Общее учение о Конституции: понятие, содержание, виды, способы принятия и отмены действия. Развитие российского конституционного законодательства: этапы, акты, их содержание

Термин применялся в Древнем Риме для обозначения одного из видов актов. Первая конституция в мире (в современном понимании) – Конституция США 1787г. Первые европейские конституции: Франции и Польши 1791г.

Сущность Конституции. Основные подходы:

       
 
Классово-политический
 
Рационалистический


1) Классово-политический (лассалевско-ленинский):

Ф. Лассаль: «Конституция является действительным соотношением общественных сил в стране». По Ленину ее сущность проявляется в закреплении действительного соотношения сил в классовой борьбе.

2) Рационалистический: Основная роль Конституции состоит в регулировании общественных отношений. Конституция – юридический документ, основной закон страны.

Конкретно-историческая ситуация. Предпосылки появления Конституции:

Ø Смена общественно-экономических формаций (феодальный на буржуазный строй);

Ø Необходимость закрепления нового положения личности – гражданина;

Ø Необходимость закрепления обретенных прав и свобод;

Ø Необходимость нового типа юридического документа, которому бы подчинялись все, включая государство, его органы;

Конституция –основной закон, выражающий волю и интересы народа и закрепляющий важнейшие начала организации государственных и общественных институтов.

Способы принятие конституции:

· Референдум;

· Парламент (в рамках безальтернативного, недемократического выбора парламента в СССР этот способ не был демократическим);

· Специальным органом (например, Федеральный конвент в США в 1787 г., Учредительное собрание во Франции, в Италии);

· Октроирование - «дарование» (единоличным актом органа исполнительной власти – монархом, президентом…)

· Смешанный способ (принятие парламентом и референдумом, специальным органом и референдумом).

Способы отмены действия Конституций:

· Принятие новой Конституции (ординарный) – дата вступления в силу новой Конституции совпадает с датой отмены действия предыдущей Конституции;

· Ликвидация Конституции в результате государственного переворота.

Виды конституций:

1) По характеру внесения изменения:

§ Гибкие;

§ Жесткие (изменить сложнее, чем обычный закон)

2) По форме закрепления конституционных норм:

§ Писаные (единый документ);

§ Неписаные (совокупность конституционно-правовых актов)

3) По реальности закрепленных и регулируемых отношений:

§ Действительные (нормативные);

§ Фиктивные (декларативные)

4) По форме государственного устройства:

§ Федеративные;

§ Унитарные

5) По характеристике территории, на которой принята Конституция:

§ Общенациональные;

§ Региональные

6) По принявшему субъекту:

§ Народные;

§ Октроированные.

Развитие российского конституционного законодательства.

Эволюция российского конституционного законодательства:

1) До 1918 года – период неписаной Конституции до июля 1918 г.:

· Акты Временного правительства

· Первые акты советского правительства

2) Конституции России

1918-1925 – действие первой Конституции РСФСР.

10.07.1918 – принятие первой российской писаной Конституции РСФСР, носившей ярко выраженный идеологический характер. Высшие органы власти: Съезд советов, ВЦИК, Президиум ВЦИКа, СНК.

3) 11.05.1925 – принятие второй Конституции РСФСР на основе первой Конституции СССР. Причина принятия новой Конституции: создание нового государства, закрепление новой структуры органов власти и управления.
4) 21.01.1937 - принятие третьей Конституции СССР на основе второй Конституции СССР. Причина принятия новой Конституции: закрепить достижения страны Советов и руководящую роль коммунистической партии. Особенности Конституции 1937 г.: полностью сталинская Конституция. Нововведения: расширение социальной базы – власть всем трудящимся; унификация системы органов власти: формальное разделение властей – Совет министров, Верховный Совет, Верховный Суд – фактически обслуживали властную партийную верхушку; всеобщие, равные, тайные, прямые выборы - однако нет альтернативы.

5) 1978-1989 – период действия четвертой Конституции РСФСР.

12.05.1978 – принятие третьей Конституции РСФСР на основе третьей Конституции СССР.

Особенности Конституции: ядро политической системы – КПСС; повышение роли права и законности; провозглашается, что вся власть принадлежит народу (народная власть) - советы депутатов трудящихся стали называться советами народных депутатов; в основы перенесена руководящая и направляющая роль партии.

Общее для всех советских конституций – декларативный характер.

6) 1989-1993 – внесение качественных поправок в Конституцию 1978 года: многопартийность, политический плюрализм, запрет единой государственной идеологии; альтернативные выборы; появление института частной собственности; разделение властей.

12.12.1993 – принятие на всенародном референдуме Конституции РФ.

7) После 1993 – развитие положений Конституции 1993 года.

7. Понятие и юридические свойства КРФ. Прямое действие КРФ. Анализ Пост-я Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия".

Конституция Российской Федерации – это единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории РФ политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Принципы Конституции РФ:

1) Принцип народовластия (народного суверенитета);

2) Принцип разделения властей;

3) Принцип республиканской формы правления;

4) Принцип приоритета прав человека;

5) Принцип федеративного государственного устройства.

Юридические свойства Конституции – это такие её признаки, которыми она отличается от текущего законодательства.

Юридические свойства Конституции:

1) Особая юридическая сила – ни один НПА не может противоречить Конституции. Конституция обладает абсолютной высшей юридической силой;

2) Особое содержание – никакой другой НПА не может включать в себя нормы, в совокупности регламентирующие важнейшие общественные отношения;

3) Особый порядок разработки, принятия и изменения Конституции.

4)

5) Особое действие Конституции:

- Прямое (непосредственное);

- Опосредованное (через другие НА).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»:

а) Когда закрепленные нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ;

б) Когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) Когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу КРФ, противоречит ей. Но суд будет обязан обратиться с запросом в КС РФ;

г) Когда закон либо иной НПА, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а ФЗ, который должен регулировать данные правоотношения, отсутствует.

5) Особый способ защиты Конституции – несколько субъектов:

1. Президент;

2. Парламент;

3. Конституционный Суд

8. Реализация Конституции: понятие, формы, способы. Толкование Конституции: понятие, порядок и юридические последствия официального толкования Конституции. Анализ решения КС РФ по делу о толковании статей 125,126,127 …..

Реализация Конституции – это деятельность субъектов КПО, направленная на осуществление КПН.

Формы реализации конституции:

1. Использование - это осуществление возможностей, гарантированных Конституцией.

«Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч.2 ст.35);

2. Исполнение - это выполнение возложенных Конституцией обязанностей.

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ч.1 ст.59).

3. Соблюдение - это несовершение запрещенных Конституцией действий.

«На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч.1 ст.74).

4. Применение - это деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов», акты применения).

«Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища» (п. «а» ст. 89).

Толкование Конституции – это официальное разъяснение Конституционным Судом РФ смысла и содержания норм Основного закона.

Толкованием Конституции преодолевается неопределенность в понимании её положений.

Причины необходимости толкования:

Ø Сложность юридического языка

Ø Наличие специальных терминов

Ø Особенности формулирования норм: четкость, лаконичность (краткость), схематичность.

Ø Наличие специальной юридической техники.

Условно (по нормативности толкования) можно выделить две группы субъектов толкования:

1) Конституционный Суд. Данный судебный орган уполномочен Конституцией (ч.5 ст.125) на осуществление толкования ее положений по запросу Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Однако фактически Конституционный Суд осуществляет толкование положений Конституции и в рамках исполнения иных полномочий (разрешение дел о соответствии Конституции различных нормативно-правовых актов, разрешение споров о компетенции между органами государственной власти, проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле). Следовательно, не будет существенным преувеличением утверждение, что вся деятельность Конституционного Суда РФ в той или иной степени состоит в толковании Конституции; 2) Иные субъекты толкования (ученые, дающие доктринальное толкование, например, в комментариях к Конституции РФ, монографиях, статьях, иные суды, толкующие и по итогам такого толкования применяющие Конституцию РФ при разрешении конкретного дела и т.д.). В процессе толкования Конституции можно выделить следующие стадии: 1) Направление запроса о толковании в Конституционный Суд. Запрос в Суд оформляется, как правило, актом соответствующего субъекта, например постановлением Государственной Думы. Он должен исходить от уполномоченного на то субъекта и содержать указание на неопределенность в понимании положений Конституции. На неопределенность указывается в обращении, направляемом в Конституционный Суд в письменной форме и подписываемом управомоченными лицами, в котором должны быть указаны положения Конституции, подлежащие толкованию, позиция заявителя по поставленному им вопросу, а также требование, обращенное к Конституционному Суду. К запросу прилагается текст положения Конституции, подлежащего толкованию. Запрос о толковании Конституции предварительно рассматривается Секретариатом Конституционного Суда, который в некоторых случаях может уведомить заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона. Но заявитель, во всяком случае, вправе потребовать принятия решения по этому вопросу непосредственно Конституционным Судом; 2) Предварительное изучение обращения судьями. Эта стадия прямо предусмотрена статьей 41 Закона в качестве обязательной, из чего следует, что без нее не может быть всей последующей деятельности Конституционного Суда по запросу о толковании. Изучение обращения судьями (судьей) может подтвердить или опровергнуть оценку обращения, предварительно данную Секретариатом Конституционного Суда, и при принятии его к рассмотрению формирует правовые позиции других судей, участвующих в разрешении дела. Заключение судей (судьи) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда, который принимает решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению не позднее месяца со дня завершения предварительного изучения обращения отдельными судьями. Конституционный Суд в случаях, установленных статьей 43 Закона, может отказать в принятии запроса к рассмотрению; 3) Подготовка дела к слушанию. Для этого Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. Судья-докладчик истребует документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. На этой же стадии определяется круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание. Стадия завершается объявлением о дате заседания Конституционного Суда; 4) Рассмотрение запроса о толковании по существу. Дела по запросам о толковании рассматриваются исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда, то есть в полном его составе. Заседание Конституционного Суда проводится открыто; 5) Совещание судей и принятие итогового решения. В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Итоговое решение Конституционного Суда о толковании подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Постановление Конституционного Суда о толковании провозглашается в полном объеме в открытом заседании. Судья, не согласный с толкованием, данным Конституционным Судом, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию вместе с постановлением Конституционного Суда; 6) Опубликование решения (в частности, в «Вестнике Конституционного Суда РФ); 7) Разъяснение принятого решения. Данная стадия не является обязательной. Решение Конституционного Суда может быть разъяснено только им самим по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд. Конституционный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, то есть он не вправе давать толкование положениям, о которых заявитель не просит. В то же время Конституционный Суд вынужден учитывать иные конституционные и законодательные нормы, так как без уяснения места подлежащих толкованию положений Конституции в системе правовых актов решение может быть недостаточно обоснованным. Постановление Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Постановление о толковании не может быть отменено никакими органами, в том числе самим Конституционным Судом.

Постановление:

Поводом к рассмотрению дела явились запрос Законодательного Собрания Республики Карелия о толковании статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации и запрос Государственного Совета Республики Коми о толковании пункта "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации.

Поскольку оба запроса касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", соединил дела по этим запросам в одном производстве.

Исходя из этого, предметом толкования в данном деле являются положения статьи 125 Конституции Российской Федерации, согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность названных в пунктах "а" и "б" части 2 и в части 4 данной статьи нормативных актов, которые в случае признания их неконституционными утрачивают юридическую силу (часть 6 статьи 125), в соотношении с положениями статей 126 и 127 Конституции Российской Федерации, которые закрепляют полномочия Верховного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел и тем самым определяют в общем виде компетенцию соответственно судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В связи с этим надлежит выявить, вытекает ли из подлежащих толкованию положений полномочие судов общей юрисдикции и арбитражных судов проверять конституционность указанных нормативных актов и признавать их недействующими, т.е. утрачивающими юридическую силу. Таким образом, рамки настоящего толкования определяются целью разграничения компетенции в области нормоконтроля между Конституционным Судом Российской Федерации и другими судами.

При этом, как следует из статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации принимает решения, оценивая не только буквальный смысл подлежащих толкованию конституционных положений, но и смысл, придаваемый им сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе норм Конституции Российской Федерации.

2. Основополагающее значение для настоящего толкования имеют положения Конституции Российской Федерации, провозглашающие высшую юридическую силу конституционных норм, непосредственное действие Конституции Российской Федерации (статья 15), в том числе в области прав и свобод, обеспечиваемых правосудием (статья 18), в котором реализуется их судебная защита (статья 46). Из указанных конституционных норм вытекает, что требование о непосредственном применении Конституции Российской Федерации обращено ко всем судам, которые в соответствии с главой 7 Конституции Российской Федерации независимо осуществляют судебную власть в пределах своей компетенции и в формах судопроизводства, установленных данной главой.

Ее статья 125 содержит специальные предписания, которые возлагают на особый орган правосудия - Конституционный Суд Российской Федерации полномочия по осуществлению проверки конституционности перечисленных в ней нормативных актов, которая может повлечь утрату ими юридической силы. Другие судебные органы Конституция Российской Федерации такими полномочиями не наделяет.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Предусмотренное статьей 125 Конституции Российской Федерации полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее статье 125 (пункты "а" и "б" части 2 и часть 4)акты не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому утрачивающими юридическую силу.

2. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с таким запросом, по смыслу частей 2 и 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции Российской Федерации.

3. Статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации.

Такие полномочия судов могут быть установлены федеральным конституционным законом, с тем чтобы в нем были закреплены виды нормативных актов, подлежащих проверке судами, правила о предметной, территориальной и инстанционной подсудности таких дел, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке законности актов, обязательность решений судов по результатам проверки акта для всех правоприменителей по другим делам. Иначе суды не вправе признавать незаконными и в связи с этим утрачивающими юридическую силу акты ниже уровня федерального закона, перечисленные в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2) Конституции Российской Федерации.

4. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным.

9. Порядок внесения поправок в главы 3 - 8 Конституции РФ по ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ". Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ в части определения наименования и правовой формы документа, опосредующего порядок внесения конституционных поправок (Пост-е от 31.10.95г). Общий (парламентский) порядок внесения поправок – распространяется только на главы 3-8 Конституции РФ. Согласно ФЗ " О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" от 04.03.98 г. под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав 3-8 КРФ, а именно: исключение, дополнение или новая редакция какого-либо из положений данных глав КРФ.

Предложения о поправках Конституции могут вносить:

ü Президент РФ

ü Правительство РФ

ü Государственная Дума

ü Группа депутатов ГД не менее 1/5 (90 депутатов)

ü Совет Федерации

ü Группа членов СФ не менее 1/5

ü Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Общий (парламентский) порядок внесения поправок в Конституцию РФ:

     
 
 
   

                   
 
   
Совет Федерации – мониторинг процесса
 
Президент РФ
       
 

Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст.136 КРФ (Постановление КС РФ от 31.10.1995): Поводом к рассмотрению дела, явился запрос Государственной Думы ФС о толковании статьи 136 Конституции РФ. Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 36 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании статьи 136 Конституции РФ, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции РФ.

КС РФ обращается к КРФ:

· Есть ФКЗ и ФЗ.

· Затем он изучает, какой акт выбрать, чтобы его возможности позволили внести поправку

· ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным КРФ, он не может внести любую поправку; его функция – служба Конституции, стать частью Конституции он не может.

· ФЗ тоже не может быть формой принятия конституционной поправки: для внесения поправок требуется более сложная процедура; Президент может его отклонить, а по ст.136 КРФ это недопустимо.

· Результат: нужен новый вид акта – Закон РФ о поправке к Конституции РФ.

· Таким образом, Кроме ФЗ и ФКЗ появился ЗОП.

Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ. Анализ решения КС РФ по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ в части определения порядка внесения в ст. 65 Конституцию нового наименования субъекта РФ (Пост-е от 28 11.95г.).

Внепарламентский способ внесения поправок - распространяется только на главы 1,2,9 Конституции РФ.

Эти главы играют важную роль для демократического государства, поэтому принятие поправок требует особого порядка. Но ФКЗ «О конституционном Собрании» пока не принят, хотя и предусмотрен Конституцией.

Внепарламентский способ внесения поправок в главы 1, 2, 9 Конституции РФ:

Изменения ст.65 КРФ:

* По ч.1 ст.137 (в соответствии с ФКЗ):

В связи с принятием РФ нового субъекта РФ

В связи с образованием в РФ нового субъекта РФ (в ФКЗ – только при объединении – это нарушение Конституции, отражающее политику власти)

В связи с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ

В соответствии с ФКЗ

Анализ решения КС по делу о толковании ст.137 Конституции РФ: Изменение наименования субъекта РФ – каким актом и кем? Кто имеет право изменить наименование субъекта: РФ или РФ и субъект, или субъект.

Соответственно, компетенция: ст.71 - Федеральная, ст.72 – совместная, ст.73 – региональная. В федеральной – нет. В совместной – нет. Вывод Суда – это делает сам субъект, это его исключительная прерогатива.

Однако, изменение наименования не должно затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Оно не должно затрагивать интересы других субъектов РФ и РФ в целом, интересы других государств. Не должно предполагаться изменение состава РФ и изменения конституционно-правового статуса субъекта. Форма акта – указ Президента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: