Питер Пауэль Рубенс (1577 – 1640г.г)

Питер Пауэль Рубенс родился в городе Зиген в Вестфалии (Германия). Отец будущего художника, антверпенский юрист Ян Рубенс, был протестантом и вывез семью за границу, спасаясь от преследований испанцев-католиков. Там Рубенсы перенесли немало лишений, а в 1587 году, после смерти отца семейства, перешли в католическую веру и вернулись на родину в Антверпен.

Юный Рубенс ходил в школу при соборе и получил неплохое гуманитарное образование. Уже в 13 лет он решил стать живописцем Ии начал обучаться у разных мастеров. В 1598 году молодой художник был принят в члены городской гильдии Святого Луки.

В 1600 году Рубенс отправляется в Италию, посещает Венецию, Флоренцию, Рим и другие города. Рубенс изучал и копировал работы прославленных итальянских мастеров, приобрел себе покровителя в лице герцога Винченцо I Гонзага.

В 1608 году поспешно возвращается в Нидерланды, узнав о тяжелой болезни матери, но в живых он ее уже не застал. Художник обосновался в Антверпене и женился на дочери городского секретаря Изабелле Брандт. Она была его первой сильной любовью, как Саския у Рембрандта. В связи со свадьбой он написал автопортрет с супругой (Жимолостная беседка) 1609г. Собственным чертам живописец придал оттенок философского спокойствия с легким налетом печали, взгляд юной Изабеллы полон живого любопытства. Цветы жимолости на заднем плане символизируют романтическую любовь.

В 1609 году Рубенс был назначен придворным живописцем, а это сулило жалование, престиж и большую свободу творчества.

В 10-е годы XVII века Рубенс много и плодотворно работал над церковными заказами. В 1610 – 11 годах он расписал алтарь антверпенской церкви Святой Вальпургии. Его центральная часть «Водружение креста» - посвящена распятию Христа. Палачи на этой картине с яростным усилием поднимают крест. Их лица почти не видны, а напряженные мышцы тел, стальные латы, тускло-красные одежды сливаются воедино. Не менее драматично выглядит картина «Снятие с креста» тоже написанная для этого же алтаря.

Рубенсовская манера живописи очень интересна. Его картины всегда яркие, красочные, построенные на контрастах, отмечены бурным движением и театральностью действия, что очень характерно для стиля барокко. Искусство Рубенса весьма жизнеутверждающее. Его стиль – это синтез античной классики и национального нидерландского искусства. Опираясь на традиции Босха и Брейгеля, он создает новый тип живописи – динамичной и жизнелюбивой.

Очень интересными страстными и динамичными выглядят многие мифологические картины художника. Одной из таких работ является «Похищение дочерей Левкиппа» 1620. Картина получилась очень симметричной, ни одна часть не перевешивает другую. Пышные тела девушек заполняют пространство и, словно притягивают к себе солнечный свет. Рубенс будто наслаждается передачей сложных цветовых рефлексов на их обнаженных телах. Разъяренные кони добавляют живописный трепет и страсть. Другой такой подобной картиной является «Битва греков с амазонками». А вот, в эрмитажной картине «Персей и Андромеда» 1621 г., уже нет той динамичности и страсти. На полотне изображена не битва Персея с чудовищем, а сам момент освобождения девушки – момент счастья. Оба героя еще немного смущены, но мы уже предвидим будущую любовь. Кроме «Персея и Андромеды» в Эрмитаже хранятся и другие его знаменитые произведения: мифологическая картина «Союз земли и воды» 1615 г., динамичный, заряженный могучей энергией, аллегорический пейзаж «Возчики камней»1620 г.

Но самым удивительным произведением художника является «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625г. Портрет написан на небольшой дубовой доске. Перед нами девушка, одетая в строгое черное платье с белым воротником. Этот наряд соответствовал скромной должности камеристки (дворцовой служанки). Лицо этой девушки очень нежное; большие глаза и маленький рот с немного выдающимися скулами. Это бы лицо показалось неприметным среди многолюдной толпы, но Рубенс сумел сделать его незабываемым. Индивидуальность моделей у Рубенса проявляется в непроизвольных движениях и мимолетных чертах. В портрете камеристки – это непослушная прядь волос, выбившаяся из прически, легкий румянец и напряженная линия рта, прячущего непослушную улыбку. Американские ученые изучили графический портрет старшей дочери художника, Клары Серены, умершей в 12 лет, и обнаружили поразительное сходство с камеристкой. Быть может, художник пытался представить, как будет выглядеть его дочь, достигнув совершеннолетия. Но возможно, что эта девушка просто очень похожа на Клару, поэтому художник и решил написать ее портрет. Рубенсу, в отличие от Рембрандта может, и не хватало такого психологического чутья, однако постичь, и отобразить душевные качества людей ему было по силам. Примерно в это же время он создает портрет своей супруги Изабеллы Брандт. Писал Рубенс и свои автопортреты, на одном из них Рубенс одет в черную шляпу с широкими полями, он внимательно и спокойно смотрит на зрителя.

У художника было постоянно много заказов, его дом, купленный в 1610 году превратился в своеобразную мастерскую живописи. Рубенсу было сложно одному справляться с таким количеством работ, поэтому в мастерской художника работало множество учеников. Из его мастерской вышли такие знаменитые художники как: Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, Ян Брейгель и др. Большинство заказных картин художник писал со своими учениками, поэтому на многих полотнах указывают вместо имени художника надпись «Школа Рубенса».

В 20-ые годы XVII века Рубенс с учениками работали над крупнейшим заказом по поручению самой французской королевы Марии Медичи, состоявшим из 21 картины. На этих полотнах художник должен был воспеть её историю жизни. Так была создана серия работ «Жизнь Марии Медичи». Согласившись описать «героические деяния» Марии, Рубенс должен был прыгнуть выше собственной головы, выжав что-то примечательное из довольно скучной биографии коронованной заказчицы. Художнику пришлось тщательно отбирать исторические факты, что-то преувеличивать, что-то приуменьшать или вовсе замалчивать. Переписать историю ему сильно помогли аллегорические и мифологические персонажи, которых художник изобразил на всех картинах этой серии. И Рубенс сделал невозможное возможным. Жизнь Марии Медичи, в его интерпретации, стала не просто интересна, но даже приобрела какое-то вселенское звучание.

Рубенс был, пожалуй, первым художником, создавшим новый тип исторической живописи – историко-аллегорическую картину, представляющую собой достоверные декорации и реальных персонажей в пышной аллегорической форме.

Лучшей из картин цикла, посвященного Марии Медичи является «Прибытие Марии Медичи в Марсель» (1622 – 1625 гг.). На картине изображена пышная сцена торжественной встречи королевы, прибывшей во Францию. Величественная Мария сходит с корабля, чтобы принять приветствие аллегорических фигур Франции и Марселя. Вверху картины изображена аллегорическая фигура Славы, дующая в трубы, оповещая о приезде. Внизу изображен Нептун в сопровождении Тритонов и Нереид, подгоняющих корабль к пристани. Седовласый Нептун изображен поднимающимся из воды. Он протягивает руку к Марии, заставляя зрителя устремлять свой взгляд в том же направлении. Показывая поклоняющихся Марии классических богов, Рубенс подчеркивает божественность самой королевы.

В 1626 году умирает от чумы Изабелла Брандт, оставив художника с тремя детьми. Рубенс писал о ней: «Она не была ни суровой ни слабой, но такой доброй и такой честной… что все любили её живой и оплакивают мёртвую».

В 1630 году Рубенс вновь женится на молодой девушке Елене Фоурмен, которой в ту пору было всего 16 лет, а ему уже исполнилось 53 года. Это была дочь простых честных горожан.

Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-ых годов. В её лице нет той тонкости, того ума, что отличали покойную Изабеллу. Секрет обаяния Елены – в простодушии и наивной жизнерадостности. Как ни странно, Рубенс ещё за долго до встречи с ней изображал в своих работах женщин с подобными чертами. Его идеал бодрой и чистой юности вдруг нашел воплощение в девушке, жившей по соседству.

На знаменитом полотне «Шубка» (1638 – 1640 гг.) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила черную шубку. Матовый тон меха подчеркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. Поза купальщицы напоминает античные статуи, но это все та же Елена с ее доверчивым взглядом и солнечной улыбкой. Другим более прозаичным является «Портрет супругов Рубенс» 1631 г.

В 1635 году Рубенс покупает поместье в Брабанте (Южн. Нидерланды). Отныне основным содержанием его творчества стали образы близких людей и скромная, но величественная брабантская природа. Художник по-прежнему не мыслил природы отдельно от обживающих её людей. Явно под впечатлением от произведений Брейгеля Старшего он написал свою «Кермессу» (1635 – 1636 гг.) Кермесса – ярмарочное гуляние в Нидерландах. На фоне спокойной величественной природы происходит бурное крестьянское гуляние. Люди отчаянно отплясывают бешеные танцы, жадно обнимаются, матери кормят младенцев грудью, а детишек постарше угощают пивом. Крестьяне спешат насладиться краткими радостями праздника.

Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна, этот художник сумел обновить и преобразовать художественную традицию Нидерландов. Фламандская школа – это прежде всего школа Рубенса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: