Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции

Различают три основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

«монополия - исключительное право производства, принадлежащее одному лицу. Следовательно, чистая монополия — это ситуация на конкретном товарном рынке, где имеется всего один продавец.

Рынок чистой монополии имеет характерные черты:

1)на нем выступает единственный продавец, который выпускает уникальный, не имеющий заменителей продукт;

2)монополист контролирует цены;

3) на пути входа в такой рынок часто имеются непреодолимые для конкурента барьеры

Очень часто государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии.

Также различают естественную монополию — ситуацию, при которой производство товара или услуг сосредоточено в одних руках в силу объективных причин, и это выгодно обществу.

К ним относятся предприятия водоснабжения, электрические и газовые компании. естественные монополии находятся или в собственности государства или действуют под его строгим контролем.

монополистическая конкуренция. Она возникает там, где хозяйствуют многие фирмы, тайный сговор между которыми практически невозможен. При этом предприятия предлагают похожую, но неидентичную продукцию. Дифференциация продукции затрагивает прежде всего качество товара. Покупатель может отдать предпочтение товару в привлекательной упаковке, магазину, находящемуся возле его дома, возможности покупки товара в рассрочку и т.п.

Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают многочисленные примеры монополистической конкуренции. Важной чертой монополистической конкуренции является относительная легкость вступления в рынок, поскольку производители, работающие на этот тип рынка, обычно, не являются крупными.

Олигополия немногочисленность участников на рынке товаров и услуг. Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородные преобладают на рынке сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали и т.п.; дифференцированные — на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность предприятий способствует возникновению соглашений в отношении цен, раздела рынков сбыта. Как правило, выделяется доминирующая фирма, которая обычно следует практике «лидерства в ценах». В этом случае она диктует цену, а остальные олигополисты идут вслед за лидером.

Максимизация прибыли Прде.доход MR<P. Оптии. объем - пересечение MR и МС. моноп. цена - выше на л.спроса. прибыль - под ценой до АТС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: