Жан Батист Симеон Шарден (1699 – 1779 гг.)

Творчество Шардена отличается от работ мастеров рококо и по стилю и по содержанию. Шарден много работал с натуры, что было не характерно для искусства XVIII столетия. Он сосредоточился на натюрморте и бытовых сценах – жанрах, целиком основанных на натурных наблюдениях. Художник не стремился учить и воспитывать, он просто показывал, как прекрасна обычная жизнь.

Расцвет творчества Шардена начался в 30 – 40- е гг. Именно тогда он создал большую часть своих жанровых композиций. В основном он писал сцены из повседневной жизни людей, принадлежавших к так называемому третьему сословию (буржуазия, ремесленники, крестьяне и рабочие, облагавшиеся налогом в отличие от дворянства и духовенства). Здесь царят скромность и достаток. Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Персонажи Шардена - люди добродетельные и благочестивые. Примерами таких работ являются «Молитва перед обедом» 1744 г., «Вернувшаяся с рынка» 1739 г. и др. Композиция таких работ строга, продуманна и довольно простая.

С 50-ых гг. главным жанром в творчестве Шардена стал натюрморт. Мастер хорошо был знаком с голландской и испанской традициями этого жанра, но его отношение к этому жанру неповторимо и оригинально. Для своих картин он выбирал несколько очень простых предметов («Медный бак», «Трубки и кувшин»), составляя из них строгую и ясную композицию. Каждый предмет на таких полотнах воспринимается, как нечто живое. Полотна Шардена напоминают, что кроме французского названия жанра nature morte («мертвая природа») существует ещё и английское и немецкое – still life, Stilleben («тихая жизнь»).

В «Натюрморте с атрибутами искусств» (1766 г.) собраны принадлежности живописца эпохи Просвещения: палитра с кистями, бумага, измерительные приборы, книги (художник должен постоянно учиться у древних), копия скульптуры Жана Батиста Пигаля (изображение древнегреческого бога Меркурия, покровителя искусств и ремесел), орден (намек на общественное предназначение и признание искусства). Все это создает представление об истинном художнике, живущем в мире высоких идеалов.

Эпоха Великой французской революции была временем жестокой расплаты аристократии за её паразитическую «сладкую жизнь»: она расплачивалась за нее своими головами на гильотине. Все, напоминающее о ее художественных вкусах, стало одиозным: Буше презирали, Фрагонара кое-как терпели, зато с новой яркостью вспыхнула звезда Пуссена, и воцарился Новый классицизм (неоклассицизм) революционной буржуазии, взявшей напрокат тоги и котурны античных героев. Знаменосцем искусства революции стал Луи Давид. Фанатический приверженец античных традиций, противопоставивший стилю рококо культ античного героя, пафос гражданского подвига – то, что было необходимо «гладиаторам буржуазного общества», «чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: