double arrow

Никола Пуссен и живопись классицизма

Никола Пуссен (1594 – 1665 гг.) родился в маленькой деревушке в Нормандии, провинции на северо-западе Франции. Попав в Париж в возрасте восемнадцати лет, он брал уроки у разных учителей, но ни у одного не задерживался надолго. В результате подлинными его наставниками стали картины великих мастеров прошлого, которые он изучал и копировал в Лувре. В 1624 г. Пуссен впервые поехал в Италию. Там он сложился как художник и прожил большую часть своей жизни. Пуссен был всесторонне развитым человеком, блестящим знатоком античной литературы, философии, истории, анатомии и геометрии. Любимыми его авторами были Гомер и Овидий. Именно, ориентируясь на классические образцы в наследии историков и поэтов, он искал своих героев полных мужества и благородства.

Его первым знаменитым произведением, написанным на античную тему, является «Царство Флоры» (1631г). Художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др.). Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их позы и жесты подчинены единому ритму – благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию. Связь живописи с театральным искусством была закономерной для художника XVII века. Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры. Пуссен, как истинный художник-классицист, хотел в своих произведениях явить образец идеального гармоничного мироздания, скрытого за хаосом земной жизни, в котором живут прекрасные люди. Именно в «Царстве Флоры» и показан такой мир.

Но есть у Пуссена и другие произведения, несущие в себе глубокий философский смысл. Такие произведения действительно можно постичь только разумом, так как каждая деталь таких картин несет в себе определенное значение. Ярким примером среди них является «Танец под музыку времени» (1638 г). В основе сюжета лежит греческий трактат «О времени судьбе и перипетиях жизни». На переднем плане изображены четыре аллегорические фигуры, олицетворяющие: богатство, наслаждение, бедность и трудолюбие. Фигура «наслаждение» изображена в изящных сандалиях, её голову украшает венок из роз, она заманчиво смотрит на зрителя, словно приглашая его к танцу. Наслаждение олицетворяет роскошь и праздность. Она крепко держит за руку «богатство», волосы которой перевиты нитью из жемчуга. «Трудолюбие» представлено в виде юноши с лавровым венком на голове, который символизирует победу и добродетель. Взгляд юноши обращен на фигуру «богатства». А сама фигура «богатства» неуверенно протягивает руку «бедности», которая изображена босой. Кроме этих четырех центральных фигур на картине изображены и другие не менее значимые персонажи. В правом углу картины изображен седобородый крылатый старик – это Отец времени. Именно под его музыкальную игру и движется весь хоровод. Его присутствие напоминает танцующим о жизни и смерти. Маленький ангелочек – «Путти», держит в руке песочные часы, и напоминает о безостановочном ходе времени. Другой ангелочек надувает мыльные пузыри – аллегория быстротечности человеческой жизни. Каменное изваяние двуликого бога Януса, символизирует молодость и старость, что ждет каждого человека. В самом верху картины изображена, свита Аполлона на колеснице. В целом, кружение хоровода символизирует повороты колеса Фортуны, а его четыре участника олицетворяют состояния, в которых неминуемо оказывается каждый человек по воле судьбы. Вся композиция картины очень продумана и представляет собой треугольник, образованный фигурами Отца времени, и ангелочками, вершиной которого является колесница Аполлона, с вписанным в него кругом – танцем. Пуссен всегда особую роль отводил композиции картины и всегда тщательно выверял её.

Большинство картин Пуссена имело литературную основу, такими произведениями являются «Танкред и Эрминия» (1630г), (Эрмитаж), «Смерть Германика» 1627г. и др.

В 40-ые – 50-ые годы XVII столетия Пуссен увлекался учением античных философов-стоиков, призывающих к мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве, с ними связан сюжет картины «Аркадские пастухи» 50-е гг. Жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». Это сама Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях. Одна из женщин кладет руку на плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примирится с мыслью о неизбежном конце. Однако, несмотря на трагическое содержание, художник повествует о столкновении жизни и смерти спокойно. Композиция картины проста и логична: персонажи сгруппированы возле надгробия и связаны движением рук. Фигуры написаны с помощью мягкой и выразительной светотени, они чем-то напоминают античные скульптуры.

Важное место в творчестве Пуссена занимали пейзажи. Они также отличались ясностью, гармоничностью и выверенностью композиции. В них художник также пытался воплотить образ идеального мира далекого от мирской суеты. Поэтому такие пейзажи не были списаны с натуры, они были сочиненными. Пуссен был одним из первых художников, который стал разделять планы цветом. Первый план писался желтых коричневых тонах, на втором господствовали зеленые теплые тона, а на третьем – холодные, и прежде всего голубой. Такая живописная система получила в дальнейшем название «пейзажная трехцветка».

Одним из лучших таких пейзажей считается «Пейзаж с Полифемом» (1649 г.). Перед нами изображен прекрасный мир, наделенный мифологическими персонажами. На переднем плане изображены нимфы и речные божества, на втором плане суетятся маленькие люди, а в глубине картины изображена скала, с очертаниями которой почти сливается гигантская фигура циклопа Полифема, играющего на свирели. Возможно, что играет он свою спокойную, как и сам пейзаж, печальную музыку от неразделенной любви. Ведь Полифем полюбил прекрасную нимфу Галатею, которая отвергла его любовь. Композиция картины строга симметрична и статична, в ней четко чередуются горизонталь и вертикаль. Очертание скалы слева, почти повторяется в силуэте дерева справа. Фигура Полифема на фоне скалы вписана в правильный треугольник. Этот пейзаж многие исследователи считают шедевром композиции.

У Никола Пуссена было немного учеников, но он фактически создал современную ему школу живописи. Творчество этого художника стало вершиной классицизма и оказало виляние на многих художников последующих столетий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: