Потребность покупателей в данном товаре, представленная на рынке, называется спросом (D), спрос всегда зависит от уровня доходов покупателей (I), а также от их вкусов и предпочтений (Т), накопленного имущества (W); на спрос на данный товар оказывает также влияние его цена (Р), а также цены других товаров (Ра, Рb,...). Следовательно, объём спроса на данный товар есть функция от перечисления факторов
Qд= f (P, Pa , Pb ,..., I, T, W),
где Qд – объём спроса на данный товар в единицу времени.
В качестве основного показателя, характеризующего реакцию спроса на изменение цены, используют эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене: Е=%измен-я спроса / %измен-я цены:
Е>1 эластичный спрос Е<1не эластичный
Эластичность спроса по доходу: Е=% изменение спроса / % изменение дохода
Е>1 нормальные блага 0<Е<1 товары первой необходимости Е<0 товары для бедных, физиологические потребности
Перекрестная эластичность: Е=% изменение спросаА/% изменение ценыВ
Е>0 А,В товары заменители Е<0 А,В товары дополняющие
|
|
Для стимулирования спроса можно использовать следующие меры: а) демонстрация товаров, б) предложение о возврате денег, если товар не понравился, г) удобство упаковки и доставка товара, д) премии и конкурсы и др.