СССР от 8 апреля 1989 г. «О внесении изменений и дополнений в

Закон СССР об уголовной ответственности за государственные

преступления»//Известия. -1989.- 5 августа

Заключение N 193 по заявке России на вступление в Совет Европы

(Страсбург, 25 января 1996 г.)

Распоряжение Президента РФ от 30 ноября 1992 года «О вопросах

защиты прав и интересов российских граждан за пределами

РФ»//Росс. газета.-1992.-10 дек.

Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по

предотвращению вмешательства политических партий и их

структур в деятельность государственных органов, предприятий,

учреждений и иных организаций» от 27 апреля 1993 года

//Росс. газета.-1993.-5 мая

Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор

места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993

года //Росс.газета.-1993.-10 авг.

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О нарушениях прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» от 10 октября 2000 года

ТЕМА 5

Дипломатическое

и консульское право

Тема имеет практическое значение. Основная цель ее изучения - овладение соответствующими институтами и понятиями, необходимыми для выполнения юридической работы в ситуациях, осложненных участием в них лиц, пользующихся международной защитой.

Дипломатическое и консульское право - одна из старейших отраслей современного международного права, определяющая правовой статус дипломатических учреждений и международных должностных лиц, а также - регламентирующая процедуру осуществления дипломатии и консульской службы.

Дипломатия - деятельность специально уполномоченных органов и должностные лиц по решению вопросов, имеющие межгосударственное значение. Консульская служба - деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц, состоящая, главным образом, в защите на иностранной территории интересов физических и юридических лиц отечественного государства.

И дипломатия, и консульская служба - два основных способа осуществления внешней политики государств. Разница между ними - в тактике деятельности, но не в ее политическом содержании. Не случайно и дипломатический аппарат, и аппарат консульский традиционно существуют в структуре одного ведомства – иностранных дел.

Внешняя политика государства осуществляется посредством двух категорий органов – внутригосударственных и зарубежных (подробная информация об этом содержится в учебниках и специальной литературе).

Чтобы уяснить правовой статус лиц, работающих в зарубежных органах внешних сношений, необходимо усвоить содержание понятий «дипломатический класс» и «дипломатический ранг».

Дипломатический класс - это уровень отношений между государствами. Дипломатический класс в соответствии с международным правом определяется по соглашению между заинтересованными государствами и присваивается главам дипломатических представительств.

Существует 3 уровня (класса) отношений между государствами:

1) класс послов

2) класс посланников

3) класс поверенных в делах

Дипломатические классы присваиваются только главам дипломатические представительств. От отнесенности главы представительства к тому или иному классу зависят существенные юридические последствия.

1. При достижении договоренности между государствами об установлении дипломатических отношений на уровне первого либо второго классов глава представительства подлежит аккредитации (прикреплению) к главе иностранного государства. Представительство в этом случае будет именоваться посольством.

2. Если же глава представительства имеет класс поверенного в делах, то может быть аккредитован только при главе ведомства иностранных дел, а соответствующее представительство будет называться миссией.

Дипломатический ранг - это специальное звание сотрудника ведомства иностранные дел, которое присваивается в соответствии с внутригосударственным законодательством (все сотрудники, относящиеся к «дипломатическому персоналу» заграничных дипломатические учреждений, имеют дипломатические ранги).

Дипломатические ранги, поскольку они присваиваются в соответствии с внутригосударственным законодательством, по своим наименованиям могут не совпадать.

В Российской Федерации существует следующая иерархия дипломатических рангов:

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Чрезвычайных и Полномочный Посланник 1, 2 классов

советник 1,2 классов

1-й секретарь 1,2 классов

2-й секретарь 1, 2 классов

3-й секретарь

атташе

Примечательно, консульские ранги во многих странах по наименованию совпадают с названиями классов и присваиваются в зависимости от занимаемого служебного положения. Обычно определенная консульская должность соответствует консульскому или дипломатическому рангу.

В заграничных дипломатических и консульских учреждениях работают лица, выполняющие различные служебные функции, а потому обладающие неодинаковым правовым статусом. В зависимости от выполняемых функций и правового статуса работники заграничных внешнеполитических учреждений подразделяются на:

1) дипломатический (консульский) персонал,

2) административно-технический и

3) обслуживающий персонал

В контексте задач, выполняемых органами внутренних дел, исключительно важно усвоить положения, характеризующие правовое положение персонала дипломатических и консульских учреждений.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Дипломатический персонал. К дипломатическому персоналу относится все «рангированные» сотрудники и члены их семей. Формальный признак, позволяющий определить дипломатический статус лица - наличие дипломатической карточки, выданной внешнеполитическим ведомством государства пребывания. Совокупность всех в лиц в данном государстве пребывания, отнесенных к категории дипломатического персонала, охватывается понятием «дипломатический корпус в широком смысле слова» (дипломатический корпус «в узком смысле» - совокупность глав всех дипломатических представительств в данном государстве). Наиболее существенные свойства правового статуса дипломатического персонала состоят в следующем.

Соответствующая категория лиц, по общему правилу, не подлежит привлечению ни к административной, ни к уголовной ответственности государством пребывания. К ним не могут быть применены какие-либо меры принуждения. Однако важно понимать, что иммунитеты лиц дипломатического персонала являются функциональными. Потому и существуют исключения из общего правила, которые необходимо знать.

Если запрет применения мер административной ответственности является абсолютным, то несколько иначе обстоит дело с возможностью привлечения соответствующего лица к уголовной ответственности по законодательству государства пребывания: оно подлежит юрисдикции данного государства в случае, если аккредитующее государство откажется от иммунитетов своего представителя (например, в январе 1997 года Грузия отказалась от иммунитетов советника своего посольства в США Георгия Махарадзе, который, управляя автомобилем в Нью-Йорке в нетрезвом состоянии, стал виновником автомобильной аварии, в которой погибла 16-летняя американка).

Функциональность дипломатических иммунитетов обусловливают и особые случаи, в которых к дипломатическим агентам могут применяться и меры принуждения. Такие меры применимы только в ситуациях необходимой обороны и крайней необходимости. Один из таких случаев прямо называется в Венской конвенции о дипломатических сношениях. Он связан с возможностью таможенного досмотра личного багажа дипломатического сотрудника при наличии оснований полагать, что в этом багаже имеются предметы, ввоз и вывоз которых запрещен законодательством государства пребывания. Однако такой досмотр допустимо осуществлять только в присутствии владельца или его представителя.

Кроме того, не менее важно знать, что, если аккредитующее государство в случае совершения преступления своим дипломатическим агентом, не откажется от его иммунитетов, оно обязано решить вопрос о его ответственности по национальному законодательству.

Дипломатический сотрудник вправе, но не обязан давать свидетельские показания.

Административно-технический персонал. К этой категории относятся «нерангированные» сотрудники представительства, помогающие дипломатическим агентам выполнять их функции: переводчики, шифровальщики, сотрудники секретариата, а иногда - службы безопасности (если таковая, по согласованию с государством пребывания, имеется в представительстве).

В принципе, административно-технический персонал пользуется теми же иммунитетами, что и персонал дипломатический, но с некоторыми изъятиями: а) его сотрудники могут привлекаться к административной ответственности, если правонарушение совершено не при исполнении служебных обязанностей; б) личный багаж сотрудников административно-технического персонала подлежит таможенному досмотру.

Еще одно важное обстоятельство: по специальным договорам с некоторыми государствами административно-технический персонал в отношении иммунитетов полностью приравнивается к дипломатическому.

Обслуживающий персонал. В состав этой категории персонала входят рабочие и служащие различных специальностей, обеспечивающие нормальное функционирование предстательства.

Важно понять, что иммунитетами пользуются только иностранцы, не имеющие постоянного места жительства в государстве пребывания. Они привлекаются и к уголовной, и к административной ответственности за деятельность, не связанную с выполнением служебных обязанностей. Лица без гражданства и граждане государства пребывания иммунитетами не обладают.

КОНСУЛЬСКИЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

В консульских представительствах те же категории персонала (естественно, первая категория именуется не дипломатическим, а консульским персоналом). Иммунитетом от юрисдикции государства пребывания, как правило, обладает только консульский персонал.

Для привлечения к уголовной ответственности сотрудника консульского персонала достаточно установить, что им совершено тяжкое преступление. При этом необходимо исходить из международно-правовой трактовки понятия «тяжкое преступление».

Действующие консульские конвенции двояко решают этот вопрос. В большинстве случаев под тяжким понимается такое преступление, которое квалифицируется как таковое по законодательству государства пребывания. Однако отдельные консульские конвенции предусматривают, что тяжкое - такое преступление, за которое по законодательству государства пребывания может быть назначено наказание в виде тюремного заключения на срок не менее пяти лет.

Консульские сотрудники подлежат привлечений к административной ответственности за действия, не связанные с выполнением служебных обязанностей.

Они, в отличие от сотрудников дипломатического персонала, обязаны дать свидетельские показания и явиться по вызову органа предварительного расследования или суда. Однако (и это тоже весьма существенное обстоятельство) в случае неявки, они не могут быть подвергнуты принудительному приводу.

В заключение подчеркнем: таковы наиболее типичные свойства иммунитетов сотрудников консульского персонала. Тем не менее консульские конвенции России с отдельными государствами могут предусматривать иное - например, приравнивать персонал консульских представительств в отношении иммунитетов к персоналу представительств дипломатических.

Из этого необходимо сделать вывод: для решения вопроса о возможности применения принудительных мер к лицам, относящемуся к любому из трех категории консульских представительств, необходимо ознакомиться с правилами, предусмотренным консульской конвенцией России с конкретным иностранным государством.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Блищенко И.П. Дипломатическое право. -М.,1970

Зорин В.А. Основы дипломатической службы. -М., 1977

Никифоров Д.С., Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в СССР: принципы, нормы, практика. -М.,1985

Бобылев Г. В., Зуйков И. Г. Основы консульской службы. -М.,1986

Венские конвенции: 1961г. (о дипломатических сношениях) и 1963 г. (о консульских сношениях)

Положение о дипломатических и консульские представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г.

Консульский устав Союза Советских Социалистических Республик (утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР 25 июня 1976 г.)

Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. N 271) (с изменениями от 31 мая 2001 г., 16 сентября 2002 г.)

Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации (утв. приказом МИД РФ от 14 августа 1996 г. N 6430)

Положение о Консульском учреждении Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330)

Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве (утв. Указом Президента РФ от 7 сентября 1999 г. N 1180)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: