Ян ван Эйк (1390 – 1441 гг.)

Ян ван Эйк является первым художником, который унаследовал традиции миниатюры и применил их в станковой живописи XV века. Однако он пристально изучал натуру человека: его анатомическое строение, характер и состояние души, что невозможно было передать в миниатюрной живописи.

Ян ван Эйк родился в небольшом городке Маасейк в северной части Нидерландов.

Предполагают, что его первым учителем был старший брат Губерт, но возможно, что он ещё учился и у других книжных иллюстраторов.

С 1422 года художник приобретает известность, и становиться придворным живописцем у Иоанна Баварского, графа Голландского. После смерти Иоанна Баварского он переезжает на юг, в Брюгге, где занимает должности живописца и камергера при дворе Филиппа Доброго, герцога Бургундского.

Известно, что с 1426 года Ян ван Эйк много путешествовал в основном в качестве посла герцога Бургундского. Он посетил Италию, Испанию и Францию.

В 1432 году Ян ван Эйк покупает дом в Брюгге, где вскоре женится и обосновывается окончательно.

Первым известным произведением художника является знаменитый «Гентский алтарь» (1422 – 1432 гг.). Известно, что художник писал совместно со своим братом Губертом. Многие исследователи считают, что Ян ван Эйк применил для написания этого произведения новый состав масляных красок, тем самым он, существенно, усовершенствовал технику масляной живописи. В самом деле, алтарь до сих пор поражает зрителей яркостью, сочностью и богатством красок, которые не темнеют и не тускнеют со временем.

Створки алтаря расписаны с обеих сторон. На наружных створках изображена сцена Благовещения и коленопреклоненные фигуры заказчиков. По праздникам алтарь раскрывали, и перед зрителями представлялось чудесное красочное произведение.

В верху алтаря изображен Бог-Отец на престоле, справа и слева от него находятся Иоанн Креститель и Мария.За фигурами Марии и Иоанна изображены, поющие хвалебный гимн Богу, ангелы, а также первые люди Адам и Ева.

В нижнем ряду написана огромная сцена поклонения Агнцу (В библейской мифологии, Христа часто отождествляли с непорочным ягненком, которого нужно принести в жертву за грехи всего человечества). Среди людей, пришедших поклониться Агнцу-Христу, мы можем увидеть ветхозаветных праведников, апостолов, королей, епископов и просто обычных монахов. На заднем плане произведения изображен Небесный Иерусалим.

Во всех религиозных произведениях Яна ван Эйка заложен огромный духовный смысл. Ярким примером является картина «Мадонна канцлера Ролена»(39) (1435 г.).

Работа представляет зрителю бургундского канцлера Николаса Ролена, молитвенно склонившегося перед Мадонной и Младенцем. Художник в этой картине прописал тщательно до мелочей все детали: костюмы героев, интерьер, драгоценности и городской пейзаж на заднем плане. Однако чуть ли не каждая деталь, написанная художником, таит в себе определенное значение: закрытый дворик, где гуляют павлины и цветут красные розы и белые лилии («запретный сад», считавшийся с библейских времен символом девственности, в христианскую эпоху осмысливался как символ Девы Марии), тройная арка символизирует христианскую Троицу. Ян ван Эйк сумел подчеркнуть существующую между персонажами «дистанцию», указать на принадлежность их к разным мирам. Пейзаж в глубине картины разделен рекой надвое (река – древний символ границы между мирами). Если на левом её берегу изображены в основном светские здания (эта половина пейзажа служит для фигуры Ролена), то на правом (в той части картины, где изображена Богоматерь) высятся многочисленные церкви, среди них выделяется громада собора, к которому стекается по окрестным улицам пестрые фигурки людей. Это два града – земной и небесный. Берега реки соединяет мост, и Младенец Христос, поднимая руку, чтобы благословить Ролена, одновременно указывает ему на этот мост, как бы побуждая канцлера перейти из земного града в град Божий.

Очень большой популярностью пользовалась ещё при жизни художника картина «Мадонна каноника ван дер Пале» (1434 – 1436 гг.). Картина предназначалась для церкви святого Доната в Брюгге. На ней изображен сам каноник ван дер Пале, преклонивший колени перед Мадонной и младенцем. Рядом с каноником – его небесный покровитель, Святой Георгий. Слева написан святой Донат. Появление этой фигуры тоже диктовалось особенностями заказа, ведь работа предназначалась для храма, освященного в его честь. В этом произведении художник вновь выписывает мелкие детали: богатые одежды епископа, блики на доспехах святого Георгия и окружающую обстановку.

Ян ван Эйк много работал, как портретист. Хранящийся ныне в лондонской Национальной галерее «Портрет супругов Арнольфини»(40), был написан в 1432 г. Это первый во всей европейской живописи парный портрет. Изображенный на нем преуспевающий итальянский купец Джованни Арнольфини, представлял в Брюгге интересы торгового дома Медичи. В его образе запечатлено всё то, без чего не мог состояться «успешный» человек того времени – целеустремленность, жесткость, честолюбие, надменность, скрытность и сила характера. Его молодая жена Джованна Ченами, напротив, являет своим обликом нежность и покорность. Все эти «интимные» характеристики, с потрясающим психологизмом отраженные в этом шедевре художником, в своём единстве делают эту работу предельно монументальной торжественной и вместе с тем проникнутой тонким лиризмом.

Новобрачные, соединив руки, клянутся хранить верность друг другу, причем жених подтверждает святость договора жестом, обращенной к небесам руки. В круглом зеркале, висящем на стене позади супругов, отражаются их спины и ещё два человека, стоящие в дверях, - это свидетели. Надпись над зеркалом гласит: «Ян ван Эйк был здесь». Значит, живописец был близким другом семьи.

Бракосочетание совершается в святая святых бюргерского дома – тесной спальне, освещенной боковым светом, падающим из окна. Слева возвышается кровать под пологом – символ супружества. Многие из предметов, окружающих молодых, имеют скрытый смысл: собачка у ног напоминает о верности, комнатные туфли – о домашнем уюте и в то же время о неразлучности семейной пары; апельсины на окне – о радостях супружества; метелка – о чистоте (как о чистоте тела, так и чистоте духа); статуэтка Святой Маргариты, покровительницы рожениц, - о будущем потомстве; четки – о благочестии; наконец, круглое выпуклое зеркало – оно висит в глубине картины как раз над соединенными руками молодых людей – символизирует всевидящее око Бога, перед лицом которого они клянутся беречь и поддерживать друг друга.

Помимо этой работы Ян ван Эйк создавал и другие портреты, но во всех портретах он точно достоверно и любовно прописывал все детали и хорошо передавал анатомическое строение лица портретируемого. Самой показательной работой является «Портрет человека в красном тюрбане» (1433 г.). На этом портрете художник сделал интересную надпись: «Как умею». В этом девизе художника смирение и достоинство слились воедино с той поразительной легкостью, какая была возможна лишь в эпоху встречи культур Средневековья и Возрождения.

В конце XV столетия в Европе наступило время перемен. Нидерланды как часть приданого Марии Бургундской, единственной дочери Карла Смелого, перешли во владение к австрийским эрцгерцогам из рода Габсбургов, а позднее, в начале XVI века, в результате династического брака внука Карла Смелого Филиппа Габсбурга и испанской принцессы Хуаны они стали владением Испании. Новые правители видели в этом крае лишь неиссякаемый источник налогов, средство для воплощения в жизнь своих честолюбивых планов. Завершался и золотой век нидерландской живописи.

Католическая церковь постепенно теряла свой авторитет. Безнравственность, злоупотребления, формальное отношение к своему служению значительной части духовенства вызвали всеобщее возмущение. В Германии, из-за государственной раздробленности, оказавшейся в особенно сильной зависимости от Рима, а также в Нидерландах, попавших под власть чужеземной династии, ситуация приобрела особую остроту.

Эти причины вызвали к жизни Реформацию (лат. преобразование) – широкое общественное движение XVI в., боровшееся с Католической Церковью. Зачинателем Реформации стал немецкий священник Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.), считавший единственным источником вероучения Библию и отрицавший на этом основании папскую власть, большинство церковных таинств, монашество, иконопочитание. Папа римский отлучил Лютера от церкви, а германский император объявил его вне закона. Сторонники Лютера выступили с протестом против этих преследований. Так оппозиционное католицизму вероучение получило своё название – протестантство.

Результатом Реформации стал разрыв значительной части стран и областей Европы (Северные Нидерланды, ряд германских земель, Швейцария, Великобритания, Скандинавские страны) с католической традицией. Европе предстояло пережить кошмар религиозных войн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: