double arrow

Военно-аристократическое государства в Спарте

Основные черты афинского права.

Афинская демократия.

Общественный строй Древних Афин.

Периодизация истории Древней Греции.

Античная цивилизация и античная государственность.

1. Существовавшая в этот период цивилизация Древней Греции и Древнего Рима интересны не только сами по себе, но и конечно же тем, что именно они положили начало продолжающейся еще и сегодня традиции государственности и права в Европе. Античное общество и античное государство были новым периодом в развитии государства и права в сравнении с периодом государственности Древнего Востока. Этими новыми особенностями, отличающими две эпохи Древнего Мира, были:

a) Античные цивилизации были цивилизациями ярко выраженной индивидуальной собственности. И гораздо большей ступенью индивидуализма в сравнении с Древними государствами Востока.

b) Рабовладельческий характер хозяйства.

Цивилизации античные могут быть названы цивилизациями моря, морскими. С раннего времени их возникновения и развития существенную роль играют торговые отношения и военно-торговые отношения. Мотором для развития была необходимость было развитие торговли, финансов и военная политика. Если говорить о роли государства, о действии со стороны государства, военная политика, торговая политика приобретали большое значение по сравнению с Древневосточной цивилизацией. Практически с самого своего возникновения античные государственные образования стремились выходить за свои границы, стремились к экспансии колланизационной. Изначально не к покорению новых земель, а к коланизации новых и новых районов. А затем шла имперская политика постепенно от коланизации переходили к завоеванию. В результате античная цивилизация, как греческая, так и римская, обе превратились в мировые империи. Это потребовало и привело к выработке навыков и основ управления такими широкими по территориями и разнообразными по населению империями.

Античное государство составило особый тип государственности. Более высокой, чем Древневосточная. Это государство было построено на основе принципов народовластия, гражданской свободы и соединения с особым полисным строем. Оставаясь, государственностью, государство избранным, античная государственность демонстрирует высокую вовлеченность граждан в осуществление публичной власти, в управлении государством в сравнении с Древневосточным государством. А это считается проявлением прогресса.

Создание обширных по территории империй, которые были военно-бюрократическими государственными образованиями, которые оставили наследство в виде проверенных государственных институтов, механизмов для последующих государств уже 1 тыс. Стоит отметить Римское право, которое легло в основу и продолжает являться таковой последующей и современной правовой системой, правовой техники, правовой терминологии.

2. Началом политической истории, государственной истории был период разложения первобытного общества и наступления полисного этапа образования и развития государства.

Полисы явились своеобразными государственными образованиями, которые характеризовались:

  • замкнутостью территории,
  • относительно небольшой численностью граждан,
  • наличие самого института гражданства, которое давало право на земельные участки в черте полиса.
  • Наличие органов самоуправления.

Полисный этап обычно делят на три периода:

  • Гомеровский период (11-9 века до н.э.)
  • Архаический период (8-6 века до н.э.)
  • Классический период (5-4 века до н.э.)

На смену этим периодам приходит империя. Это империя Александра Македонского и наконец, римское завоевание.

В гомеровский период еще господствуют родовые отношения и то, что обозначается понятием военная демократия. Во главе общин становятся вожди, возилевсы. Постоянно действует совет высших представителей знати – совет родовой знати (гулэ). Обязательно периодически проводятся собрания всего свободного населения (народные собрания) – агора. В конце этого периода преимущественно родовые первобытные отношения заменяются рабовладельческими.

В архаический период создается и будет для нас иллюстрацией и основным объектом изучения, сильное Афинское государство. Легендарный царь Тезей объединяет несколько до этого обособленных общин вокруг Афинского акрополя. Акрополь – высокое место, высокий город. Свободное население Тезей делит на несколько групп:

1) Эфпатриды – аристократия, владельцы крупных земельных участков.

2) Геоморы – мелкие земельные собственники.

3) Демиурги – ремесленники.

Две последние категории составляли демос – народ, в отличие от аристократии. Наконец, кроме аристократии и демоса еще можно назвать рабов. Любопытной частью населения Афинского полиса, который таким образом стал формироваться, Были люди не местного происхождения, иностранцы, которые могли постоянно проживать в полисе, заниматься различными занятиями – метеки. Они не были членами полиса, т.е. не были гражданами и соответственно не имели политических прав. На ряду с этим делением в Афинском полисе сохраняется традиционное, от родового строя, деление общества на роды – фратрии. Они были объединением нескольких родов, с единым культом, с общим владением. В Древних Афинах первоначально насчитывалось 12 фратрий. По приблизительно 30 родов каждый. В свою очередь несколько фратрий традиционно считались частью одной филы. Филы, их было первоначально 4, были объединением фратрий, также с общим культом, в общими жрецами, что характерно. И фратрии, и филы определяли организацию войска, были соответственно организационными единицами, боевыми единицами во время войны. Первоначально только те, кто был членами фратрий и фил обладали гражданском, считались гражданами. Принадлежность к фратриям, родам, было условие гражданства. Постепенное расширение крупно земельной собственности привело не только к напряженности в полисе, но и к кризису в государстве (начало 6 в. До н.э.), поэтому в самом начале 594 года до н.э. один из правителей аргонтов, наделенный чрезвычайными полномочиями – салон – осуществил комплекс реформ, которые принято считать началом утверждения афинской демократии.

Реформа Самона.

1) провел акции по списанию всех долгов и задолженностей, следовательно, сняв остроту социального кризиса.

2) ввел запрет на обращение афинских граждан в рабство за долги. Прощение долгов получило название сисафия.

3) вводит единую и обязательную и более прогрессивную мер и весов.

4) в социальной сфере родовые привилегии были заменены имущественными. Салон предложил различать статус граждан в зависимости не от их родовой принадлежности, а от их богатства, состоятельности. Все граждане по имущественному признаку были разделены на 4 категории:

Ø Крупные собственники (пентакосиямедимны) – пятисотмерники. Этот термин означает, что доход, получаемый этой группой граждан, должен был превышать 500 медимнов (52 литров зерна).

Ø Всадники – их имущество должно было быть не меньше 300 медимнов (300-500 медимнов зерна)

Ø Зевкиты – размер дохода от 200 до 300 медимнов зерна в год.

Ø Феты – доход менее 200 медимнов.

Смысл этого деления на разряды заключался не в фиксации и констатации разного уровня доходов. Принадлежность к разным разрядам по степени доходов, связывалась с различием в правовом статусе и обязанностях граждан. Зажиточные граждане обладали большими правами, но при этом несли и большие обязанности. Например, правителями могли избираться только граждане из высшего разряда, они зато, должны были нести и самые серьезные обязанности в военной сфере, они должны были выставлять конных воинов за свой счет и вооружаться. Также они оплачивали хоры, содержание хоров. Военных кораблей. А фот феты, они должны были сражаться в качестве легко вооруженной пехоты, гребцов, тем не менее в политической жизни, выборов органов власти участвовала и эта категория граждан. То есть все граждане без исключения.

5) противовес аристократическому совету старейшин (ариапагу) Салон создает совет четырехсот. В качестве высшего государственного органа. По 100 человек от каждой филы.

6) Было решено регулярно проводить народное собрание из всех афинских граждан для решения важнейших вопросов афинской жизни и в том числе для выбора 9 правителей (архонтов), для избрания должностных лиц 9 архонтов и 6000 судей.

7) Было решено ввести народный суд (Гелиэя). Он был народным судом. При этом судьи (Гелиасты) выбирались из всех граждан, представителей всех разрядов независимо от уровня их доходов, правда в отличие от других политических прав с возраста 30 лет. Это был решающий шаг в сломе родового строя, реформа Салона ознаменовали ликвидацию остатков родового строя и начало перехода к афинской демократии.

Реформа Клисфена (509-507 гг до н.э.)

Ø Разделил всю антику на 10 новых территориальных фил, смешав прежние родовые филы. Фратрии при этом стали играть только религиозную структуру. А вот филы уже становятся территориальным объединением, принадлежность которых не связана с религией. По 50 представителей от каждой филы выбирали в высший орган в совет 500. Состав совета было решено менять ежегодно. Самыми мелкими единицами становятся деми. Их было около 100. При этом были уравнены в правах и те, кто давно имел от предков получал гражданство афинское и те, кто жил на территории расширявшегося полиса.

Ø Реформы Клисфена переводят афинское общество в классический период полисного этапа.

Политическим фоном были успешные для Афин события: победы в войнах, которые были одержаны при руководящей роли афинского полиса, развитие успешное экономики на фоне расширения территории, колонизация Афин, наступает расцвет классической рабовладельческой демократии, что было связано с деятельностью самых выдающихся политиков и государственных деятелей, этого классического периода, стратегом Эфиальтом и Перика. Эфиальт отобрал у этого органа право налагать вето на народное собрание. Ариапаг был лишен права налагать вето на решения народного собрания. Это право было передано Гелелеям (народному суду, судьям), также важным шагом в укреплении афинской демократии, была передача права контролировать деятельность должностных лиц и исполнение законов к исполнительным органам. Представители исполнительной власти ставились под контроль выборных органов. Прежде, таким правом пользовались аристократы совета старейшин. Поскольку эта подконтрольность народу представителей исполнительной власти будет и дальше принципиальной особенностью афинской демократии, есть смысл познакомиться с технической стороной этого контроля. В течение 30 дней после завершения своих полномочий все магистраты, все представители исполнительной власти, какую бы должность они не занимали, должны были предоставить отчеты о своей деятельности. Специальные ревизоры, колонисты 10 человек, проверяли эти отчеты и передавали их на ратификацию, утверждению или на «разбор полетов» в народный суд. Отчеты избранных чиновников проходили проверку, при этом не только формально утверждали неформально проверенные отчеты органы демократической власти, но и каждый гражданин имел право в течение 3 дней мог обратиться с жалобой на одного из отчисленных должностных лиц. Ознакомление с этой процедурой позволяет сделать вывод о том, что народ реальной контролировал деятельность должностных лиц. Ариопаг соответственно окончательно утратил влияние на политическую власть, сохранив за собой только функции в религиозной сфере. Эфиальт – традиция выставлять все документы (законы и акты) власти на всеобщее обозрение. После убийства Эфиальта, последним реформатором стал стратег Перикла. Он 15 раз подряд избирался ежегодно стратегом. Несмотря на то, что таких стратегов было 10 одновременно Перикла воспринимался, как первый среди равныхЮ как реальный руководитель государства. Это один из лучших стратегов. Перикла немного исправил то, что было составлено его предшественниками, доведя систему демократии в Афинах до необходимой. Провел реформу гражданства с целью ограничить количество граждан полиса. С этого времени полноправным гражданином Афин мог считаться только тот, чьи отец и мать были Афинскими гражданами. Важнейшим мероприятием Перикла было введение платы судей и за исполнение других функций демократических органов власти. Смысл этого мероприятия заключался в обеспечении реальной возможности участвовать в политической жизни государства всех граждан независимо от доходов. Введение оплаты, для кого-то может быть символической, а для малоимущих достаточной для нормальной жизни и исполнения обязанностей. Это был шаг для демократии. На большинство выборных должностей распространялся принцип жеребьевки. Это содействовало доступности политической власти, участию в ней для всех без исключения граждан независимо не только от уровня доходов, независимо также от их выдающихся или не очень качеств. Это было мера, которая содействовала демократизму государственного строя. В этот период утверждается четкое разделение властей. Законодательная власть принадлежит народному собранию. Исполнительная – совету 500. Судебная – Гелиэйю. Право быть избранным распространяется на всех граждан и это право сочетается и сопровождается со свободой слова. Реформы Афиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии.

3. Полноправными афинскими гражданами становились по достижению 18 лет те лица, чьи отец и мать были афинскими гражданами. Граждане обладали следующими правами:

ü Свобода и личная независимость от другого человека

ü Защита и покровительство афинских богов

ü Земельный участок полисной территории, в полисной границе

ü Экономическая помощь со стороны государства в случае затруднения

ü Ношение оружия и служба в ополчении

ü Участие в политической жизни, участие в делах государства

ü Защита афинских законов

Обязанности граждан:

v Помогать своему полису в соответствии с ситуации, всемерно плоть до жертвования жизни.

(обязанностью платить какой-то определенный налог – не было, помогать полису экономически следовало на добровольной основе, граждане сами определяли размер своего вклада в Афинское государство)

v Военная повинность. Мужчины несли военную повинность в возрасте с 18 до 60 лет, при этом с 18 до 20 для юношей служба военная была обязательной. После этого возраста только в случаях мобилизации.

v Обязанность беречь и умножать имущество полиса, беречь свое имущество и работать на своей земли, на своем участке,

v Знать и выполнять афинские законы

v Повиновение избранной власти

v Участие в политической, общественной жизни

v Почитание отеческих богов

Совокупность обязанностей и прав гражданина – честь гражданина. В случае невыполнения своих обязанностей, гражданин мог лишиться чести гражданина. К этой самой чести относились как к величайшей ценности человека. Введение в полноценное гражданство воспринимался как особый этап жизни человека, была особая торжественная процедура. Введение в гражданство по достижении 18 лет. Граждане вносились в списки фратрии, филы, демы и становились полноценными афинскими гражданами.

Богатые граждане несли повинности в пользу государства, которыми не облагались иные. Специальный налог в форме триерархии. (Налог на строительство военных кораблей), Корягии (на содержание коров), Гимназиархии (на содержание учебных заведений). Помимо этого со времен Салона петикосиемедимны и всадники выставляли войско в ополчение, коня, вооруженного воина, сами выступали на таких походах. Другие должны были с собственным вооружением должны были выступать в качестве пехоты.

Постоянно проживавшие в Афинах, не граждане были метеками. Это лично свободные люди, однако они не обладали политическими правами и имели ограничения в некоторых экономических правах. Метками могли быть не только иноземцы, постоянно проживавшие в Афинах, но и отпущенники, бывшие рабы. Метеки несли государственные повинности обязательно, как и богатые граждане, На них распространялся прямой налог, они привлекались к военной службе. Регистрировались в демовых списках. Но при этом ограничивались: они не могли быть владельцами земельных участков в полисе, приобретать недвижимость, и не могли заключать полноценный брак с афинскими гражданами. Такой брак, если заключался он не признавался полноценными, и прежде всего, дети от такого брака не могли стать афинскими гражданами.

На каждую семью приходилось по 3-4 раба.

2\5 – афинские граждане,

1\5 – метеки,

2\5 – рабы.

Рабы были не дешевым удовольствием. Стоимость раба равнялась примерно годовой зарплате ремесленника. Источниками рабства были: рождение от несвободного человека, плен, решение суда за задолженность, однако только в отношении метеков или вольноотпущенников афинские граждане в долговое рабство не могли быть переданы.

4. Античная демократия. Государственное устройство Афин следует понимать, как политическую организацию свободных граждан, призванную защищать их интересы и обеспечивать повиновение рабов. По форме правления эта организация представляет собой демократическую республику, хоть само понятие демократии в период расцвета Афинской республики еще не существовало, оно появилось позже в трудах Аристостеля. Следовательно, организация граждан, особенностью такой власти, как проявление полисной государственности, полисного периода в развитии античной государственности, особенностью афинской власти была такая, что суверенен в ней был сам полис и главной ценностью не столько афинский гражданин, сколько сам полис. Сообщество граждан. Оно считалось главной ценностью, это сообщество, оно считалось источником суверенитета. Право было подчинено этому коллективному разуму, этому суверену. Полис являлся не просто территорией, он в первую очередь был именно сообществом граждан. Внутри этого образования (полиса) хозяином был демос (народ). Ибо все органы государственной власти формировались народом и были ему подконтрольны. Более того, эти органы были народными и по своему составу. Замещение должностей в государственном аппарате осуществлялось на принципах выборности, срочности, коллегиальности и подотчетности. При этом периодическая смена лиц при власти считалась едва ли не главным достижением народовластия и свободы. (принцип срочности). Почитанию Древних Греков в отношении к своей демократии, первое место занимали принципы исономии и исигории. Исономия – равенство перед законом. Исигория – это равенство в праве слова. У афинского гражданина был особый статус и у его жилища был особый статус. Афинский гражданин не подвергался телесным наказаниям, афинским гражданам обеспечивалась личная неприкосновенность. Одним из фундаментов была неприкосновенность жилища афинина, священный характер жилья. Никто без разрешения хозяина не мог войти в жилье. Это было закреплено религией и нормами права.

Афинские граждане пользовались, обладали традицией права эфесии. (правом сопротивляться нарушению их интересов). Имеется ввиду решением должностных лиц. Это право включало не только сопротивление, сколько право воспользоваться легальными методами оспаривания. Граждане имели безусловное право участвовать в политических институтах, избираться на служебные должности. При этом на протяжении своей жизни каждый без исключения гражданин, хотя бы однажды избирался в один из органов власти, либо в Совет, либо в галерею, либо на различные должности в магистратуру. Такая система поголовного участия граждан в власти, такие демократические механизмы могли нормально функционировать только в условиях античного социализма, который существовал в пределах полисных государств. Когда был обеспечен приток ценностей подобная система хорошо функционирования. Но как только экономическая система покачнулась, как начали появляться проигрыши в войнах, эта система пришла в упадок.

5 в до н.э. Главное полномочие государственной власти были сосредоточены в органах непосредственной демократии: в Народном собрании и Совете 500. Главным органом власти считался сход всех свободных граждан Афин – эклезия (народное собрание). Право участия в этом собрании имели мужчины, являющиеся полноценными гражданами вне зависимости от своих занятий, уровня доходов, начиная с 20 лет. Проводилось оно регулярно, не менее 10 раз в год. Считалось, что для принятия важнейших решений необходима квота 6000 человек. Компетенцией народного собрания были вопросы принятия законов, войны и мира, создания военного фонда, обеспечение его, объявление мобилизации, вопросы союзов, избрание должностных лиц. 10 раз в год собрания утверждали отчеты избранных лиц в органы исполнительной власти, отчеты магистратов. Народное собрание контролировало бюджет, утверждало его, обсуждало его. В компетенции народного собрания были вопросы продовольственное снабжение полиса, города. Осуществляло контроль народное собрание и за воспитание юношей. В народное собрание могли обратиться граждане в случае нарушения их прав. При этом, свобода слова была гарантирована. Выступать можно было без ограничений. Но были правила: не оскорблять оппонента и говорить по существу. Голосовали на таких собраниях чаще всего поднятием руки, в принципиальных случаях прибегали к балатированию карточками или черепками. Номинально эфесия была высшим органом государственной власти. Однако реально полномочия народного собрания ограничивались советом 500 (выносил вопросы для работы народного собрания, готовил декреты). Без совета 500 эклесия не могла брать к обсуждению тот или иной вопрос.

Совет 500 (Булэ) – его составляли 500 граждан. По 50 человек от каждой филы. По сколько деятельность совета 500 была постоянной, предусматривалась оплата (небольшая, но достаточная для нормальной жизни) и целый ряд привилегий в общественной жизни. Члены совета освобождались от возможности быть вызванными в суд, однако по завершении своего срока они должны были давать отчет народному собранию и подлежали ответственной, как и все другие должностные лица, в случае если будут констатированы нарушения. Привилегии существовали только на период нахождения в выборном органе. Избирались члены Совет 500 путем жеребьевки из граждан, достигших 30 лет. Полномочия совета 500 входила правительственная деятельность. Совет 500 считался стражем республики, полиса, издавал властные распоряжения, принимал административные решения, выдвигал обвинения против служебных должностных лиц, стратегов, магистратов. Готовил дела и законопроекты на обсуждение Народного собрания. Контролировал исполнение постановлений народного собрания. Осуществлял контроль над финансами государства, представлял государство во внешних связях и отношениях. Мог рассматривать отдельные судебные дела, а в исключительных случаях, с точки зрения права, мог объявить себя чрезвычайным высшим органом власти. Взять всю полноту власти в государстве на себя. Повседневной деятельностью Совета 500 руководила особая коллегия в составе 50 членов совета 500. При формировании этого органа придерживались строгой периодичности, постоянного обновления.

Должностные лица не обладали самостоятельностью. Они лишь должны были реализовывать решения, принятые собранием и советом. Каждый из них имел собственную сферу деятельности. Таким образом, был исключительно исполнительным. При избрании магистрата строго выдерживался принцип равноизбрания. Эти органы были наполнены функцией контроля. Именно туда обращались с жалобами. Эта математически выверенное представительно демов и фил была коллегиальность магистрата. На каждую должность избиралось несколько человек, как правило, 10 равнозначных на каждой должности исполнительной власти. Отсутствие телесных изъянов было одним из принципов избрания в магистрат. Избранные на должности власти освобождались от исков, имели другие льготы, в церемониях, однако с другой стороны им запрещалось принимать подарки и давать дары, покидать полис и они обязаны были по завершении своей магистратуры давать отчет своей деятельности, который подвергался проверки народным собранием. Высшую категорию магистратуры составляли архонты. Их было 9. Архонты выполняли поручения совета по поддержанию порядка. Архонты должны были следить за соблюдением культов.

Полицейскими чаще всего были вольноотпущенные или даже рабы.

Судебная система была основана на принципе народовластия. Важнейшим институтом судебной организации было особое судебное собрание в составе 6000 судей, которое работало под председательством коллегии архонтов. Гелиста выбирали по жребию, ежегодно. (принцип срочности). По 600 человек от каждой филы. Работала гелиэйя коллегиями, которая разбивалась на 10 коллегий по 500 человек. Рассматривали гражданские, уголовные дела. Компетенцией Гелиэйи находились не только судебные дела, важная роль этого органа и судебной ветви власти будет осознанною, если в данной компетенции будет проверка жалоб на магистратов, проверка магистратов и даже проверка законопроектов на соответствие их Афинскому праву. Таким образом, Гелиэя, помимо основной функции правосудия осуществляла функцию надзора за деятельность не только исполнительной, но и законодательной власти. Такими функциями гелиэйя напоминает конституционные органы. Решения гелиэйи имели верховный характер, они не подлежали пересмотру, обжалованию, т.к. был высшей инстанцией. Она была неподконтрольной. Работа такого судебного органа 500 человек + архонты для решения того или иного судебного дела предполагает, что некоторые категории дел не обязательно было выносить на такую высокую инстанцию. Помимо этих судов, которые играли важнейшую основную роль. Существовала еще система судов более мелкого уровня, специализированных. Они статистически решали большинство проблем. Продолжала действовать коллегия архонтов, для мелких архонтов. Совет 40, совет 11. Традиционные судебные функции оставались еще у ареопага. Важнейшим и отличительным принципом Афинской демократии в целом была организация власти на основное прямого народовластия, непосредственного и реального участия всех граждан в осуществлении власти. Обязательно мы должны помнить жесткую подчиненность должностных лиц демократически избранным народным органам. Существовали принципы срочности и коллегиальности при формировании магистратур и избранные при избрании на избранные должности. На основе прямого волеизъявления строилась судебная власть. Все служебные лица не только были периодически избранными и причем по жребию, но при этом строго и реально контролировались различными органами самоуправления граждан, начиная от демоса и завершая народным собранием. В судебной власти принцип народовластия проявлялся еще и в открытости процесса, его гласности и публичном характере. В целом существовала первичность власти.

5. Сложилось афинское право на основе двух основных источников: правовой обычай (неписана форма права, который уже с 7 в. До н.э. начинает дополняться правом писаным, законодательной деятельностью) и законы. Примерно в 621 года до н.э. были составлены наиболее древние из тех, которые дошли до нас, законы древне Греции, так называемые законы Тирана Дракона. Законы Дракона были в основном записями правовых обычаев того времени, однако поскольку они были фиксацией правовых норм уже в письменном виде, постольку мы констатируем появление нового источника – законов, актов власти. Эти законы зафиксировали ответственность за ряд преступлений, определили эту ответственность, причем это была жесткая ответственность, жестокая, практически во всех случаях, которые дошли до нас, видом наказания была смертная казнь. Необходимо заметить, что в этом первом из дошедших до нас, записанном своде норм довольно много тех, которые регулируют брачно-семейные отношения, защищают мораль. Уже известный нам реформатов Салон 594 г. также известен записью правовых норм, что позволяет говорить не только о реформах Салона, но и о законах Салона. 594 г. – Законы Салона. Они представляли собой записи прежде всего, традиционных из обычая норм, норм религиозного права, норм о которых мы предполагаем, которые были взяты из судебной практики и которые были заимствованы у соседей. Эти нормы направлены были на охрану семьи, морали. Салон впервые ввел возможность завещания имущества. Эти законы Салона были выбиты на каменных досках 16 и вывешены для публичного обозрения, для того, чтобы население знакомилось, руководствовалось этими нормами и готовило юношей в граждане. Это говорит о том, что в государстве и полисе начинают действовать в качестве активного источника права законы. Приоритет органов народовластия в сфере правового регулирования, в сфере источника права. Считалось, что решение народного собрания выше любой записи закона. Оно, народное собрание, по любому поводу руководствуясь общими интересами принимать конкретное решение, которое может даже противоречить писаным законам.

6. В качестве объекта правового регулирования выступает не только личная, но и полисная собственность. Личная собственность считается производной от полиса. Верховным собственником всего был полис. Далеко не вся земля могла находиться в частной собственности. Улицы, реки, ручьи, площади считались собственностью полиса, собственностью общественной, государственной. Право собственности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: