Лоренцо Бернини (1598 – 1680)

Трудно найти мастера, обладавшего столь мощным дарованием, как Лоренцо Бернини. Подобно великим творцам эпохи Возрождения, он в равной степени проявил себя и в скульптуре и в архитектуре.

Бернини родился в Неаполе в семье художника и скульптора. В двадцать пять лет, он был уже знаменит и с этого времени работал главным образом в Риме.

Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал «Давид» (1623). В эпоху Возрождения Микеланджело и Донателло создали скульптурные образы этого героя, которые считались идеальными. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.

В произведениях Бернини много черт, неизвестных эпохе Возрождения. Скульптор показывал не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение. Силуэты фигур усложнились. В XVI веке Микеланджело стремился сохранить природную фактуру мрамора, порой оставлял большие участки необработанными. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела.

Главная тема в творчестве Бернини – размышления о жизни и чувствах человека, вот почему его так сильно привлекал жанр скульптурного портрета. Прежде чем начать работать, мастер долго наблюдал за моделью и делал большое число зарисовок. Следуя за поведением героев в различных ситуациях, он пытался поймать момент, когда сущность их характеров и внутренний мир открылись наиболее ярко. Это «остановленное мгновение» он запечатлевал в камне.

Невозможно забыть пытливое и властное выражение лица, живо переданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе, выполненном около 1632г. Полон глубокого обаяния образ возлюбленной скульптора Констанции Буонарелли (1635).

Скульптор стремился представить своих героев в минуты глубокого эмоционального подъема, который он виртуозно передавал через жесты, неожиданные ракурсы, выражение лица, гибкую и подвижную мимику.

Очень интересными являются скульптурные произведения Бернини, посвященные сюжетам из античной мифологии. Скульптурная группа «Похищение Прозерпины» (1621 – 1622) построена на противопоставлении двух образов – могучего бога подземного мира Плутона и нежной, изящной Прозерпины (дочери богини плодородия Цереры), которую Плутон похитил, чтобы сделать своей женой. Фигура Прозерпины уменьшена в размерах, и этим еще сильнее подчеркнута тщетность её сопротивления. В основу композиции «Аполлон и Дафна» (1622 – 1624) положен сюжет из произведения Овидия «Метаморфозы»: бог Аполлон преследует нимфу по имени Дафна, которая стремится соблюсти целомудрие. В момент, когда Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо: боги превратили Дафну в лавровое дерево.

Уже зрелым мастером Бернини создал одну из своих лучших композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645 – 1652) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Святая Тереза Авильская жила в Испании в XVI веке, занималась богословием, реформировала монашеский орден кармелиток. Бернини изобразил мистическое видение, описанное в её духовном сочинении: «Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно горел огонь. И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил мое сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда извлек он стрелу, показалось мне, что он взял с нею мое сердце, и он оставил меня воспламененной великой любовью к Богу». Беломраморную группу - святую Терезу и ангела – мастер поместил среди колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты. Её фигура почти не угадывается за крупными, выразительно вылепленными складками одежды; кажется, что в их волнах рождается новое тело и новая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа.

Лоренцо Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 года до конца жизни. Его самое замечательное творение – площадь перед собором (1657 – 1663). Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников должны почувствовать свое духовное единство.

Для воплощения этих идей Бернини нашел замечательное решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними – обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают его к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.

Творчество Бернини во многом определило пути развития всей европейской культуры XVII века. В лучших его работах виден настоящий мастер, вошедший в искусство со своей темой – темой духовного преображения человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: