ИРТИНЯ
тж ппттп
ния и подчиненности всех явлений неизменным естественным законам. Учение о* «трех стадиях мышления»: «теологической», «метафизической» и стадии «позитивной философии». Относительность знания, которым всегда ограничивается позитивная наука, его зависимость от опыта человечества и степени организации общества. Позитивизм как единственная философия, которая «строит общую теорию искусства». Оценка проблем эстетики под углом зрения того, насколько искусство способно участвовать в совершенствовании социального организма и человеческой личности. Цель искусства - превосходить действительность, побуждая нас к дальнейшему ее совершенствованию.
♦ Переоценка ценностей» в творчестве Ф. Ницше. «Эстетизм» и «философия жизни». Ницше о примате культуры в развитии человеческого общества, о подчинении всего социального бытия целям и интересам художественного творчества, его «высшим» ценностям. «Высокая культура» и существование двух противоположных каст: «работающих» и «праздных», касты «принудительного» и касты «свободного» труда. «Выращивание» небольшого числа олимпийцев - избранных творцов духовных ценностей как конечная цель человечества.
|
|
Дионисийское и аполлоническое начала в античной культуре. Современная дионисийская культура и сократовская культура «теоретического человека», основанная на рационализме, логическом мышлении и общезначимости понятий. Несовместимость истины с понятием красоты. Искусство и истина, искусство и воля. «Воля к власти» как основа косми-
ее назначение осуществлять правильный подоор индивидов на основании красоты. Любовь как единственно подлинная тема и предмет искусства. Роль искусства и красоты. Художественное творчество как единство бессознательного зарождения замысла и осознанного процесса его воплощения. Гений и талант. Преобладание в творчестве гения «животворного дыхания бессознательного». Сознательная активность и ее неспособность создавать прекрасное.
Вторая половина XIX века как период социальных столкновений и глубоких общественных сдвигов. Возникновение марксизма. Неправомерность попыток выдавать фрагментарные суждения на различные эотетические темы и конкретные проявления личных вкусов и оценок Маркса и Энгельса за целостную и теоретически выработанную систему взглядов. Необходимость дифференцировать в наследии основоположников марксизма отвергнутые реальным ходом истории теоретические положения и те стороны их учения, которые выдержали испытания временем и должны быть сохранены.
Материалистическое миропонимание как методологическая основа марксистской философии истории. Отношение к человеку как к природному и социальному существу. Значение практической, человечески чувственной деятельности. Роль человека в формировании жизненных обстоятельств («как само общество производит человека как человека, так и он производит общество»). Относительная самостоятельность в развитии форм общественного сознания. Определение искусства как способа «практически-духовного освоения» дейстьитель-
|
|
22
линное эстетическое суждение». Эстетическая нейтральность простейших элементов формы (ритмов, тонов, пропорций, красок и т. д.)- Их взаимоотношение и взаимодействие - единственный предмет эстетического суждения. Значение математического выражения связей между простейшими элементами. «Средства музыки» как наиболее подходящий объект математического описания «чистых отношений» формальной структуры.
О. Конто необходимости упразднения философии как метафизического размышления о первоначалах бытия и познания и подчиненности всех явлений неизменным естественным законам. Учение о' «трех стадиях мышления»: «теологической», «метафизической» и стадии «позитивной философии». Относительность знания, которым всегда ограничивается позитивная наука, его зависимость от опыта человечества и степени организации общества. Позитивизм как единственная философия, которая «строит общую теорию искусства». Оценка проблем эстетики под углом зрения того, насколько искусство способно участвовать в совершенствовании социального организма и человеческой личности. Цель искусства - превосходить действительность, побуждая нас к дальнейшему ее совершенствованию.
«Переоценка ценностей» в творчестве Ф. Ницше. «Эстетизм» и «философия жизни». Ницше о примате культуры в развитии человеческого общества, о подчинении всего социального бытия целям и интересам художественного творчества, его «высшим» ценностям. «Высокая культура» и существование двух противоположных каст: «работающих» и «праздных», касты «принудительного» и касты «свободного» труда. «Выращивание» небольшого числа олимпийцев - избранных творцов духовных ценностей как конечная цель человечества.
Дионисийское и аполлоническое начала в античной культуре. Современная дионисийская культура и сократовская культура «теоретического человека», основанная на рационализме, логическом мышлении и общезначимости понятий. Несовместимость истины с понятием красоты. Искусство и истина, искусство и воля. «Воля к власти» как основа косми-
ческого бытия и человеческих отношений. Деаристократиза-ция жизни. «Плебейский дух эпохи» как причина декаданса в культуре. Концепция «героического пессимизма» и проблема «прорыва в будущее» через временный «поворот к прошлому».
Э. Гартман и «философия бессознательного». Бессознательное как суть жизни, основа вещей, единая субстанция воли и представления. Гартман о телеологической правомерности человеческой истории и человека в мире. Инстинкт сохранения особи и облагораживания породы. Всесильность любви и ее назначение осуществлять правильный подбор индивидов на основании красоты. Любовь как единственно подлинная тема и предмет искусства. Роль искусства и красоты. Художественное творчество как единство бессознательного зарождения замысла и осознанного процесса его воплощения. Гений и талант. Преобладание в творчестве гения «животворного дыхания бессознательного». Сознательная активность и ее неспособность создавать прекрасное.
Вторая половина XIX века как период социальных столкновений и глубоких общественных сдвигов. Возникновение марксизма. Неправомерность попыток выдавать фрагментарные суждения на различные эстетические темы и конкретные проявления личных вкусов и оценок Маркса и Энгельса за целостную и теоретически выработанную систему взглядов. Необходимость дифференцировать в наследии основоположников марксизма отвергнутые реальным ходом истории теоретические положения и те стороны их учения, которые выдержали испытания временем и должны быть сохранены.
|
|
Материалистическое миропонимание как методологическая основа марксистской философии истории. Отношение к человеку как к природному й социальному существу. Значение практической, человечески чувственной деятельности. Роль человека в формировании жизненных обстоятельств («как само общество производит человека как человека, так и он производит общество»). Относительная самостоятельность в развитии форм общественного сознания. Определение искусства как способа «практически-духовного освоения» дейстъитель-
ности, осуществляемого силою воображения и творческой фан
тазии. Асинхронность духовных процессов и политико-пра
вовой организации общественной жизни. Социальный про
гресс и саморазвитие материальной культуры. Движение че
ловечества из «царства необходимости», где люди находятся
под властью их же собственных материальных и духовных
сил, в «царство свободы», в котором свобода каждого будет
условием свободного развития всех.
Т е м а 11. Развитие эстетической мысли в России
в конце XVIII - первой половине XIX века и эстетические теории революционных демократов
Появление определений эстетики на русском языке (наука вкуса, наука чувственного познания, общая теория изящных искусств, наука о прекрасном в природе и искусстве, философия изящных искусств и др.). Осмысление связи эстетики с психологией («наукой о душе»), «патологией» («наукой о страстях»), логикой и собственно философией. Признание значения эстетики для развития искусства, эстетического воспитания и повышения культурного уровня общества.
Эстетика просветительского классицизма, просветительского реализма, сентиментализма и преромантизма (А. Кантемир, М. Ломоносов, А. Сумароков, Н. Новиков, Н. Карамзин, А. Радищев, Г. Державин).
|
|
Неоднородность эстетики русского романтизма: заимствование идей у западных романтиков и его самобытные формы (романтический индивидуализм А. Бестужева-Марлинского, романтический символизм Д. Веневитинова, романтический универсализм В. Одоевского). Критика эстетических принципов классицизма. Освоение эстетических воззрений иенс-ких романтиков и учения Шеллинга об интеллектуальной интуиции как единственном способе постижения абсолюта. Ир-рационалистическое обоснование природы искусства и творчества гения, различие между сферами разума и инстинкта, ^близость к концепции «искусства для искусства».
25
Основная заслуга эстетических взглядов декабристов -пропаганда идей гражданского служения искусства. Тесная увязка проблем народности, самобытности искусства с неприятием подражательства, преклонения перед иностранщиной, унижающих достоинство русского человека (В. Кюхельбекер, В. Жуковский, К. Рылеев, А. Бестужев). Критическое отношение к национальной ограниченности, требование знания образцов мирового искусства, достигших общечеловеческого значения.
Эстетика славянофилов (А. Хомяков, И. Киреевский, П. Киреевский, А. Кошелев, Ю. Самарин, К. Аксаков и др.) как своеобразное развитие романтических тенденций в духовной культуре русского общества. Характерные признаки философско-эстетического осмысления действительности (И. Киреевский, Хомяков), исследований и пропаганды русской старины и народного творчества (П. Киреевский, Кошелев), литературно-критических выступлений (Аксаков) славянофилов - идея народности искусства, понятая, главным образом, в контексте отражения народного быта и особенностей национального характера, православная религиозность, соборность, критика индивидуализма как определяющего свойства западного мировосприятия, убежденность в том, что время подражания в русском искусстве проходит и всякая духовная жизнь народа может быть воплощена в художественных формах, порожденных ею самой.
Революционно-демократическая эстетика (В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев) - принципиально новый этап развития эстетической мысли в России. Тяжелая жизнь крестьянства, произвол власти, отсутствие политических свобод. Отрицание крепостничества как продолжение критики современной цивилизации представителями западноевропейского утопического социализма и коммунизма первой половины XIX века. Апелляция к низам, ясное осознание несовершенства общественного устройства, убежденность в способности человека изменить мир в соответствии со своими потребностями и интересами, надежда на переход России к социализму через революцию и крестьянскую общину - главные отличия мировоззрения революционных демократов от позиции «непротивленцев», «певцов
мировой скорби», сторонников «спасения» в иллюзорном мире мечты и фантазии и т. п. Разработка эстетической теории на основе материалистического мировоззрения. Преобладающее значение действительности в ее взаимоотношениях с искусством. Социально-историческая детерминированность и гражданская функция художественного творчества. Философско-эстетическое обоснование принципов критического реализма, идейности, художественности и народности искусства.
Т е м а 12. Эстетическая мысль в России конца XIX - начала XX века
Русская религиозно-идеалистическая мысль. Мировоззрение Вл. Соловьева. Проблема «осуществления» истины, добра и красоты, их действительного претворения в жизнь. Соловьев о необходимости замены религии «веры» на религию «действия». «Свободная теургия» как требование внутренней упорядоченности сущего, интеграции его, повышения уровня мировой целостности («всеединства»). Значение любви и творчества как высших состояний, с помощью которых «истинно-сущее» развертывает себя в мир. Внутренняя целостность и аксиологическая природа эстетического объекта. Осуществленная идея всеединства как красота.
Эстетические взгляды Ф. Достоевского. Неприемлемость революции как средства изменения общественной жизни (насилие порождает насилие). Путь к мировой гармонии, «всеевропейскому и всемирному» братству людей проходит не через борьбу, а через религиозно-нравственное воспитание. Критика представлений о детерминировании духовного мира человека условиями жизни как невольного стремления «освободить» его от личного нравственного долга. Эстетическое и нравственное воздействие красоты. Социологическая и гносеологическая сущность художественного творчества, проблема реализма и народности искусства. Творческий процесс как глубокое философски осмысленное воспроизведение действительности. Протест против «чистого искусства» и утилитарного подхода к нему. Несводимость полезности искусства к
отражению актуальных событий того или иного исторического периода. Невозможность достижения цели искусства нехудожественными средствами.
Символизм как философское и литературно-художественное течение в России {Д. Мережковский, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, В. Брюсов, А. Белый, А. Блок, Ф. Сологуб). Попытка создания эпохального искусства «большого стиля», направленного на осмысление трагических моментов всемирной истории. Категория творчества и глобальные проблемы жизни и смерти, смысла человеческого бытия, борьбы хаоса с космосом. Время как основная форма самопознания человека. «Надвременные» устремления символистской эстетики, обращение к архаическим формам искусства. Конститутивное значение музыки в мифологическом осмыслении бытия. «Музыкальность» зодчества, скульптуры, живописи и поэзии. «Те-ургизм» как обладание тайным знанием. Восприятие техники (машины) как непостижимой силы Рацио, переход от органического к механическому типу культуры. Чуждость красоте образов города, фабрики, тяжелого физического труда. Ощущение «края культуры», эсхатологические мотивы символизма.
Р а з д е л III Наиболее общие категории эстетики
Т е м а 13. Трагическое и комическое
История эстетических учений о трагическом. Столкновение личности с внеличными силами, крушение идеалов, тягчайшие страдания и гибель человека как основа трагической
коллизии.
Трагическое как эстетическое выражение противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления.
Противоречие между свободой и необходимостью как наиболее общая «формула» трагического, его ценностной природы. Трагическое - эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развер-
тывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческими страданиями и гибелью важных жизненных ценностей.
Диалектика объективного и субъективного, случайного и необходимого, личного и всеобщего, реального и идеального.
Трагическое в искусстве. Трагедия пессимистическая и оптимистическая.
Комическое в истории эстетической мысли. Комическое и смешное. Комическое как родовое понятие для обозначения самых разнообразных оттенков явлений, способных вызвать смех. Комическое - «формула» смешного.
Социальная, ценностная природа комических явлений. Историзм как основа понимания сущности комического в старых, отживших или в новых, нарождающихся явлениях жизни. Объективные предпосылки диалектики комического. Смех, социально санкционированный (осуждающий или одобряющий определенные социальные явления) и незаинтересованный, развлекательный, игровой. Игровое, развлекательное начало, смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа в противовес гнетущим заботам, нужде будней, повседневной серьезности и т. д., как необходимый компонент художественно-комических явлений.
«Высокие» и «элементарные» (забавные, шутливые) формы комического.
Спектр комических явлений (юмор, сатира, шутка, сарказм, ирония, остроумие и т. д.). Комическое в искусстве.
Т е м а 14. Возвышенное и низменное
Категория возвышенного в истории эстетических учений Стремление эстетической теории обосновать внутреннюю значительность явления, несоизмеримого по своему идеальному содержанию с реальной формой его выражения. Возвышенное как выход за пределы обыденного, повседневного.
Связь категории возвышенного с категорией идеала, с тем, к чему стремятся люди в своей жизни, о чем они мечтают.
Цели возвышенные и низменные. Возвышенное как осознанное стремление людей к подлинно гуманистическим общественно значимым целям.
Ценностная природа возвышенного и его связь с категорией свободы.
Низменное - антипод возвышенного, эстетическая категория, в которой, в выходящей за пределы обыденного, форме выражается устремленность людей к антигуманистическим целям. Низменное как ценность чрезвычайно негативная (антиценность), таящая в себе серьезную угрозу для человечества (тирания, шовинизм, захватнические войны, безудержная жажда наживы и т. п.).
Возвышенное и низменное в искусстве.
Тема 15. Прекрасное и безобразное
История эстетических учений о прекрасном, как категории, характеризующей явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное и истинное, прекрасное и доброе, прекрасное и полезное. История эстетики о конкретно-чувственной форме красоты, бескорыстном характере и обращении ее к созерцанию и воображению.
Прекрасное в природе. «Природники» и «общественники» о сущности красоты. Роль аксиологии в интерпретации прекрасного как общественной ценности предметов и явлений. Диалектика объективного и субъективного в прекрасном.
Прекрасное, красивое, прелестное, грациозное.
Прекрасное в человеке. Физическая и духовная красота. Красота созидательной, творческой деятельности. Универсальное свободное творчество как эстетический аспект труда. Относительность красоты. Конкретно-исторический характер представлений о красоте человека. Различные ценностные системы и типы культуры о человеческой красоте.
Прекрасное в мире вещей. Прекрасное и целесообразное. Понятие дизайна и технической эстетики.
Прекрасное в искусстве.
Безобразное в предметах и явлениях окружающей действительности, обладающих отрицательной эстетической ценностью и причиняющих людям более или менее сильное страдание (чаще всего не потому, что очень вредны, а вследствие неприятного впечатления, производимого на наше зрение или слух). Аристотель, Лессинг и Белинский о цели воплощения безобразного в искусстве. Эстетизация безобразного в искусстве XX века.
Р а з д е л IV Сущность и функции искусства
Тема 16. Искусство как высшая форма эстетического познания и эстетической деятельности
Границы искусства.
Художественный образ как специфическая, присущая искусству форма отражения и познания объективного мира. «Образ-замысел», «образ-произведение», «образ-восприятие». «Статичные» и «динамичные» художественные образы в искусстве. Понятие «микрообраза», «макрообраза» и «метаобраза». Миметическая сторона природы искусства. Предмет искусства и понятие личностного смысла. Диалектика общего и единичного, объективного и субъективного, эмоционального и рационального в художественном образе. Художественный образ и представление. Представления обыденные и специализированные. Специфика научных и художественных представлений.
Искусство и наука как формы познания объективного мира. Их сходство и различие в предмете, содержании и форме отражения. Критика «наивного сциентизма», стремления ♦ онаучить» существующие формы человеческого духа, подменить наукой искусство.
Роль воображения в художественно-образном познании мира. Понятия «имагинации» и «имагинативного абсолюта». ♦ Гносеологизм» в эстетике и несостоятельность его попыток обосновать познание как сущность искусства. Характе-
т
ристика неодинаковой степени активности познавательного процесса в различных художественных явлениях (видах и жанрах искусства).
Творческо-созидательная (деятельностная) сторона природы искусства.
Идея самоценности художественного творчества. Формальная школа в эстетике (К. Фидлер, А. Гильдебранд, А. Ригль, М. Дворжак, Г. Вёльфлин) и обоснование суверенности и самодостаточности искусства. Формальная эстетика об органичных законах, присущих внутренней природе искусства, причинах, вызывающих его развитие, и движущих силах, существующих и проявляющихся не «вне», а «внутри» самого искусства.
Формалистическая эстетика (//. Гербарт, Р. Циммерман, Э. Ганслик) и ее учение о самоценной суверенности формы произведения. Принципиальные отличия теоретических позиций представителей формальной и формалистической школ.
Культурно-исторический подход в искусствознании. Формальное и социологически-политизированное направления в науке об искусстве.
Философские основы миметической и творческо-созидатель-ной (деятельностной) концепций художественного творчества.
Семиотика, герменевтика и структурализм - наиболее влиятельные модификации формальной школы XX века.
Понятие деятельности. Практическая и духовная стороны деятельности. Преобразование, познание, ценностная ориентация и общение как всеобщие формы индивидуальной деятельности.
Деятельность творческая (продуктивная) и нетворческая (репродуктивная).
Понятие эстетической деятельности. Современные дискуссии о ее сущности и структуре.
Художественная деятельность. Сферы производства и потребления художественных ценностей.
Дихотомия искусства. Неразрывное единство миметической и творческо-созидательной (деятельностной) его сторон. Искусство - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетаются худо-
Щ
жественно-образное познание жизни с творчеством по зако нам красоты.
Социально-ролевая организация искусства как сложно-динамическая система.
Деятельность и функция. Функция искусства - фактически осуществляемое искусством действие, реальная форма его участия в многообразных проявлениях общественной жизни.
Отражательно-информационный, оценочный, творческий, знаковый, психологический, социальный, воспитательный, игровой аспекты искусства. Познавательная, просветительская, прогностическая, оценочная, эвристическая, коммуникативная, суггестивная, компенсационная, катарсическая, социально-организаторская, социализирующая, воспитательная, гедонистическая, развлекательная функции искусства.
Диалектика сущности, аспектов и функций искусства. Понятие «необходимых» и «достаточных» функций искусства, функций первого, второго и т. д. порядка.
Современные концепции функционального строения искусства. Эволюция теоретических представлений от монофункционального строения искусства через идею полифункциональности к трактовке искусства как сложно-динамического целого, проявляющегося на единой социально-эстетической основе. Удовлетворение эстетической потребности как высшее назначение искусства.
Тема 17. Содержание и форма в искусстве
Гносеологический параметр: два аспекта проблемы содержания и формы в искусстве. Понятия содержания и формы художественного произведения, объекта и предмета отражения в искусстве, художественного замысла и художественного восприятия.
Субстанциальный параметр: содержание и форма как идеальное и материальное. Материальный и духовный «планы», «стороны» художественного произведения.
Семиотический параметр: произведение искусства как семиотический объект. Признаки семиотической система.
Знак и значение. Художественный язык. Специфика информативных и художественных коммуникаций.
Изобразительность - функция имитации предметно-физической стороной художественного произведения предметных форм объективной действительности. Выразительность - функция передачи эстетической ценности мира без непосредственной имитации конкретных предметно-физических форм. Выразительность как непосредственное раскрытие ценностного отношения художника к действительности.
Искусство и язык. Их общность и различие.
Диалектика художественного содержания и художественной формы. Объективное и субъективное в предмете отражения и в содержании искусства. Понятия темы и идеи. Материал искусства. Композиция, фабула, сюжет.
Единство содержания и формы в замысле, произведении и восприятии. Соответствие и несоответствие содержания и формы в искусстве.
Произведение в системе художественной культуры. Способ существования художественного содержания. Содержание и вариантное множество правомерных восприятий.
Произведение искусства как тождество производства и потребления, содержания и восприятия.
Произведение искусства - качественно-определенное, относительно-замкнутое целое и вместе с тем «открытая», «разомкнутая» система.
Произведение искусства как «вещь» и «совокупность отношений» одновременно, как объект не только вещно-физи-ческого, но и культурно-ценностного порядка.
Р а з д е л V Морфология искусства
Тема 18. Система искусств
Морфология как учение о строении мира искусств. Три возможных подхода в выборе исходной плоскости классификации искусства: различия в способах создания художествен-
Змаз Л«290
34
ных ценностей (первичные и вторичные искусства), различия в способах восприятия (оптические, акустические, оптико-акустические), различия в способах существования (пространственные, временные, пространственно-временные).
Реальное бытие и строение художественных произведений как основополагающий принцип классификации искусства. Деление художественных структур на «простые» и ♦ сложные», «монофункциональные» и «бифункциональные». Понятие пограничной зоны, разделяющей смежные виды, разновидности, роды и жанры искусства, в которых происходит постепенное перерастание одного явления в другое. Единство диахронического и синхронического подходов в морфологическом анализе искусства.
Представление о трех взаимосвязанных формах существования художественных структур (синкретических, дифференцированных и синтетических) и двух встречных тенденциях (от исходного синкретизма - к дифференцированным образованиям; и от них - к синтезированным гетерогенным структурам).
Дифференциация искусств.
Закономерности формирования художественной деятельности как деятельности синкретической. Дифференциация изначального синкретизма и образование самостоятельных (гомогенных, одноэлементных) структур. Образование «муси-ческого» и «технического» художественных комплексов. Обособление чисто временных (словесно-музыкальных) художественных структур от пространственно-временных (танца и актерского искусства) и их дальнейшее деление на самостоятельно существующие словесные, музыкальные, танцевальные и актерские формы творчества. Разложение «технического» комплекса с постепенным обособлением изобразительных и неизобразительных искусств и обретением одноэлементными структурами (живопись, графика и скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство) самостоятельного бытия.
Процесс дифференциации и судьбы исполнительского искусства. Выделение сфер производства и потребления художественных ценностей, расчленение сферы производства на
их созидание и воспроизведение. Приобретение исполнительской деятельностью черт, свойственных только временным или только пространственно-временным искусствам, распад на актерскую, музыкально-исполнительскую, хореографическую и другие разновидности. Отпочкование в исполнительской практике режиссерской, дирижерской и собственно исполнительской функции.
Интеграция искусств.
Появление гетерогенных (многоэлементных) художественных структур в результате скрещения структур гомогенных. Конгломеративный, ансамблевый, органический способы художественной гибридизации. Проникновение искусств в мир техники, спорта, информации (рекламы) и т. д.
Закономерности рождения новых художественных образований на высоких ступенях развития искусства, отмирание старых форм творчества.
Онтологический и семиотический критерии классификации искусства. Понятия классов, семейств, видов, разновидностей художественной деятельности. Род и жанр как морфологические категории.
Тема 19. Бытийный статус музыкального произведения
Феноменологическая эстетика (Р. Ингарден)о способе существования музыкального произведения. Музыкальное произведение и «сознательные переживания» композитора, музыкальное произведение и «сознательные переживания» слушателя, музыкальное произведение и ноты (партитура), музыкальное произведение и исполнение. Музыкальное произведение как предмет интенциональный.
Гносеологические корни теории интенциональности. Неправомерность противопоставления музыкального произведения и продукта исполнительской деятельности. Игнорирование диалектики тождества и различия, дискретного и непрерывного. Пространственно-временные параметры явлений и значение качественных характеристик для установления их границ.
И9
Понятие вариантного множества. Диалектика «бытия-действительности» (звучания) музыкального произведения и его «бытия-возможности» (то есть существования в нотной записи, в памяти композитора, исполнителя, слушателя, в специальных двигательных навыках музыканта-интерпретатора и т. п.).
Музыкальное произведение как исторически конкретная целостная совокупность всех возможных и действительно существующих правомерных вариантов исполнительских объективации продукта первичной художественной деятельности.
Тема 20. Исполнительское искусство
Творческая деятельность в системе художественного производства. «Статичные» и «динамичные» искусства. Первичные и вторичные виды художественной деятельности. Искусства самостоятельные, несамостоятельные и относительно самостоятельные.
Признаки исполнительства: вторичность, относительная самостоятельность, наличие творческого посредника между автором и «потребителем» искусства, осуществление в присутствии воспринимающей аудитории самого процесса творчества, возможность влияния публики на его протекание, совпадение художественной деятельности и ее продукта, заданная исполнителем последовательность фаз восприятия, перевод художественного содержания из материальной нехудожественной системы в художественную.
Художественно-интерпретационная сущность исполнительского искусства. Исполнительство как творчество. Понятие художественной интерпретации. Художественная интерпретация, исполнение и продукт исполнительской деятельности. Художественная интерпретация в структуре исполнительского процесса.
Проблема правомерности художественной интерпретации. Исполнительское искусство как глубокое раскрытие художественных образов продукта первичной художественной
деятельности в данной конкретно-исторической социально-культурной среде. Реализация, репродуцирование, реадаптация и ретрансляция продукта первичного творчества — неразрывные грани единой специфической функции исполнительства.
Жизель Бреле о творческих результатах исполнительского процесса. Специфические особенности процессуальных искусств. Реализация художественной идеи как ограничение «горизонта возможных вариантов» и обогащение всем тем, что дает ей «общение с материей». «Незавершенность» музыкального произведения и возможности, которые «таятся в нем». Нотная запись как «фундаментальная архитектура музыки» и «обнажение идеи». Гармония между «сутью произведения» и оригинальным «вкладом его реализации». Две тенденции в исполнении старинной музыки: (1) стремление к исторической точности и (2) к точности в отношении к произведению и к «требованиям современного человека». Достоинства и недостатки концепции Бреле.
Раздел VI
Эстетическое и художественное развитие общества
Т е м а 21. Линейный принцип построения истории искусств и теория локальных цивилизаций
Теоретическое противостояние концепции однолинейного и прогрессивного восхождения от одного этапа историко-ху-дожественного процесса к другому и концепции локальных цивилизаций, исключающей линейный характер прогресса и ставящей под сомнение единство развития культур.
Элементы концепции стадийной общественной эволюции в учениях Д. Вико, Ш. Монтескье, Ж. Руссо и К. Сен-Симона. О. Конт о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. Гегелевская интерпретация культур различных эпох как конкретно-исторических ступеней саморазвития абсолютного духа. Учение К. Маркса о закономерностях смены спо-
38
собов производства материальных благ, вызывающей возникновение, функционирование и превращение одной общественно-экономической формации в другую, более сложную и высокоорганизованную.
Критика представлений о единой линии развития человечества. Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского о существовании отдельных, имманентно развивающихся цивилизаций. О. Шпенглер о жизненных циклах культурного «организма», его возникновении, взрослении, старении и гибели. Учение о неизбежном кризисе культуры и ее перерождении в цивилизацию. Круговорот локальных цивилизаций и элементы поступательного развития в теории А. Тойнби. Л. Гумилев об истории отдельных этносов и этногенезе как последовательной смене закономерных фаз. Понятие пассионарности и роль «пассионарного толчка».
Значение линейного принципа построения истории искусств и теории локальных художественных культур в решении конкретных познавательных задач. Необходимость преодоления их односторонности. Поиск методологических основ, коррелирующих выявление общих тенденций историко-художественного процесса и осмысление своеобразия художественных эпох, культур, значительных явлений в искусстве.
Тема 22. Творческий метод, направление, течение,
школа и стиль как категории историко-художественного процесса
Художественный метод как исторически обусловленное единство общих принципов творчества.
Параметры художественного метода: гносеологический, аксиологический, семиотический, моделирования. Их диалектическая взаимосвязь.
Поливалентность художественных методов, их «стертые», переходные формы.
Художественное направление как объективированный метод. Взаимосвязь направления, течения и школы в искусстве.
Понятие стиля. Стиль отдельного произведения или жанра в искусстве, индивидуальный стиль (творческая манера), стиль крупных художественных направлений, стиль эпохи.
Историко-художественный процесс в свете диалектики исторического и логического. Идейно-эстетические ориентации и принципы художественного творчества в исторической перспективе.
Нерасчлененность, диффузность художественной культуры первобытного общества. Отсутствие четкой дифференциации творческих методов и художественных направлений эпохи Античности и постепенное формирование в ней стилевых отличий, отдельных норм и принципов творчества. Различное усвоение канонических традиций Античности западным и восточным Средневековьем и их единство в определенных хронологических рамках. «Переход» художественной культуры от развития «хронологическими массивами» к развитию «отдельными потоками». Барокко, классицизм, сентиментализм, преромантизм XVII века, их диалогические и конф-ронтационные отношения. Просветительский реализм и романтизм ХУШ-Х1Х веков. Критический реализм и натурализм. Размежевание «миметической» группы художественных направлений (натурализм, романтизм, реализм) и «антимиметической» (многообразные проявления модернистского творчества, субнаправления и течения авангардизма) на рубеже XIX-XX веков.
Модернизм как тип мировидения и художественно-эстетическая система. Авангардизм - модернизм в искусстве, мощное метанаправление, охватившее значительную часть мирового историко-художественного процесса от конца XIX до последней четверти XX века. Экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм, дадаизм, литература потока сознания, «новый роман», драма абсурда и т. д. Серийная, конкретная и электронная музыка, алеаторика, сонористика, пуантилизм музыкального авангарда.
Принципиальный антитрадиционализм авангарда, отказ от фигуративности, разрушение ладотональных связей, погру-
40
;. сновидении, «языкотворчество» и т. п. Художе-
стоснь^е приемы авангардизма («ассоциативный монтаж», «коллаж», «поток сознания» и др.).
Постмодернизм как общекультурное движение конца XX века. Плюрализм и релятивизм художественной культуры постмодернизма, компилятивность ее художественного сознания. Смешение «несоединимых» художественных черт, пародирование классических канонов или их сочетание с экспериментом. Неопределенность и неустойчивость образов, сближение элитарного и массового искусства.
Творческий метод и мировоззрение художника. 3. Фрейд о конфликте цивилизованного и социализированного человека со своим подсознанием. Учение К. Юнга об архетипах. Продуцирование однотипных фантастических образов, повторяющаяся символика, сходные сюжеты и типы конфликтов в культуре разных этносов. К. Леви-Строс о независимости коллективного бессознательного фантазирования от воздействия социально-экономических факторов. «Логика» воображения.
Художественное творчество как единство сознательного и бессознательного. Диалектика интеллектуального и эмоционально-ценностного в структуре мировоззрения. Миропонимание и миросозерцание (мироощущение, мировосприятие, миропредставление). Творчество как опредмеченное мировоззрение художника. Определяющая роль мировоззрения в той области творчества, которая представляет собой осознанный процесс.
Категории историко-художественного процесса (идеал, метод, мировоззрение, стиль) в исполнительском творчестве.
Т е м а 23. Эстетическое и художественное воспитание
История эстетической мысли о проблемах культурно-эстетического развития общества, теории и практики эстетического и художественного воспитания.
^ Критика модели нормативно-дисциплинарной, авторитарной педагогики, трактовки личности как «объекта» манипу-
лирования и «средства» для достижения определенных целей.
Значение социально-деятельностной концепции эстетического воспитания. Воспитание - деятельностное саморазвитие личности, осуществляемое в процессе общественного воспроизводства человека и реализуемое механизмами культуры. Развитие, социализация и воспитание. Воспитание как процесс формирования базовых основ культуры. Понятия культуры, цивилизации и менталитета.
Формирование эстетически развитой личности - специфическая цель эстетического воспитания. Созидаемая красота человека как доминанта этого процесса.
Уровень эстетической культуры и ее компоненты. Эстетическое и художественное воспитание. «Воспитание средствами искусства», «искусство как средство эстетического воспитания», «художественное воспитание», их отличительные особенности. Формирование художников и высококультурных потребителей искусства - цель художественного воспитания.
Организация эстетического и художественного воспитания. Включение личности в многообразные формы эстетической и художественной деятельности, в процесс созидания ценностей культуры. Институциональная система эстетического воспитания, учет специфических особенностей основных сфер человеческой деятельности (учебно-воспитательной, производственно-трудовой, общественно-политической, досуговой, бытовой) и возраста (дети, родители, пенсионеры).
е м а 24. Студент и эстетика
Эстетика и потребности профессиональной деятельности музыканта. Польза эстетики для тех, кто музыку создает, кто ее исполняет, «потребляет» или изучает, для тех, кому суждено руководить музыкальными коллективами и организациями, управлять ими.
Возможность использования материала курса и книг по эстетике для более глубокого освоения других нефилософс-
ПЛАН КУРСА |
Наименование раздела и темы |
42
ких дисциплин (истории и теории музыки, истории исполнительского искусства, методики преподавания, психологии, педагогики и др.).
Эстетика как школа мысли и рефлексии. Знание теоретических эстетических основ - важный компонент эстетической культуры личности.
Эстетика как притягательная сфера самовыражения художественно одаренных и духовно богатых натур, получивших первые навыки философствования.
Молодость, свободомыслие, любознательность, оптимизм, стремление к поиску истины за гранями дозволенного, отсутствие моральных предрассудков - качества, играющие важную роль в теоретическом развитии эстетики, ее положений и идей. Совпадение с интересами будущего специалиста-музыканта главной сверхзадачи эстетики - критического стимулирования развития наличного эстетического бытия и эстетического сознания.
Процесс общественных преобразований и необходимость совершенствования системы ориентиров и приоритетов культурной политики. Осознание культуры как мощного рычага развития общества, необходимого условия продвижения России по пути экономических реформ, развития демократии, нравственного очищения общества. Понимание самоценности, суверенности и самодостаточности культуры, духовного наполнения нашей жизни как высшего смысла и назначения человеческого бытия (рыночная экономика и государство - лишь обслуживающие средства, но не самоцель).
Актуальные проблемы культурно-эстетического развития. Культура и нравственность, культура и демократия, культура и становление правового государства, культура и межнациональные отношения.
Пополнение рядов отечественной интеллигенции - важная задача высших учебных заведений.
5 6
Эстетика как философская дисциплина
Предмет, категориальный аппарат и ме
тоды эстетики 1
I Сущность эстетического. Объективный
характер эстетического в действительности 2
Сущность эстетического. Структура эс
тетического сознания 2
История эстетических учений Методологические проблемы изучения истории эстетической мысли Античная эстетика
Эстетика западноевропейского Средневековья
Эстетика Ренессанса и эстетическая мысль XVII века в Западной Европе Эстетика XVIII века. Английское и французское Просвещение
Эстетика XVIII века. Немецкое Просвещение
Немецкая эстетика конца XVIII - начала XIX века
Эстетика середины и второй половины XIX века
Развитие эстетической мысли в России в конце XVIII - первой половине XIX века и эстетические теории революционных демократов
Эстетическая мысль в России конца XIX - начала XX века
1 2
1 2 2 1
2 2
2 1
43
44
45
Наиболее общие категории эстетики
1 1 1 |
14 Трагическое и комическое 3
15 Возвышенное и низменное 2
16 Прекрасное и безобразное 3
Сущность и функции искусства
17 Искусство как высшая форма эстетичес- 4
кого познания и эстетической деятель
ности человека
18 Содержание и форма в искусстве 3 ^
Морфология искусства
2 4 |
19 Система искусств
20 Бытийный статус музыкального произ
ведения
21 Исполнительское искусство
Эстетическое и художественное развитие общества
22 Линейный принцип построения истории
искусств и теория локальных цивили
заций 1 1
23 Творческий метод, направление, течение,
школа и стиль как категории историко-
художественного процесса 3 1
24 Эстетическое и художественное воспитание 1 1
25 Студент и эстетика 1
ВСЕГО:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Занятие 1
Лекция Эстетика как философская дисциплина
Семинар Методологические проблемы изучения
истории эстетической мысли
Занятие 2
Лекция Эстетика как философская дисциплина
Семинар Объективный характер эстетического
в действительности
Занятие 3
Лекция Наиболее общие категории эстетики
Семинар Структура эстетического сознания
Занятие 4
Лекция Наиболее общие категории эстетики
Семинар Античная эстетика
Занятие 5
Лекция Наиболее общие категории эстетики
Семинар Эстетика западноевропейского Средне-
вековья
Занятие 6
Лекция Сущность и функции искусства
Семинар Эстетика Ренессанса и эстетическая мысль
XVII века в Западной Европе
Занятие 7
Лекция Сущность и функции искусства
Семинар Эстетика XVIII века. Английское и фран-
цузское Просвещение
Занятие 8
Лекция Сущность и функции искусства
Семинар Эстетика XVIII века. Немецкое Просвещение
Занятие 9
Лекция Морфология искусства
Семинар Немецкая эстетика конца XVIII -
начала XIX века
часа | |
час | |
часа | |
часа | |
часа | |
час | |
часа | |
часа | |
часа | |
час | |
часа | |
часа | |
часа | |
часа | |
часа | |
час | |
! часа | |
■ 2 | ! часа |
46
Занятие 10
Лекция Морфология искусства - 2 часа
Семинар Эстетика середины и второй половины
XIX века - 2 часа
Занятие 11
Лекция Морфология искусства - 2 часа
Семинар Развитие эстетической мысли в России
в конце XVIII - первой половине XIX века
и эстетические теории революционных
демократов - 2 часа
Занятие 12
Лекция Морфология искусства - 3 часа
Семинар Эстетическая мысль в России конца XIX -
начала XX века - 1 час
Занятие 13
Лекция Морфология искусства - 1 час
Семинар Наиболее общие категории эстетики - 3 часа
Занятие 14
Лекция Эстетическое и художественное развитие
общества - 2 часа
Семинар Сущность и функции искусства - 2 часа
Занятие 15
Лекция Эстетическое и художественное развитие
общества - 2 часа
Семинар Система искусств - 2 часа
Занятие 16
Лекция Эстетическое и художественное развитие
общества - 1 час
Семинар Исполнительское искусство - 3 часа
Занятие 17
Лекция Эстетическое и художественное развитие
общества. 1 час
Семинар Эстетическое и художественное развитие
общества. з часа
47
ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
1. Предмет, категориальный аппарат
и методы эстетики. 2 Сущность эстетического.
2.1. Объективный характер эстетического в действительности.
22. Структура эстетического сознания.
Лекция I
1. Предмет, категориальный аппарат и методы эстетики
Приступая к изложению нового философского курса, постараемся прежде всего «оконтурить» его, выявить специфику, ответить на вопрос, что же нам предстоит изучать.
Всякая учебная дисциплина имеет свой предмет. Есть он и у эстетики. Охарактеризовать предмет любой науки или учебной дисциплины - значит указать на те стороны окружающей действительности, которые составляют для них познавательный интерес. Специфический предмет изучения эстетики - это весь мир, взятый под определенным углом зрения. Вот почему краткое определение предмета эстетики представляет большую трудность. Недаром Гегель, предваряя текст своей знаменитой «Науки логики», делает характерное замечание: логика «не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней...» [1]. То же следует сказать и об эстетике: строгое очерчивание ее границ возможно только на основе подробного изложения всего содержания.
И все же, принимая это к сведению, согласимся также и с тем, что углубляться в проблемное поле эстетики без некоего, хотя бы предварительного, определения ее предмета было бы неразумно. Это тем более справедливо, если учесть, что большинство известных нам определений и без того страдают расплывчатостью, неопределенностью и противоречивостью.
48 |
Эстетика как философская_д испип».1ГГЗ |
Лекция I
49
Так, в «Британской энциклопедии» 1975 года издания сказано: «Эстетика - изучение красоты, в меньшей степени ее противоположности - уродства». В немецком «Философском словаре», выпущенном в том же году в Лейпциге, эстетика характеризуется как «собирательное понятие для наук и теорий, осмысливающих эстетическую активность людей*. В нашем отечественном «Философском энциклопедическом словаре», вышедшем в Москве в 1983 году, эстетика определяется как «философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлении: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей». В колумбийском издании «Американской энциклопедии» 1984 года об эстетике говорится как о «ветви философии, рассматривающей сущность искусства и критерии художественной оценки». Словарь «Эстетика» (Москва, 1989) определяет данную область знания как «науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты», а «Эстетический словарь» (Мюнхен, 1992) - как «науку о чувственном познании».
Как сориентироваться в обилии этих подходов? С чего начать?
Известно, что общественная жизнь - не простой хаос разрозненных, случайных событий, а некий закономерный процесс, стороны которого находятся в определенной взаимосвязи, развитии. Этот процесс пронизывается целостной системой многообразных общественных отношений - экономических, правовых, политических, нравственных, атеистических, религиозных... Есть среди них и эстетические отношения. Не будем пока углубляться в теорию (всему свое время!), а лишь постараемся указать на этот феномен, пояснить в самом первом приближении, что мы имеем в виду, когда говорим -♦ эстетические отношения».
Представим себе человека во взаимосвязи с каким-нибудь явлением окружающего мира. Пусть это будет, например, система «человек - природный объект» или еще несколько более конкретно - «человек и мировой океан». Как складывались отношения между ними?
Во-первых, в ходе общественно-исторической практики человечество постепенно осваивало морскую поверхность как удобный и сравнительно дешевый путь сообщения; это повлекло за собой развитие кораблестроения и торговли. Параллельно шло проникновение в океанские глубины, сопровождавшееся добычей рыбы, крабов, устриц и т. п., что привело в конечном итоге к созданию мощной перерабатывающей промышленности, формированию целых флотилий, поставляющих ценные продукты питания. Осваивалось и морское дно, растительный мир морей и океанов, осуществлялась добыча жемчуга, перламутра, кораллов и т. д. Немалый интерес для человечества представляют также нефть, полезные ископаемые, таящиеся в недрах океанского дна, энергетические ресурсы приливов и отливов, ударов штормовой волны, силы ветра, заманчивые перспективы освоения жизненного пространства вплоть до реализации фантастических проектов искусственных островов, плавающих городов и т. п. Иными словами, океан во всех этих проявлениях представляет собой предмет удовлетворения материальных потребностей людей, и здесь, следовательно, мы имеем дело с особым видом взаимосвязи членов названной ранее системы, а именно - с отношениями утилитарно-практического типа.
Во-вторых, мировой океан выступает и как предмет удовлетворения потребностей познания. Это и понятно: без соответствующего уровня осведомленности людей совершенно невозможно его эффективное использование. Надо ли поэтому подробно говорить о том, какое огромное значение в жизни человечества имели великие географические открытия, поиск морских путей к неведомым континентам, исследование конфигурации берегов материковой части, изучение флоры и фауны подводных глубин, характера и направлений морских течений, закономерностей образования цунами и т. д.? Назовем этот тип взаимосвязи в системе «человек - мировой океан» познавательными (научно-теоретическими) отношениями.
Но океан может найти и совершенно иное воплощение. Вспомним образ морской стихии как опоэтизированной, одухотворенной природы в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Наедине с бескрайними просторами океанской шири
50
Эстетика как философская дисциплина
Лекция I
51
человек может оказаться завороженным плеском воды, шуршанием морского песка или гальки при набегании волн, ритмично накатывающихся на пологий берег, шумом прибоя. Он может залюбоваться богатой цветовой гаммой постоянно меняющейся водной поверхности или быть всецело захваченным грандиозной картиной разбушевавшейся морской стихии. И когда, переживая всем своим существом переполняющие его ощущения, он испытывает особое духовное наслаждение в немом восторге или невольно может воскликнуть что-нибудь вроде «как это красиво, черт возьми!» - мы говорим, что здесь проявляется третий тип упомянутой выше взаимосвязи, а именно - эстетическое отношение человека к миру. Морская стихия в данном случае выступает в качестве предмета, удовлетворяющего эстетические потребности людей.
Ослепительной красоты алмаз, изумительная роза, красивый ландшафт, чарующий восход солнца... Эстетическое отношение вызывают и плывущие громады облаков в высоком летнем небе, и полет журавлиной стаи, и гигантский сфинкс у основания египетской пирамиды, и лик склоненной к младенцу Мадонны Рафаэля. Ведь эстетическое - это прежде всего то, что конкретизируется через понятие гармонии, совершенства и красоты.
Все это так, скажете вы. Однако правомерно ли ставить эстетические отношения в один ряд с такими важнейшими типами отношений, как отношения утилитарно-практические и научно-теоретические? Оказывается - правомерно. Такова мощная философская традиция, рассматривающая человеческую активность, деятельность, труд не только (1) как процесс «обмена веществ» между обществом и природой, с помощью которого удовлетворяются материальные, утилитарно-практические потребности людей, не только (2) как своеобразное орудие проникновения человеческого сознания в законы Вселенной, но и (3) как формообразование мира по законам красоты. В самом деле, можно ли согласиться с недооценкой извеч ного стремления человека к совершенству? Разве не дала ему природа (если хотите - само общество или бог) в виде посоха идеал? И не овеществляются ли представления людей о гармонии и красоте в деяниях, результатах творчества, продук
тах труда - будь то каменный топор или современный космический корабль?
Да и что такое богатство, материальное благополучие? Идол, которому все подчинено? Или - только предпосылка, обеспечивающая необходимую степень свободы для достижения максимально возможного в данных конкретно-исторических условиях уровня духовного развития человека, его внутреннего мира, склонностей и способностей?
Для чего живет человек? Неужели действительно для того, чтобы утром надевать брюки, среди дня съедать кусок мяса и вечером ложиться в постель? Повсеместное недопонимание библейской мудрости «не хлебом единым жив человек», недооценка огромного значения эстетической, нравственной и, в целом, духовной культуры закономерно приводят к бездуховности и мещанству, асоциальным побуждениям и потребительской психологии, бессмысленному времяпрепровождению, алкоголизму и наркомании. Без высокой культуры нет подлинной нравственности. Без нее нет и не может быть развитой демократии. Без культуры нет правового государства и нормальных межнациональных отношений.
Исключительное значение духовности в различных ее проявлениях и породило интерес к эстетической проблематике в истории человечества.
Эстетическое знание зародилось в глубочайшей древности и далеко не сразу приобрело привычный строгий вид. Напомним, что наши древнейшие предки были носителями так называемого предконцептуального знания, к области которого мы относим мифологию, магию, начальные формы религии, пред-философские рассуждения, утилитарно-практические сведения и художественно-образное миропонимание, присущее искусству. Наиболее характерной для этой формы знания является процедура описания, фиксирующая, главным образом, как протекает то или иное явление или событие. Первобытные представления людей о происхождении различных искусств, об их роли в жизни человека, о связи мироустройства и красоты запечатлевались в мифах разных народов. Эстетические идеи и складывающиеся понятия, такие как «мера», «гармония», «красота», содержались уже в эпосе Гомера и Гесиода.
52
_______________________ Эстетика как философска я_дис1типгггип
Позднее античная эстетическая проблематика начала разрабатываться в философских трактатах пифагорейцами, Сократом, Платоном, Аристотелем, а также в сочинениях Поли клета, Горгия, Витрувия, Горация, посвященных теории разных видов искусства. Это уже был период становления концептуального знания, в рамках которого на первый план вышла процедура объяснения. Объяснить что-либо - значит раскрыть связи между объектами объяснения (фактами, событиями, процессами) и другими уже известными и ранее объясненными явлениями с целью осознания места объясняемых фактов в системе природных или социальных взаимосвязей и законов; объяснить - это значит сделать ясным, понятным, осмыслить для самого себя или растолковать другому, ответить на вопрос «почему». К концептуальному знанию обычно относят философию Античности, накопление сведений в таких областях, как математика, физика, астрономия, а в эпоху Средневековья - так называемый герметизм (алхимию, каббалистику, астрологию) и различные виды религиозных учений (теологию, теософию, богословие).
Плодотворные идеи античных мыслителей сыграли важную, а иногда и основополагающую, роль для всего последующего развития европейской эстетической мысли (что касается эстетики на Востоке, в средневековых Индии и Китае, то ее становление осуществлялось специфическими путями, которые не всегда перекрещивались с направлениями развития европейской эстетики). Вместе с тем эстетика западноевропейского Средневековья оказалась одним из разделов богословия, обосновывала спиритуалистическое понимание эстетических явлений и стремилась с помощью искусства нацеливать человека на служение Господу (Тертуллиан, Августин, Фома Аквинский). Только в эпоху Возрождения эстетическая мысль сбросила, хотя бы отчасти, теологические одеяния и стала светской, гуманистически ориентированной. К периоду ХУ-ХУП веков относится и распространение науки, то есть теоретической формы знания. К этохму времени знание приобрело четкую диструктурную организацию и включило в себя, наряду с эмпирическим, уровень собственно теоретический. К началу XVIII века произошло оформление науки в качестве социаль-
53 |
Лекция I
ного института, что сопровождалось появлением первых научных обществ, академий, периодических научных изданий и т. п.
Таким образом, на начальном этапе своего развития, который продлился в Европе вплоть до середины XVIII века, эстетика не была еще самостоятельной областью знания и даже не имела собственного названия. Исключительную роль в этом смысле было суждено сыграть немецкому просветителю Александру Готлибу Баумгартену (1714-1762), сумевшему убедительно доказать необходимость ее выделения в самостоятельный раздел философии, наряду с этикой и логикой.
Баумгартен был последователем школы Вольфа - влиятельного немецкого философа-рационалиста, учебные руководства которого, вытеснив устаревшие схоластические компендиумы (сейчас бы скорее сказали - дайджесты), стали основой университетского образования вплоть до появления грандиозной системы И. Канта. Самого Вольфа интересовали проблемы гносеологии и он совершенно правильно исходил из того, что человек познает мир с помощью разума и с помощью чувств. Вольф сумел подробно исследовать лишь од