Монополия, ее экономическая природа, причины возникновения. Ценовая дискриминация. Регулирование монополии

Монополия – это исключительное право произ-ва, промысла, торговли и других видов деят-ти, принадлежащее одному лицу, либо группе лиц или государству.

Характеризуется следующими допущениями:

1. отсутствие совершенных заменителей

2. отсутствие свободы входа на рынок

а) наличие патента на продукцию или технологии у предпр-я монополиста

б) существование правительственных лицензий, КВОТ или высоких пошлин на импорт товара

в) контроль монополистом источников поступления, необходимого сырья и других специализированных ресурсов.

г) наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика.

д) высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.

3. одному продавцу противостоит большое число покупателей

Причины возникновения монополии:

1.чистая монополия возникает там, где существует только один продавец, а выпускаемый продукт однороден или уникален.

2.монополия появляется на рынке тогда, когда при вступлении в отрасль или уходе из нее существуют входные или выходные барьеры.

Классификация монополий:

1. с учетом степени охвата экономики:а) чистая монополия – в масштабе одной отрасли. б) абсолютная монополия – в масштабе национального хозяйства.

2. в зависимости от характера и причин возникновения:

а) естественная монополия б) легальная монополия – образуется на законном основании. в) искусственная монополия – объединение предпр-й, создаваемое ради получения монополистических выгод. Картель синдикат концерн

Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различие в ценах необусловлено различием в издержках произ-ва.

Смысл проведения ценовой дискриминации – состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени это ему удается ценовая дискриминация подразделяется на три вида: дискриминация 1ой, 2ой и 3ей степени.

1ой степени - монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара.

2ой степени – установление различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. 3ей степени –разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает упрощенно говоря «дорогой» (увеличение выручки за повышения цены) и «дешевый» (увеличение выручки за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам) рынки.

Типы действий, которые в антимонопольной политике считаются незаконными: 1. фиксирование продажных цен: явное или тайное. 2. ограничение покупки. 3. ограничение продаж 5. недобросовестная реклама 6. недобросовестная маркировка

Регулирование монополии

Цель антимонопольной политики:

1. обеспечение эффективности произ-ва и распределение ресурсов в экономике;

2. предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур

3. помощь одним группам экономических агентов за счет других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: