Понятие о философии

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ОТ КЛАССИКИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Учебное пособие для вузов

Москва 1999


ББК 87я73 Ш 24




Шаповалов В. Ф.

Ш 24 Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.— 576 с.

ISBN 5-8183-0011-0

Шаповалов Виктор Федорович родился в 1948 г. Он доктор фило­софских наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, академик Между­народной академии россиеведения, действительный член Философско-экономического ученого Собрания. Автор свыше 70 работ по пробле­мам социальной философии, методологии, истории русской философии, российской цивилизации.

Публиковался в журналах «Вопросы философии», «Общественные науки и современность», «Социс», «Свободная мысль» и др.

Развивает концепцию экзистенциального персонализма.

В пособии освещаются с современных позиций основные проблемы, идеи и концепции античной, западноевропейской и русской философии. Особое внимание уделено философии XX века.

Для студентов, преподавателей и аспирантов гуманитарных специаль­ностей.

ББК 87я73

 

Часть первая

введение в философию

(ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА)

1. Понятие о философии

2. Содержание, метод и цель философии

3. Философия как потребность
человеческого духа

4. Общественные функции философии

5. Философия и идеология

6. Философия и наука

7. Философия и религия

8. Структура философского знания

9. Многообразие философии
10. Философия и личность


Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


ISBN 5-8183-0011-0



© Шаповалов В. Ф., 1998 © ФАИР-ПРЕСС, 1999




ПОНЯТИЕ О ФИЛОСОФИИ




Одним из первых этапов изучения всякой учебной дисциплины является уяснение того, что она собой представляет, каковы ее отли­чительные черты, каково ее назначение. Иначе говоря, необходимо составить понятие о данной дисциплине. Применительно к филосо­фии решение задачи уяснения понятия о ней осложняется целым ря­дом факторов. К их числу относится прежде всего многообразие смыс­лов, которые приобрел в языке термин «философия». Во многих слу­чаях слово «философия» используется как собирательное имя для обозначения самых разных, порой резко различающихся между собой явлений. Такое расширительное значение имеет свои оправдания. Од­нако оно не пригодно для целей систематического изучения филосо­фии, поскольку ведет лишь к перечислению разнообразных смыслов, число которых едва ли обозримо. Для уяснения более строгого поня­тия о философии, необходимо решить следующие задачи.

1. Определить особенности философии в ряду различных форм
культуры. Для этого нужно установить ее содержание, метод и цель.

2. Связать существование философии с определенными потребно­
стями человеческого духа и культуры.

3. Определить общественные функции философии.

4. Учесть историческое многообразие философии.

Очевидно, что философия занимает определенное место в ряду различных форм культуры, к числу которых относятся искусство, ре­лигия, право, наука и др. Очевидно также, что философия в первую очередь связана с той частью культуры, которую принято характери­зовать как гуманитарную. Последняя ставит в центр своего внимания человека и особенности его бытия. Философия отвечает определен­ной потребности человеческого духа. Вместе с тем духовная жизнь и культура, конечно, не сводятся только к философии. Философия по­является там, где возникает особая потребность в ней.

Отсутствие философии не говорит об уровне достижений культу­ры. При определенных условиях и общество, и отдельный человек


могут обходиться без философии, обретая достижения культуры на иных, нефилософских путях. Поэтому уяснить понятие о философии можно лишь о учетом условий ее возникновения. Как и при каких условиях возникает философия? Какими отличительными чертами обладают первые формы философского знания, ставшие образцами для последующего развития философии? Таковы те вопросы, без от­вета на которые невозможно составить понятие о философии.

Общепризнано, что философия возникает в VI—V веке до н.э. в Древ­ней Греции. Здесь появляется и само слово «философия», образован­ное из двух греческих слов: «филео» — любовь, «софия» — мудрость. Таким образом, философия буквально — любовь к мудрости. Класси­ческими произведениями философского знания стали труды Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Именно в трудах Платона и Аристотеля были впервые поставлены, обстоятельно рас­смотрены и определенным образом решены проблемы, получившие с тех пор название философских. Произведения Платона и Аристотеля на протяжении веков воспринимались и сегодня продолжают восприни­маться как образцы философского знания вообще. Это, конечно, не значит, что в последующем философы лишь послушно следовали этим образцам или копировали их. Это означает, что в трудах античных клас­сиков впервые отчетливо обнаружились содержание, метод и цель, ко­торые вся последующая мысль воспринимала как именно философс­кие, а не относящиеся к иным формам культуры.

Тезис о возникновении философии в Древней Греции означает, что придется отказать в принадлежности к философии тем учениям, которые существовали в иных регионах мира одновременно или даже раньше первых философских произведений античной Греции. Речь прежде всего идет о Древнем Египте, Древнем Вавилоне, Китае и Индии. Именно этот тезис отстаивают многие современные авторы. Так, в одном из современных пособий читаем: «Философия... признается учеными по­рождением эллинского гения. Действительно, если остальным компо­нентам греческой культуры можно найти аналоги у других народов Во­стока, достигших высокого уровня цивилизации раньше греков (веро­вания и религиозные культы, ремесла различной природы, технические возможности разнообразного применения, политические институты, военные организации и т.п.), то, касаясь философии, мы не находим ничего подобного или даже просто похожего»1.

Близкой точки зрения придерживался крупнейший отечествен­ный философ и знаток античности А.Ф. Лосев (1893-1988). Он, в ча­стности, рассматривал платонизм (учение Платона и его последова­телей) в качестве единственно возможной формы философствования

1 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Ч. 1: Античность. С. 3.


вообще. Известный исследователь древней философии А.Н. Чанышев полагает, что на Древнем Востоке и в Древней Греции периода до VI в. до н.э. существовала предфилософия, но не философия в собствен­ном смысле. Философия как таковая возникает начиная с VI в. до н.э., притом именно в Древней Греции1. Однако тезис об Элладе2 как родо­начальнице философского знания должен быть существенно допол­нен. В частности, необходимо обратить особое внимание на всемирно-исторический смысл эпохи, в которую возникает философия.

Время около 500 г. (от 800 до 200 г.) до н.э. — уникальное время не только в греческой, но и во всемирной истории. Немецкий философ К. Ясперс (1883-1969) характеризует его как «осевое время». «В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфу­ций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда...; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, <...> Фукидида и Архи­меда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга». В эту эпоху были разработаны основные категории, кото­рыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время чело­век осознает свое бытие в целом, самого себя как существо не замкну­тое, а универсальное. Перемены, пришедшие в «осевое время», имели огромное значение для последующего развития. «Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, ка­кой сохранился и по сей день», —- заключает К. Ясперс3.

Таким образом, возникновение философии в Древней Греции нуж­но рассматривать в контексте радикальных сдвигов всемирного масшта­ба. Древнегреческая философия появилась как одно из многих великих открытий «осевого времени». Вместе с тем она с самого начала обладала качествами, существенно отличавшими ее от других феноменов эпохи. Конечно, древние греки многое заимствовали на Востоке, особенно из Древнего Вавилона и Египта. Однако то, что они создали, было непохо­же ни на что ранее известное. Философия стала уникальным порожде­нием эллинского гения. Даже если греки всего лишь, согласно Ф. Ниц­ше (1844-1900), «сумели бросить копье дальше с того места, где его оставил другой народ»4, то этот бросок стал решающим.

Процесс возникновения и первых шагов философии сложен и многосторонен. Его изучению посвящена обширная литература. Нас в

1 См.: Чанышев А.Н. Курс лекций подревней философии. М., 1981. С. 16-122.

2 Эллада — самоназвание Греции.

3 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32—33.

1 Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994. С. 195.


данном случае интересует лишь один из множества аспектов, связан­ный с тем, что за сравнительно короткий срок древнегреческая фи­лософия совершила интенсивную эволюцию, вершиной которой стало творчество Платона и Аристотеля. Древнегреческие философы яви­лись классиками философской мысли. Произведения древнегречес­ких мыслителей послужили образцами для последующего развития философии. Таково вообще свойство классики: она задает образцы или модели, которые последующей мыслью принимаются в качестве исходных. И хотя эти образцы или модели порой оспариваются или даже отвергаются, они не теряют своего значения. Основатели фило­софии вместе с ее началами задали образ философии вообще, без которого не может впоследствии обойтись никто, считающий себя философом. Этот образ с учетом его последующего развития и дает нам возможность наиболее точно ответить на вопрос: что такое фи­лософия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: