Жизнь, судьба, сочинения

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в отличие от Платона не был коренным афинянином. Город Стагиры, откуда он был родом, нахо­дился в Македонии, которая по отношению к Афинам — признанно­му центру культуры — выглядела провинцией. Правда, на глазах Ари­стотеля произошли серьезные изменения в статусе Македонии, свя­занные с победоносными завоевательными походами Александра Македонского. Отец Аристотеля был лекарем и служил придворным врачом македонской царской семьи. Сын не последовал примеру отца в выборе профессии, хотя в его последующих сочинениях можно об­наружить глубокие познания и в области медицины. На восемнадца­том году жизни Аристотель направляется в Афины для учебы в плато­новской Академии. В течение многих лет, вплоть до смерти Платона, жизнь Аристотеля оказывается связанной с Академией, наполненной общением с ее основателем, тщательным изучением платоновской философии. Здесь Аристотель приобретает широчайший научный кру­гозор, вырабатывает собственные философские и научные подходы. В год смерти Платона, когда Аристотелю было 37 лет и он почти достиг того возраста, который греки называли акмэ (40 лет), расценивавши-егося как пик расцвета творческих сил, он оставляет Афины и на­правляется в Малую Азию. Здесь в городе Ассосе он открывает соб­ственную школу, пишет ряд произведений. Его преподавательская и философско-научная деятельность продолжается затем на острове Лес­бос в городе Митилена. Наконец, в 343/342 г. начинается новый пери­од жизни Аристотеля, связанный с его возвращением в родную Ма-


кедонию. Его требует ко двору Филипп Македонский и поручает ему воспитание своего наследника Александра.

Об отношениях между двумя великими людьми известно не так много. Вряд ли Аристотелю принадлежит большая роль в формирова­нии завоевательских устремлений Александра Македонского или в развитии его таланта полководца. Видимо, Стагирит симпатизировал некоторым политическим идеям македонских царей, стремившихся к объединению Греции под своей властью. Однако он не считал импе­рию жизнеспособной формой государства, а именно империю впос­ледствии создавал его ученик и воспитанник.

Отсутствие достоверных сведений об отношениях Александра и учи­теля позволило, например, Б. Расселу заявить: «Я предполагаю со своей стороны, что Аристотель не оказывал на Александра никакого влияния. Александр был честолюбивым и страстным юношей, он был в плохих отношениях со своим отцом и, по-видимому, нерадиво относился к учению». В силу этого он должен был считать учителя «не кем иным, как старым педантом, приставленным к нему отцом, чтобы удержать от озорства... И я не вижу в Александре ничего такого, что могло бы исхо­дить от Аристотеля». Резюме Б. Рассела таково: «В общем контакты меж­ду этими двумя великими людьми, по-видимому, были такими же бес­плодными, как если бы они жили в различных мирах»1.

Заключение английского мыслителя было бы убедительным, если считать, что наиболее усидчивый и послушный является и наиболее восприимчивым, а влияние учителя наиболее полно сказывается лишь в легко обнаруживаемых сознательных проявлениях. Но тогда одного факта, что Александр не стал философом, а стал полководцем, орга­низатором армии и государства, было бы достаточно для соответству­ющего вывода. Однако интересно, что в процессе своей бурной поли­тической и военной деятельности Александр иногда, неожиданно для окружающих, поступал так, как от него не требовали ни интересы его завоевательской политики, ни другие внешние обстоятельства. Однажды он задержался на несколько дней в малоазиатском городе Фаселиде и случайно узнал, что там находится статуя известного ри­тора Теодекта. Теодект был учеником Платона и Аристотеля. После обильной пирушки Александр отправился к этой статуе и возложил к ее подножию множество венков. Плутарх по этому поводу говорит: «Так, забавляясь, он воздал дань признательности человеку, с кото­рым познакомился благодаря Аристотелю и занятиям философией». Несомненно, что влияние двух личностей носило сложный характер, одинаково далекий как от полного взаимного отталкивания (как по­лучается у Б. Рассела), так и от безмерно-восторженного почитания.

При македонском дворе Стагирит оставался до тех пор, пока Алек­сандр не взошел на трон. Затем в 335/334 г. Аристотель вернулся в

Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 1. С. 181.


Афины, где основал школу — Ликей (или «Лицей» в латинском вари­анте). Название школы пошло от расположенного рядом храма Апол­лона Ликейского. Занятия Аристотель проводил, как правило, прогу­ливаясь с учениками по тропинкам сада, откуда школа получила еще одно название: «Перипатос», что значит «прогулка», а ученики и пос­ледователи Аристотеля нередко и сегодня называются «перипатетика­ми», т.е. прогуливающимися философами.

Сочинения Аристотеля делятся на две группы: «экзотерические» и «эзотерические». Первые были составлены в форме диалога и пред­назначались для широкой аудитории. Вторые предназначены не для публики, а только для учеников школы. История распорядилась так, что до нас дошли сочинения, принадлежащие ко второй группе. Сле­довательно, мы имеем возможность судить о тех воззрениях Аристоте­ля, которые он сам считал «сокровенными» и наиболее полно выража­ющими истину. Точное число созданных Стагиритом произведений не­известно, но совершенно ясно, что оно огромно. Последующие авторы приписывают ему от ста сорока до четырехсот работ. В дошедших до нас трудах поражает охват проблематики. В произведениях Стагирита глубо­ко и обстоятельно затронуты и изложены знания по всем отраслям на­уки того времени. Аристотель явился подлинным энциклопедистом — человеком, чьи познания были поразительно разносторонни и поисти­не универсальны. Назовем наиболее известные из дошедших до наших дней трудов, входящих в «корпус Аристотеликум» — свод сочинений, считающийся каноническим. Он открывается «Органоном», в котором собраны трактаты по логике: «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софических опровер­жениях». Далее идут «Физика», «О небе», «О душе». Наиболее знаме­нитое сочинение «Метафизика», насчитывающая 14 книг. Сочинения по этике (моральному учению): «Никомахова этика», «Большая эти­ка», «Политика». К ним примыкают «Риторика» и «Поэтика». Нако­нец, биологические труды: «История животных», «О происхождении животных», «О частях животных» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: