Змаз Л« 290

ИРТИНЯ


тж ппттп


ния и подчиненности всех явлений неизменным естествен­ным законам. Учение о* «трех стадиях мышления»: «теоло­гической», «метафизической» и стадии «позитивной филосо­фии». Относительность знания, которым всегда ограничива­ется позитивная наука, его зависимость от опыта человече­ства и степени организации общества. Позитивизм как един­ственная философия, которая «строит общую теорию искусст­ва». Оценка проблем эстетики под углом зрения того, на­сколько искусство способно участвовать в совершенствовании социального организма и человеческой личности. Цель ис­кусства - превосходить действительность, побуждая нас к даль­нейшему ее совершенствованию.

♦ Переоценка ценностей» в творчестве Ф. Ницше. «Эсте­тизм» и «философия жизни». Ницше о примате культуры в развитии человеческого общества, о подчинении всего соци­ального бытия целям и интересам художественного творче­ства, его «высшим» ценностям. «Высокая культура» и суще­ствование двух противоположных каст: «работающих» и «праздных», касты «принудительного» и касты «свободного» труда. «Выращивание» небольшого числа олимпийцев - из­бранных творцов духовных ценностей как конечная цель че­ловечества.

Дионисийское и аполлоническое начала в античной куль­туре. Современная дионисийская культура и сократовская культура «теоретического человека», основанная на рациона­лизме, логическом мышлении и общезначимости понятий. Несовместимость истины с понятием красоты. Искусство и истина, искусство и воля. «Воля к власти» как основа косми-


ее назначение осуществлять правильный подоор индивидов на основании красоты. Любовь как единственно подлинная тема и предмет искусства. Роль искусства и красоты. Худо­жественное творчество как единство бессознательного зарож­дения замысла и осознанного процесса его воплощения. Ге­ний и талант. Преобладание в творчестве гения «животворно­го дыхания бессознательного». Сознательная активность и ее неспособность создавать прекрасное.

Вторая половина XIX века как период социальных стол­кновений и глубоких общественных сдвигов. Возникнове­ние марксизма. Неправомерность попыток выдавать фраг­ментарные суждения на различные эотетические темы и кон­кретные проявления личных вкусов и оценок Маркса и Эн­гельса за целостную и теоретически выработанную систему взглядов. Необходимость дифференцировать в наследии ос­новоположников марксизма отвергнутые реальным ходом истории теоретические положения и те стороны их учения, которые выдержали испытания временем и должны быть сохранены.

Материалистическое миропонимание как методологичес­кая основа марксистской философии истории. Отношение к человеку как к природному и социальному существу. Значе­ние практической, человечески чувственной деятельности. Роль человека в формировании жизненных обстоятельств («как само общество производит человека как человека, так и он произ­водит общество»). Относительная самостоятельность в разви­тии форм общественного сознания. Определение искусства как способа «практически-духовного освоения» дейстьитель-


22

линное эстетическое суждение». Эстетическая нейтральность простейших элементов формы (ритмов, тонов, пропорций, кра­сок и т. д.)- Их взаимоотношение и взаимодействие - един­ственный предмет эстетического суждения. Значение матема­тического выражения связей между простейшими элемента­ми. «Средства музыки» как наиболее подходящий объект математического описания «чистых отношений» формальной структуры.

О. Конто необходимости упразднения философии как ме­тафизического размышления о первоначалах бытия и позна­ния и подчиненности всех явлений неизменным естествен­ным законам. Учение о' «трех стадиях мышления»: «теоло­гической», «метафизической» и стадии «позитивной филосо­фии». Относительность знания, которым всегда ограничива­ется позитивная наука, его зависимость от опыта человече­ства и степени организации общества. Позитивизм как един­ственная философия, которая «строит общую теорию искусст­ва». Оценка проблем эстетики под углом зрения того, на­сколько искусство способно участвовать в совершенствовании социального организма и человеческой личности. Цель ис­кусства - превосходить действительность, побуждая нас к даль­нейшему ее совершенствованию.

«Переоценка ценностей» в творчестве Ф. Ницше. «Эсте­тизм» и «философия жизни». Ницше о примате культуры в развитии человеческого общества, о подчинении всего соци­ального бытия целям и интересам художественного творче­ства, его «высшим» ценностям. «Высокая культура» и суще­ствование двух противоположных каст: «работающих» и «праздных», касты «принудительного» и касты «свободного» труда. «Выращивание» небольшого числа олимпийцев - из­бранных творцов духовных ценностей как конечная цель че­ловечества.

Дионисийское и аполлоническое начала в античной куль­туре. Современная дионисийская культура и сократовская культура «теоретического человека», основанная на рациона­лизме, логическом мышлении и общезначимости понятий. Несовместимость истины с понятием красоты. Искусство и истина, искусство и воля. «Воля к власти» как основа косми-


ческого бытия и человеческих отношений. Деаристократиза-ция жизни. «Плебейский дух эпохи» как причина декаданса в культуре. Концепция «героического пессимизма» и пробле­ма «прорыва в будущее» через временный «поворот к про­шлому».

Э. Гартман и «философия бессознательного». Бессозна­тельное как суть жизни, основа вещей, единая субстанция воли и представления. Гартман о телеологической правомерности человеческой истории и человека в мире. Инстинкт сохране­ния особи и облагораживания породы. Всесильность любви и ее назначение осуществлять правильный подбор индивидов на основании красоты. Любовь как единственно подлинная тема и предмет искусства. Роль искусства и красоты. Худо­жественное творчество как единство бессознательного зарож­дения замысла и осознанного процесса его воплощения. Ге­ний и талант. Преобладание в творчестве гения «животворно­го дыхания бессознательного». Сознательная активность и ее неспособность создавать прекрасное.

Вторая половина XIX века как период социальных стол­кновений и глубоких общественных сдвигов. Возникнове­ние марксизма. Неправомерность попыток выдавать фраг­ментарные суждения на различные эстетические темы и кон­кретные проявления личных вкусов и оценок Маркса и Эн­гельса за целостную и теоретически выработанную систему взглядов. Необходимость дифференцировать в наследии ос­новоположников марксизма отвергнутые реальным ходом истории теоретические положения и те стороны их учения, которые выдержали испытания временем и должны быть сохранены.

Материалистическое миропонимание как методологичес­кая основа марксистской философии истории. Отношение к человеку как к природному й социальному существу. Значе­ние практической, человечески чувственной деятельности. Роль человека в формировании жизненных обстоятельств («как само общество производит человека как человека, так и он произ­водит общество»). Относительная самостоятельность в разви­тии форм общественного сознания. Определение искусства как способа «практически-духовного освоения» дейстъитель-



ности, осуществляемого силою воображения и творческой фан

тазии. Асинхронность духовных процессов и политико-пра

вовой организации общественной жизни. Социальный про

гресс и саморазвитие материальной культуры. Движение че

ловечества из «царства необходимости», где люди находятся

под властью их же собственных материальных и духовных

сил, в «царство свободы», в котором свобода каждого будет

условием свободного развития всех.

Т е м а 11. Развитие эстетической мысли в России

в конце XVIII - первой половине XIX века и эстетические теории революционных демократов

Появление определений эстетики на русском языке (на­ука вкуса, наука чувственного познания, общая теория изящ­ных искусств, наука о прекрасном в природе и искусстве, философия изящных искусств и др.). Осмысление связи эс­тетики с психологией («наукой о душе»), «патологией» («на­укой о страстях»), логикой и собственно философией. При­знание значения эстетики для развития искусства, эстети­ческого воспитания и повышения культурного уровня общест­ва.

Эстетика просветительского классицизма, просветительс­кого реализма, сентиментализма и преромантизма (А. Канте­мир, М. Ломоносов, А. Сумароков, Н. Новиков, Н. Карамзин, А. Радищев, Г. Державин).

Неоднородность эстетики русского романтизма: заимство­вание идей у западных романтиков и его самобытные формы (романтический индивидуализм А. Бестужева-Марлинского, романтический символизм Д. Веневитинова, романтический универсализм В. Одоевского). Критика эстетических прин­ципов классицизма. Освоение эстетических воззрений иенс-ких романтиков и учения Шеллинга об интеллектуальной ин­туиции как единственном способе постижения абсолюта. Ир-рационалистическое обоснование природы искусства и твор­чества гения, различие между сферами разума и инстинкта, ^близость к концепции «искусства для искусства».


25

Основная заслуга эстетических взглядов декабристов -пропаганда идей гражданского служения искусства. Тесная увязка проблем народности, самобытности искусства с неприя­тием подражательства, преклонения перед иностранщиной, уни­жающих достоинство русского человека (В. Кюхельбекер, В. Жу­ковский, К. Рылеев, А. Бестужев). Критическое отношение к национальной ограниченности, требование знания образцов мирового искусства, достигших общечеловеческого значения.

Эстетика славянофилов (А. Хомяков, И. Киреевский, П. Ки­реевский, А. Кошелев, Ю. Самарин, К. Аксаков и др.) как свое­образное развитие романтических тенденций в духовной куль­туре русского общества. Характерные признаки философско-эстетического осмысления действительности (И. Киреевский, Хомяков), исследований и пропаганды русской старины и на­родного творчества (П. Киреевский, Кошелев), литературно-критических выступлений (Аксаков) славянофилов - идея на­родности искусства, понятая, главным образом, в контексте отражения народного быта и особенностей национального ха­рактера, православная религиозность, соборность, критика ин­дивидуализма как определяющего свойства западного миро­восприятия, убежденность в том, что время подражания в рус­ском искусстве проходит и всякая духовная жизнь народа может быть воплощена в художественных формах, порожден­ных ею самой.

Революционно-демократическая эстетика (В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Пи­сарев) - принципиально новый этап развития эстетической мысли в России. Тяжелая жизнь крестьянства, произвол вла­сти, отсутствие политических свобод. Отрицание крепостни­чества как продолжение критики современной цивилизации представителями западноевропейского утопического социализ­ма и коммунизма первой половины XIX века. Апелляция к низам, ясное осознание несовершенства общественного устрой­ства, убежденность в способности человека изменить мир в соответствии со своими потребностями и интересами, надежда на переход России к социализму через революцию и кресть­янскую общину - главные отличия мировоззрения револю­ционных демократов от позиции «непротивленцев», «певцов





мировой скорби», сторонников «спасения» в иллюзорном мире мечты и фантазии и т. п. Разработка эстетической теории на основе материалистического мировоззрения. Преобладающее значение действительности в ее взаимоотношениях с искусст­вом. Социально-историческая детерминированность и граж­данская функция художественного творчества. Философско-эстетическое обоснование принципов критического реализма, идейности, художественности и народности искусства.

Т е м а 12. Эстетическая мысль в России конца XIX - начала XX века

Русская религиозно-идеалистическая мысль. Мировоззре­ние Вл. Соловьева. Проблема «осуществления» истины, добра и красоты, их действительного претворения в жизнь. Соловь­ев о необходимости замены религии «веры» на религию «дей­ствия». «Свободная теургия» как требование внутренней упо­рядоченности сущего, интеграции его, повышения уровня ми­ровой целостности («всеединства»). Значение любви и творче­ства как высших состояний, с помощью которых «истинно-сущее» развертывает себя в мир. Внутренняя целостность и аксиологическая природа эстетического объекта. Осуществ­ленная идея всеединства как красота.

Эстетические взгляды Ф. Достоевского. Неприемлемость революции как средства изменения общественной жизни (на­силие порождает насилие). Путь к мировой гармонии, «всеев­ропейскому и всемирному» братству людей проходит не через борьбу, а через религиозно-нравственное воспитание. Крити­ка представлений о детерминировании духовного мира чело­века условиями жизни как невольного стремления «освобо­дить» его от личного нравственного долга. Эстетическое и нравственное воздействие красоты. Социологическая и гносе­ологическая сущность художественного творчества, проблема реализма и народности искусства. Творческий процесс как глубокое философски осмысленное воспроизведение действи­тельности. Протест против «чистого искусства» и утилитар­ного подхода к нему. Несводимость полезности искусства к


отражению актуальных событий того или иного историческо­го периода. Невозможность достижения цели искусства неху­дожественными средствами.

Символизм как философское и литературно-художествен­ное течение в России {Д. Мережковский, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, В. Брюсов, А. Белый, А. Блок, Ф. Сологуб). По­пытка создания эпохального искусства «большого стиля», направленного на осмысление трагических моментов всемир­ной истории. Категория творчества и глобальные проблемы жизни и смерти, смысла человеческого бытия, борьбы хаоса с космосом. Время как основная форма самопознания челове­ка. «Надвременные» устремления символистской эстетики, об­ращение к архаическим формам искусства. Конститутивное значение музыки в мифологическом осмыслении бытия. «Му­зыкальность» зодчества, скульптуры, живописи и поэзии. «Те-ургизм» как обладание тайным знанием. Восприятие техники (машины) как непостижимой силы Рацио, переход от органи­ческого к механическому типу культуры. Чуждость красоте образов города, фабрики, тяжелого физического труда. Ощуще­ние «края культуры», эсхатологические мотивы символизма.

Р а з д е л III Наиболее общие категории эстетики

Т е м а 13. Трагическое и комическое

История эстетических учений о трагическом. Столкнове­ние личности с внеличными силами, крушение идеалов, тяг­чайшие страдания и гибель человека как основа трагической

коллизии.

Трагическое как эстетическое выражение противоречия между исторически необходимым требованием и практичес­кой невозможностью его осуществления.

Противоречие между свободой и необходимостью как наи­более общая «формула» трагического, его ценностной приро­ды. Трагическое - эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развер-


тывающийся в процессе свободного действия человека и со­провождающийся человеческими страданиями и гибелью важ­ных жизненных ценностей.

Диалектика объективного и субъективного, случайного и необходимого, личного и всеобщего, реального и идеального.

Трагическое в искусстве. Трагедия пессимистическая и оптимистическая.

Комическое в истории эстетической мысли. Комическое и смешное. Комическое как родовое понятие для обозначения самых разнообразных оттенков явлений, способных вызвать смех. Комическое - «формула» смешного.

Социальная, ценностная природа комических явлений. Историзм как основа понимания сущности комического в старых, отживших или в новых, нарождающихся явлениях жизни. Объективные предпосылки диалектики комического. Смех, социально санкционированный (осуждающий или одобряющий определенные социальные явления) и незаинте­ресованный, развлекательный, игровой. Игровое, развлекатель­ное начало, смех от радостной беспечности, избытка сил и сво­боды духа в противовес гнетущим заботам, нужде будней, по­вседневной серьезности и т. д., как необходимый компонент художественно-комических явлений.

«Высокие» и «элементарные» (забавные, шутливые) фор­мы комического.

Спектр комических явлений (юмор, сатира, шутка, сарказм, ирония, остроумие и т. д.). Комическое в искусстве.

Т е м а 14. Возвышенное и низменное

Категория возвышенного в истории эстетических учений Стремление эстетической теории обосновать внутреннюю зна­чительность явления, несоизмеримого по своему идеальному содержанию с реальной формой его выражения. Возвышен­ное как выход за пределы обыденного, повседневного.

Связь категории возвышенного с категорией идеала, с тем, к чему стремятся люди в своей жизни, о чем они мечтают.


Цели возвышенные и низменные. Возвышенное как осоз­нанное стремление людей к подлинно гуманистическим об­щественно значимым целям.

Ценностная природа возвышенного и его связь с катего­рией свободы.

Низменное - антипод возвышенного, эстетическая катего­рия, в которой, в выходящей за пределы обыденного, форме выражается устремленность людей к антигуманистическим целям. Низменное как ценность чрезвычайно негативная (ан­тиценность), таящая в себе серьезную угрозу для человечества (тирания, шовинизм, захватнические войны, безудержная жаж­да наживы и т. п.).

Возвышенное и низменное в искусстве.

Тема 15. Прекрасное и безобразное

История эстетических учений о прекрасном, как катего­рии, характеризующей явления, обладающие высшей эстети­ческой ценностью. Прекрасное и истинное, прекрасное и доб­рое, прекрасное и полезное. История эстетики о конкретно-чувственной форме красоты, бескорыстном характере и обра­щении ее к созерцанию и воображению.

Прекрасное в природе. «Природники» и «общественни­ки» о сущности красоты. Роль аксиологии в интерпретации прекрасного как общественной ценности предметов и явле­ний. Диалектика объективного и субъективного в прекрас­ном.

Прекрасное, красивое, прелестное, грациозное.

Прекрасное в человеке. Физическая и духовная красота. Красота созидательной, творческой деятельности. Универсаль­ное свободное творчество как эстетический аспект труда. От­носительность красоты. Конкретно-исторический характер представлений о красоте человека. Различные ценностные системы и типы культуры о человеческой красоте.

Прекрасное в мире вещей. Прекрасное и целесообразное. Понятие дизайна и технической эстетики.

Прекрасное в искусстве.


Безобразное в предметах и явлениях окружающей дей­ствительности, обладающих отрицательной эстетической цен­ностью и причиняющих людям более или менее сильное стра­дание (чаще всего не потому, что очень вредны, а вследствие неприятного впечатления, производимого на наше зрение или слух). Аристотель, Лессинг и Белинский о цели воплощения безобразного в искусстве. Эстетизация безобразного в искус­стве XX века.

Р а з д е л IV Сущность и функции искусства

Тема 16. Искусство как высшая форма эстетического познания и эстетической деятельности

Границы искусства.

Художественный образ как специфическая, присущая ис­кусству форма отражения и познания объективного мира. «Об­раз-замысел», «образ-произведение», «образ-восприятие». «Ста­тичные» и «динамичные» художественные образы в искусст­ве. Понятие «микрообраза», «макрообраза» и «метаобраза». Миметическая сторона природы искусства. Предмет искусства и понятие личностного смысла. Диа­лектика общего и единичного, объективного и субъективного, эмоционального и рационального в художественном образе. Художественный образ и представление. Представления обыденные и специализированные. Специфика научных и художественных представлений.

Искусство и наука как формы познания объективного мира. Их сходство и различие в предмете, содержании и фор­ме отражения. Критика «наивного сциентизма», стремления ♦ онаучить» существующие формы человеческого духа, подме­нить наукой искусство.

Роль воображения в художественно-образном познании мира. Понятия «имагинации» и «имагинативного абсолюта». ♦ Гносеологизм» в эстетике и несостоятельность его попы­ток обосновать познание как сущность искусства. Характе-


т


ристика неодинаковой степени активности познавательного процесса в различных художественных явлениях (видах и жанрах искусства).

Творческо-созидательная (деятельностная) сторона приро­ды искусства.

Идея самоценности художественного творчества. Формаль­ная школа в эстетике (К. Фидлер, А. Гильдебранд, А. Ригль, М. Дворжак, Г. Вёльфлин) и обоснование суверенности и са­модостаточности искусства. Формальная эстетика об органич­ных законах, присущих внутренней природе искусства, при­чинах, вызывающих его развитие, и движущих силах, суще­ствующих и проявляющихся не «вне», а «внутри» самого ис­кусства.

Формалистическая эстетика (//. Гербарт, Р. Циммерман, Э. Ганслик) и ее учение о самоценной суверенности формы произведения. Принципиальные отличия теоретических по­зиций представителей формальной и формалистической школ.

Культурно-исторический подход в искусствознании. Фор­мальное и социологически-политизированное направления в науке об искусстве.

Философские основы миметической и творческо-созидатель-ной (деятельностной) концепций художественного творчества.

Семиотика, герменевтика и структурализм - наиболее влиятельные модификации формальной школы XX века.

Понятие деятельности. Практическая и духовная сторо­ны деятельности. Преобразование, познание, ценностная ори­ентация и общение как всеобщие формы индивидуальной де­ятельности.

Деятельность творческая (продуктивная) и нетворческая (репродуктивная).

Понятие эстетической деятельности. Современные дискус­сии о ее сущности и структуре.

Художественная деятельность. Сферы производства и по­требления художественных ценностей.

Дихотомия искусства. Неразрывное единство миметичес­кой и творческо-созидательной (деятельностной) его сторон. Искусство - особая форма общественного сознания и челове­ческой деятельности, в которой органически сочетаются худо-






Щ


жественно-образное познание жизни с творчеством по зако нам красоты.

Социально-ролевая организация искусства как сложно-динамическая система.

Деятельность и функция. Функция искусства - фактичес­ки осуществляемое искусством действие, реальная форма его участия в многообразных проявлениях общественной жизни.

Отражательно-информационный, оценочный, творческий, знаковый, психологический, социальный, воспитательный, иг­ровой аспекты искусства. Познавательная, просветительская, прогностическая, оценочная, эвристическая, коммуникативная, суггестивная, компенсационная, катарсическая, социально-орга­низаторская, социализирующая, воспитательная, гедонистичес­кая, развлекательная функции искусства.

Диалектика сущности, аспектов и функций искусства. Понятие «необходимых» и «достаточных» функций искусст­ва, функций первого, второго и т. д. порядка.

Современные концепции функционального строения ис­кусства. Эволюция теоретических представлений от монофун­кционального строения искусства через идею полифункцио­нальности к трактовке искусства как сложно-динамического целого, проявляющегося на единой социально-эстетической основе. Удовлетворение эстетической потребности как выс­шее назначение искусства.

Тема 17. Содержание и форма в искусстве

Гносеологический параметр: два аспекта проблемы содер­жания и формы в искусстве. Понятия содержания и формы художественного произведения, объекта и предмета отраже­ния в искусстве, художественного замысла и художественно­го восприятия.

Субстанциальный параметр: содержание и форма как иде­альное и материальное. Материальный и духовный «планы», «стороны» художественного произведения.

Семиотический параметр: произведение искусства как семиотический объект. Признаки семиотической система.


Знак и значение. Художественный язык. Специфика инфор­мативных и художественных коммуникаций.

Изобразительность - функция имитации предметно-фи­зической стороной художественного произведения предмет­ных форм объективной действительности. Выразительность - функция передачи эстетической ценности мира без непос­редственной имитации конкретных предметно-физических форм. Выразительность как непосредственное раскрытие цен­ностного отношения художника к действительности.

Искусство и язык. Их общность и различие.

Диалектика художественного содержания и художествен­ной формы. Объективное и субъективное в предмете отраже­ния и в содержании искусства. Понятия темы и идеи. Мате­риал искусства. Композиция, фабула, сюжет.

Единство содержания и формы в замысле, произведении и восприятии. Соответствие и несоответствие содержания и фор­мы в искусстве.

Произведение в системе художественной культуры. Спо­соб существования художественного содержания. Содержание и вариантное множество правомерных восприятий.

Произведение искусства как тождество производства и потребления, содержания и восприятия.

Произведение искусства - качественно-определенное, от­носительно-замкнутое целое и вместе с тем «открытая», «ра­зомкнутая» система.

Произведение искусства как «вещь» и «совокупность от­ношений» одновременно, как объект не только вещно-физи-ческого, но и культурно-ценностного порядка.

Р а з д е л V Морфология искусства

Тема 18. Система искусств

Морфология как учение о строении мира искусств. Три возможных подхода в выборе исходной плоскости классифи­кации искусства: различия в способах создания художествен-

Змаз Л«290


34

ных ценностей (первичные и вторичные искусства), различия в способах восприятия (оптические, акустические, оптико-аку­стические), различия в способах существования (пространствен­ные, временные, пространственно-временные).

Реальное бытие и строение художественных произведе­ний как основополагающий принцип классификации искус­ства. Деление художественных структур на «простые» и ♦ сложные», «монофункциональные» и «бифункциональные». Понятие пограничной зоны, разделяющей смежные виды, раз­новидности, роды и жанры искусства, в которых происходит постепенное перерастание одного явления в другое. Единство диахронического и синхронического подходов в морфологи­ческом анализе искусства.

Представление о трех взаимосвязанных формах существо­вания художественных структур (синкретических, дифферен­цированных и синтетических) и двух встречных тенденциях (от исходного синкретизма - к дифференцированным образо­ваниям; и от них - к синтезированным гетерогенным струк­турам).

Дифференциация искусств.

Закономерности формирования художественной деятель­ности как деятельности синкретической. Дифференциация изначального синкретизма и образование самостоятельных (гомогенных, одноэлементных) структур. Образование «муси-ческого» и «технического» художественных комплексов. Обо­собление чисто временных (словесно-музыкальных) художе­ственных структур от пространственно-временных (танца и актерского искусства) и их дальнейшее деление на самостоя­тельно существующие словесные, музыкальные, танцевальные и актерские формы творчества. Разложение «технического» комплекса с постепенным обособлением изобразительных и неизобразительных искусств и обретением одноэлементны­ми структурами (живопись, графика и скульптура, архитек­тура, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство) самостоятельного бытия.

Процесс дифференциации и судьбы исполнительского ис­кусства. Выделение сфер производства и потребления худо­жественных ценностей, расчленение сферы производства на


их созидание и воспроизведение. Приобретение исполнитель­ской деятельностью черт, свойственных только временным или только пространственно-временным искусствам, распад на актерскую, музыкально-исполнительскую, хореографическую и другие разновидности. Отпочкование в исполнительской практике режиссерской, дирижерской и собственно исполни­тельской функции.

Интеграция искусств.

Появление гетерогенных (многоэлементных) художествен­ных структур в результате скрещения структур гомогенных. Конгломеративный, ансамблевый, органический способы ху­дожественной гибридизации. Проникновение искусств в мир техники, спорта, информации (рекламы) и т. д.

Закономерности рождения новых художественных обра­зований на высоких ступенях развития искусства, отмирание старых форм творчества.

Онтологический и семиотический критерии классифика­ции искусства. Понятия классов, семейств, видов, разновидно­стей художественной деятельности. Род и жанр как морфоло­гические категории.

Тема 19. Бытийный статус музыкального произведения

Феноменологическая эстетика (Р. Ингарден)о способе су­ществования музыкального произведения. Музыкальное про­изведение и «сознательные переживания» композитора, му­зыкальное произведение и «сознательные переживания» слу­шателя, музыкальное произведение и ноты (партитура), музы­кальное произведение и исполнение. Музыкальное произве­дение как предмет интенциональный.

Гносеологические корни теории интенциональности. Не­правомерность противопоставления музыкального произведе­ния и продукта исполнительской деятельности. Игнорирова­ние диалектики тождества и различия, дискретного и непре­рывного. Пространственно-временные параметры явлений и значение качественных характеристик для установления их границ.



И9


Понятие вариантного множества. Диалектика «бытия-дей­ствительности» (звучания) музыкального произведения и его «бытия-возможности» (то есть существования в нотной запи­си, в памяти композитора, исполнителя, слушателя, в специ­альных двигательных навыках музыканта-интерпретатора и т. п.).

Музыкальное произведение как исторически конкретная целостная совокупность всех возможных и действительно су­ществующих правомерных вариантов исполнительских объективации продукта первичной художественной деятель­ности.

Тема 20. Исполнительское искусство

Творческая деятельность в системе художественного про­изводства. «Статичные» и «динамичные» искусства. Первич­ные и вторичные виды художественной деятельности. Искус­ства самостоятельные, несамостоятельные и относительно са­мостоятельные.

Признаки исполнительства: вторичность, относительная самостоятельность, наличие творческого посредника между автором и «потребителем» искусства, осуществление в при­сутствии воспринимающей аудитории самого процесса твор­чества, возможность влияния публики на его протекание, со­впадение художественной деятельности и ее продукта, задан­ная исполнителем последовательность фаз восприятия, пере­вод художественного содержания из материальной нехудо­жественной системы в художественную.

Художественно-интерпретационная сущность исполнитель­ского искусства. Исполнительство как творчество. Понятие художественной интерпретации. Художественная интерпре­тация, исполнение и продукт исполнительской деятельности. Художественная интерпретация в структуре исполнительско­го процесса.

Проблема правомерности художественной интерпретации. Исполнительское искусство как глубокое раскрытие ху­дожественных образов продукта первичной художественной


деятельности в данной конкретно-исторической социально-культурной среде. Реализация, репродуцирование, реадапта­ция и ретрансляция продукта первичного творчества — нераз­рывные грани единой специфической функции исполнитель­ства.

Жизель Бреле о творческих результатах исполнительско­го процесса. Специфические особенности процессуальных ис­кусств. Реализация художественной идеи как ограничение «горизонта возможных вариантов» и обогащение всем тем, что дает ей «общение с материей». «Незавершенность» музы­кального произведения и возможности, которые «таятся в нем». Нотная запись как «фундаментальная архитектура музыки» и «обнажение идеи». Гармония между «сутью произведения» и оригинальным «вкладом его реализации». Две тенденции в исполнении старинной музыки: (1) стремление к истори­ческой точности и (2) к точности в отношении к произведе­нию и к «требованиям современного человека». Достоинства и недостатки концепции Бреле.

Раздел VI

Эстетическое и художественное развитие общества

Т е м а 21. Линейный принцип построения истории искусств и теория локальных цивилизаций

Теоретическое противостояние концепции однолинейного и прогрессивного восхождения от одного этапа историко-ху-дожественного процесса к другому и концепции локальных цивилизаций, исключающей линейный характер прогресса и ставящей под сомнение единство развития культур.

Элементы концепции стадийной общественной эволюции в учениях Д. Вико, Ш. Монтескье, Ж. Руссо и К. Сен-Симона. О. Конт о трех стадиях интеллектуальной эволюции челове­чества. Гегелевская интерпретация культур различных эпох как конкретно-исторических ступеней саморазвития абсолют­ного духа. Учение К. Маркса о закономерностях смены спо-


38

собов производства материальных благ, вызывающей возник­новение, функционирование и превращение одной обществен­но-экономической формации в другую, более сложную и вы­сокоорганизованную.

Критика представлений о единой линии развития чело­вечества. Теория культурно-исторических типов Н. Дани­левского о существовании отдельных, имманентно развива­ющихся цивилизаций. О. Шпенглер о жизненных циклах культурного «организма», его возникновении, взрослении, старении и гибели. Учение о неизбежном кризисе культу­ры и ее перерождении в цивилизацию. Круговорот локаль­ных цивилизаций и элементы поступательного развития в теории А. Тойнби. Л. Гумилев об истории отдельных этно­сов и этногенезе как последовательной смене закономер­ных фаз. Понятие пассионарности и роль «пассионарного толчка».

Значение линейного принципа построения истории ис­кусств и теории локальных художественных культур в реше­нии конкретных познавательных задач. Необходимость пре­одоления их односторонности. Поиск методологических ос­нов, коррелирующих выявление общих тенденций историко-художественного процесса и осмысление своеобразия худо­жественных эпох, культур, значительных явлений в искусст­ве.

Тема 22. Творческий метод, направление, течение,

школа и стиль как категории историко-художественного процесса

Художественный метод как исторически обусловленное единство общих принципов творчества.

Параметры художественного метода: гносеологический, аксиологический, семиотический, моделирования. Их диалек­тическая взаимосвязь.

Поливалентность художественных методов, их «стертые», переходные формы.


Художественное направление как объективированный ме­тод. Взаимосвязь направления, течения и школы в искусстве.

Понятие стиля. Стиль отдельного произведения или жан­ра в искусстве, индивидуальный стиль (творческая манера), стиль крупных художественных направлений, стиль эпохи.

Историко-художественный процесс в свете диалектики исторического и логического. Идейно-эстетические ориента­ции и принципы художественного творчества в исторической перспективе.

Нерасчлененность, диффузность художественной культу­ры первобытного общества. Отсутствие четкой дифференциа­ции творческих методов и художественных направлений эпо­хи Античности и постепенное формирование в ней стилевых отличий, отдельных норм и принципов творчества. Различ­ное усвоение канонических традиций Античности западным и восточным Средневековьем и их единство в определенных хронологических рамках. «Переход» художественной куль­туры от развития «хронологическими массивами» к разви­тию «отдельными потоками». Барокко, классицизм, сентимен­тализм, преромантизм XVII века, их диалогические и конф-ронтационные отношения. Просветительский реализм и ро­мантизм ХУШ-Х1Х веков. Критический реализм и натура­лизм. Размежевание «миметической» группы художествен­ных направлений (натурализм, романтизм, реализм) и «анти­миметической» (многообразные проявления модернистского творчества, субнаправления и течения авангардизма) на рубе­же XIX-XX веков.

Модернизм как тип мировидения и художественно-эсте­тическая система. Авангардизм - модернизм в искусстве, мощное метанаправление, охватившее значительную часть мирового историко-художественного процесса от конца XIX до последней четверти XX века. Экспрессионизм, кубизм, фу­туризм, сюрреализм, абстракционизм, дадаизм, литература по­тока сознания, «новый роман», драма абсурда и т. д. Серийная, конкретная и электронная музыка, алеаторика, сонористика, пуантилизм музыкального авангарда.

Принципиальный антитрадиционализм авангарда, отказ от фигуративности, разрушение ладотональных связей, погру-


40

;. сновидении, «языкотворчество» и т. п. Художе-

стоснь^е приемы авангардизма («ассоциативный монтаж», «коллаж», «поток сознания» и др.).

Постмодернизм как общекультурное движение конца XX века. Плюрализм и релятивизм художественной культу­ры постмодернизма, компилятивность ее художественного со­знания. Смешение «несоединимых» художественных черт, па­родирование классических канонов или их сочетание с экспе­риментом. Неопределенность и неустойчивость образов, сбли­жение элитарного и массового искусства.

Творческий метод и мировоззрение художника. 3. Фрейд о конфликте цивилизованного и социализиро­ванного человека со своим подсознанием. Учение К. Юнга об архетипах. Продуцирование однотипных фантастических об­разов, повторяющаяся символика, сходные сюжеты и типы кон­фликтов в культуре разных этносов. К. Леви-Строс о незави­симости коллективного бессознательного фантазирования от воздействия социально-экономических факторов. «Логика» во­ображения.

Художественное творчество как единство сознательного и бессознательного. Диалектика интеллектуального и эмоцио­нально-ценностного в структуре мировоззрения. Миропони­мание и миросозерцание (мироощущение, мировосприятие, ми­ропредставление). Творчество как опредмеченное мировоззре­ние художника. Определяющая роль мировоззрения в той области творчества, которая представляет собой осознанный процесс.

Категории историко-художественного процесса (идеал, метод, мировоззрение, стиль) в исполнительском творчестве.

Т е м а 23. Эстетическое и художественное воспитание

История эстетической мысли о проблемах культурно-эс­тетического развития общества, теории и практики эстетичес­кого и художественного воспитания.

^ Критика модели нормативно-дисциплинарной, авторитар­ной педагогики, трактовки личности как «объекта» манипу-


лирования и «средства» для достижения определенных це­лей.

Значение социально-деятельностной концепции эстетичес­кого воспитания. Воспитание - деятельностное саморазвитие личности, осуществляемое в процессе общественного воспро­изводства человека и реализуемое механизмами культуры. Развитие, социализация и воспитание. Воспитание как про­цесс формирования базовых основ культуры. Понятия куль­туры, цивилизации и менталитета.

Формирование эстетически развитой личности - специ­фическая цель эстетического воспитания. Созидаемая красо­та человека как доминанта этого процесса.

Уровень эстетической культуры и ее компоненты. Эстетическое и художественное воспитание. «Воспитание средствами искусства», «искусство как средство эстетическо­го воспитания», «художественное воспитание», их отличитель­ные особенности. Формирование художников и высококуль­турных потребителей искусства - цель художественного вос­питания.

Организация эстетического и художественного воспита­ния. Включение личности в многообразные формы эстетичес­кой и художественной деятельности, в процесс созидания цен­ностей культуры. Институциональная система эстетического воспитания, учет специфических особенностей основных сфер человеческой деятельности (учебно-воспитательной, производ­ственно-трудовой, общественно-политической, досуговой, быто­вой) и возраста (дети, родители, пенсионеры).

е м а 24. Студент и эстетика

Эстетика и потребности профессиональной деятельности музыканта. Польза эстетики для тех, кто музыку создает, кто ее исполняет, «потребляет» или изучает, для тех, кому сужде­но руководить музыкальными коллективами и организация­ми, управлять ими.

Возможность использования материала курса и книг по эстетике для более глубокого освоения других нефилософс-


ПЛАН КУРСА

Наименование раздела и темы

42

ких дисциплин (истории и теории музыки, истории исполни­тельского искусства, методики преподавания, психологии, пе­дагогики и др.).

Эстетика как школа мысли и рефлексии. Знание теорети­ческих эстетических основ - важный компонент эстетичес­кой культуры личности.

Эстетика как притягательная сфера самовыражения ху­дожественно одаренных и духовно богатых натур, получив­ших первые навыки философствования.

Молодость, свободомыслие, любознательность, оптимизм, стремление к поиску истины за гранями дозволенного, отсут­ствие моральных предрассудков - качества, играющие важ­ную роль в теоретическом развитии эстетики, ее положений и идей. Совпадение с интересами будущего специалиста-му­зыканта главной сверхзадачи эстетики - критического сти­мулирования развития наличного эстетического бытия и эс­тетического сознания.

Процесс общественных преобразований и необходимость совершенствования системы ориентиров и приоритетов куль­турной политики. Осознание культуры как мощного рычага развития общества, необходимого условия продвижения Рос­сии по пути экономических реформ, развития демократии, нравственного очищения общества. Понимание самоценности, суверенности и самодостаточности культуры, духовного напол­нения нашей жизни как высшего смысла и назначения чело­веческого бытия (рыночная экономика и государство - лишь обслуживающие средства, но не самоцель).

Актуальные проблемы культурно-эстетического развития. Культура и нравственность, культура и демократия, культура и становление правового государства, культура и межнацио­нальные отношения.

Пополнение рядов отечественной интеллигенции - важ­ная задача высших учебных заведений.


5 6


Эстетика как философская дисциплина
Предмет, категориальный аппарат и ме­
тоды эстетики 1
I Сущность эстетического. Объективный

характер эстетического в действительности 2
Сущность эстетического. Структура эс­
тетического сознания 2

История эстетических учений Методологические проблемы изучения истории эстетической мысли Античная эстетика

Эстетика западноевропейского Средневе­ковья

Эстетика Ренессанса и эстетическая мысль XVII века в Западной Европе Эстетика XVIII века. Английское и французское Просвещение

Эстетика XVIII века. Немецкое Просве­щение

Немецкая эстетика конца XVIII - нача­ла XIX века

Эстетика середины и второй половины XIX века

Развитие эстетической мысли в России в конце XVIII - первой половине XIX ве­ка и эстетические теории революцион­ных демократов

Эстетическая мысль в России конца XIX - начала XX века


1 2

1 2 2 1

2 2

2 1


43


44


45




       

Наиболее общие категории эстетики

1 1 1

14 Трагическое и комическое 3

15 Возвышенное и низменное 2

16 Прекрасное и безобразное 3

Сущность и функции искусства

17 Искусство как высшая форма эстетичес- 4
кого познания и эстетической деятель­
ности человека

18 Содержание и форма в искусстве 3 ^

Морфология искусства

2 4
 

19 Система искусств

20 Бытийный статус музыкального произ­
ведения

21 Исполнительское искусство

Эстетическое и художественное развитие общества

22 Линейный принцип построения истории
искусств и теория локальных цивили­
заций 1 1

23 Творческий метод, направление, течение,
школа и стиль как категории историко-
художественного процесса 3 1

24 Эстетическое и художественное воспитание 1 1

25 Студент и эстетика 1

 
 

ВСЕГО:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Занятие 1

Лекция Эстетика как философская дисциплина

Семинар Методологические проблемы изучения

истории эстетической мысли

Занятие 2

Лекция Эстетика как философская дисциплина

Семинар Объективный характер эстетического

в действительности

Занятие 3

Лекция Наиболее общие категории эстетики

Семинар Структура эстетического сознания

Занятие 4

Лекция Наиболее общие категории эстетики

Семинар Античная эстетика

Занятие 5

Лекция Наиболее общие категории эстетики

Семинар Эстетика западноевропейского Средне-

вековья

Занятие 6

Лекция Сущность и функции искусства

Семинар Эстетика Ренессанса и эстетическая мысль

XVII века в Западной Европе

Занятие 7

Лекция Сущность и функции искусства

Семинар Эстетика XVIII века. Английское и фран-

цузское Просвещение

Занятие 8

Лекция Сущность и функции искусства

Семинар Эстетика XVIII века. Немецкое Просвещение

Занятие 9

Лекция Морфология искусства

Семинар Немецкая эстетика конца XVIII -

начала XIX века


  часа
  час
  часа
  часа
  часа
  час
  часа
  часа
  часа
  час
  часа
  часа
  часа
  часа
  часа
  час
  ! часа
2 ! часа

46

Занятие 10

Лекция Морфология искусства - 2 часа

Семинар Эстетика середины и второй половины

XIX века - 2 часа

Занятие 11

Лекция Морфология искусства - 2 часа

Семинар Развитие эстетической мысли в России

в конце XVIII - первой половине XIX века

и эстетические теории революционных

демократов - 2 часа

Занятие 12

Лекция Морфология искусства - 3 часа

Семинар Эстетическая мысль в России конца XIX -

начала XX века - 1 час

Занятие 13

Лекция Морфология искусства - 1 час

Семинар Наиболее общие категории эстетики - 3 часа

Занятие 14

Лекция Эстетическое и художественное развитие

общества - 2 часа

Семинар Сущность и функции искусства - 2 часа

Занятие 15

Лекция Эстетическое и художественное развитие

общества - 2 часа

Семинар Система искусств - 2 часа

Занятие 16

Лекция Эстетическое и художественное развитие

общества - 1 час

Семинар Исполнительское искусство - 3 часа

Занятие 17

Лекция Эстетическое и художественное развитие

общества. 1 час

Семинар Эстетическое и художественное развитие

общества. з часа


47

ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Предмет, категориальный аппарат

и методы эстетики. 2 Сущность эстетического.

2.1. Объективный характер эстети­ческого в действительности.

22. Структура эстетического сознания.

Лекция I

1. Предмет, категориальный аппарат и методы эстетики

Приступая к изложению нового философского курса, по­стараемся прежде всего «оконтурить» его, выявить специфи­ку, ответить на вопрос, что же нам предстоит изучать.

Всякая учебная дисциплина имеет свой предмет. Есть он и у эстетики. Охарактеризовать предмет любой науки или учебной дисциплины - значит указать на те стороны окружа­ющей действительности, которые составляют для них позна­вательный интерес. Специфический предмет изучения эсте­тики - это весь мир, взятый под определенным углом зре­ния. Вот почему краткое определение предмета эстетики пред­ставляет большую трудность. Недаром Гегель, предваряя текст своей знаменитой «Науки логики», делает характерное заме­чание: логика «не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней...» [1]. То же следует сказать и об эстетике: строгое очерчивание ее границ возможно только на основе подробного изложения всего со­держания.

И все же, принимая это к сведению, согласимся также и с тем, что углубляться в проблемное поле эстетики без некоего, хотя бы предварительного, определения ее предмета было бы неразумно. Это тем более справедливо, если учесть, что боль­шинство известных нам определений и без того страдают рас­плывчатостью, неопределенностью и противоречивостью.


48

Эстетика как философская_д испип».1ГГЗ

Лекция I


49



Так, в «Британской энциклопедии» 1975 года издания сказано: «Эстетика - изучение красоты, в меньшей степе­ни ее противоположности - уродства». В немецком «Фило­софском словаре», выпущенном в том же году в Лейпциге, эстетика характеризуется как «собирательное понятие для наук и теорий, осмысливающих эстетическую активность людей*. В нашем отечественном «Философском энциклопе­дическом словаре», вышедшем в Москве в 1983 году, эстети­ка определяется как «философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлении: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей». В ко­лумбийском издании «Американской энциклопедии» 1984 года об эстетике говорится как о «ветви философии, рассматри­вающей сущность искусства и критерии художественной оценки». Словарь «Эстетика» (Москва, 1989) определяет дан­ную область знания как «науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты», а «Эстетический словарь» (Мюнхен, 1992) - как «науку о чувственном познании».

Как сориентироваться в обилии этих подходов? С чего на­чать?

Известно, что общественная жизнь - не простой хаос раз­розненных, случайных событий, а некий закономерный про­цесс, стороны которого находятся в определенной взаимосвя­зи, развитии. Этот процесс пронизывается целостной систе­мой многообразных общественных отношений - экономичес­ких, правовых, политических, нравственных, атеистических, религиозных... Есть среди них и эстетические отношения. Не будем пока углубляться в теорию (всему свое время!), а лишь постараемся указать на этот феномен, пояснить в самом первом приближении, что мы имеем в виду, когда говорим -♦ эстетические отношения».

Представим себе человека во взаимосвязи с каким-нибудь явлением окружающего мира. Пусть это будет, например, си­стема «человек - природный объект» или еще несколько бо­лее конкретно - «человек и мировой океан». Как складывались отношения между ними?


Во-первых, в ходе общественно-исторической практики че­ловечество постепенно осваивало морскую поверхность как удобный и сравнительно дешевый путь сообщения; это по­влекло за собой развитие кораблестроения и торговли. Па­раллельно шло проникновение в океанские глубины, сопро­вождавшееся добычей рыбы, крабов, устриц и т. п., что приве­ло в конечном итоге к созданию мощной перерабатывающей промышленности, формированию целых флотилий, поставля­ющих ценные продукты питания. Осваивалось и морское дно, растительный мир морей и океанов, осуществлялась добыча жемчуга, перламутра, кораллов и т. д. Немалый интерес для человечества представляют также нефть, полезные ископае­мые, таящиеся в недрах океанского дна, энергетические ре­сурсы приливов и отливов, ударов штормовой волны, силы ветра, заманчивые перспективы освоения жизненного пространства вплоть до реализации фантастических проектов искусствен­ных островов, плавающих городов и т. п. Иными словами, оке­ан во всех этих проявлениях представляет собой предмет удов­летворения материальных потребностей людей, и здесь, следо­вательно, мы имеем дело с особым видом взаимосвязи членов названной ранее системы, а именно - с отношениями утили­тарно-практического типа.

Во-вторых, мировой океан выступает и как предмет удов­летворения потребностей познания. Это и понятно: без соот­ветствующего уровня осведомленности людей совершенно не­возможно его эффективное использование. Надо ли поэтому подробно говорить о том, какое огромное значение в жизни че­ловечества имели великие географические открытия, поиск морских путей к неведомым континентам, исследование кон­фигурации берегов материковой части, изучение флоры и фау­ны подводных глубин, характера и направлений морских тече­ний, закономерностей образования цунами и т. д.? Назовем этот тип взаимосвязи в системе «человек - мировой океан» позна­вательными (научно-теоретическими) отношениями.

Но океан может найти и совершенно иное воплощение. Вспомним образ морской стихии как опоэтизированной, оду­хотворенной природы в поэзии, музыке, изобразительном ис­кусстве. Наедине с бескрайними просторами океанской шири





50


Эстетика как философская дисциплина


Лекция I


51



человек может оказаться завороженным плеском воды, шур­шанием морского песка или гальки при набегании волн, рит­мично накатывающихся на пологий берег, шумом прибоя. Он может залюбоваться богатой цветовой гаммой постоянно ме­няющейся водной поверхности или быть всецело захвачен­ным грандиозной картиной разбушевавшейся морской сти­хии. И когда, переживая всем своим существом переполня­ющие его ощущения, он испытывает особое духовное наслаж­дение в немом восторге или невольно может воскликнуть что-нибудь вроде «как это красиво, черт возьми!» - мы говорим, что здесь проявляется третий тип упомянутой выше взаимо­связи, а именно - эстетическое отношение человека к миру. Морская стихия в данном случае выступает в качестве пред­мета, удовлетворяющего эстетические потребности людей.

Ослепительной красоты алмаз, изумительная роза, краси­вый ландшафт, чарующий восход солнца... Эстетическое отно­шение вызывают и плывущие громады облаков в высоком летнем небе, и полет журавлиной стаи, и гигантский сфинкс у основания египетской пирамиды, и лик склоненной к младен­цу Мадонны Рафаэля. Ведь эстетическое - это прежде всего то, что конкретизируется через понятие гармонии, совершен­ства и красоты.

Все это так, скажете вы. Однако правомерно ли ставить эстетические отношения в один ряд с такими важнейшими типами отношений, как отношения утилитарно-практические и научно-теоретические? Оказывается - правомерно. Такова мощная философская традиция, рассматривающая человечес­кую активность, деятельность, труд не только (1) как процесс «обмена веществ» между обществом и природой, с помощью которого удовлетворяются материальные, утилитарно-практи­ческие потребности людей, не только (2) как своеобразное ору­дие проникновения человеческого сознания в законы Вселен­ной, но и (3) как формообразование мира по законам красоты. В самом деле, можно ли согласиться с недооценкой извеч ного стремления человека к совершенству? Разве не дала ему природа (если хотите - само общество или бог) в виде посоха идеал? И не овеществляются ли представления людей о гар­монии и красоте в деяниях, результатах творчества, продук


тах труда - будь то каменный топор или современный косми­ческий корабль?

Да и что такое богатство, материальное благополучие? Идол, которому все подчинено? Или - только предпосылка, обеспе­чивающая необходимую степень свободы для достижения максимально возможного в данных конкретно-исторических условиях уровня духовного развития человека, его внутренне­го мира, склонностей и способностей?

Для чего живет человек? Неужели действительно для того, чтобы утром надевать брюки, среди дня съедать кусок мяса и вечером ложиться в постель? Повсеместное недопонимание библейской мудрости «не хлебом единым жив человек», не­дооценка огромного значения эстетической, нравственной и, в целом, духовной культуры закономерно приводят к бездухов­ности и мещанству, асоциальным побуждениям и потреби­тельской психологии, бессмысленному времяпрепровождению, алкоголизму и наркомании. Без высокой культуры нет под­линной нравственности. Без нее нет и не может быть разви­той демократии. Без культуры нет правового государства и нормальных межнациональных отношений.

Исключительное значение духовности в различных ее проявлениях и породило интерес к эстетической проблемати­ке в истории человечества.

Эстетическое знание зародилось в глубочайшей древности и далеко не сразу приобрело привычный строгий вид. Напом­ним, что наши древнейшие предки были носителями так назы­ваемого предконцептуального знания, к области которого мы относим мифологию, магию, начальные формы религии, пред-философские рассуждения, утилитарно-практические сведения и художественно-образное миропонимание, присущее искусст­ву. Наиболее характерной для этой формы знания является процедура описания, фиксирующая, главным образом, как про­текает то или иное явление или событие. Первобытные пред­ставления людей о происхождении различных искусств, об их роли в жизни человека, о связи мироустройства и красоты за­печатлевались в мифах разных народов. Эстетические идеи и складывающиеся понятия, такие как «мера», «гармония», «кра­сота», содержались уже в эпосе Гомера и Гесиода.






52

_______________________ Эстетика как философска я_дис1типгггип

Позднее античная эстетическая проблематика начала раз­рабатываться в философских трактатах пифагорейцами, Со­кратом, Платоном, Аристотелем, а также в сочинениях Поли клета, Горгия, Витрувия, Горация, посвященных теории раз­ных видов искусства. Это уже был период становления кон­цептуального знания, в рамках которого на первый план вы­шла процедура объяснения. Объяснить что-либо - значит рас­крыть связи между объектами объяснения (фактами, событи­ями, процессами) и другими уже известными и ранее объяс­ненными явлениями с целью осознания места объясняемых фактов в системе природных или социальных взаимосвязей и законов; объяснить - это значит сделать ясным, понятным, осмыслить для самого себя или растолковать другому, отве­тить на вопрос «почему». К концептуальному знанию обычно относят философию Античности, накопление сведений в та­ких областях, как математика, физика, астрономия, а в эпоху Средневековья - так называемый герметизм (алхимию, каб­балистику, астрологию) и различные виды религиозных уче­ний (теологию, теософию, богословие).

Плодотворные идеи античных мыслителей сыграли важ­ную, а иногда и основополагающую, роль для всего последую­щего развития европейской эстетической мысли (что касается эстетики на Востоке, в средневековых Индии и Китае, то ее становление осуществлялось специфическими путями, которые не всегда перекрещивались с направлениями развития евро­пейской эстетики). Вместе с тем эстетика западноевропейско­го Средневековья оказалась одним из разделов богословия, обо­сновывала спиритуалистическое понимание эстетических яв­лений и стремилась с помощью искусства нацеливать человека на служение Господу (Тертуллиан, Августин, Фома Аквинский). Только в эпоху Возрождения эстетическая мысль сброси­ла, хотя бы отчасти, теологические одеяния и стала светской, гуманистически ориентированной. К периоду ХУ-ХУП веков относится и распространение науки, то есть теоретической формы знания. К этохму времени знание приобрело четкую диструктурную организацию и включило в себя, наряду с эм­пирическим, уровень собственно теоретический. К началу XVIII века произошло оформление науки в качестве социаль-


53

Лекция I

ного института, что сопровождалось появлением первых науч­ных обществ, академий, периодических научных изданий и т. п.

Таким образом, на начальном этапе своего развития, ко­торый продлился в Европе вплоть до середины XVIII века, эстетика не была еще самостоятельной областью знания и даже не имела собственного названия. Исключительную роль в этом смысле было суждено сыграть немецкому просветителю Алек­сандру Готлибу Баумгартену (1714-1762), сумевшему убеди­тельно доказать необходимость ее выделения в самостоятель­ный раздел философии, наряду с этикой и логикой.

Баумгартен был последователем школы Вольфа - влия­тельного немецкого философа-рационалиста, учебные руковод­ства которого, вытеснив устаревшие схоластические компен­диумы (сейчас бы скорее сказали - дайджесты), стали основой университетского образования вплоть до появления гранди­озной системы И. Канта. Самого Вольфа интересовали про­блемы гносеологии и он совершенно правильно исходил из того, что человек познает мир с помощью разума и с помощью чувств. Вольф сумел подробно исследовать лишь од


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow