Рембрандт ван Рейн (1606 – 1669)

Творчество Рембрандта, без сомнения, вершина голландской школы. Этот мастер был одинок среди собратьев по искусству. Они считали его «первым еретиком в живописи», хотя впоследствии их самих называли «малыми голландцами» - чтобы подчеркнуть, насколько перерос их Рембрандт. Творческое наследие художника огромно. За сорок лет он создал 2000 рисунков, 300 офортов, 200 исторических и жанровых картин, 350 портретов и автопортретов!

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене в семье владельца мельницы. Он окончил школу и по желанию родителей в 1620 году поступил в Лейденский университет. Однако тяга к изобразительному искусству пересиливает художника, и вскоре родители отдают его в мастерскую к художнику. Учился он у нескольких известных мастеров того времени и жил некоторое время в Амстердаме. В 1625 году художник – без средств и покровителей возвращается в родной город. В Лейдене он создает свои первые произведения. Его первым шедевром является библейская картина на библейскую тему «Товий и Анна с козленком» (1626). Уже в этой работе вполне очевидно проявляется его умение работать со светом.

С самой юности художник пытался проникнуть в суть человеческого характера, поэтому он уже в начале своего творческого пути увлекается написанием портретов. Особенно Рембрандт любил писать свои автопортреты, на которых он предстает перед нами либо задумавшимся, либо смеющимся и т.д. Можно сказать, что ранние его работы колоритны, полнокровны и иносказательны по своему содержанию.

В 1632 году, после смерти отца, художник навсегда переезжает в Амстердам. Местная гильдия сразу предложила ему выгодный заказ: изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося врача Николаса Тюльпа. Это первый опыт художника в жанре группового портрета, но картина получилась удачной и принесла художнику признание публики. На полотне «Урок анатомии доктора Тюльпа» изображен элегантный и сдержанный доктор, вскрывающий труп, что было в то время незаурядным событием. Хирурги в праздничных одеждах образуют единую группу. Все они робеют перед зрелищем мертвеца, и в то же время восхищаются познаниями и хладнокровностью доктора, который действует легко и привычно, в отличие от своих боязливых слушателей.

В 1634 году художник женится на своей возлюбленной Саскии ван Эйленбург. На протяжении восьми лет Рембрандт писал её много раз и по-разному: цветущую и веселую, элегантно одетую и обнаженную, чопорную и подтянутую или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом. Один портрет находится в Петербурге в Эрмитаже, другой в Лондонской национальной галерее и самый поздний в дрезденской картинной галерее.

В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635 г.) художник изобразил себя веселым нарядным кавалером за пиршественным столом с красавицей женой и бокалом вина в руках. Его лицо, обращенное к зрителю, излучает заразительное веселье, а Саския лишь сдержанно улыбается. Сборники голландской народной лирики сохранили немало вакхических песен, прославляющих Бахуса, вино и женщин. Возможно, что сюжет данной картины был навеян именно такой лирикой.

Художник очень любил покупать красивые старинные вещи: ковры, дорогие наряды, в которых ему часто позировала Саския, антикварные вещи.

Однако художник не уединялся в своем тесном мирке, а непрестанно следил за судьбой страны. По случаю приезда в Амстердам в 1638 году королевы Франции Марии Медичи корпорация аркебузиров решила украсить новый большой зал в своей штаб-квартире: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Рембрандту досталась рота Баннинга Кока и лейтенанта ван Рейтенбурга. Так была написана знаменитая картина «Ночной дозор» 1642 год. На полотне изображены голландские стрелки вместе с капитаном и лейтенантом, заступающими на охрану города от беспорядков, во время пребывания в Амстердаме французской королевы. Получившаяся картина - не статичный ряд портретов, но кусок колоритной жизни Амстердама. На переднем плане изображены капитан, и лейтенант их фигуры ярко освещены, они одеты в красочные парчовые одежды. У зрителя создается впечатление, что вся процессия, которую они возглавляют, движется прямо к краю картины. Помимо стрелков на полотне изображены еще и другие действующие лица, среди них выделяется девочка в ярко желтом наряде с курицей на поясе, она очень похожа на Саскию. Это удивительное произведение выражает идею национального единства страны.

В 1642 году умирает Саския, оставив Рембрандта с девятимесячным сыном Титусом. В это же время художник создает своё удивительное произведение «Прощание Давида с Ионафаном». На этом небольшом библейском полотне изображено прощание двух друзей. Наверно неслучайно, в образе Ионафана Рембрандт представил себя самого, зритель не может рассмотреть лица Давида, однако его золотистые длинные волосы очень сильно напоминают кудри Саскии.

После смерти любимой жены у Рембрандта наступает творческий упадок сил, он мало рисует, переживает материальные потери, но в 1647 году он знакомится с Хендрикье Стоффельс. Эта женщина помогает художнику в его трудностях и в воспитании сына (до того как Рембрандт познакомился со своей второй неразлучной подругой, воспитанием Титуса занималась няня Гретье Диркс). На своих полотнах он её тоже часто изображает: «Молодая женщина, купающаяся в ручье», «Женщина у окна» и др. Хендрикье становится самым близким человеком для Рембрандта, она родила ему восхитительную дочку Корнелию. Официально Рембрандт и Хендрикье не регистрировали свой брак, что вызывало раздражение среди обывателей, считающих такое поведение «безнравственным».

В следующий творческий период художник создает в основном мифологические картины и портреты, произведения Рембрандта этого периода полны невероятной силы и поражают глубиной образов.

Особое место среди его позднего периода занимает «Даная» (1447г) Эрмитаж. Судьба этого произведения долго оставалась загадкой для искусствоведов. Хотя на картине имеется авторская датировка 1636 г, но знатокам наследия мастера она всегда казалась более поздней работой. Для раннего периода творчества еще не характерны образы такой глубины и силы. В 1966 году картину исследовали в лаборатории Эрмитажа, и эти сомнения разрешились. Произведение действительно было исполнено примерно в 30-ые годы, но десять лет спустя подверглось глубокой авторской переделке.

Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако позднее художник заменил их потоком света, который льется из глубины, играет на атласе и парче ложа, ласково омывает тело зачарованной, ещё полусонной Данаи. Ее фигура также была переписана. Первоначально, в облике Данаи, Рембрандт изобразил обильно украшенную драгоценностями Саскию. В окончательном варианте внешность героини изменилась, на ней поубавилось украшений, выражение лица стало более поэтичным и естественным, а жест протянутой руки – особенно плавным.

В последний период своего творчества он много работает жанре портрета, манера художника приобретает все более отточенную форму. Свои поздние произведения он писал в своей особой технике. Рембрандт использует цветной тонированный грунт и работает в три этапа: 1) наложение густого рельефного подмалевка (подмалевок первоначальный живописный слой), 2) пропись, 3) завершающий слой лессировок (лессировки – послойная техника масляной живописи, с использованием жидко разбавленной краски). Благодаря такой технике, живописное полотно приобретает небывалую фактурность и живость. Но именно его поздние шедевры не пользовались популярностью. Публика охладела к художнику – в Голландии вошла в моду манера Антониса ван Дейка.

Поздние портреты Рембрандта написаны очень убедительно, реалистично, живописно и правдоподобно. В них хорошо переданы психологические состояния людей. Особенно интересными являются портреты пожилых людей. Они окружены темными глухими фонами, а их лица и руки освещены резким контрастным светом. Свет становится основой выразительности в портретах, да и во всех картинах Рембрандта позднего периода. Лица стариков полны задумчивости и грусти. О чем думают эти люди? Возможно о своей прожитой нелегкой жизни. Сам Рембрандт был уже в это время пожилым человеком и пережил множество потрясений лишений и горя, поэтому, можно сказать, что эти портреты автобиографичные. Частичку своей души, «своей жизни» вкладывает художник в эти произведения. Яркими примерами таких работ являются: «Портрет старика в красном», «Портрет жены брата» и, конечно же, потрясающие своей глубиной автопортреты самого художника. Ни один художник не создал столько автопортретов, сколько создал Рембрандт. Вся жизнь художника, все его взлеты и падения, начиная от молодости и до глубокой старости – все это передано в автопортретах. Он в молодости веселый молодой жизнерадостный человек, (автопортрет с Саскией на коленях), теперь становится умудренным жизненным опытом и пережившим тяжелую жизнь изможденным усталым стариком, точно таким же, как старец на картине «Возвращение блудного сына».

В 1660 году Рембрандт был объявлен банкротом, его произведения были проданы за бесценок, в эти годы его поддерживали Хендрикье и Титус, который начал торговать произведениями искусства.

В работах последних лет Рембрандт достиг высочайшей человечности, его образы ярки и глубоки. В это время созданы его лучшие библейские картины «Ассур, Аман, и Есфирь» (1660 г), «Еврейская невеста»1666г. – ученые предполагают, что в образах Исаака и Ревекки, художник изобразил своего сына Титуса и его невесту Магдалену ван Лоо.

Несомненно, лучшей поздней картиной Рембрандта является «Возвращение блудного сына» 1669г. В ней художник говорит о всепрощающей любви силе раскаяния. Рухнувший на колени, измученный бродяга и полуслепой старик, положивший ему на плечи слабые руки, молчат и даже не смотрят друг на друга, но они безмерно близки. Стертые ступни и развалившиеся башмаки несчастного скитальца рассказывают о его долгом и трудном пути. Затемненные фигуры людей на заднем плане еще больше оттеняют единство отца и сына.

В старости Рембрандта преследовали утраты: в 1663 году умерла Хендрикье Стоффельс, в 1668 – двадцатисемилетний сын Титус. А через год не стало и самого художника. В нищете и забвении ушел из жизни великий мастер, подаривший такое огромное творческое наследие, о произведениях которого два века спустя французский живописец Эжен Делакруа сказал: «…правда – самое прекрасное и редкое на свете».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: