Классификация наук

Как истинный представитель греческой культуры, Аристотель вы­соко ценит мудрость (софию), под которой понимает искусность, умение, мастерство. Такое понимание мудрости роднит его и с пред­шественниками по античной философии — «любви к мудрости». «Муд-

 

1 Аристотель. Соч.: В 4т. М., 1984. Т. 4. С. 178.


рость в искусствах, — пишет Стагирит, — мы признаем за теми, кто безупречно точен в своем искусстве: например, Фидия мы признаем мудрым камнерезом, а Поликлета — мудрым ваятелем статуй, подра­зумевая под мудростью, конечно, не что иное, как совершенство ис­кусства»1. Но так же как Сократа и Платона, Аристотеля привлекают не только частные виды «мудрости», не отдельные умения, а «умение всех умений», т.е. мудрость вообще: «Однако мы уверены, что суще­ствуют некие мудрецы в общем смысле, а не в частном...» Отправля­ясь именно от высокой оценки мастера и умельца в своем деле, Ари­стотель вслед за своими предшественниками стремится найти и опре­делить мудрость как таковую. Это нужно подчеркнуть специально, чтобы не произошла подмена воззрений Аристотеля и всех древних не луч­шими из наших воззрений. Такая подмена нередко происходит, и тог­да «любовь к мудрости» древних воспринимается наподобие наших заумных рассуждений, которые в наше время порой выдаются за фи­лософию, хотя на деле не имеют к ней никакого отношения. Подлин­ное искусство слова стояло у древних греков в том же ряду, что и искусство мастера, в какой бы сфере он ни трудился. Не случайно в Древней Греции были развиты логика и риторика, которым и сам Аристотель уделял особое внимание. Но Стагирита к тому же привле­кала и более общая задача — вполне естественная при высокой оцен­ке мудрости, — дойти до ее высших пределов, обобщив достижения во всех областях знания и искусства. С этой целью он прежде всего прибегает к классификации знаний и умений.

Аристотель разделил науки на три большие группы: теоретичес­кие («умозрительные»), практические («рассудительные») и творчес­кие (продуктивные). К первым он отнес философию, математику и физику, ко вторым — этику и политику, к третьим -- искусство, ремесла и прикладные науки. Как видим, третья группа это не совсем науки в современном понимании: это знания о том, как нечто можно «сделать», произвести.

Для Аристотеля они являются базовыми, отправляясь от которых следует идти к знанию более теоретическому и общему. Обратим вни­мание и на то, что под практическими науками Стагирит понимает этику и политику, т.е. то, что связано с общением людей. Основа этики и политики — рассудительность, а практические науки — это науки о поступках и о выборе правильной линии поведения среди людей. Именно такое понимание практики сохранится на длительные времена, и например, И. Кант напишет в XVIII в. «Критику практи­ческого разума», в которой будет рассматривать не что иное, как воп­росы нравственности. Для Аристотеля практические науки — учение об одном из видов мудрости: умении общаться с людьми, но «всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение


организуется ради какого-либо блага... больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и на­зывается государством или общением политическим»1. Таким обра­зом, политика попадает в класс практических наук, изучая наиболее важную сферу общения. Однако человек не довольствуется, конечно, ни знанием того, как нечто можно произвести, ни того, как происхо­дит общение и как следует общаться, — человека интересуют и воп­росы устройства мира, души, причины именно такого, а не иного их устройства. Причем эти вопросы можно поставить и вне их связи с практически-нравственно-политическими и ремесленно-продуктивны­ми потребностями. Тогда возникают науки теоретические, или «умоз­рительные», среди которых физика (одной из частей которой Аристо­тель считает психологию), математика и, наконец, наиболее «умоз­рительная» из всех наук — философия.

Философия — наиболее общая из всех наук, поэтому она есть «умение всех умений», выраженное в форме чистого знания. Следова­тельно, по отношению ко всем другим наукам она выступает как то, что формирует наиболее общие принципы, действующие во всех на­уках. Однако философия сама по себе не преследует никаких практи­ческих и эмпирических целей, она не связана с использованием ее знаний для удовлетворения материальных нужд. Поскольку другие науки подчинены этим целям и нуждам, постольку они не самоценны, за­висят от них. Умозрительность и отказ от того, чтобы быть использо­ванной в каких-либо лежащих за ее пределами целях, есть не недоста­ток, а достоинство философии. Только так она может выразить и раз­решить глубинную потребность человека — стремление получить ответ на «последнее почему». В философии выражается чистая жажда зна­ния, страсть к истине, удерживающая от лжи. «Таким образом, — заключает Аристотель, — все другие науки более необходимы, чем она, но лучше ее — нет ни одной»2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: