Общественные функции философии

Философия выполняет множество самых разнообразных обществен­ных функций. Обратим внимание на главные.

Первую функцию следует назвать функцией интеграции культуры.

Человек живет в обществе, а общество характеризуется опре­деленной культурой. Однако внутри себя культура всегда диффе­ренцирована. Даже на самом поверхностном уровне она разделяет­ся на основные формы культуры: науку, религию, искусство, мо­раль, право и т.д. По этой причине культуре угрожает распад на отдельные, не связанные между собой части. Но культура, распав­шаяся на изолированные части, уже не вполне культура. Она утра­чивает жизненность, поскольку обособившиеся части теряют вза­имную согласованность.

Осмысливая культуру в целом, философия берет на себя интегри­рующую функцию. Не случайно принято говорить, что философия есть «живая душа культуры». В философии воплощаются «экстракты»


культуры. Философ обращается ко всем формам культуры, к их особен­ностям, вехам исторического развития и др., стремясь обобщить дости­жения культуры в целом. На этой основе он обнаруживает некие новые свойства культуры, выражая их в философски рациональной форме. В философии культура получает возможность обратить свой взор на самое себя. Таким образом, философия играет роль самосознания1 культуры.

Единство и целостность культуры являются потребностью нор­мального общественного развития. Общество, где нет стремления уяс­нить и осмыслить собственную культуру, не будет жизнеспособным. С учетом этого обстоятельства становится понятной следующая об­щественная функция философии. Она состоит в определении смысла исторического бытия людей, объединенных в государственное целое, смысла исторического бытия данного народа.

Философия осмысливает исторический путь народа и на этой ос­нове показывает возможные стратегические перспективы его разви­тия. Осмыслить исторический путь — значит не только знать факты истории. Понять свою историю — значит выявить особенности куль­турно-исторического развития, суметь постичь победы и поражения и выявить их глубинные причины. Г. Гегель различал народы историчес­кие и неисторические. Исторический народ осознает свою историю, дорожит своей культурой, ставит задачу ее осмысления и на этой основе намечает перспективы дальнейшего развития. В противополож­ность историческому, неисторический народ «живет, как придется», он «не ведает, что творит». В лучшем случае он довольствуется мифо­логическими представлениями о своем прошлом и будущем, однако в его среде отсутствуют люди, стремящиеся осмыслить исторический путь и миссию своего народа в истории.

В современном мире почти не осталось неисторических народов. Это связано, в частности, с тем, что в современном обществе народы осуществляют свою жизнь, будучи объединенными в определенное государство. Государство же не может существовать, не определяя стра­тегические направления внутренней и внешней политики, не форму­лируя и не отстаивая национальные интересы. При решении текущих задач необходимо опираться на серьезный анализ прошлого, на фун­даментальные ценности не только политического характера, но и нравственного и культурного значения. Поэтому философская задача определения смысла бытия данного исторического народа, объеди­ненного в определенное государственное целое, встает вновь и вновь, с учетом меняющихся условий. Вследствие глубоких перемен после­днего времени остро стоит такая задача перед современной Россией. Функция осмысления пути, места в истории и будущих перспектив народов, объединенных в данное государство, является важнейшей функцией философии. К ней вплотную примыкает еще одна функция.

 

Самосознание — это сознание, направленное на себя.


Она состоит в осмыслении целей и смысла существования человече­ства в целом. Куда идет человечество? Каковы его перспективы? Как избежать грозящих ему опасностей? Эти и аналогичные вопросы не могут остаться без внимания философии. Они являются философски­ми по своему существу, хотя в их решении философия, как и в боль­шинстве случаев, должна опираться на данные многих наук.

В современных условиях человечество представляет собой связан­ное целое. Взаимосвязь и взаимозависимость различных стран, наро­дов и регионов исключительно важна. Стало вполне ясно, что земной шар не столь велик по своим размерам, чтобы происходящее в одной точке планеты оставляло без последствий другие. Поэтому все люди, словно пассажиры одного корабля, зависимы от его курса и способ­ности противостоять бурям. Однако на планете не утихает борьба раз­нородных и разнонаправленных интересов.

Велика разобщенность людей, принадлежащих к разным государ­ствам, народам, культурам. Существуют особые интересы отдельных государств и общественных классов. Традиции различных народов раз­личаются между собой порой настолько, что возникают трудности в установлении взаимопонимания и развития полноценных контактов. Исторически сложившиеся идеалы и ценности также не совпадают между собой. Страны находятся на разных уровнях социально-эконо­мического развития, поэтому перед ними стоят резко различающиеся задачи политического, экономического, технологического характера.

Различия отдельных частей человечества превращают процесс до­стижения общечеловеческого единства в исключительно сложную за­дачу. Свой вклад в ее разрешение призвана внести философия. Оче­видно, что путь к единству лежит не через уничтожение различий, а через умение согласовывать различающиеся интересы, находить точ­ки соприкосновения. Следовательно, на этом пути необходим учет огромного числа самых разнообразных факторов. Философия осмыс­ливает достижения научно-технического прогресса — как его поло­жительные, так и опасные последствия. Она призвана исследовать универсальные формы общения, сознания и культуры. В философии находят обоснование общие цели всего человечества. Особую роль в определении таких целей играет возникшая во второй половине XX в. новая отрасль философского знания, получившая название «филосо­фия глобальных проблем».

Наконец, просветительская функция философии связана с ее воз­действием на сознание людей. Существуя в определенном обществе, философия прямо или косвенно воздействует на умонастроение этого общества, в том числе тех людей, кто специально не занят философи­ей. Однако просветительскую функцию нельзя представлять упрощен­но. Дело прежде всего в том, что, как и большинство отраслей духов­ной деятельности, философия есть специализированная сфера. Она тре­бует специальных знаний, навыков, умений.


«Толпа никогда не будет философом», — заметил Платон. Он хо­рошо понимал, что для серьезных занятий философией необходима специальная подготовка и особые условия. Впрочем, это хорошо по­нимали многие мыслители. Не случайно изучение философии и обу­чение ей уже в древности происходило в специально созданных для этих целей учреждениях. Платон основал Академию, Аристотель — Лицей. В средние века изучение философии было сконцентрировано в университетах. В современном мире существует сеть учреждений, ко­торые призваны обеспечить профессиональный уровень овладения философскими знаниями. Конечно, можно сказать, что каждый чело­век в известной мере «философ», поскольку задумывается над про­блемами философского характера и стремится прийти к определен­ным выводам. Однако философия как профессиональная сфера суще­ственно отличается от множества самодеятельных «философий». Она требует не только особых знаний, но также методической и система­тической подготовки под руководством опытных профессионалов. Та­кое руководство со стороны профессионалов может быть обеспечено только в рамках системы образования.

В системе образования, если она устойчиво функционирует, обеспечивается преемственность философских идей. Образование из­бавляет от необходимости заново «изобретать велосипед» — затрачивать умственную энергию на открытие того, что известно из истории мысли. В образовании накапливается опыт решения философских проблем. На­капливая опыт и сберегая профессионализм, образование дает опреде­ленные гарантии от упрощения и искажения философского знания. По­этому просветительская функция философии наиболее эффективно может быть реализована именно в системе образования. Речь идет о высшем и последующих этапах образования — магистратуре, аспирантуре и т.д.

Попытки сформировать у всего населения или у подавляющего большинства единое философское (или научное) мировоззрение нельзя не признать утопическими. Мировоззрение — исключительно слож­ный феномен. Оно формируется и развивается под воздействием столь большого числа разнообразных факторов, что их действие вряд ли поддается всестороннему учету. И это вполне естественно. Вследствие разнообразия воздействующих факторов личность каждого человека и его мировоззрение уникальны и неповторимы. Поэтому изучение фи­лософии не должно быть направлено на унификацию личности, под­гонку всех под единый стандарт.

Цель изучения философии в системе образования — не формирова­ние одинаковых взглядов и убеждений. Эта цель состоит в усвоении определенного объема философских знаний и формировании умения применять их. В процессе образования необходимо вооружиться фило­софскими знаниями для того, чтобы впоследствии иметь возможность самостоятельно разбираться в сложных философских вопросах и воп­росах жизни вообще. Иначе говоря, изучение философии в системе


образования должно обеспечить определенный уровень философской культуры личности. В частности, такое изучение должно противостоять распространению в обществе различного рода псевдоучений, с кото­рыми выступают новоявленные «пророки» и «спасители». Умение са­мостоятельно мыслить, определенный уровень философских знаний позволят правильно оценить различные философские и религиозные взгляды, отличать серьезные учения от откровенного шарлатанства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: