Изучение и прогнозирование потребительского спроса

Потребность покупателей в данном товаре, представленная на рынке, называется спросом (D), спрос всегда зависит от уровня доходов покупателей (I), а также от их вкусов и предпочтений (Т), накопленного имущества (W); на спрос на данный товар оказывает также влияние его цена (Р), а также цены других товаров (Ра, Рb,...). Следовательно, объём спроса на данный товар есть функция от перечисления факторов

Qд= f (P, Pa , Pb ,..., I, T, W),

где Qд – объём спроса на данный товар в единицу времени.

В качестве основного показателя, характеризующего реакцию спроса на изменение цены, используют эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене: Е=%измен-я спроса / %измен-я цены:

Е>1 эластичный спрос Е<1не эластичный

Эластичность спроса по доходу: Е=% изменение спроса / % изменение дохода

Е>1 нормальные блага 0<Е<1 товары первой необходимости Е<0 товары для бедных, физиологические потребности

Перекрестная эластичность: Е=% изменение спросаА/% изменение ценыВ

Е>0 А,В товары заменители Е<0 А,В товары дополняющие

В зависимости от уровня экономики, на котором формируется спрос, выделяют: 1. Совокупный спрос (на уровне макроэкономики) 2. Отраслевой спрос (спрос со стороны других отраслей и домохозяйств на продукцию данной отрасли) 3. Рыночный спрос (на какой-либо определенный вид продукции) 4. Спрос индивидуального покупателя.по этапам жизн.цикла: зарождающийся, растущий, зрелыйжесткий - формир-ся на товары и услуги, у кот.есть приверженцы, не согласные нам заменумягкий - потреб-ль согласен на замену, измеряет лояльность потребителя к маркенегативный - не приносит удовлетворения, но отказаться от него нельзя(жкх, обществ.транспорт)иррациональный - ч-к получает удовлетворение от пользования, но м.б.нанесен вред (алкоголь, табак)скрытый - потребность есть, а товара нетотсутствие спроса - нарушение соотношения цена-качествочрезмерный (сезон, не верная реклама) МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА -моделирование (мат.статистика)- опросы потребителей и экспертов- сценарные методы, по обстоятельствам

Для стимулирования спроса можно использовать следующие меры: а) демонстрация товаров, б) предложение о возврате денег, если товар не понравился, г) удобство упаковки и доставка товара, д) премии и конкурсы и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: