Кругооборот доходов и расходов при участии государства

Введение государства в рыночную систему привело к тому, что домашние хозяйства стали выплачивать в государственный бюджет налоги на сумму 200 млрд р Из этой суммы государство 100 млрд р. расходует на закупку товаров и услуг для государственных учреждении, вооруженных сил и т. д., а 100 млрд р. возвращает домашним хозяйствам в виде пенсий и пособий. Теперь общая сумма доходов домашних хозяйств составляет 1100 млрд р., а их чистый доход, т. е доход за вычетом налогов, составляет 900 млрд р. Выручка фирм остается равной 1000 млрд р.


которые создаются фирмами. Эти доходы по-прежнему тратятся на потребительские товары и услуги и сберегаются и инвестируются через посредство рынка капиталов в факторы производства. Но теперь часть доходов, полученных домашними хозяйствами, отчисляется в государственный бюджет в виде налогов. Они становятся доходами государства. Часть этих средств государство расходует на оплату товаров и услуг, которые необходимы государству для того, чтобы оно могло выполнять свои функции. Другая часть доходов государственного бюджета расходуется на пенсии и пособия, т. е. образует форму доходов домашних хозяйств. /

Смешанная экономика

Рассмотрение вопроса о том, какую роль играет государство, показывает, что "в реальной действительности чисто рыночной системы никогда не существовало и существовать не может. В настоящее время практически в любой стране мира уже сложилась или формируется смешанная экономика.

^ СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА - это рыночная Л система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

В рамках смешанной экономики частная собственность трансформируется из индивидуальной в различные формы ассоциированной собственности, прежде всего в акционерную и ее разновидности, а также все возрастающее значение приобретают различные виды общественной собственности — собственность общественных объединений (организаций), групповая, коллективная, индивидуальная собственность.

В самых общих чертах Гместо государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

1. Государство вырабатывает «правила игры». Непременным условием функционирования рыночной экономики выступает соответствующая ей\ правовая основа.\ Государственные органы должны обеспечить-равные права всем участникам хозяйственной деятельности:s пресекать злоупотребление ^ монопольным положением на рынке крупнейшими фирмами, вести борьбу с недобросовестной конкуренцией, обеспечивать защиту прав собственности, контро-


лировать деятельность фирм с целью недопущения незаконных финансовых операций, нарушения прав потребителей, злостных банкротств и т. д. При этом сами государственные структуры обязаны действовать в рамках принятых законов,чпроводить экономическую политику в соответствии с установленными представительными Органами власти правовыми нормами.

2. Поскольку рыночной системе органически присуща определенная нестабильность, перед любым государством стоит про-"блема стабилизации экономики. Решение ртой проблемы сводится к нескольким Гзадачам:

— обеспечение полной занятости;

— максимально возможное сглаживание циклических коле
баний;

— недопущение того, чтобы инфляция приобрела нежела
тельный и особенно угрожающий характер (галопирующая,
гиперинфляция);

* — регулирование платежного баланса;

— создание устойчивой денежной системы.^

По всей видимости, только при условии более или менее успешного решения проблемы экономической стабильности государство будет располагать необходимыми предпосылками для осуществления социальной защиты и социальных гарантий широким слоям населения: гарантия минимального уровня заработной платы, пенсионное обеспечение, финансирование производства услуг, которые не являются объектом частного предпринимательства (фундаментальная наука, общее образование, медицинское обслуживание Ц

/ Опыт многих западных стран и России показал, что в обстановке глубокого и затяжного спада, галопирующей инфляции и массовой безработицы государство не в состоянии в достаточной мере обеспечить социально ориентированное распределение финансовых ресурсов и, следовательно, решить указанные задачи. Заметим, что некоторые черты смешанной экономики были присущи и административно-плановой системе. Централизованное руководство и планирование экономики не исключали того, что многие виды продукции, главным образом предметы потребления, не подлежали прямому распределению между государственными предприятиями, а продавались индивидуальным лицам. Как на потребительские товары, так и на средства производства (оборудование, сырье и т. д.) устанавливались определенные цены,

25 Ограниченность возможностей рынка_______________________________

Смешанная экономика Q "\


что предполагало оплату всех видов этой продукции деньгами. Наемные работники за свой труд получали доход в форме заработной платы, а государственные предприятия — в форме прибыли. Купля-продажа товаров и услуг не могла обойтись без достаточно развитой торговли. Немалую роль в условиях административно-плановой системы играли банки. Колхозники, рабочие совхозов и другие сельские жители имели приусадебные участки, на которых производилась продукция, поставляемая на рынок. Этот сектор экономики вообще не подлежал планированию. Все это свидетельствует о том, что административно-плановая система не избежала использования рыночных инструментов управления экономикой. В известном смысле она тоже может рассматриваться как своего рода смешанная экономика.

Таким образом, как административно-плановая, так и рыночная системы ни в одной стране не выступали в чистом виде. Разница между ними заключается в том, что при рыночной системе экономика управляется «невидимой рукой», а государство содействует работе «невидимой руки» и доделывает то, что «невидимая рука» сделать не может или что она делает плохо; при административно-плановой системе «невидимая рука» ампутирована, но инструменты, которые она использовала (цены, деньги, банки и т. д.), все-таки применяются,\ так как без их помощи эта система была не в состоянии решать фундаментальные проблемы экономики.

Пределы вмешательства государства в экономику

Сложным в теоретическом и практическом плане является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.

Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного механизма.

Так, например, желание обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества в Швеции, в государстве «всеобщего благоденствия», заставило правительство поднять уровень налогообло-

_____________________________________________________ Глава 2

62 Рыночная система хозяйствования Смешанная экономика


|сения наиболее высоких индивидуальных доходов, что подорвало у |рсокооплачиваемой части населения стимулы к овладению слож-рыми специальностями. В результате это привело к снижению эффективности производства, торможению роста производительности труда. В то же время у получателей социальных пособий появилась возможность, не работая, обеспечить себе вполне сносный уровень жизни. Это породило/среди определенной их части иждивенческие настроения, не способствовало укреплению семьи, так Как пособие обычно выплачивалось только одиноким матерям; если рсенщина выходила замуж, выплата пособия прекращалась.

Кроме того, следует иметь в виду, что'чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.

Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, ^акими бы благими намерениями оно ни руководствовалось, как |Яравило, происходят губительные деформации рыночных процес-$ов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его цлои, которым государство стремилось помочь. Из этого следует, что вмешательство государства в экономику оправданно только в тех случаях, когда рыночный механизм не может обеспечить решения проблем, стоящих перед обществом, или когда действие рыночного механизма порождает негативные явления, противоречащие интересам общества.

РЕЗЮМЕ

«Важнейшим критерием, лежащим в основе отличия экономических систем, является способ, каким решаются три фундаментальные проблемы экономики: что, как и для кого производить? Способы решения этих проблем отличаются друг от друга в условиях административно-плановой и рыночной систем.

v Административно-плановая система, основанная на государственной форме собственности, централизованном планировании, жестком подчинении всех экономических ячеек центру, не способствовала росту эффективности производства, подавляла у людей стремление к высокопроизводительному труду, новаторству, не создавала условий для рационального использования ресурсов.


Под рынком понимают механизм установления связи между продавцами и покупателями продукции. Важнейшими причинами развития рыночной экономики являются разделение труда и появление частной собственности на основные факторы и результаты труда.

Рыночная цена, формирующаяся на свободном рынке под влиянием спроса и предложения, указывает, что производить: если товара производится недостаточно, цена на него высока. Сопоставление рыночной цены и затрат на производство подскажет производителю, как производить: он будет выбирать такой способ производства, который приведет к снижению затрат и увеличению его прибыли. Рынок дает ответ и на вопрос, для кого производить, потому что товар купит тот, у кого есть намерение купить его и деньги на его приобретение.

Рынок выполняет важнейшие функции, способствующие росту эффективности производства: информирования продавцов и покупателей о состоянии объема спроса и предложения, качестве продукции, ценности товаров и т. п.; регулирования распределения ресурсов по отраслям в соответствии с объемом и структурой потребностей; стимулирования производителей применять достижения НТР; санирования экономики путем вытеснения из производства на основе существующей конкуренции неэффективных предприятии В результате конкуренции выигрывают все группы потребителей.

Схема кругооборота товаров, денег и доходов дает общее представление об организации и функционировании экономики. Домашние хозяйства получают доходы в качестве собственников факторов производства, применяемых фирмами. Фирмы производят потребительские товары и услуги, которые они продают домашним хозяйствам. Домашние хозяйства, в свою очередь, часть своих доходов тратят на приобретение потребительских товаров и услуг, а часть сберегают и инвестируют их через посредство рынка капиталов в факторы производства.

Несмотря на то что рынок является лучшей из всех известных форм ведения хозяйства, все возникающие в экономике проблемы он решить не в состоянии 'Рыночная система не может решить проблему безработицы, экономических спадов, бедности, монополизации экономики, инфляции. Рынок порождает внешние эффекты, как отрицательные, издержки по которым несут не участвующие в купле-продаже третьи лица, так и положительные, эффект от которых не может быть расширен путем использования


^олько рыночного механизма. Частный производитель в условиях рыночной экономики не заинтересован производить общественные блага, удовлетворяющие на совместной основе ряд важнейших потребностей людей. Все перечисленные проблемы могут решаться только при участии государства.

Важнейшей теоретической и практической проблемой является определение границ государственного вмешательства в экономику. Очевидно, глубина такого вмешательства не должна переходить грань, за которой может начаться разрушение механизма рыночного саморегулирования.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой административно-плановая систе
ма общества, какие черты характеризуют эту систему?

2. Почему административно-плановая система оказалась не
эффективной, маловосприимчивой к научно-техническо
му прогрессу?

3. Что такое рынок? Приведите примеры конкретных форм
взаимодействия продавцов и покупателей на рынках раз
личных видов.

4. Объясните, как «невидимая рука» рынка примиряет эгои
стические интересы частных предпринимателей, стремя
щихся к получению большего дохода и процветанию, с ин
тересами остальных членов общества.

5. Раскройте содержание основных функций рынка.

6. Какую роль в развитии экономики играет конкуренция?

7. Если завод по производству удобрений отравляет реку, в ко
торой местные жители берут воду для питья, как государство
может уменьшить влияние этого отрицательного эффекта?

8. Фармакологическая фирма наладила производство эффек
тивного лекарства против гриппа. Как государство может
увеличить выгоду третьих лиц?

9. Перечислите основные отличия между общественными
и частными благами.

10. В чем вы видите ограниченность возможностей рынка?

11. Что такое смешанная экономика?

12. Почему должны существовать пределы вмешательства го
сударства в экономику?


^И^ИИИРгяУгАжч^^ИИ^^И


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: