Искусство Италии

Тема № 4.

Искусство XVII века.

К XVII веку знания европейцев о мире значительно расширились. Великие географические открытия предшествующих столетий: открытие Америки (1492), первое кругосветное путешествие (1519 -1522); новые научно-философские представления – о том, что Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной – показали, как огромен и сложен мир.

Искусство XVII столетия развивалось в тесной связи с идеями и традициями эпохи Возрождения. Художники вновь обратились к античности.

Итальянское искусство в XVII веке уже не было единственным и безоговорочным авторитетом. В ряде европейских стран возникли свои самобытные национальные художественные школы, нисколько не уступавшие итальянской. Но все же некоторые важные принципы были общими для всех. Один из них – синтез искусств, т.е. создание единого произведения выразительными средствами разных искусств. В дворцовых или храмовых ансамблях гармонично сочетались архитектура, живопись и декоративное убранство.

Еще в эпоху Возрождения начали проектировать города по регулярному (правильному) плану. В XVII веке градостроители в крупнейших европейских столицах стали связывать площади и ведущие к ним хаотично застроенные средневековые улицы в единое целое.

В XVII столетии в Европе сложились два новых стиля – барокко и классицизм, которые охватили все виды художественного творчества: литературу, музыку, театр, архитектуру и изобразительное искусство.

Искусство Италии.

На развитие итальянского искусства с середины XVI до конца XVII века оказала Контрреформация – движение в католическом богословии, политике и культуре, направленное против Реформации. Главным оружием Контрреформации стала инквизиция – не подчинявшиеся светским властям церковные суды, призванные бороться с инакомыслием. Однако, наблюдая распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви призывали защищать позиции католицизма, не преследуя протестантов, а создавая новую систему духовного воспитания человека. В 1555 году Папа Римский Павел IV объявил, что основные догматы христианства человеческое сознание способно воспринимать только через мистическое (сверхъестественное) озарение, которое Бог дарует не каждому. Человек должен покаяться в грехах, привести душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизится к познанию истины и воссоединению с Богом.

Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Италии в 80-х годах XVI века, и определили его основные черты. Эмоциональная выразительность, масштабность, насыщенность движением, сложность композиционных решений, праздничность и в то же время нарядность и вычурная пышность – всё это призвано было создать у зрителя особый духовный настрой. Само название стиля (итал. Barocco – «странный», «причудливый») появилось значительно позже и совершенно не отражает его глубинного смысла. Основными средствами выразительности этого стиля являются: применение ордерной системы, использование декоративных элементов для украшения зданий – лепнина, резьба, фигурные ниши, сложная часто ассиметричная композиция здания, синтез скульптуры, живописи и архитектуры для создания единого ансамбля.

Основными постройками этого стиля являются - дворец, дворцовый ансамбль (дворец, включающий в себя парк и другие постройки), церковь. В живописи этот стиль характеризовался, тоже повышенным эмоциональным содержанием, сложностью и динамичностью композиции, яркой цветовой гаммой и декоративностью. Особенно поражают барочные дворцы, художники, вдохновившись Сикстинской капеллой Микеланджело, стали расписывать в них потолки (плафоны).

Однако, они зашли гораздо дальше своего предшественника, итальянские художники создавали такую роспись, которая зрителю казалась подобием неба. Если в итальянской церкви или палаццо поднять голову, то увидишь не потолок, а небо, полное святых, ангелов и героев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: