double arrow

Конкуренции и монополии

В условиях совершенной конкуренции устанавливается равновесная рыночная цена />(, которой соответствует объем продукции Qc При установлении монополии цена поднимается до уровня Р, а объем производства сокращается до О,


Экономические последствия монополизации

Рассмотрев совершенную конкуренцию и монополию, сравним их друг с другом с точки зрения воздействия на объем продаж и уровень цен. Представим, что отрасль характеризуется совершенной конкуренцией, в ней функционирует большое число малых фирм, производящих одинаковую продукцию. На рис. 10-8 изображены кривые рыночного спроса D и рыночного предложения S (последняя, как мы знаем, является частью кривой совокупных предельных издержек предприятий отрасли). Равновесный объем (Q) рынка и цена (Р) определяются исходя из положения точки равновесия Е, находящейся на пересечении кривых спроса и предложения. Фирма, являясь прайстэйкером, принимает рыночную цену и устанавливает оптимальный объем выпуска на основе правила Р = МС.

Теперь предположим, что одна крупная фирма поглощает все фирмы отрасли и превращается в монополиста. При этом уровень издержек остается прежним. Учитывая положение кривой предельного дохода MR, монополист устанавливает оптимальный объем производства Qm и рыночную цену Рт. Так как кривая MR расположена ниже кривой спроса монополиста, то Qm < Qc, а Рт > Рс.

Следовательно, монополизация отрасли приводит к сокращению объема производства и увеличению цены, монополия наносит обществу существенный экономический ущерб.


Можно ли считать, что монополия всегда приводит к отрицательным последствиям, ограничивая свободную конкуренцию и тем самым снижая экономическую эффективность? До сих пор, сравнивая монополию с совершенной конкуренцией, мы исходили из равенства средних издержек монополиста и конкурентной фирмы. Но они могут и не совпадать по величине. В ряде случаев положительный эффект масштаба производства приводит к снижению средних издержек монополиста, когда они оказываются ниже средних издержек конкурентной фирмы.

Если рынок будет монополизирован одной фирмой, то она, используя преимущества масштаба производства, применяя технологию, недоступную мелким фирмам, может снизить уровень своих издержек. Как правило, такое положение возникает, как указывалось выше, при естественной монополии.

В целом ряде случаев издержки фирмы-монополиста могут оказаться выше, чем у конкурентной фирмы, так как у нее в условиях отсутствия конкуренции исчезают стимулы к повышению эффективности производства, снижению издержек. Рост издержек монополистов может быть также вызван необходимостью сохранения монополии (покупка лицензий и патентов, финансирование парламентского и правительственного лобби и т. п.). Не случайно в ряде отраслей в США мелкие фирмы используют больше инноваций, чем крупные. Вместе с тем нельзя считать, что монополисты «кладут под сукно» технические разработки. Это им невыгодно, так как использование инноваций приводит к снижению издержек и увеличению прибыли, которая, благодаря отраслевым барьерам, может присваиваться монополистами. Таким образом, влияние монополистов на научно-технический прогресс представляется противоречивым.

Антимонопольная политика государства

Одной из важнейших функций государства является создание условий для нормального функционирования рынка. Существование монополистической структуры приводит к значительным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Поэтому государство разрабатывает и реализует антимонопольную политику. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.).

Глава 10.


Можно выделить три направления антимонопольной политики.

Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому дополнительными критериями для отнесения компаний к монополистам служат подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов. Компания не преследуется, если она производит «необычные» товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.

Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.

В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.

Не во всех случаях антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.

В России, как указывалось выше, наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. При этом если в странах Запада тенденция к монополизму порождена системой конкуренции и государство стремится ее преодолеть, то в нашей стране монополизм, наоборот, в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

В настоящее время действует Закон Российской Федерации «О защите конкуренции». Законом установлено понятие «доминирующее положение», т. е. исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке

10.3 Монополия______________________________________________________


определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке превышает 50%, а в некоторых случаях — 35%. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Какую политику проводит государство по отношению к естественным монополиям? В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего контролируя цены на их продукцию.

Обычно, устанавливая цены на продукцию естественных монополий, государство в странах Запада следит за тем, чтобы цены в максимальной степени приближались к предельным издержкам, величина получаемой фирмами прибыли не превышала «нормальной» и снижались издержки.


fb.4. олигополия

Сущность олигополии

Мы рассмотрели две противоположные рыночные структуры — совершенную конкуренцию и монополию — и провели сравнение между ними. Однако в реальной действительности большинство отраслей относится к промежуточным между ними структурам — олигополии или монополистической конкуренции, которые в той или иной степени сочетают черты совершенной конкуренции и монополии. При этом первая из них по своим признакам находится ближе к монополии, вторая — к совершенной конкуренции.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Обычно принято говорить, что в олигополистических отраслях господствует «большая двойка», «большая тройка», «большая четверка» и т. д. Более половины продаж приходится на долю от 2 до 10 фирм. Например, в США на долю четырех компаний приходится 92% выпуска всех автомобилей. Олигополия характерна для многих отраслей промышленности в России. Так, легковые автомобили производятся несколькими заводами (ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ и др.). Динамную сталь выпускают три предприятия, 82% шин для сельскохозяйственных машин — чегыре, 92% кальцинированной соды — три, все производство магнитной ленты сосредоточено на двух предприятиях, автогрейдеров — на трех. Но не всегда можно судить о структуре рынка на основе показателей, относящихся ко всей национальной экономике. Так, часто те или иные фирмы, которым принадлежит ничтожная доля национального рынка, являются олигополиста-ми на местном рынке (например, магазины, рестораны, зрелищные предприятия). Если вы живете в большом городе, то вряд ли поедете ради покупки хлеба или молока на другой конец города. Расположенные в районе вашего проживания две булочные могут являться олигополистами. В России с общей неразвитой складской, транспортной, информационной инфраструктурой часто в качестве олигополистов на региональных рынках могут


выступать предприятия конкурентных отраслей (например, цементной промышленности).

Продукция на олигополистическом рынке может быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы, табачные изделия). Степень дифференциации сказывается на характере конкуренции. Например, в Германии обычно автомобильные заводы конкурируют друг с другом в отдельных классах автомобилей (число конкурентов доходит до девяти). Российские автозаводы практически не конкурируют друг с другом, так как они узкопредметно специализированы и превращаются в монополистов.

Важным условием, воздействующим на характер отдельных рынков, является высота барьеров, ограждающих отрасль (величина первоначальных капиталов, контроль действующих фирм над новой технологией и новейшими продуктами с помощью патентов и технических секретов и т. п.).

В том случае, когда небольшое число фирм выступают покупателями всего объема поставок ресурсов данного вида на рынок, имеет место такая структура рынка, которая называется олиго-псонией.

Олигополистическая взаимозависимость

Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической структуре такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной и монополистической конкуренции — также (конкурентов, наоборот, слишком много, и учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирм-конкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно. Предположим, что фирма, выступающая на рынке бытовых холодильников, решила снизить цены на свою продукцию на 15%. Конкуренты могут прореагировать на это по-разному. Во-первых, они могут снизить цены менее чем на 15%. В этом случае данная фирма увеличит рынок сбыта. Во-вторых, конкуренты могут снизить цены также на 15%. Объем реализации вырастет у всех фирм, но вследствие снижения цен прибыль может уменьшиться.


В-третьих, конкурент может объявить «войну цен», т. е. снизить цены еще в большей степени. Тогда встанет вопрос, принять ли его вызов. Обычно в «войну цен» между собой крупные компании не вступают, так как ее исход сложно предсказать.

ОЛИ ГО ПОЛ ИСТИН ЕС КАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ — необходимость учета реакции фирм-конкурентов на действия крупной фирмы на оли-

гополистическом рынке.

^------------------------------------------------------------------- /

Говоря о совершенной конкуренции и монополии, мы указывали лишь на два ограничения, действующих при установлении цен, — предельные издержки и объем спроса на продукцию. Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что определение ценовой политики олигополиста — это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие, как интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и т. д.

Олигополистическая структура может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает отпечаток на выработку ценовой политики фирмы. Играют роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и т. п. Рассмотрим некоторые из вариантов рыночного поведения фирм-олигополистов. К ним относятся следующие.

Рыночное поведение олигополистов

1. Картели. В отличие от совершенной и монополистической конкуренции, когда сговор между конкурентами практически невозможен из-за их большого числа, олигополисты часто вступают в сговор по поводу установления цен и объемов продаж. Благодаря этому достигается увеличение прибыли и сокращение риска. Сговор может быть как тайным, так и легальным. Во многих европейских странах картели разрешены. В США они запрещены

10.4. Олигополия________________________________________


законом. Существует много международных картелей, наиболее известным из которых является ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти).

Предположим, что фирмы — участницы картеля — решили установить единую цену на свою продукцию. Для этого необходимо построить кривую предельных издержек для картеля в целом. Тогда можно определить оптимальный объем производства в картеле, позволяющий максимизировать совокупную прибыль. Другими словами, картель выступает как монополист. Но наиболее сложной проблемой является распределение объема продаж между участниками картельного соглашения. Стремясь максимизировать прибыль, картель должен установить квоты таким образом, чтобы суммарные издержки оказались минимальными. Но на практике провести такое установление квот довольно трудно. Задача решается путем ведения сложных переговоров, в ходе которых каждая фирма стремится «выторговать» для себя наилучшие условия, перехитрить партнеров. Часто фирмам с более высокими издержками удается получить большие квоты, что не позволяет решить задачу максимизации прибыли. Фактически рынки обычно делятся по географическому принципу либо в соответствии со сложившимся объемом продаж.

Создание картелей наталкивается на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Соглашения часто бывает трудно достичь вследствие большого числа фирм, существенного различия в номенклатуре продукции, уровне издержек. Обычно у участника картеля возникает искушение нарушить соглашение и получить большую прибыль.

2. Лидерство в ценах. Оно имеет место, когда все фирмы от
расли, устанавливая цены на продукцию, следуют за ценовым ли
дером, в остальном проводя самостоятельную политику. Так, в рос
сийской автомобильной промышленности в качестве ценового
лидера выступает «АвтоВАЗ».

Ценовыми лидерами в производстве чугуна в своих зонах являются Магнитогорский, Череповецкий и Новолипецкий металлургические комбинаты.

3. Неценовая конкуренция. В современных условиях она играет
важную роль. К разновидностям неценовой конкуренции относится
прежде всего обновление выпускаемой продукции. Обычно вы
игрывает та фирма, которая раньше других создает и поставляет


на рынок новые виды товаров и услуг, выпускает продукцию, отличающуюся более высоким качеством, надежностью, долговечностью. Потребитель часто предпочитает покупать не самую дешевую, а наиболее высококачественную продукцию, добиваясь тем самым меньших затрат на единицу потребительского эффекта. В неценовой конкуренции большое место отводится рекламе. В некоторых случаях имеет место искусственная дифференциация продукции, когда чисто внешние изменения (например, дизайн) выдаются за существенные.

К каким последствиям привела бы смена несовершенной конкуренции в условиях олигополистической структуры совершенной конкуренцией. Если предположить, что конкурентная отрасль превратилась в олигополистическую, то это вызвало бы такие последствия:

— во-первых, выросли бы цены. Это связано с тем, что цено
образование утратило бы чисто рыночный характер;

— во-вторых, мог бы увеличиться объем рынка. В том слу
чае, когда кривые рыночного спроса в условиях совер
шенной конкуренции и олигополии совпадают, объем вы
пуска продукции при олигополии будет меньше, чем при
совершенной конкуренции. Однако они не всегда совпа
дают. Реклама, обновление ассортимента, которые прово-

< дят крупные олигополисты, приводят к увеличению спро-

v ca на их продукцию, т. е. сдвигают кривую спроса вправо,

что увеличивает равновесный объем рынка.

Ш.'МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ f

Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Прежде всего обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Рассмотрим ее отличие от уже известных нам рыночных структур. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке


данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т. д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. Например, на рынке зубной пасты выступает множество фирм, но каждая из них производит отдельный ее вид и является монополистом в его выпуске. У любой такой фирмы имеется конкурент, который пытается отнять у нее потребителя и предложить ему другой вид зубной пасты. Поэтому все фирмы, выпускающие зубную пасту, являются конкурентами, несмотря на то, что они продают различные ее виды. Не случайно они проводят активную рекламную политику.

Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, модницы не перестанут шить одежду у «своего» портного, даже если он несколько повысит цены; клиент парикмахерской также не покинет «своего» мастера в подобном случае. В отличие от олигополи-ста, фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.

Рассмотрим, как устанавливаются оптимальный объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции в коротком и длительном периодах. Промежуточное положение между монополией и совершенной конкуренцией определяет высокоэластичный спрос на продукцию фирмы (степень эластичности ниже, чем при монополии, и выше, чем при совершенной конкуренции, когда спрос является совершенно эластичным). Степень эластичности спроса и определяемый ею наклон кривой спроса зависят от количества фирм-конкурентов и степени дифференциации продукции. Чем больше конкурентов имеется в отрасли и чем меньше степень дифференциации, т. е. чем меньше заменителей имеет продукт, тем монополистическая конкуренция находится ближе к совершенной конкуренции и, следовательно, тем эластичнее спрос и меньше наклон кривой спроса.

Глава 10.



Рис.10-9. >


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: