Субъективное выражение ценности может быть истинным или ложным. Чаще всего неадекватное воспроизведение эстетического объекта в человеческом сознании становится следствием невысокого уровня культуры, неразвитого вкуса или отсутствия должного эстетического кругозора. Но известны и другие случаи, когда решающую роль здесь играют особенности эстетической позиции, сильные личные пристрастия, склонности и предпочтения. Вольтер называл Шекспира пьяным дикарем, неуклюжим канатным плясуном, паяцем в лохмотьях, жалкой обезьяной. Резкие отзывы современников вызывало творчество Бетховена. Вот, например, что писал Л. Шпор о его Девятой симфонии: «Четвертая часть 9-й симфонии мне кажется до такой степени чудовищной и неизящной и в передаче оды Шиллера до того тривиальной, что я никак не могу понять, как мог написать ее такой гений как Бетховен; я нахожу в ней новое подтверждение того, что я заметил еще в Вене, именно: Бетховену недостает эстетического образования и у него не развито чувство прекрасного» (цит. по [3]).
|
|
Не думаю, что с мнением Вольтера о Шекспире, как и с мнением Шпора о Бетховене, согласятся все остальные люди. Так что же, будем считать, что каждый прав по-своему? Нет, правы, конечно, другие люди. И в качестве критерия истины
111 |
Лекция II
здесь выступает социально-историческая, эстетическая практика человечества, поскольку в истории развития культуры уже было неоднократно доказано, что сочинения Бетховена и Шекспира по праву входят в сокровищницу мирового искусства и обладают безусловной общественной значимостью.
Но здесь существует тонкость, которую нельзя не учитывать. Дело в том, что оценка включает в себя не только гносеологический аспект, но и собственно аксиологический. В рамках первого из них, то есть в рамках гносеологического аспекта, ценностное значение, детерминированное общим социально-культурным контекстом определенной ценностной системы, действительно может отражаться адекватно или не адекватно. Что же касается второго, аксиологического аспекта, то его функциональная роль совершенно иная. В рамках этого аспекта субъект лишь устанавливает ценность объекта, «придает» ему определенный смысл, ибо аксиологическое суждение есть лишь психологический процесс отнесения к ценности. Прав был, по-видимому, Кант, когда утверждал, что такие свойства как незаинтересованность (бескорыстность) и иррациональность (внепонятий-ность) делают суждения вкуса недоказуемыми и неопровержимыми. Поэтому мы присоединяемся к мнению М. С. Кагана о том, что «отнесение к ценности происходит на основе переживания, производится духовным чувством человека и ни в какой сторонней проверке не нуждается - изменить эстетическую, нравственную, религиозную оценку может только само переживание, иное суждение совести, вкуса, религиозного чувства; потому оценку «прекрасно!», «высоконравственно!», «священно!» и т. п. нельзя опровергнуть, ее можно только отвергнуть, если она вынесена другим лицом, или изменить, если это сделано собственным переживанием, которое нашло красоту, справедливость, священность в другом предмете, в другом действии, в другом обряде, в другом произведении искусства» [4].
|
|
Еще сложнее найти решение там, где сопоставляются различные системы жизнедеятельности и типы культуры. С точки зрения культурно-исторического релятивизма немецкого философа и историка культуры Вильгельма Диль-
112 |
Эстетика как философская дисциплина
тея такое решение, например, в принципе невозможно. Диль-тей и его многочисленные последователи провозгласили множественность равноправных ценностных систем. Релятивизм в теории ценностей означает такую позицию, в соответствии с которой нет никаких общезначимых ценностей, ценно только то, что там или тут в те или иные времена признавалось каким-то конкретным социумом, какой-то конкретной группой людей. Такой подход с порога исключает правомерность даже самой постановки вопроса о соотношении различных иерархий ценностей, признаваемых разными группами людей. Но в ситуации, в которой все одинаково (и с одинаковым правом) ценно, как справедливо заметил Н. Чавчавадзе, разговоры о ценностях вообще становятся бессмысленными. Общезначимые, общечеловеческие эстетические ценности конечно же существуют, и развитие эстетической теории в дальнейшем обязательно приведет к подробному логическому обоснованию критериев, позволяющих сопоставлять различные системы жизнедеятельности и типы культуры. Это, в свою очередь, и питает надежду, что трудности, которые встают на пути эстетической аксиологии, будут преодолены.
113
НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ
ЭСТЕТИКИ
1. Трагическое и комическое
1.1. Трагическое
1.2. Комическое
2. Возвышенное и низменное
3. Прекрасное и безобразное
Лекция III
В предыдущих лекциях мы рассмотрели сущность эстетического, его специфическую ценностную природу. Теперь пришла пора проанализировать его конкретные формы, ведь сущность, как известно, является, и эстетическое всякий раз предстает перед нашим чувственным взором не само по себе, а лишь в том или ином конкретном обличий. Оно принимает вид прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического. Эстетическое и есть то, что их объединяет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к дей
ствительности (авторецензия) // Чернышевский Н. Г. Эстети
ческие отношения искусства к действительности. - М., 1955. -
С. 159.
2. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Дар
вин Ч. Собр. соч. - М., 1953. - Т. 5. - С. 620.
3. Саккетти Л. Эстетика в общедоступном изложении: В 2 т. -
СПб., 1905. - Т. 1. - С. 39.
4. Каган М. С. Философская теория ценностей. - СПб., 1997. -
С. 80.
1. Трагическое и комическое
В отличие от прекрасного и безобразного, которые проявляются повсеместно, трагическое и комическое существуют только в общественной жизни. Природе они не свойственны. Подобно тому, как чужды природе добро и зло, не знает она, по образному выражению А. Зися, ни трагических слез, ни комедийного смеха. Явления жизни окрашиваются в трагические или комические тона в зависимости от того, какое общественное содержание в них заключено.
Каждый человек, даже не имеющий специальных познаний в области эстетики, с представлением о трагическом связывает большое горе и человеческие страдания, а с представлением о комическом - веселье и смех. Казалось бы, это абсолютно противоположные категории, категории совершенно исключающие друг друга. Однако в жизни горе и радость, смех
|
|
X1
II
114 |
Наиболее общие категории эстетики
и страдание часто связаны и как бы шествуют рядом. Трагическое и комическое бывают так тесно переплетены, что порой трудно сказать, где кончается горе и начинается смешное, какая именно краска преобладает в том или ином общественном явлении.
Переплетение трагического и комического в жизни обусловливает и в искусстве возможность комедийного элемента в произведениях трагедийных, и трагедийного в комедийных. Так, фильмы Чарли Чаплина, конечно, - комедии, но комедии, в которых с огромной, потрясающей силой запечатлена трагедия маленького человека в обществе, основанном на несправедливости и антагонизмах.
Правда, общность трагического и комического выражается лишь в наличии у них некоторых сходных черт и в возможности их взаимоперехода и взаимопроникновения. За этими пределами начинаются существенные различия. Трагическое и комическое не только тождественные, но и различные эстетические категории. Поэтому каждая из них требует и самостоятельного рассмотрения.
1.1. Трагическое
В 1941 году в оккупированном Париже престарелого Анри Бергсона (ему было 82 года) заставили зарегистрироваться в качестве еврея. Знаменитому философу, лауреату Нобелевской премии пришлось стоять в очереди в течение нескольких часов на холоде, чтобы заполнить регистрационный лист, после чего он заболел воспалением легких и умер.
Трагическое, как я уже говорил, чаще всего ассоциируется с гибелью человека или с его мучительными страданиями. На этом основании большинство исследователей трагического в истории эстетической мысли усматривало сущность этой эстетической категории в смерти человека, наступившей в результате столкновения личности с грозными внеличными силами. Как правило, основу трагической коллизии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, выраженные в напряженной форме борьбы
|
|
Лекция Ш
сильных характеров и страстей. Однако природа этих конфликтов в разные эпохи истолковывалась неодинаково.
Так, например, Эсхил, Софокл и Еврипид в своем творчестве запечатлели сложный период становления рабовладельческого строя на развалинах первобытной общины. В мистическом представлении древних греков земные силы принимали форму неземных. Законы природы и складывающегося рабовладельческого общества преломлялись в их сознании в виде рока, судьбы, фатального стечения обстоятельств, в форме безличной и непостижимой предопределенности событий и поступков. Таковы «Антигона» Софокла, «Медея» и «Ифиге-ния в Авлиде» Еврипида. В трагедии Софокла «Эдип-царь» сбывается страшное предсказание. Эдип расплачивается за ошибку отца несчастьем целого рода. Трагический рок неотступно преследует его. Обстоятельства складываются так, что Эдип, не желая этого, убивает отца, становится мужем своей матери и, таким образом, - братом собственных детей.
На первых порах в эстетике Античности категория трагического была слита с пониманием и назначением трагедии как жанра драматического искусства. Классическое определение трагедии принадлежит Аристотелю и содержится в «Поэтике» - его главном эстетическом сочинении. «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной, посредством действия, а не рассказа, совершающее, благодаря состраданию и страху, очищение подобных аффектов» (цит. по кн.: [1]).
Текст «Поэтики», явившейся обобщением художественной практики своего времени и сводом правил для творчества, плохо сохранился и дошел до нас в отдельных фрагментах. Терминологический аппарат, используемый Аристотелем, с трудом поддается расшифровке. Знаменитое аристотелевское определение трагедии как «катарсиса», то есть очищения от аффектов, ввиду отсутствия необходимых разъяснений, породило обширную литературу с многочисленными гипотезами, среди которых можно назвать этическую, выдвинутую В. Маджи и впоследствии развитую Г. Лессингом, медицинскую Я. Бернайса, гедонистическую Э. Мюллера, множество
"ЧГ
116
Наиболее общие категории эстетики
Декпия III
117
религиозно-мистических теорий, связывающих понятие «очищения» с мистериями греков, с культом бога Диониса и др.
КаЪпагз18 (буквально - «очищение») - это термин древнегреческой философии и эстетики, который использовался для обозначения сущности эстетического переживания. Этот термин восходит еще к учениям древнего пифагорейства, а также встречается в наследии Эмпедокла, Гераклита и Платона. Согласно Аристотелю, трагедия приводит к катарсису через сострадание (элеос) и страх (фобос). Элеос - это чувство, которое охватывает человека при виде жалостного зрелища, а фобос - это озноб, замораживающий кровь в жилах, это боязливый трепет, это ужас зрителя, который видит, как тот, за кого он тревожится, спешит навстречу неминуемой гибели.
Почему Аристотель назвал воздействие трагедии очищением? Каким образом в горниле трагического потрясения осуществляется катарсис? Можно только предположить, что перед лицом трагической судьбы героя зритель, по Аристотелю, познает самого себя и свое собственное конечное бытие. Трагедия очищает душу от аффектов и страстей и учит человека относиться к превратностям рока с должным смирением, в тоне спокойной резиньяции. Она воспитывает нравственную чуткость, делает зрителя способным принимать участие в судьбе других людей, в судьбе всех тех, кто впал в несчастье.
Аристотелевское определение содержит и отдельные крупицы знаний о трагическом как эстетической категории. Трагедия - это «подражание действию важному и законченному», она воспроизводит реальные жизненные обстоятельства, а это означает, что трагическое объективно, оно существует в действительности, в самой человеческой жизни. У Аристотеля мы находим также утверждение о том, что по своему содержанию трагическое есть переход от счастья к несчастью. В полном соответствии с античной традицией оно понимается как результат непреднамеренной, невольной ошибки и последующей мести судьбы. Трагическая коллизия - не столько следствие нравственного заблуждения ответственного за свои поступки человека, сколько итог недоброжелатель-
яого вмешательства внешних, чуждых ему сил. Не сама личность, но боги и рок определяют человеческую участь. Вместе с тем, трагедия нуждается в «благородных» характерах, говорил Аристотель, имея в виду, что их индивидуальность должна быть незаурядной и не может быть ограничена узкими рамками частной жизни.
В древневосточной философии трагическое как эстетическая категория вообще не разрабатывалась: в классической индийской и китайской драме среди «высоких» жанров не существовало трагедии в собственном смысле слова.
По существу снимала проблему трагического и эстетика западноевропейского Средневековья. Для миросозерцания этой эпохи характерна безусловная вера в божественное провидение и конечное спасение, поскольку мировое грехопадение фактически преодолевается в искупительной жертве Христа.
В противовес Античности, эпоха Ренессанса в значительной мере свободна от мифологического представления о судьбе. Конфликты трагедий В. Шекспира и его современников в Англии", Лопе де Вега в Испании и др. - столкновение гуманистических устремлений Возрождения с отживающими, но еще значительными, силами Средневековья. «Ромео и Джульетта», «Гамлет» В. Шекспира, «Овечий источник», «Звезда Севильи» Лопе де Вега воспроизводили зрелище трагической борьбы новых жизненных начал с феодальными традициями, представлявшими опору старого миропорядка. Идеалы Гамлета несовместимы с миром подлости, обмана, предательства и насилия. Гамлет погибает, испытав целый ряд разочарований в близких ему людях, в друзьях, в любви. Зло еще настолько всесильно, что ему почти невозможно противостоять. За столкновением принципов, характеров, страстей стоит борьба, достигшая такого напряжения, когда исходом ее может быть лишь гибель одной из противоборствующих сторон.
В XVII и отчасти в XVIII веках в европейском театре господствовала трагедия классицизма, получившая наиболее развитую и законченную форму во Франции. Источником основных коллизий здесь была двойственная историческая роль абсолютной монархии, продолжавшей опираться на отживаю-
118 |
Наиболее общие категории эстетики
щие устои феодализма и породившей, одновременно с этим, передовые идеи национальной жизни и правового государства. Великая личность и здесь - носитель трагического начала. Трагедия возникает не столько в результате столкновения с внешними силами (хотя и эта тема продолжает развиваться в трагедиях Ж. Расина «Митридат» и «Федра», основанных на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами), сколько произрастает из внутренней природы гибнущего явления, его неразрешимого самораздвоения. Трагедия «перемещается» во внутренний мир героя, становится следствием конфликта между разумом и чувством. Она основывается на противоборстве страстей в человеческой душе, на необходимости подчиниться требованиям нравственного долга («Британник», «Береника» Ж. Расина). Трагический конфликт пронизывает всю драматургию П. Корнеля («Цинна», «Полиевкт», «Гораций»), гражданский пафос которой порой перерастает идеологические рамки сословной монархии.
В эстетике Классицизма и Просвещения ХУП-ХУШ веков появляются анализы трагедии как литературного жанра, ее концептуальных и структурных аспектов (Н. Буало, Д. Дидро, Г. Лессинг). Ф. Шиллер, развивавший идеи кантовской философии, видел истоки трагического в конфликте между чувственной и нравственной природой человека.
Устремленность к осуществлению идеалов третьего сословия отражена в трагедиях Г. Лессинга («Эмилия Галотти») и Ф. Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь»). На почве романтизма появились трагедии Дж. Байрона («Каин», «Ман-фред»), В. Гюго («Марион Делорм», «Рюи Блаз»), выразившие трагическое разочарование личности, ее мучительный разлад с социальной действительностью, утверждение самоценности духовно-творческой жизни. Величайшим произведением этого времени стала трагедия И. Гёте «Фауст».
К концу XVIII века вместе с пробуждением интереса к закономерностям истории возникла проблема объективно-исторического содержания трагического. Эта новая точка зрения появилась в эстетической мысли у И. Гердера и И. Гёте, впервые отметивших историзм трагедий В. Шекспира и при-
119
близившихся к пониманию исторической необходимости как основы действия трагического героя.
Окончательное вычленение трагического как самостоятельной категории осуществляется в немецкой классической эстетике, прежде всего у Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Оба мыслителя дают сходный анализ античного и новоевропейского понимания трагического: если в Античности человек выступал скорее как пассивный объект претерпеваемой им судьбы, то в культурфилософском контексте Нового времени чаще всего он сам виновен в постигших его ужасах и лишениях.
По Шеллингу сущность трагического заключается в диалектической неразличимости свободы и необходимости. Обе стороны трагической коллизии - «свобода в субъекте» и «необходимость объективности» - одновременно представляются и победившими, и побежденными. Необходимость (или судьба) делает героя виновным без всякого умысла с его стороны, а только в силу предопределенности стечения обстоятельств. Герой обречен бороться с необходимостью - иначе не было бы свободы. Но чтобы необходимость не оказалась победителем, герой должен добровольно искупить свою, предопределенную судьбой, вину. В этом добровольном несении наказания и состоит победа свободы. ~
Проблему объективного исторического содержания трагедии разрабатывал и Г. Гегель. Борьба трагических характеров оправдана объективным ходом развития. Но они все же оказываются в конечном счете «виновными», как только решаются противостоять неумолимому саморазвитию абсолюта. Гегель находит сущность трагического в самораздвоении нравственной субстанции. Каждая из различных нравственных сил (область воли и область свершения) стремится осуществить свою собственную цель. Будучи обуреваема реализующимися в действии страстями, каждая из сторон конфликта неизбежно вступает в противоречие с противоположной стороной и сталкивается с ней. Гибель противоборствующих сил восстанавливает нарушенное равновесие и способствует историческому процессу саморазвития абсолютного духа.
120 |
Наиболее общие категории эстетики
Если немецкая классическая философия, и прежде всего философия Гегеля, в своем понимании трагического исходила из разумности воли и осмысленности трагического конфликта, где торжество идеи достигалось ценой гибели ее носителя, то у Шопенгауэра и Ницше, оказавших определяющее воздействие на развитие новейшей западной эстетики, происходит разрыв с этой традицией, ибо под сомнение ставится само существование какого-либо смысла в мире. Считая волю безнравственной и неразумной, А. Шопенгауэр видел сущность трагического в самопротивоборстве слепой воли, бессмысленном страдании, «гибели справедливого» и «триумфе злобы». А Ф. Ницше (о нем еще пойдет речь), развивая концепцию аполлонического и дионисийского как двух противоборствующих начал, характеризовал трагическое не иначе как изначальную суть бытия - хаотическую, бесформенную, иррациональную.
С совершенно иных позиций взгляды Г. Гегеля решительно отвергал Н. Чернышевский. В действительной жизни трагическое большей частью случайно, оно не вытекает из сущности предшествующих событий и совершенно не связано с необходимостью или с идеей судьбы. Человеческая жизнь -это абсолютная ценность. Смерть же всегда, безусловно, трагична. Вот почему трагическое есть «ужасное в жизни человека».
Отождествление трагического и ужасного явилось следствием антропологического материализма общефилософской концепции Чернышевского. Утверждение о том, что гибель и страдание человека трагичны сами по себе, безусловно, гуманистично. Однако столь же очевидна предельная абстрактность такого гуманизма. Ведь далеко не всякая гибель расценивается нами как трагическая. И это вполне справедливо: нет ничего трагического в смерти Яго или в поражении Черномора. Это не трагедия, а правомерный исход борьбы.
Не убеждает и отрицание Чернышевским действительной диалектики необходимого и случайного, недооценка того реального содержания, которое скрыто за условными понятиями рока и судьбы. За ними стоит безусловная зависимость человека от объективных законов существования и развития
121
общества и природы. Кто станет отрицать, что власть внешних сил, случая или, скажем, простого везения в жизни человека исключительно велика? Но эта власть и не безгранична. Надо понять, что «судьба» в значительной мере - это еще и развертывание «жизненного сценария» личности. Недаром в старину говорили: посеешь поступок - вырастет привычка, посеешь привычку - вырастет характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.
Важный вклад в осмысление объективной закономерности трагического конфликта внесли Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Основоположники марксизма ставили проблему трагического в прямую связь с борьбой классов, с революционным характером исторического развития. В переписке с Ф. Лассалем по поводу его трагедии ♦Франц фон Зикинген» из эпохи Крестьянской войны в Германии К. Маркс отметил, что борьба крестьян против феодализма была подлинным трагическим конфликтом. Лассаль, с точки зрения Маркса, не понял исторического значения борьбы Томаса Мюнцера и всего трагизма его положения. Гибель Мюнцера была обусловлена незрелостью общественных отношений, сделавших невозможным осуществление его идеалов. Трагическая коллизия, говорил Энгельс, возникает «между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления» [2].
Пример с Мюнцером помогает осмыслить сущность многочисленных образов мировой трагики, отражавших сложный процесс возникновения новых жизненных отношений в недрах изжившего себя уклада. Трагична гибель нового, которое еще не успело окрепнуть и которое далеко не всегда способно сразу же проложить себе дорогу. Возможна и трагедийная гибель старого, если оно полностью себя не изжило. Трагической была, например, роль немецкого рыцарства в период Реформации, когда оно объективно содействовало объединению Германии, хотя идеалом его была канувшая в Лету средневековая империя. Рыцарство мужественно боролось с ополчением удельных князей и погибало в этой борьбе.
Раскрытие роли противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его
122
Наиболее общие категории эс тетик-»
Лекция III
123
Щ
осуществления - важный шаг на пути осмысления природы трагической коллизии. И все же - это лишь один, частный случай проявления общей формулы трагического. Последняя - и об этом свидетельствует весь трудный путь развития мировой эстетической мысли - состоит в противоречии между свободой и необходимостью. Все остальное - лишь конкретные формы проявления этого противоречия.
Итак, трагическое — эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческими страданиями и гибелью важных жизненных ценностей.
Комментируя принятую нами формулировку, выделим три существенных обстоятельства.
Первое. В определении трагического специально подчеркивается его ценностный характер. Это не случайно, ведь трагическое - это то же эстетическое, только в особом, специфическом преломлении.
Второе. В центре дефиниции - противоречие между свободой и необходимостью. А это означает, что осмысление природы трагической коллизии напрямую зависит от того, какой смысл мы вкладываем в эти понятия, какую трактовку их взаимосвязи и взаимовлияния принимаем.
Известно, что существует два основных подхода к раскрытию содержания понятия «свобода». Один из них определяет свободу как осознанную необходимость, а второй - как такое состояние, в котором человек делает то, что он хочет сам, а не то, что от него хотят другие. Оба подхода считаются взаимоисключающими и их представители не перестают полемизировать друг с другом. Гегель, к примеру, утверждал, что представление о свободе как о возможности делать все, чего хотят, свидетельствует о полном отсутствии культуры мысли: в этом представлении нет еще ни малейшего даже намека на понимание того, что такое в себе и для себя свободная воля, право, нравственность и т. п.; подлинная свобода связана с идеей детерминации, то есть с представлением об объективной закономерной взаимосвязи и причинной взаимообусловленности всех явлений, она состоит не в воображае-
мой независимости от объективных законов, а в познании этих законов и в возможности пользоваться ими для определенных целей. Представитель другой точки зрения, известный специалист по античной литературе, мифологии, философии, один из образованнейших и глубоких мыслителей Яков Эм-мануилович Голосовкер (1890-1967) пришел к выводу, что свобода как осознанная необходимость - это стоическая покорность, а никак не свобода; действительная свобода есть возможность мыслить и поступать в соответствии со своими собственными представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Как видим, сторонники трактовки свободы как осознанной необходимости находят в позиции своих оппонентов склонность к волюнтаризму, к противопоставлению волевого начала объективным закономерностям существования и развития общества и природы, утверждению независимости человеческой воли от окружающей действительности, абсолютизации роли случайного и т. п., а представители противоположной точки зрения предупреждают своих теоретических противников об опасности фатализма, абсолютизирующего значение необходимости, истолковывающего действительность как нечто предопределенное и провозглашающего неизбежное подчинение человека внешней, трансцендентной ему силе. Первые справедливо утверждают, что свобода не равнозначна произволу, что она не абсолютна, а относительна; вторые, безусловно, правы, когда говорят, что свободы не существует без возможности выбора и что ситуацию, в которой людям остается только осознать необходимость одного-единственного способа действия и добровольно ей подчиниться, назвать свободой ни в коем случае нельзя.