Искусство Франции XVII века

В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства – абсолютизм. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643 – 1715) «Государство – это я» имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма.

Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны.

В это же время сложилось новое философское направление - рационализм (от лат. rationalis - «разумный»), которое признавало основой познания разум человека. «Я мыслю, следовательно, я существую», утверждал один из основоположников этого учения Рене Декарт (1596 – 1650). Именно способность человека мыслить, по мнению философов, возвышала его, превращала в подлинные образ и подобие Божие. На основе этого учения рождались мечты об идеальном обществе, основанном на законах разума и справедливости. Рационалисты, также как и художники-гуманисты, центральным образом искусства считали человека прекрасного, разумного, гармонично развитого, наделенного сознанием общественного долга. Однако гуманисты ценили свободу проявления естественной природы человека, у рационалистов она считалась разрушительной, только разум должен быть дисциплинирующим началом.

На основе этих представлений сформировался новый стиль в искусстве – классицизм. Название «классицизм» (от лат. classicus – «образцовый») можно перевести так, как «основанный на классике», т.е. произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом, как художественным, так и нравственным. Творцы этого стиля полагали, что красота существует объективно и её законы можно постигнуть с помощью разума. Конечная же цель искусства – преобразование мира и человека, согласно этим законам и воплощение идеала в реальной жизни. Отсюда его стремление к рационализму, к разуму и порядку, которые в идеале должны были царить в централизованном государстве.

Вся система художественного образования классицизма строилась на изучении античности и искусства Возрождения. Процесс творчества состоял прежде всего в соблюдении правил, установленных при изучении древних памятников, а достойными воплощения в произведениях искусства считались сюжеты из античной мифологии и истории.

Искусство классицизма подчинялось таким принципам как – гармония, строгость, пропорциональность, продуманность, логичность и симметрия. Этим принципам подчинялись и архитектура и живопись и скульптура.

Классицизм быстро распространился во Франции, он стал довольно популярным и признанным правительством художественным методом. Классицизм возвеличивал пафос общественного долга и способствовал выражению идей абсолютизма. Сам кардинал Ришелье, который фактически правил страной еще при Людовике XIII, выделял пенсии художникам-классицистам, так как они способствовали утверждению идей монархизма.

Важным событием для Франции стало открытие в 1648 году Академии живописи скульптуры. К концу 1660 года в ней были выработаны нормативные правила, которые служили созданию большого стиля прославления монархии. Утверждая незыблемость этих правил, представители классицизма во главе с художником Шарлем Лебреном (1619 – 1690), прикрывались авторитетом Пуссена, хотя его искусство ничего общего не имело с мертвой, догматичной системой прославления власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: