Спрос, предложение и рыночное равновесие

Прочитав эту главу, вы узнаете:

+ что такое спрос и в чем состоит закон спроса;

+ каким образом цена товара влияет на величину спроса на-этот товар;

+ какие факторы, помимо цен, влияют на изменение спроса на товар;

4- что такое предложение и в чем состоит закон предложения;

+ как цена товара влияет на величину его предложения;

4- какие факторы, помимо цены, вызывают изменение предложения товара;

4- каким образом на основе взаимодействия спроса и предложения устанавливаются рыночные цены;

4- в чем состоит рыночное равновесие и что представляет собой равновесная цена;

4- почему изменение соотношения спроса и предложения влияет на цены;

4- как влияет воздействие внешних сил на рыночное равновесие.

Цены в рыночной экономике — это своего рода сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, когда принимают решения о том, сколько производить продукции, куда вложить свой капитал, на какой доход от производства и продажи товара можно рассчитывать. На этот своеобразный сигнал ориентируются и потребители, когда принимают решения, какие товары и в каких количествах им можно купить, чтобы удовлетворить


§вои потребности. Ценовой ориентир играет исключительно важную роль в поведении как производителей, так и потребителей товаров и услуг, как фирм, так и домашних хозяйств.

Поэтому, чтобы понять, как действует рыночный механизм, йам необходимо выяснить, как определяется уровень цены, от чего он зависит и под влиянием каких факторов изменяется. На эти и другие связанные с ними вопросы нам и предстоит ответить в данной главе.

1.1. СПРОС И ЗАКОН СПРОСА

Любой предприниматель, поставляя товар на рынок, прежде всего сталкивается с проблемой спроса на данный товар. Допустим, он намерен вложить деньги в производство кожаных сумок. <Но для этого ему в первую очередь следует установить, есть ли jcnpoc на сумки и какова его величина.

Определение спроса

Спрос определяется желанием потребителей приобрести какой-то товар. Но определять спрос в экономике только на основе желаний покупателей практически невозможно и чревато серьезными ошибками. Можно с большой степенью вероятности предположить, что почти все школьники хотят иметь кроссовки фирмы «Reebok», однако производители этих кроссовок допустят серьезный просчет, если будут ориентироваться только на желания школьников. Каждому понятно, что на сегодняшний день далеко не для всех школьников это желание осуществимо.

Кроме желания иметь кроссовки, надо располагать возможностью их купить, а для этого необходимо, чтобы в кошельке было около 3000 р. Те, у кого такой суммы денег нет, свое желание осуществить не смогут, и на эту группу покупателей изготовителям данного товара ориентироваться не нужно. Следовательно,

^^

СПРОС — это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательной способности.


Спрос не следует отождествлять с величиной спроса. От чего же зависит величина спроса?

Величина спроса

Прежде всего величина спроса будет определяться уровнем цены. Допустим, провели опрос большой группы возможных покупателей, в результате чего удалось выявить следующую зависимость между величиной спроса и ценой товара, которая представлена в табл. 3-1.

Таблица 3-1 Зависимость величины спроса от цены товара

Цена (Р)', р. Величина спроса (Qrt)2, шт.
   
   
   
   
   
   
   

Таблица 3-1 показывает, что повышение цены сопровождается снижением величины спроса. Так, при цене 10 р. за штуку товара величина спроса будет равна 50 штукам товара. Повышение цены до 15р. повлечет за собой снижение величины спроса до 40 штук, и т.д.

Эта зависимость величины спроса от уровня цены называется шкалой спроса.

Определяя величину спроса и ее зависимость от цены, мы имеем в виду установленное время и место. Если бы наше исследование проводилось в другой стране, регионе или в другое время, возможно, каждому уровню цены соответствовало бы другое значение величины спроса. Поэтому

" ВЕЛИЧИНА СПРОСА — это количество товара ^ (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

1 Р — от англ price — цена

2 Q — от англ Quantity — количество


I Кривая спроса

' Установленную зависимость между ценой и величиной спроса •ложно изобразить и в виде графика (см. рис. 3-1).




Рис. 3-1. Кривая спроса.

Кривая спроса показывает, что повышение цены понижает величину спроса. Например, если цена повысится с 15 р. за штуку до 35 р., то величина спроса «уменьшится с 40 до 15 штук


Полученная на графике кривая DD (от англ, demand — спрос) называется кривой спроса. Каждая точка этой кривой отражает зависимость величины спроса от уровня цены. Кривая DD построена в соответствии с данными, которые приведены в табл. 3-1.

Кривая спроса может быть рассмотрена с двух точек зрения:

— для любой конкретной цены величина спроса показывает
максимальное количество товара, которое покупатели же
лают и могут приобрести;

— для любого конкретного объема спроса устанавливается
максимальная цена, по которой продавцы смогут продать
указанное количество товара.

Закон спроса

И шкала спроса, и кривая спроса дают нам возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен. Эта зависимость — обратная. Она формулируется в виде закона спроса.

^^

ЗАКОН СПРОСА гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

L,


Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. Это означает, что величина спроса является функцией цены товара:

Как объяснить эту закономерность? На первый взгляд этот закон кажется очевидным. Тем не менее он требует объяснения, ибо не все очевидное истинно.

Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов.

1. В подавляющем большинстве случаев существует так назы
ваемый ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то ча
сти людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены бу
дут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет
людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым;
широко практикуемые во всех странах распродажи, когда с целью
увеличения объема спроса цену резко снижают, иногда до уровня
издержек по ликвидации товара, могут служить примером сниже
ния ценового барьера.

2. Рост объема спроса при снижении цены можно обосновать
возникающим при этом эффектом дохода. Эффект дохода возника
ет, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупа
теля; сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, но эконо
мия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную
сумму денег дополнительное количество товара. Например, если
цены на бананы снизятся с 30 р. до 20 р., покупатель вместо 2 кг
бананов на 60 р. сможет купить 3 кг, хотя доход его не изменился.
Он вырос лишь относительно упавшей цены на бананы.

3. Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эф
фектом замещения.
Этот эффект связан с проблемой выбора. Если
из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то
покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару и сокра
тит покупки другого, ставшего относительно первого более доро
гим. Так, если груши подешевели в 1,5 раза, а цена яблок не изме
нилась, многие потребители уменьшат покупки яблок и приобретут
большее количество груш.

4. Рост величины спроса при снижении цены можно объяснить
и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности


товара. Представьте себе, что вы находитесь в жаркий полдень на пляже и вас мучает жажда. Этим воспользуются предприимчивые даоди и предложат вам купить бутылку «Фанты». Удовольствие, или полезность, полученное вами от первой выпитой бутылки, будет очень велико. Вторая принесет вам меньшее удовольствие, т. е. предельная полезность ее будет меньше; а вот третью бутылку большинство из вас согласится купить только при условии, если вам ее предложат по более низкой цене, так как ее предельная полезность будет очень низка, а для кого-то станет даже отрицательной1.

Рассмотренные аргументы дают нам возможность объяснить, почему кривая спроса направлена вниз слева направо, т. е. имеет отрицательный наклон: уменьшение отрезка цены на вертикальной оси сопровождается увеличением отрезка, отражающего величину спроса на горизонтальной оси.

Бывают ли исключения из этого правила?

Эффект Гиффена

Английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837 — 1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация была названа эффектом Гиффена. Он наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимал большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу они могли себе позволить нечасто. И если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказываться от покупки мяса и других полноценных продуктов и тратить весь свой небольшой доход на покупку такого товара, как картофель. Кривая спроса в этом случае имела бы положительный наклон.

Другие факторы, влияющие на спрос

Рассматривая влияние цены на величину спроса, мы упростили ситуацию по сравнению с тем, что происходит в реальной жизни. Мы считали, что прочие факторы, которые влияют на величину спроса, остаются неизменными. Однако на практике изменения

' Более основательно теорию предельной полезности мы рассмотрим в главе 5


спроса зависят от ряда факторов, которые не связаны с изменениями цены данного товара.

Вернемся к нашему примеру и предположим, что в обследуемой группе потенциальных покупателей данного товара произошло изменение величины доходов их семей: заработная плата выросла. Как это отразится на шкале и графике спроса?

В новых условиях шкалу спроса показывает таблица 3-2.

Таблица 3-2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: