задание. В чем заключается проблема отбора целей и содержания образования одаренных школьников?

Проблему обучения одаренных учащихся, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний, считают наиболее важной как в России, так и за рубежом, поскольку необходимо эффективно использовать тот интеллектуальный потенциал, которым обладают учащиеся, для интенсивного приобретения ими высокотехнологичных знаний и информации и развитие способностей применения их на практике.

Основным средством реализации этих целей в настоящее время является содержание образования: его стандартизация, содержательная и уровневая вариативность, гуманистическая направленность и т.д. Адекватно изменению содержания образования необходимо изменить и технологии организации обучения одаренных детей, которые на практике позволили бы создать условия для наиболее полного удовлетворения личностных запросов учащихся, возможности реализовать свои склонности, способности, дарования, развить индивидуальность.

Основанием при отборе и проектировании технологий индивидуализации обучения служат следующие факторы: конкретные образовательные цели. По этому признаку к эффективным технологиям индивидуализации, которые широко используются в работе с одаренными детьми отечественном и зарубежном образовании можно отнести: проблемно-поисковые, проблемно-исследовательские. Поскольку развивающая цель данных технологий реализуется при формировании и развитии логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика.

А.С. Обухов отмечает, что при организации исследований в рамках образовательного процесса с одаренными детьми необходимо обратить внимание на следующие моменты: выбор темы исследования, интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя; Достаточное осознание учеником сути проблемы; организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом; стимулирование саморазвития (как ученика, так и учителя) через совместный поиск неизвестного в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой); раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а потом науке.

Значительные, еще не до конца использованные возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских лабораторий, объединений одаренных детей, предоставляющих учащимся не только возможность выбора направления исследовательской работы, но выбор темпа, формы, способа организации и продвижения в русле исследовательской деятельности.

Привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап, особенно значимый для младших школьников и подростков, может осуществляться как в рамках обучения на уроке, так и во время факультативных занятий.

Следующие фактор при отборе технологий индивидуализации: - индивидуальные и личностные особенности одаренных учащихся, к которым относят: трудности произвольной саморегуляции - деятельность эффективно осуществляется учащимися лишь в том случае, если представляет личностный интерес. Во всех других случаях деятельность либо игнорируется, либо со­вершается в существенно редуцированном виде.

1. Недостаточная потребность в творческой деятельности и, соответственно, низкий уровень креативности в целом. Особенно часто эта проблема обнаруживается у учащихся с резко опережающим темпом умственного развития (вундеркиндов).

2. Инфантильность развития социального и эмоционального интеллекта и в результате проблемы общения и социальной адаптации. Как правило, эта проблема возникает у одаренных детей в силу однобокости их развития в дошкольном и младшем школьном возрасте

3. Трудности профессиональной ориентации (бурного и яркого развития общих способностей притормаживается специализация способностей и, на этой основе задерживается процесс профессионального самоопределения. Эта проблема у части одаренных детей не решается на протяжении всей их жизни. Трудности самого процесса обучения, т.е. формирования учебных знаний. Умений и навыков (В.С. Юркевич). Учитывая данные индивидуальные и личностные особенности одаренных детей с развитыми познавательными способностями целесообразнее будет использовать при их обучении следующие технологии: технологии проблемного обучения, социальные и творческие проекты, информационные технологии типа «виртуальной реальности».

При отборе и проектировании технологий, направленных на индивидуализацию обучения одаренных детей следует также учитывать такой фактор, как особенности предметного содержания в целом и осваиваемого на данном этапе учебного процесса. Для гуманитарных дисциплин ведущими будут коммуникативно-диалоговые, проблемно-дискуссионные, имитационные и ролевые игры, гуманитарные проекты, учебная игра.

Современная практика обучения сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, без интеграции с другими специалистами, что не способствует раскрытию различных способностей ребенка, лежащих вне рамок данного предмета. Следует также быть внимательным к тому, чтобы работа по индивидуальным учебным программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ребенка от коллектива сверстников, обедняла сферу его общения.

Список литературы:

1. Юркевич В.С. Основные направления работы с одаренными детьми // Одаренные дети – достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ

2. Савенков, Александр Ильич Психология детской одаренности: учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика и психология": рек. УМО вузов РФ / А. И. Савенков. - Москва: Генезис, 2010. - 440 с

3. Обухов А.С. Проблемы становления исследовательской позиции школьников // Одаренные дети – достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007г.) –М.: ООО «АЛВИАН». 2007. С.65-77.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: