Художественные особенности мозаик

На Руси мозаика появляется с принятием христианства.

Иконы и фрески обычно писали на золотом фоне, подчеркивавшем святость изображенных на них неподвижных, повернутых к зрителю фигур. Линейная перспектива отсутствовала, и это указывало на то, что образ существовал вне суетной, временной реальности. Мозаика в России всегда была признаком роскоши и царственной власти. Первый опыт явления мозаик на Руси можно видеть в Софии Киевской, чьи монументальные полотна, по прошествии почти 1000 лет столь же чисты и цветоносны, как и много лет назад. Как известно из исторических летописей софийские мозаики набирались византийскими мастерами.

38. Иконостас в структуре русского храма. Иконопись. Феофан Грек.
Иконостас – это алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские обычаи. Благоприятная ситуация для роста алтарной преграды была в деревянных церквях, которых на Руси было большинство. В них не делалось настенной росписи, всегда очень важной в храмах византийских, поэтому могло увеличиваться количество икон. в каменных храмах обыкновенно делалась алтарная преграда с деисусом над архитравом и иконами Христа и Богоматери внизу. Только ставились они первоначально не в саму преграду, а у восточных столпов храма. Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас. Сохранились царские врата XIII—XIV вв., относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам. На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостол Петр и апостол Павел.

Икона пришла на Русь из Византии. Первыми учителями русских иконописцев стали византийские мастера, воспитывавшиеся на многовековых традициях, уходящих корнями в античный мир. Икону отличает гармония рисунка и цвета, чистота красок, изящество линий, отточенность композиции. Икона позволяет проникнуть в возвышенный и мудрый мир, сложившийся на основе древнехристианских представлений. Высокая степень самосознания и чувство социальной ответственности руководило выдающимися живописцами Древней Руси.

Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст».

Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.

В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нём нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и её отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.

Во фресках Феофана Грека острые пробела, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лика, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий её природные формы и возрождающий её к новой, одухотворенной жизни. Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира. Тревожность и острота искусства Феофана Грека рождены в духовной атмосфере позднепалеологовского времени, с характерным для него более индивидуальным переживанием религии и тяготением к монашескому подвижничеству.

Совсем иной акцент — в иконах мастера (иконы Христа во славе, Богоматери, Иоанна Предтечи, апостола Павла в составе Деисуса Благовещенского собора в Московском Кремле, ок. 1390; Донская икона Богоматери с Успением на обороте, ок. 1392, ГТГ). Их отличает мягкое многосложное письмо, насыщенные драгоценные цвета, чудесная и завораживающая красота, созерцательность, преображенность светом.

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Донская икона Божией Матери Деисусная икона Богородицы из иконостаса Благовещенского собора

Иоанн Предтеча

39. Троице–Сергиева Лавра – архитектурно–художественные особенности ансамбля. Творчество Андрея Рублева.
Рублёв Андрей (около 1360—1370 — 1427), русский живописец, создатель московской школы живописи.Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные. Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московской Руси; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.

В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина ("Спас", "Апостол Павел", "Архангел Михаил", все — рубеж 14—15 вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. В конце 14 — начале 15 вв. Рублёв создал свой шедевр — икону "Троица". Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишнёвого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным "голубцом" и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. "Троица" рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Р. совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Р. в Успенском соборе наиболее значительна композиция "Страшный суд", где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Р. во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи. "вклад Андрея Рублева в мировое изобразительное искусство неоценим. Он принес в работу художника ту тщательность исполнения, что не была характерна для средневековья. Мир его красок поражает воображение до сих пор"

"Троица" Спас Апостол Павел из деисусного чина.

Архангел Михаил из деисусного чина.

Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». в монастыре был крещён Иван Грозный.

Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения.

Самое раннее сооружение в монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, построенный в 1422—1423 годах, на месте деревянного одноименного храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица» Крупнейшее сооружение монастыря — Успенский собор — воздвигнуто 1559—1585 по образцу Успенского собора Московского Кремля. Второй по возрасту лаврский храм— Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году. Сложен он из кирпича и представляет собой классический пример псковского зодчества. Завершается он невысокой синекупольной колокольней (тип храма — «иже под колоколы»).

Троицкий собор Духовская церковь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: