Особенности Венецианской школы живописи. Джорджоне. Тициан

Джорджоне (итал. Giorgione, настоящее имя Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Giorgio Barbarelli da Castelfranco; около 1478, Кастельфранко, — 1510, Венеция), итальянский художник, первый по времени в плеяде ведущих мастеров венецианской живописи чинквеченто 16 века. С достаточной определенностью Джорджоне, прожившему совсем короткую жизнь, приписывается совсем немного, один или два (в зависимости от строгости ученых-атрибуторов) десятка картин, причем все самые характерные и знаменитые из них каждая по отдельности представляют собой волнующую, до сих пор не раскрытую загадку. Дело в том, что Джорджоне гораздо решительнее, чем все его современники (даже такие как Леонардо да Винчи или Рафаэль) перешел от композиций, основанных на четких символических программах, к свободным поэтическим импровизациям, смысл которых прихотливо меняется в зависимости от настроения зрителя. Этот мечтательный лиризм сопряжен у него с замечательным живописным мастерством: Джорджоне (Giorgione; собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510), итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. Джорджоне первым из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, и не чуждому натуральности пейзажу. Сохраняя свойственные искусству Раннего Возрождения ясность объемов и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью прозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с пейзажем. Придавая теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, он сочетал их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству.

Юдифь, 1504 Три философа, 1508 Гроза, 1505-1508 Спящая Венера Мадонна на фоне пейзажа, 1503 Три возраста жизни 1505-1510

Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 - 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (“Любовь земная и небесная”, около 1514-1516, “Флора”, около 1515). В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого. В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (“Даная”, около 1554, “Венера перед зеркалом”, 1550-е годы,

Любовь земная и небесная Флора Даная Венера перед зеркалом Юноша с разорванной перчаткой,

Архитектура древнего мира Египет Месопотамия и др. Античная архитектура Греческая Римская Средневековая архитектура Византийская Романская Готика Архитектура Нового времени Ренессанс Барокко и Рококо
Классицизм и Ампир Эклектика или Историзм Модерн, он же Арт-нуво, Югендстиль, Сецессион и др. Архитектура Новейшего времени Конструктивизм Арт-деко Модернизм или Интернациональный стиль Хай-тек Постмодернизм Разнообразные современные стили
Основные архитектурные стили:

Романский стиль XI-XIII века. Плоскостность, упрощенность, выразительные очертания. Видимое византийское влияние. Самым частым мотивом является Христос как самодержец и судья. Строгий, отдаленный природе язык форм. Настенная живопись и лицевая рукопись. Основой художественного творчества является цветной рисунок.

Готический стиль XII век и середина XVI века. Статические фигуры, картина в целом производит впечатление плоскости, цветовая символика. Картины переполнены системой религиозных символов. Сюжетом служат христианские легенды о Деве Марии и библейские истории. Настенная живопись и книжная миниатюра, иконопись (живопись на деревянных досках), витражи.

Ренессанс XIV-XVI века. Глубина простора, полные объемы, перспектива. Возврат к природе и человеку, понимание красоты как гармонии. В качестве сюжета служит человек, античные мифы, обнаженная натура, пейзаж. Культ красоты и гармонии. Фрески и картины на стенах.

Барокко и рококо Конец XVI и середина XVIII веков. Движение, действие, драматизм, насыщенные цвета, свет, но и светотень, монументальность и сложная композиция. В рококо - пастельная колоритность. Сюжетом являются жанровые сцены из Библии и мифологии, а также природа и натюрморт.

Классицизм Конец XVII и начало XIX веков. Рисунок подавляет цвет, моделировка светом, точная композиция. Холодная и строгая живопись. Сюжет обращается, в первую очередь, к античности и Древнему Риму, неестественные сцены из жизни, портреты. Составной частью стиля являются ампир и бидермейер.

Романтизм Конец XVIII и середина XIX веков, у нас до конца века. Живой колорит, более свободная композиция, непосредственное изображение действительности. Идеализирование и поэтичность страны, служащие противовесом недостаткам цивилизации. Сюжет изображает страсти, чувства, идеализированное действие. Изображаемое художником наполнено пафосом и возбуждением.

Реализм XIX века Вторая половина XIX века. Живопись изображает каждодневную реальную действительность. Простая композиция, землистые цвета. В качестве сюжета служит страна, труд, простая жизнь. Распознаем критический реализм, романтический реализм.

Модерн Конец XIX и начало XX веков. Характерная стилизация элементов растений, декоративность, мягкие линии, колорит, основанный на гармонии холодных тонов. Сюжеты из культуры и природы со склонностью к таинственному. Более темная и неприятная пестрость.

Импрессионизм Конец XIX века. Живопись мгновения, впечатление для глаз. Трепещащий от солнца и воздуха цвет. Яркие тона основных красок, устраненный набросок. Сюжетом является страна и картины из жизни человека. Непосредственная работа художника на пленэре, а не в ателье. Использование техники алла прима.

Очевидно сложность общественного развития XX столетия, научно-техническая революция и сопровождающие ее признаки, способствовали тому, что другие большие стили после модерна уже не появились. Постепенно живопись становится самостоятельной, освобождаясь от исторического членения стилей, и развивается в своем собственном направлении. Историческое развитие классической живописи (исторических стилей) импрессионисты закончили своим субъективным пониманием реализма.

В обычном творчестве художников, в отличие от галерей и художественной литературы, мы очень редко можем встретиться с характерными картинами определенного стиля. Речь идет о комбинации, влиянии на художника какого-либо из стилей и т. п. Для картины важно ее качество, а не то, написана ли она художником в определенном изобразительном стиле. Изобразительные стили станут историей, а хорошая картина будет всегда живой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: