Живопись Испании

Эль Греко (1541 – 1614).

Эль Греко – испанское прозвище художника Доменико Теотокопули, грека по происхождению. Он родился на острове Крит в Средиземном море, который принадлежал Венецианской республике. Это сказалось на формировании его как живописца: он испытывал влияние византийских иконописцев, и мастеров итальянского Возрождения. Эль Греко несколько лет провел в Венеции и Риме. Под влиянием Тициана, главы венецианской школы, он овладел техникой работы с цветом, правилами построения перспективы. Известно, что в Риме он не получил крупных заказов, что стало причиной его отъезда в Испанию в 1577 году. В Толедо дела художника пошли в гору.

Его одной из первых крупнейших картин является «Снятие одежд с Христа» 1579 г.

Выбранная тема снятия одежд с Христа перед его распятием не слишком популярна в живописи. Эту картину художник писал почти 2 года. Образ Христа здесь один из самых запоминающихся во всей мировой живописи. Он выделяется на фоне других фигур и ярким цветом своих одеяний и возвышенным страдальческим выражением лица.

«Погребение графа Оргаса»1586 – 1587 г.г. считают одной из лучших работ художника. Согласно местному преданию в 1312 году во время похорон богатого графа, который был очень набожным человеком и сделал много пожертвований для церкви, произошло чудо и хоронить его спустились на землю святые Августин и Стефан. Эль Греко виртуозно разработал этот сюжет. Нижняя часть полотна, где совершается погребение, олицетворяет земной мир. А вверху на небесах мы видим Христа, Богоматерь, Иоанна Крестителя и множество святых и ангелов. Один из ангелов принимает душу умершего графа. В этом произведении проявилась удивительная способность художника создавать мистические и возвышенные образы. Эль Греко проявил здесь себя и прекрасным портретистом и великолепно передал сложные цветовые оттенки. Особенно великолепно смотрятся богатые золотые одеяния святых на фоне строгих черных костюмов знатных людей. В этом произведении художник заключил глубокую идею – силы Земной и Небесной Церкви объединяются, чтобы прославить обычного человека.

Среди старых мастеров Эль Греко всегда наиболее узнаваем. Удлиненные, словно клубящиеся формы и фантастические цвета, торжественные и сдержанные лица людей, напоминающие лики на иконах, выделяют его среди других мастеров.

Одной из самых загадочных работ художника считают пейзаж «Вид Толедо» 1610 г. Как отдельный жанр пейзаж еще только формировался в живописи. Многие ученые считают, что он является фрагментом какой-то огромной картины. Учитывая тревогу, разлитую в этом произведении, предположили, что сюжетом для этого полотна должно быть распятие Христа. Следов этой загадочной картины так и не нашли, поэтому можно утверждать, что пейзаж «Вид Толедо» является оригинальным полотном. Однако вид города Толедо здесь воспроизведен не с географической точностью. Некоторые элементы пейзажа и постройки изменены. Сам пейзаж производит мрачное и тревожное впечатление. Его называют «духовным портретом Толедо».

Изображения святых – значительная часть творческого наследия художника. Особенно ему удавались парные портреты, построенные на противопоставлении разных характеров. Одной из таких ярких работ является парный портрет «Апостолы Петр и Павел» 1614 г. Задумчивость и грусть Петра оттеняют горячую энергию и властность Павла.

Другими его известными христианскими картинами являются: «Сошествие Святого духа», «Коронование Богоматери».

Портреты Эль Греко всегда очень выразительные и строгие, лица людей просветленные, скрывающие за внешней сдержанностью духовную энергию. Например «Портрет кардинала», «Портрет аристократа» и т.д.

Построение композиции и пространства, колорит и персонажи резко отличают живопись Эль Греко от произведений других испанских художников. Поэтому у него практически не было последователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow