Франсиско Гойя (1746 – 1828 гг.)

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился в селении Фуэндетодос близ города Сарагоса (на северо-востоке Испании) в семье ремесленника – позолотчика алтарей. Образование художник получил весьма поверхностное, поэтому всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-ых годов семья художника переезжает в Сарагосу. Примерно в тринадцать лет Гойя поступает к местному художнику, у которого учится около трех лет. В 1763 году он пытается поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо, но сразу ему это не удалось, художнику пришлось приложить немало усилий, чтобы это случилось. Его приняли туда уже сложившимся художником в 1780 году.

Его искусство многолико, принадлежит разным периодам и в зрелом периоде отличается сложным подтекстом, зашифрованной системой иносказаний. Этот художник работал в самых разнообразных видах и жанрах искусства, но во всех его работах мы видим трагический и страстный творческий накал. Однако – это не только личное своеобразие художника, оно коренится еще и в самом испанском менталитете. Как пишет знаменитый русский писатель Михаил Кольцов, участвовавший в антифашистской борьбе Испании,: «Чувство трагического неимоверно у испанца, оно национально».

Во времена Гойи инквизиция еще заживо сжигала «ведьм» на костре за сношение с демонами, по тайным доносам сжигали за ересь. Инквизиция в своем зловещем лицемерии провозглашала смерть на костре «примирением с церковью»; казни устраивались публично на глазах у толпы. Также было очень популярным кровопролитное зрелище боя быков, опасной, щекочущей игры со смертью укоренилось как народный обычай испанцев. Постоянное созерцание крови и гибели – вместе с тем гордость, пылкость, великодушие народных нравов, готовность к опасности, готовность погибнуть самому. Отвага, чувство справедливости – и нависшая пелена мрака, смутная вера в демонические силы, которые играют человеческими судьбами, жизнью, смертью, любовью.

Вне этого фона трудно понять творчество Гойи.

В первую половину его жизни, когда Гойя почти не занимался гравюрой, а только живописью, трагическая тематика еще не обнаружилась в его произведениях. Тогда, Гойя был художником XVIII столетия – превосходным живописцем, стремившимся идти по стопам Веласкеса. Первые его картины очень красочны, мир в них предстает счастливым, естественным, пронизанным солнцем. Особенно поражает колорит этих работ, художник любил применять огненные тона, как бы сквозящие сквозь дымчатый налет или черную вуаль. Первую известность ему принесли работы, исполненные, скорее всего в духе рококо – картоны для шпалер (тканые картины). Он брал для них разнообразные сюжеты, используя свои богатые наблюдения над жизнью уличной толпы: тут были и нищие, и стражники, и контрабандисты, и веселящиеся поселяне. Яркими примерами таких картин являются: «Зонтик», «Продавец посуды», «Мадридский рынок». Но, пожалуй, одним из самых известных картонов Гойи, является «Соломенная кукла», на котором изображены четыре девушки, играющие с марионеткой. В этом произведении Гойя заложил определенный смысл – образы людей, играющих с куклой символизируют недолговечность молодости, ибо сама кукла подсказывает, что эти полные сил девушки скоро состарятся и превратятся точно в таких же марионеток.

Во второй половине 80-ых гг. Гойя был уже признанным художником. В 1789 году он получает звание придворного художника.

Однако блестящая карьера длилась недолго. В 1792 году Гойю начали мучить сильнейшие головные боли, зрение у него ослабло, и он полностью оглох. Веселый и жизнерадостный живописец остался в прошлом, а его место занял страдающий, замкнувшийся в себе живописец.

С этого момента Гойя работает в самых разнообразных жанрах, но особенно поражают зрителя его «черные картины», созданные художником на закате жизни. Перед нами предстает новый мир Гойи, поражающий нас своей странной неправильностью, он искажает человеческие лица, вскрывая что-то демоническое в людях, скрытое под покровом внешней благопристойности. Мир Гойи – это мир полный человеческой фальши, «искажений», нечисти и фантастических преувеличений.

В 90-ые годы появляется первая графическая серия работ Гойи названная «Капричос» (исп. «фантазия», «игра воображение»), состоящая из 80-ти офортов. В ней Гойя, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки – трусость, лицемерие, притворство и жестокость. В сущности, он разоблачил весь традиционный порядок и уклад жизни старой Испании. В его офортах реальное переплетается с фантастическим, гротеск переходит в карикатуру.

Офорты Гойи раскрывают тему борьбы добра со злом, причем зло торжествует. Человеческие пороки и духовное уродство плодят нечисть. Темной ночью колдуны и ведьмы, домовые и бесы хохочут, кривляются на шабаше («Когда расцветет, мы уйдем»). Однако с наступлением утра нечисть не исчезает, а лишь меняет свой облик, оборачиваясь внешне добропорядочными людьми. Духовенство и знать Испании предстают в «Капричос» в образах ослов, попугаев, обезьян («Какой златоуст!»). В «Капричос» старость берет верх над юностью, глупость и невежество над – умом, а распутство – над добродетелью. Гойя изобразил себя на одном из офортов окруженным слетающимися совами, летучими мышами и прочими тварями. Он назвал этот офорт «Сон разума рождает чудовищ».

В 1800 году Гойя создал для короля Карла IV портрет его семьи. В этом парадном полотне хорошо видна ирония художника по отношению к властителям мира сего. Гойя замечательно передал цвета и фактуру тканей: шелестящего легкого шелка, тяжелой золоченой парчи, прозрачных кружев, мягкого нежного бархата. Однако великолепие ярких нарядов, блеск золота и сияние драгоценностей лишь сильнее оттеняют физическое несовершенство и заурядность членов королевской фамилии. Лица героев некрасивы и, даже уродливы, тут мы видим типичное гойевское «искажение».

Портретов у Гойи было создано очень много, но среди них хотелось отметить портреты так называемых «мах». Махо и махи – так называли мужчин и женщин, принадлежавших к городскому простонародью. Они вели себя на редкость свободно, не придерживались общепринятых правил и норм поведения и всегда были готовы на любовные интриги. Однако эти люди больше всего отстаивали национальные обычаи, противились реформам Карла III, который желал привить испанцам французские моды и традиции. В 80-90-ых годах обычаи махо и мах стали модными при дворе. Одной из самых горячих сторонниц этих обычаев была возлюбленная Франсиско Гойи – Каэтана Альба. Помимо удивительной красоты она отличалась острым умом и независимым характером. Гойя написал несколько портретов герцогини. Однако самыми знаменитыми её изображениями являются «Одетая маха» и «Обнаженная маха». Все в этих полотнах проникнуто ароматом тайны и скрытой чувственности.

Другим знаменитым произведением, являются «Махи на балконе», по мнению исследователей, эта картина несет в себе символический смысл. Образы мах – символизируют прекрасную свободолюбивую Испанию, которая живет между решеткой тюрьмы и лапами слабеющей инквизиции.

В начале XIX столетия в Испании начинают происходить драматические события. В 1808 – 1814 гг. страну оккупировали войска Наполеона Бонапарта, что вызвало жесточайшее сопротивление испанцев, а затем разразилась первая испанская революция, которая тесно переплелась с национально-освободительным движением.

Новая серия офортов Гойи (1810 – 1820) получила название «Бедствия войны». В этих графических работах уже нет злодеев и нечистой силы, как в «Капричос», но есть жестокий реализм, который позволяет зрителю пережить войну вместе с художником, как чудовищную катастрофу. В «Бедствиях войны» переплетается множество тем. Это и голод, и грабеж, и разбой победителей.

Среди этих сцен Гойя поместил офорт «Какое мужество!». Здесь изображена Агостина Сарагосская, прославившаяся тем, что летом заменила возле пушки погибших артиллеристов. Композиция офорта проста и лаконична. Молодая женщина в светлом платье протягивает зажженный фитиль к залпу пушки, которая намного больше ей самой.

Были у Гойи и другие серии гравюр, посвященные жизни Испании такие как: «Тавромахия» 1815 – 1816 гг. и «Пословицы» 1816 – 1823.

Около 1814 года Гойя вновь обратился к теме войны и насилия, на этот раз, избрав технику масляной живописи. Особенно поражает полотно «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая». Перед нами предстают испанские борцы за свободу, которых должны расстрелять французские солдаты. Солдаты совершенно безлики, мундиры полностью скрывают их индивидуальные черты. Они стоят ровным строем, как лишенные чувств автоматы. Фигуры повстанцев, напротив, полны выразительности и драматизма. В толпе приговоренных каждый каждый переживает приближение смерти по-своему: кто-то плачет, кто-то молится. Среди них выделяется могучий испанец в белой рубахе. Он встречает смерть лицом к лицу, без страха. Его несоразмерно огромная фигура выхвачена из толпы потоком света; кажется, что все дула оружий нацелены только на него.

Поздний период творчества Гойи связан с монументальным циклом росписей в так называемом «Доме Глухого», который он приобрел в 1819 году. Гойя украсил две большие комнаты своего дома серией картин, которые впоследствии стали именовать «черными». Для этих картин характерна жестокая и смелая манера письма; все в них напоминает о смерти и тщете человеческой жизни. Многие ученые считают, что эти картины являются трагическими порождениями фантазии художника связанными с его болезнью (из-за сильных головных болей художника часто мучили галлюцинации). К таким картинам относят полотно, написанное на мифологическую тему «Сатурн, пожирающий собственных детей». Другой знаменитой работой является картина, придуманная самим художником «Пес», изображающая засыпанную песком собаку.

Гойя умер в нищете и забвении, забытый всеми, однако уже в середине XIX столетия творчество этого художника нашло множество восторженных поклонников. Жизнерадостность и трагизм, реалистичность и фантастика, гротеск, слившиеся в одно целое в работах испанского живописца, предвосхитили искусство второй половины XIX – XX столетий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: