Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных услуг для населения.
В целом услуги имеют характерные черты, которые отличают их от товаров: нематериальный характер, неотделимость от лиц, потребляющих услуги, неспособность к хранению, неразрывность производства и потребления услуги и нестабильность качества, при оценке которого надо учитывать не только результат, но и процесс оказания услуги.
В рамках сферы услуг в настоящее время выделяются:
- сектор социально-культурных услуг (образование, культура, здравоохранение);
- комплекс материально-бытовых услуг (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, система рекреационных услуг);
- сектор деловых, информационных и инженерно-технологических услуг.
На процесс формирования цен в сфере услуг оказывает влияние высокая общественная значимость социальных услуг, наличие значительных и постоянных внешних эффектов. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования не всегда эффективны и предложенная цена должна быть дополнена такими финансовыми рычагами, как льготы и дотации производителям и субсидии потребителям. Эта проблема характерна в первую очередь для услуг здравоохранения, образования, культуры.
Высокая чувствительность услуг к конъюнктуре рынка требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен в зависимости от изменения спроса, в том числе и по различным периодам времени, использования скидок с цен в целях устойчивого получения доходов в условиях неравномерности спроса.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
При установлении федеральных стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг их разработчики руководствовались потребностями самого жилищно-коммунального хозяйства в экономических условиях различных регионов, однако межрегиональная дифференциация доходов населения России настолько велика, что жители многих субъектов РФ окажутся в крайне невыгодном положении.
Высокий уровень тарифов зачастую обусловлен тем, что предприятия отраслей ЖКХ как естественные монополисты завышают затраты по оказанию услуг и не имеют действенных стимулов к их снижению.
Для тех категорий граждан, затраты которых на содержание жилья в пределах установленного норматива окажутся выше, чем стандарт максимально допустимой доли собственных расходов на содержание ЖКХ, устанавливаются компенсации, порядок исчисления которых определяется местной администрацией.