Учение о человеке. Общая концепция человека вырисовывается из платоновской ме­тафизики и теории познания

Общая концепция человека вырисовывается из платоновской ме­тафизики и теории познания. Ясно, что Платон развивает понимание человека из двух основных составляющих: души и тела. В душе основ­ную роль играет ум. Душа есть «становящийся ум». Имеется в виду, что в процессе развития души и ее созревания ум приобретает все боль­шую власть и способность доминировать над страстями. Детская душа обладает меньшей разумностью, чем зрелая. Отношения души и тела мыслятся Платоном как противоречивые. Тело есть обиталище души. Благодаря душе тело живет, поэтому оно должно находиться на служ­бе души. Однако для души тело — не самое лучшее место обитания и является «темницей души», из которой она стремится вырваться. От­сюда, однако, не следует, что смерть есть благо. Платон рассуждает: «Конечно, жить — сладко. Но человеку истинно мужественному та­кие заботы не к лицу, не надо ему думать, как бы прожить подольше, не надо цепляться за жизнь, но... надо искать способ провести дни и годы, которые предстоят, самым достойным образом»'. Достойная жизнь есть «попечение о душе», которое Платон считает высшим мо­ральным долгом человека.

Тело — корень всех зол, ибо оно источник страстей, которые по­рождают враждебность, несогласие, невежество и т.д., вплоть до бе­зумия и психических болезней. Поэтому «забота о душе» означает ее очищение через разрыв с чувственным и соединение с родственным миром идеального и сверхчувственного. Очищение тождественно подъе­му по ступеням чистого познания. Для понятия очищения души Пла­тон применяет специальный термин — «катарсис», закрепившийся и в последующей традиции. Катарсис, в платоновской трактовке, дос­тижим исключительно на пути рационально-логического познания и состоит в просветлении страстей светом ума. Именно поэтому глав­ным средством катарсиса является наука, а не, например, искусство, поэзия, театр, — взгляд на искусство как на главный путь очищения

 

1 Платон. Собр. соч. Т. 1. С. 558.


 



души встретится впоследствии у Аристотеля. Но Платону он чужд, поскольку искусство трактуется им в качестве неразумной, иррацио­нальной сферы: поэты творят по наитию, в исступлении, т.е. по сути не ведают, что творят. Искусство уводит от истины, к которой ведет только наука. У Платона процесс рационального познания, прочища­ющий душу, переходит в процесс преображения — освобождения от мира чувственного и переход к сверхчувственному. Один мир преоб­ражается в другой, из мира иллюзорного человек переходит в мир подлинный. Посредством ума человек вступает в мир идей, т.е. во вла­дение высшего Блага.

В понимании добродетельной жизни Платон в начальном пункте следует Сократу. Он отталкивается от понимания добродетели как воз­держания, умерения страстей посредством разума. Ум обеспечивает до­стижение мужества, храбрости, справедливости. Именно справедливость Платон считает основной добродетелью. Но факт трагической смерти Сократа поставил перед Платоном проблему, которая ранее не иссле­довалась специально, — проблему бессмертия души. В бессмертие души верили последователи древних орфических культов. Но это была сти­хийно-неосознанная вера. Платон ставит задачу отыскания логических аргументов. Душа человека способна познавать неподвижное и вечное (мир идей). Но если это так, то она должна иметь ту же природу, что идеальный мир, быть родственной ему, поскольку, в противном слу­чае, все вечное осталось бы недоступным ей, — как это имеет место в случае с телом. Мы видим, что душа познает мир идей, открывая мате­матические и геометрические зависимости, определяя сущность вещей и общее в них. Следовательно, она не может быть смертной; она вечна. Заметим, что было бы неприкрытой демонстрацией отсутствия чувства исторического и такта попытаться опровергнуть или, наобо­рот, принять за окончательную аргументацию Платона в пользу бес­смертия души. В пределах историко-философского подхода любая идея должна быть оценена с точки зрения ее соответствия общей концеп­ции автора — в данном случае Платона. Надо признать, что тезис о бессмертии души логически безупречно вписывается в платоновские построения, занимая в них строго определенное место (если иметь в виду ту логику, которой придерживается сам Платон): в отсутствие тезиса о бессмертии души вся концепция была бы неполна. Платон стремится быть логичным (ведь разум ценится им необычайно высоко - и если мы ищем всюду в первую очередь логичности, то идем по стопам Платона), хотя это не значит, что его построения не подвер­жены критике. Она последовала незамедлительно в лице его ученика Аристотеля. Весь дальнейший путь развития философской мысли был определенной, в том числе и критической, реакцией на платоновс­кий вывод. Поэтому лучший способ отыскания слабых мест у Платона (по крайней мере на первом этапе) — последовать историческому пути развития мысли.


Развивая учение о душе, Платон формулирует специфическую идею о ее трехчастности: разумной, волевой и вожделяющей (желающей). Идея трехчастности плавно переходит у него в учение об идеальном государстве. Теорию государства, оказывающуюся связанной с кон­цепцией души и со всей метафизикой Платона, лучше всего оцени­вать в свете основных характеристик платоновского космоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: