым по последней моде. Кажется, что художник здесь любуется сам собой.

Но есть ещё один автопортрет Дюрера, он датируется 1500 годом. Мастер написал себя таким, каким хотел видеть, размышляя о великом призвании художника. Человек, отдавший свою жизнь служению прекрасному, должен быть прекрасен и сам. Поэтому Дюрер написал себя здесь в образе Христа. Современному человеку это может показаться кощунством. Но немцы начала XVI века воспринимали все по-другому: для них Христос был идеалом человека, и поэтому каждый христианин обязан был стремиться уподобится Христу. Художник изобразил себя в фас. У него спокойное ясное выражение лица с широко раскрытыми серыми глазами. Внутреннее напряжение художника выдает лишь жест красивой руки с длинными пальцами, нервно теребящей меховую оторочку одежды. На черном поле этого автопортрета Дюрер вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму, а справа, симметрично им, написал: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками». А рядом повторил год: «1500». Именно в 1500 году люди того времени ожидали «конец света». В таком контексте эта работа Дюрера прочитывается как его завещание вечности.

Библейские картины.

Поскольку Дюрер был очень набожным человеком, то изображение библейских сюжетов было неотъемлемой частью его творчества. Произведение, «Праздник четок» 1506 года. Сюжет этой алтарной картины связан с обычаями монахов-доминиканцев, использовавших четки в своей молитвенной практике. Звенья доминиканских четок были красно-белыми. Белый цвет символизировал радости Девы Марии, а красный – страдания Христа. В центре композиции возвышается престол, на котором сидит Богоматерь с Младенцем. Вокруг престола расположены коленопреклоненные фигуры молящихся: слева – духовенство во главе с папой Юлием II, справа император Максимилиан I со свитой. Младенец Иисус и святой Доминик увенчивают собравшихся венками из роз. Картина поражает богатством красок, Дюрер хотел доказать, что он может прекрасно работать цветом и кистью, а не только в графике. Очень близкой по колориту является яркая, сверкающая, торжественная картина «Поклонение Святой Троице» 1511 год.

Одной знаменитых работ художника является диптих «Четыре апостола» (49) 1526 г. На диптихе изображены (слева направо) святые Иоанн, Петр, Павел и Марк. Их могучие фигуры с трудом вписываются в тесное пространство досок. Иоанн и Павел изображены ближе к зрителю. Их плащи напоминают приоткрытый занавес. У каждого из апостолов сввой характер. Молодой Иоанн был любимым учеником Христа, изображен здесь общительным сангвиником. Петр полон спокойствия и невозмутимости. Павел предстает перед нами меланхоликом с печальным взглядом, погруженный в раздумье. Святой Марк представлен в образе страстного холерика, с горящими глазами и обладающий железной волей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: