Учение о государстве

Платон применил единый подход ко всем сферам реальности. Един­ство платоновского взгляда особенно рельефно просматривается при сопоставлении картин рисуемых им Космоса, государства, души че­ловека. Во всех случаях обнаруживается структурная аналогия с зак­люченными в метафизике тремя фундаментальными факторами бы­тия: мир идей (эйдосов), т.е. идеальный план реальности, реализация заключенного в мире идей плана (Демиург) и некоторый исходный, неоформленный материал. Соответственно, всюду у Платона можно обнаружить три элемента, выполняющие данные три функции: по­знание плана, исполнение плана и сырой материал плана. Данные функции в составе души закреплены соответственно за разумной час­тью души, волевой и вожделеющей. В идеальном государстве три фун­кции должны быть также закреплены за определенными группами людей. Именно так и поступает Платон, выделяя класс философов, класс воинов, или стражей, и класс ремесленников, земледельцев и рабочих. При этом он полагает, что в каждом из людей от природы преобладающей является одна из трех частей души. У очень немногих преобладает разумная часть — они становятся философами. Другие отличаются волей — им суждено стать воинами. Наконец, третьи — их большинство, — чьей добродетелью являются умеренность и терпе­ливость, должны заниматься ремеслом и земледелием. Идеальное го­сударство есть по сути увеличенная фотография души.

В идеальном государстве Платона все должно быть четко фиксиро­вано, все построено по определенному плану, который не может быть нарушаем никем из граждан. Этим оно отличается от известных госу­дарств-полисов, характеризующихся непрочностью, хаотичностью, отсутствием строгого порядка и, как следствие, господством неспра­ведливости. Действительно, возможны три формы государственного устройства: а) монархия — правление одного («моно» — один, «архэ» - начало); б) аристократия — правление немногих; в) демократия -правление большинства, или народа. Однако эти три «правильные» формы имеют тенденцию, часто осуществляющуюся на практике, превращаться в свои уродливые двойники: монархия — в тиранию, аристократия — в олигархию, демократия — в демагогию. Извраще­ния имеют место в силу того, что правители склонны чаще заботить­ся о себе и своих корыстных интересах, а не об интересах граждан.


Фактором извращения выступает также чрезмерная свобода, которая неизбежно влечет за собой демагогию, разлагающую нравы. Однако если государство сумеет сохранить нравственное здоровье граждан, то наилучшей формой окажется первая — монархия. Если нравственность утрачена, следовательно, процветает коррупция, то наилучшей ста­новится третья — демократия. Она по меньшей мере гарантирует ми­нимум свободы в качестве утешения и надежды на будущее. Наконец, в общем случае лучшей является аристократия — в наибольшей сте­пени соответствующая идеальному государству, поскольку она может стать правлением «лучших». Именно ее кладет Платон в основу своего проекта идеального государства. Лучшими правителями будут те, кто умеет разумно отрекаться от своих пристрастий, кто стремится к ис­тине и справедливости, любит свое государство, т.е. философы. Тако­вы мотивы (как видим, они не лишены смысла), движущие Плато­ном в его стремлении нарисовать образ идеального государства.

Платон связывает идеальное государство с верховенством закона. Все граждане государства (исключая рабов, которые не могли быть поставлены в одинаковое положение со свободными; рабы в Древней Греции были сравнительно немногочисленны и заняты они были на домашней и вспомогательных работах), независимо от занимаемого положения, должны одинаково подчиняться закону. Именно так дол­жно быть в нормальном случае, а значит, и в идеальном государстве. Более того, идеальное государство и есть то самое, где закон незыб­лем и главенствует. Но как обеспечить соблюдение законного порядка в жизни? Он непрестанно нарушается не только гражданами, но и правителями. Кроме того, законы то принимаются, то отменяются или изменяются, поскольку сами законодатели постоянно меняют свои убеждения и пристрастия. Следовательно, в самой законодательной сфере царят хаос и произвол. Значит, необходимо разработать специ­альную систему мер, обеспечивающих прочность и устойчивость за­кона, его обязательность для всех. Эта система мер окажется также гарантией прочности государства. Но если это так, то она не может быть произвольно установленной кем-либо, а должна быть выведена из сущности государства, т.е. из его идеи. Исходя из свойств государ­ства как такового, следует логически вывести его частные характери­стики, определить его устройство и, в конечном итоге, решить воп­рос о роли индивидов в нем. Таким образом, логика Платона идет в последовательности умозаключений от государства к индивиду, а не наоборот — от индивида к государству. Это заведомо предопределяет тотальное подчинение индивида государству. К такому подчинению Платон и приходит, фактически лишая граждан рисуемого им госу­дарства права на частную жизнь. Жизнь индивида здесь без остатка подчиняется государственному целому. Индивидуальная свобода при­знается только в той мере, в какой она необходима государству.

Будучи противником тирании, Платон не может, конечно, идти


по пути теоретической защиты прямого насилия и принуждения. По­этому порядок в государстве выводится им из «естественного порядка вещей», т.е. из собственной метафизики. Но этот же порядок есть по­рядок души. Следовательно, в идеальном государстве учитываются естественные склонности людей, а принуждение призвано лишь спо­собствовать более полной реализации этих склонностей. Одни склон­ны философствовать, в других силен воинский дух, третьи предпочи­тают продуктивный труд — таковы предпосылки трех классов обще­ства. Но одновременно это три функции государства: познание истины и написание правильных законов (философы); обеспечение исполне­ния законов (воины или полиция, что у Платона приблизительно одно и то же); производство необходимых продуктов (ремесленники и зем­ледельцы). Одновременно это воплощение трех фундаментальных фак­торов бытия — идеального плана, исполнения и исходного материала. Однако трехклассовая структура должна быть жесткой, поскольку ее разрушение повлечет за собой разрушение всей системы. Опасность разрушения проистекает из того, что люди часто не понимают соб­ственного блага, поэтому тот, кто по природе ремесленник, стремит­ся стать правителем, воин — расслабиться и заняться более спокой­ным делом, к примеру, ремеслом, и т.д. Лишь те, кто любит муд­рость, способны самостоятельно определить свое призвание и без внешнего принуждения реализовать его. Поэтому они могут иниции­ровать идеальное государство и быть его правителями. Они же должны разработать строгие правила для себя и для других классов.

«Если для людей, выдающихся в философии, — пишет Платон, — возникла <...> необходимость взять на себя заботу о государстве... мы готовы упорно отстаивать взгляд, что в этом случае <...> будет осуще­ствлен описанный нами государственный строй, коль скоро именно эта Муза оказывается владычицей государства. Осуществление такого строя вполне возможно, и о невозможном мы не говорим. А что это трудно, признаем и мы»1. Чтобы осуществить проект, философы дол­жны образовать аскетическое братство, подчинить всю свою жизнь науке, разработке законов и воспитанию молодежи. Сами они не мо­гут быть слишком молоды, а, напротив, преклонного возраста. Уче­ные-мудрецы олицетворяют собой мудрость всего города-государства, который «может быть мудр по малочисленному сословию». Они уста­навливают для всего общества нормы справедливости. Такова общая схема. Однако Платон не верит в силу только лишь морального воз­действия со стороны лучших. Поэтому именно солдаты-полицейские должны осуществлять волю мудрецов-старцев. Их воспитание и образ жизни, следовательно, должны быть всецело подчинены возложен­ной на них миссии. Они, по Платону, живут исключительно в казар-

 

1 Платой. Собр. соч. Т. 3. С. 280.


мах, им запрещено иметь семью и собственность. С детства они воспи­тываются в особых пансионах, занимаясь гимнастикой, военным де­лом и воспитывая в себе нравственные качества. Все дети, независимо от их социального происхождения, в обязательном порядке отбира­ются у родителей и направляются в государственные воспитательные учреждения. При этом родители не будут знать своих детей, а дети не должны знать, кто их родители.

Государственная задача сословия ремесленников и земледельцев -кормить и обеспечивать правителей-мудрецов и воинов-полицейских. В исполнении этой задачи Платон видит весь смысл их существования. Их личная жизнь несколько более свободна, чем жизнь воинского сословия и правителей, однако она тоже подчинена строгому регла­менту, поскольку за ней бдительно наблюдают стражи-воины: допус­кается принуждение к труду, насилие над пьяницами и лентяями, принимаются меры к тому, чтобы никто не становился ни слишком бедным, ни слишком богатым. Бедные будут неспособны обеспечи­вать воинов и правителей средствами к жизни, богатые возомнят о себе слишком много, станут нарушать установленный порядок, угро­жать власти мудрецов.

Наконец, в идеальном государстве не нужны ни искусство, ни свободная наука. Они лишь отвлекают от истины и способствуют мо­ральному разложению. Запрещаются и изгоняются также все религии и мифология, за исключением единственной и обязательной для всех, основанной на платоновском учении об идеях. Она же является и един­ственной наукой и философией. Интересно и то, что Платон обнару­живает отчетливое понимание недостаточности как полицейских мер, так и мер морального воздействия: предусматривается применение методов манипуляции общественным мнением. Они включают обман, дезинформацию, отвлечение внимания на второстепенные темы, об­работку сознания населения, предваряющую проведение государствен­ных мероприятий, организацию псевдосенсаций, сокрытие авторства законов, кампании против мнимых врагов государства и народа как средство подавления инакомыслия и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: