double arrow

Архитектура Франции

Во второй половине XVII века возвышенные эстетические утопии ранних классицистов заинтересовали французскую монархию. Людовик XIV решил создать своеобразный классический ландшафт недалеко от Парижа. Так была создана резиденция короля – Версаль (1669 – 1685 гг.) архитекторы Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр. Как впоследствии Петербург по указу Петра I, так и Версаль был построен по указу властного молодого короля в местности, болотистой и пустынной. Раньше там стоял маленький охотничий замок Людовика XIII.

Версальский дворец выполнен в строгой регулярной и торжественной планировке. По замыслу архитекторов Большой дворец – главная часть комплекса должен был располагаться на искусственной террасе, где сходятся три главных проспекта Версаля. Один из них ведет к Парижу, а два боковых к дворцам Со и Сен-Клу.

Жюль Ардуэн-Мансар, приступив к работе, оформил все постройки в едином стиле. Фасады корпусов были поделены на три яруса. Нижний по образцу итальянского дворца-палаццо эпохи Возрождения отделан рустом (тесаный камень, лицевая поверхность, которого грубо околота, обычно с узким, более гладким кантом по краям), средний – самый крупный – заполнен высокими арочными окнами, между которыми расположены колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен, завершается балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда фигурных столбиков, соединенных перилами) и скульптурными группами, которые создают ощущение пышного убранства, хотя все фасады имеют строгий вид. Однако интерьер дворца отличается пышностью отделки, характерной для стиля барокко.

Огромное значение в дворцовом ансамбле принадлежит парку, спроектированному Андре Ленотром. Он отказался от искусственных водопадов и каскадов в стиле барокко, символизирующих стихийное начало в природе. Бассейны Ленотра четкой геометрической формы, зеркально гладкой поверхностью. Перед нами расстилаются ровные ковры газонов, в их зеленые зеркала и заключены прямые аллеи, которые уводят вдаль, к блистающему Большому каналу. Бесчисленные статуи фонтанов, вазонов, гармонируют с зеленью и водой. Парк Ленотра, благородный «зеленый дворец», радует больше, чем роскошный дворец Мансара и Лебрена.

Разбивка парков – тоже искусство, и искусство сложное: оно имело дело с непокорным живым материалом – все время меняющимся растительным миром. В садово-парковом искусстве сложились два основных принципа – пейзажный и регулярный. Пейзажные парки стали популярными в Англии, в них имитируется естественная природа: запутанные тропинки, заросли кустов и деревьев, укромные лужайки. Гуляя по такому парку, вы неожиданно набредете на ручей или речку с перекинутым через них мостиком, на уютную беседку или вдруг замечаете статую, смутно белеющую сквозь густую зелень. Такой «натуральный» парк вы найдете в Павловске под Петербургом.

Французский парк – это парк регулярный, в нем вся природа подчинена замыслу зодчего, дорожки выровнены, аллеи прямы, как стрелы, трава подстрижена, водоемы имеют правильные геометрические очертания, кронам деревьев приданы правильные конусообразные и шарообразные формы. В этих чинных парках есть своя прелесть, в чем убеждают сады Ленотра. Они особенно хороши вечером, в предзакатный час, когда золотое небо отражается в чашах бассейнов и длинные тени ложатся на песок четким решетчатым узором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: