98
Эстетика как
Ъская дисциплина
Лекция II
99
Национальное своеобразие в эстетических оценках проявляется наиболее полно при сравнении эстетических систем различных этносов, их неодинаковых культур. Представления о красивом негре, красивом европейце, красивом китайце содержат в себе лишь элемент абсолютного. Во всем остальном они весьма относительны. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы отличаются наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью распространения каждой из них. Отсутствие единого, абсолютного эталона человеческой привлекательности или непривлекательности весьма своеобразно выявляется, например, в представлениях о чертях, возникших в христианской мифологии у белых и негров: у белых они черные, а у негров - белые. Эстетическая выразительность цвета кожи, разреза глаз, ширины скул, толщины губ в различных типах культур оценивается по-разному.
И, наконец, индивидуальное содержание эстетических оценок часто определяется различием условий, в которых формируется и живет каждый конкретный человек. Люди имеют неодинаковый жизненный опыт, их ценностные ориентации и пристрастия могут существенно разниться. Сезанн пренебрежительно отзывался о живописи Ван Гога. Лев Толстой не любил Шекспира. Бунин не признавал Блока. Цветаева не любила Чехова. По свидетельству Рихтера, Прокофьев «ненавидел» этюды Рахманинова.
|
|
Важную роль в эстетических оценках могут играть различные ассоциации, которые формируются в индивидуальном сознании. Отражая взаимоотношения предметов и явлений в форме закономерных связей между нервно-психическими процессами, ассоциации оказывают сильное влияние на эстетические переживания и в значительной мере определяют содержание эстетического суждения. Так, например, в одном из живописных уголков Германии туристическая группа из России восхищалась красотами природного ландшафта, в то время как один из участников поездки ощущал явный душевный дискомфорт. Оказалось, что человек, о котором идет речь, имел несчастье в прошлом воспринимать этот пейзаж сквозь ограждение из колючей проволоки: в этой местности в пери-
од второй мировой войны находился концентрационный лагерь, где на его долю выпали неимоверные лишения. Природный вид, производивший на всех остальных положительное эстетическое впечатление, казался ему безобразным и вызывал глубокое отвращение.
Эстетический вкус. Этот элемент эстетического сознания представляет собой способность оценивать явления действительности по их эстетическим качествам и свой-ствам.
|
|
Эстетический вкус человека раскрывается в его деятельности. Важными показателями здесь является то, как удовлетворяются эстетические потребности человека, какие эстетические ценности он сам производит, как он ориентируется в ценностном мире, что считает подлинными эстетическими ценностями, а что - их суррогатами и т. п.
Эстетический ^ вкус - это объективное выражение меры культурно-эстетического развития личности. Попробуйте выдать себя за интеллигентного, высококультурного человека, если вы таковым не являетесь. Ваши ослиные уши обязательно вылезут не здесь, так там и тогда, когда вы будете прилагать отчаянные усилия, чтобы «прикинуться» личностью, имеющей высокоразвитый эстетический вкус. Чем выше уровень культурно-эстетического развития человека, тем совершеннее его эстетический вкус, и наоборот: чем ниже этот уровень, тем хуже развита способность человека верно оценивать явления действительности по их эстетическим качествам и свойствам.
Эстетический вкус связан с такими характеристиками уровня культурно-эстетического развития, как «эстетический^ горизонт» и «эстетический тезаурус».
Надо сказать, что возможности успешной ориентации индивида в культуре, в мире эстетических ценностей напрямую связаны с его способностью понимать этот мир и верно интерпретировать его. Эта способность находит свое отражение в понятии «герменевтической ситуации» (Гадамер), представляющей собой некую точку зрения, ограничивающую возможность этого зрения. Это значит, что в понятие «герменевтической ситуации», как и в процесс понимания вообще, входит понятие «горизонта».
100 |
Эстетика как философская дисциплина
Горизонт - это поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта. В применении к мыслящему сознанию мы можем, следовательно, говорить об узости горизонта, возможности его расширения, об открытии новых горизонтов и т. д.
«Эстетический горизонт» - это условная линия, ограничивающая эстетические явления природной и социальной реальности, доступные личности при данном уровне ее культурно-эстетического развития. А близкое к нему понятие «эстетический тезаурус» представляет собой систематизированный набор данных эстетической области знания, выраженный ключевыми понятиями и позволяющий человеку ориентироваться в ней. Емкость тезауруса определяется объемом знаний об эстетических ценностях, которые человек, по выражению психологов, «интериоризировал», то есть сделал своим внутренним достоянием. Й понятие «эстетический горизонт», и понятие ♦эстетический тезаурус» близки к понятиям «эстетический кругозор» и «эстетическая эрудиция». Однако «эстетический горизонт», скорее, относится к явлениям эмТ лирического характера, тогда как «эстетический тезаурус» -к явлениям логического типа.
Существуют развитые и неразвитые эстетические вкусы, а также вкусы здоровые и извращенные. Развитые и неразвитые вкусы отличаются друг от друга количественно, а здоровые и извращенные - качественно. Вкус ребенка может быть в основном здоровым, но недостаточно развитым. При этом здоровые вкусы способствуют верному пониманию эстетического объекта, а извращенные приводят к его искаженному отражению.
Существует и весьма непростая проблема антиномии эстетического вкуса, которая введена в эстетику И. Кантом. Антиномизм - это особый метод философствования, включающий в себя принцип изложения конкретных выводов в форме парадоксов и противоречий между одновременно доказуемыми суждениями. Кант констатировал антиномизм рассудка, благодаря чему рассудок неизбежно запутывается в собственных сетях.
|
|
101 |
Лекция II
Антиномизм, по Канту, коренится и в суждениях вкуса. Он выражается в двух положениях, одно из которых образует тезис (о вкусах не спорят), а другое - антитезис (о вкусах спорят). Согласно тезису, суждение вкуса основывается не на понятиях, а на некой индивидуальной норме, иначе о них можно было бы вести дискуссию, то есть решать вопрос посредством доказательств. Согласно антитезису, суждение вкуса основывается на понятиях, на некой всеобщей норме, иначе о них нельзя было бы спорить, то есть в конечном итоге рассчитывать на согласие других людей с нашим собственным суждением.
Диалектика эстетической способности суждения, по Канту, является одновременно и подлинной, и мнимой. С одной стороны, он подчеркивает, что это противоречие принципов лежит в основе каждого суждения и не может быть устранено. С другой стороны, тезис и антитезис в суждении вкуса только по видимости противоречат друг другу, поскольку они не являются взаимоисключающими и могут существовать вместе.
Можно ли полностью согласиться с Кантом - об этом мы пока говорить не будем, потому что это слишком серьезный вопрос, чтобы решать его между делом. Вернемся к нему на одном из семинарских занятий. Подумайте, целесообразно ли отказываться от спора, какой вкус предпочтительней - развитый или неразвитый? Здоровый или извращенный? А как быть, если все вкусы здоровые, развитые, но разные? Есть ли смысл спорить о них?
Э с т е т и чески й и д е а^ь В процессе общественной жизни у каждого человека, знает он это или не знает, сознает он это или не сознает, складывается система представлений об эстетическом с овершенстве. Эта система и есть эстетический идеа л.
" Эстетический идеал - это не представление о конкретной вещи, единичном предмете, процессе или человеке. ИдёалГне является представлением об этом цветке или том киноактере. Разве не это имел в виду Н. Г. Чернышевский, когда говорил, что красивой может быть белая как снег кошка, но красивой может быть и черная как смоль кошка. Красив человек с карими глазами, но не менее красив и с голубыми.
|
|
102
. Ягтртика как философская дисциплина
Лекция II
103
Когда же мы говорим, что человек с карими глазами красив, нам не приходится сожалеть, что глаза его в то же время не
голубые.
Как и любое представление, эстетический идеал формируется в интеллекте, когда непосредственный контакт с представляемыми явлениями отсутствует. Как и любые образы памяти и воображения, он требует аналитически обобщающей работы психики, осмысления множества фактов обширного эстетического опыта. Эстетический идеал предполагает особую степень синтеза и обобщения, но обобщения именно эстетического, не превращающегося в голую абстракцию и сохраняющую наглядный конкретно-чувственный характер™""
Идеал служит отражением лучшего, что было в прошлом, наиболее существенного и значимого из того, что имеется в настоящем, а также того, что может быть или должно быть в будущем. В нем воплощается оценочная природа эстетического познания, сближающая категорию идеала с такими понятиями, как «интерес», «побудительное стремление» или ♦ цель». Идеал - это не простое отражение действительности, а доминирующий мотив, высшая цель эстетической деятельности в данный, исторически определенный отрезок времени.
Эстетический идеал вбирает в себя диалектику общественного и индивидуального, хотя степень осознанности доминирующего общественного идеала у разных людей, конечно, не одинакова. Эстетический идеал совмещает в своей структуре общечеловеческое и конкретно-историческое содержание: при наличии общих признаков, характерных для эстетических идеалов на разных ступенях общественного развития, важную роль играет и эстетическое своеобразие данной эпохи, ее неповторимый социально-культурный строй. Разве случайно идеалом Древней Греции стал человек, бросивший вызов богам и совместивший в себе физическое и нравственное совершенство? Этот идеал (идеал калокагатии) сложился в аристократической среде гомеровской и архаической эпох, где физическая сила и ловкость, приносившая успех в гимнастических состязаниях, ставились в один ряд с высшей добродетелью -доблестью бесстрашного воина. Затем этот идеал был усвоен
греческой демократией и ярко проявился в искусстве классической эпохи (V век до н. э.), особенно в творчестве скульпторов Поликлета и Фидия, в поэзии Пиндара и трагедиях Софокла.
Совершенно иная картина открывается нашему взору\в
эпоху Средневековья. Присмотритесь к ее искусству, сосредо^
точившемуся на воплощении религиозной догматики, клери
кальной литературе (к житиям святых, гимнам и духовным
стихам), церковной драме, к аналогичным процессам в живо
писи, архитектуре и музыке. «Духовная» и «божественная»/
красота теперь ценится выше красоты природы. «Земное» А
лишь символическое и аллегорическое подобие «небесного».
Поэтому и человек здесь немощен телом; он - «утлый чёлн» и
«лампада на ветру»ге===::: ^» —-~
Трансформацию представлений об эстетическом совершен
стве можно обнаружить в процессе смены моды в истори
одежды. Если вы не принадлежите к числу законодателей
моды и как большинство людей идете «на шаг сзади» нее,
наверняка обратили внимание, что вновь появившиеся силуэ
ты одежды и обуви, их покрой, цветовые соотношения и т. п.,
вначале могут показаться довольно странными и вызвать на
стороженное отношение. Это не удивительно, так как ваши
представления о красивой одежде сформировались на основе
фасонов, получивших широкое распространение в практике
повседневной жизни. Но вот все чаще и чаще вам приходится
видеть людей, одетых по последней моде, и вы начинаете заме
чать, что то, что недавно казалось странным и малоприемле-
ым, стало нравиться и явно вызывает положительное отноше-,
ние, а то, что устраивало нас вчера, сегодня не удовлетворяет и
вызывает улыбку. Что же произошлоТЧНичегаособенного: про
сто изменился ваш идеал. ^^___^7\>
Эстетический идеал - это критерий эстетической оцен
ки. Выступая в качестве своеобразной «шкалы отсчета», он
играет важную функциональную роль в структуре эстетичес
кого сознания. ~——■
""' Я смотрю на рояль и говорю: «Этот рояль красив». Как
возникает такая оценка? В результате процесса восприятия в
моем сознании появляется идеальный образ рояля. Этот об-
104 |
Эстетшса как трпло&зфская дясциллина
раз мгновенно и помимо моей воли соотносится с моими собственными представлениями о том, каким должен быть\ красивый рояль. И если он соответствует этим представление ям, я называю его красивым. Если же такого соответствие нет, рояль получает отрицательную оценку. ^подчеркнем, что все^юзжттонёнты эстетического
сознания связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Рояль мне нравится, его созерцание доставляет эстетическое удовольствие. Это означает, что восприятие рояля сопровождается появлением эстетических чувств. При этом переживание моего отношения к эстетическим свойствам рояля становится также и следствием того, что идеальный образ, возникший в моем сознании, соответствует моим же представлениям о красоте. Здесь, стало быть, задействован и эстетический идеал, в соотношении с которым формируется эстетическая оценка. А эстетическая оценка, в свою очередь, была бы невозможна, если бы я не обладал эстетическим вкусом, то есть вполне определенной способностью оценивать явления действительности по их эстетическим качествам и свойствам. Наконец, я произношу: «Этот рояль красив». Суждение об эстетических свойствах рояля и есть не что иное, как субъективное выражение его эстетической ценности.
Эстетическое сознание включает в себя и другие компоненты. Среди них есть эстетические взгляды, то есть относительно устойчивая совокупность идей, мнений, суждений об эстетическом в действительности и в искусстве, и эстетические теории- система знаний о сущности эстетического и путях его познания, о природе и общественной роли эстетической и художественной деятельности людей.
В первой лекции мы уже говорили о том, что существует два основных вида ценностей: ценности «предметные» и
♦ субъектные». «Предметные» ценности были подробно оха
рактеризованы. Постараемся разобраться теперь, что такое
♦ субъектные» ценности (или ценности сознания).
Носителем ♦субъектных» ценностей служит нормативная, предписательно-оценочная сторона явлений обществен-
105 |
Лекция II
ного эстетического сознания. Если «предметные» ценности -это объекты ценностного отношения, эстетической оценки и деятельности, то «субъектные» ценности связаны со способами и критериями оценок и различных эстетических предпи-саний.
Основная функция «субъектных» ценностей состоит в том, что они осуществляют необходимую социальную регуляцию эстетической деятельности. «Субъектные» ценности усваиваются людьми, создавая специфическую основу структуры личности. Они обеспечивают формирование последней и поддерживают нормативный порядок в обществе.
Нормативная, предписательно-оценочная сторона эстетического сознания включает в себя ценностные ориентации, императивы, нормы (идеальные образцы), установки и т. п.
Ценностные ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, отграничивающие значимое (существенное) от незначимого (несущественного) для данного человека, социальной группы, типа культуры. Они проявляются в склонностях и пристрастиях к эстетическим ценностям определенного круга. Ценностные ориентации выявляются в системе предпочтений индивида и свидетельствуют о том, что он считает подлинными эстетическими ценностями, а что - мнимыми. Ценностные ориентации обнаруживают тесную связь с такими элементами эстетического сознания, как эстетический вкус и эстетический идеал.
Императивы - это общезначимые предписания, требования, запреты, безусловные принципы поведения. Они указывают, как нужно поступать, чтобы получить необходимый результат, и чего делать не следует, чтобы избежать нежелательных последствий.
Показательно в этом смысле требование выдающегося французского композитора, крупного мастера и знатока кла-вирного искусства конца XVII - начала XVIII века Франсуа Куперена (1668-1733) добиваться «изящества исполнения» в полном соответствии с господствовавшим в то время светским этикетом. Независимо от того, что играет исполнитель, он ни в коем случае не должен «гримасничать», делать размашистых движений. Его поведению за инструментом долж-
106
Эстетика как философская дисциплина
Лекция II
107
ны быть присущи изысканные манеры, строгий и безупречный вкус. Исполнение должно сопровождаться приветливой улыбкой, обращенной к слушателям. Одним словом, исполнительский императив Ф. Куперена несет на себе печать аристократического миросозерцания.
Вообще теория эстетического вкуса времен Людовика XIV опиралась на множество правил, обусловленных светскими приличиями. В поэзии, например, отчетливо разделялись «высокие» и «низкие» выражения, вследствие чего известная переводчица античных авторов мадам Дасье вместо слова «осел» вынуждена была писать «терпеливое и сильное животное». А знаменитого живописца Ж. Б. Грёза, обращавшегося в своем творчестве к жизни и быту третьего сословия, даже исключили из Академии как художника, изображавшего «предметы низкие и несовместимые) с достоинством искусства».
Поставленный Альфредом де Виньи в 1829 году на парижской сцене «Отелло» Шекспира не имел успеха. Причина была в том, что актеры на сцене произносили слова «носовой платок». Примеры английской чопорности и без того слишком хорошо известны. В России таких фактов тоже хоть отбавляй. А. С. Пушкин, например, в своих «Записках» с возмущением сообщает, что один из критиков осудил слово «корова», а другие считают недопустимым употребление таких слов, как «усы», «визжать», «вставай», «ого» и т. д.
И еще один пример. По свидетельству Г. Спенсера, у индейцев Ориноко женщина без малейшей тени смущения могла выйти совершенно обнаженной; но она никогда не решилась бы нарушить благопристойность до такой степени, чтобы показаться не раскрашенной (без «грима», без «косметики»). Нормы (идеальные образцы) - это эталоны, воплощающие конкретизированное представление о совершенстве. Они выполняют роль критериев того, что является социально признанным в данном обществе, типе культуры. С помощью эталонов и идеальных образцов строятся системы нормативного контроля. Они призваны указывать на лучшее и пояснять, на что предписано ориентироваться. Думаю, что многим из вас приходилось наблюдать, как профаны равнодушно проходят
мимо картины, пока кто-нибудь из сведущих в живописи людей не обратит на эту вещь своего внимания...
Установки - это состояния предрасположенности субъекта к эстетической активности в определенной ситуации. Установка может характеризовать общую доминирующую направленность личности, а может проявляться только в ее предрасположенности к восприятию или оценке конкретного эстетического объекта, или только в готовности к определенным практическим действиям.
Установка, точно сориентированная на заданную цель, может принести весьма ощутимые практические результаты. Дитя охотнее примет лекарство, если мать, не поморщившись, предварительно попробует его и скажет, что оно очень вкусно. Интерес публики к художественному произведению многократно возрастет, если станет известно, что оно создано крупным писателем, скульптором или композитором. И это естественно. Бывали, однако, случаи, когда произведение ценится, покуда считается работой знаменитого художника или предметом старины. Но как только окажется, что оно ошибочно приписывалось знаменитому автору или прошлым эпохам, его «обаяние» начинает быстро ослабевать.
Наш анализ эстетического сознания как некой структурной целостности был бы неполным, если бы мы не отметили еще одно обстоятельство. Дело в том, что эстетическое сознание не следует смешивать с художественным сознанием. Не ставя перед собой задачу прояснить сложную картину их взаимопроникновения (для этого потребовалось бы раскрыть не только содержание понятия «эстетическое», но и смысл понятия «художественное»), укажем лишь на то, что художественное сознание связано с процессом духовного освоения мира в искусстве. Художественное сознание - это идеальный континуум, в котором возникают, двигаются и существуют художественные образы. Оно представляет собой социально обусловленный идеальный субстрат и механизм художественно-образного освоения действительности, систему идеальных структур, которые порождают, программируют и регулируют художественную деятельность и ее продукты.
108 |
Эстетика как философская дисциплина
В заключение постараемся взглянуть на проблему эстетического в целом, поскольку до сих пор мы рассматривали ее поочередно с двух основных сторон - с точки зрения объективного характера эстетического в действительности, и с точки зрения структуры эстетического сознания.
«Предметные» и «субъектные» эстетические ценности образуют ценностные системы. Эти системы, следовательно, включают в себя эстетико-культурные, художественные ценности в их иерархической соподчиненности (прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное, произведения искусства различных эпох, видов, жанров и т. п.), и способы и критерии нормативной, предписатель-но-оценочной стороны явлений эстетического сознания (императивы, идеалы, ценностные установки и т. д.).
Каждая конкретная общественная форма (система жизнедеятельности, тип культуры) характеризуется и своей ценностной системой. Это особенно заметно в условиях культурной изоляции, которая в отдельных случаях может привести отношения различных ценностных систем к беспрецедентному контрасту. Доказательством этому служит большой фактический материал, собранный в фундаментальном труде Ч. Дарвина «Происхождение человека». На острове Ява, например, желтая, а не белая девушка считалась красавицей; североамериканские индейцы восхищались только желтовато-коричневой кожей; а для негров - чем человек чернее, тем красивее. Шотландский путешественник Мунго-Парк подвергался насмешкам негров за белизну своей кожи и длинный нос (они казались неграм безобразными и неестественными).
Один житель Южного Вьетнама отзывался с большим презрением о жене английского посланника, говоря, что у нее зубы белые как у собаки, а цвет лица розовый как картофельные цветы.
Одна готтентотка, считавшаяся красавицей, была до того толста, что, сидя на ровной земле, не могла встать и должна была «ползти на карачках до первой покатости».
«Спросите северного индейца, что такое красота, - отмечает Ч. Дарвин, - и он ответит: широкое, плоское лицо, малень-
109 |
Лекция II
кие глаза, высокие скулы, три или четыре широкие черные полосы на каждой щеке, низкий лоб, большой широкий подбородок, толстый крючковатый нос, желто-коричневая кожа и груди, висящие до пояса» [2].
Некоторые африканские племена растягивают мочки ушей до такой степени, что они достают плечи, другие - удлиняют шею и даже изменяют форму головы. Широко известны также неестественно малые размеры ног у китайской женщины, которые по традиции ходят в специальных деревянных колодках и т. д.
Ценностные системы имеют конкретно-исторический характер. Они развиваются, могут сменять друг друга или существовать параллельно. Иногда ценности продолжают сохранять свое значение и после гибели породившей их цивилизации - примером здесь может служить культура Античности.
Ценностные системы вырабатывают свои собственные средства общения, хранения и передачи различных сообщений, социального опыта, культурных норм и традиций.
Ценности культуры и искусства представляют собой специфические объекты, полноценное восприятие и оценка которых возможны только при глубоком понимании данных типов культур, особенностей их языков. Их структурная организация, средства выражения смысла, отношения между ними и теми, кто их воспринимает, интерпретирует и использует, в разных культурах могут существенно отличаться друг от друга. Театр кабуки в Японии, яванский топенг, индийский кат-хакали в полной мере доступны только тем, кто имел продолжительный опыт погружения в соответствующую национальную культуру.
И, наконец, завершая общую характеристику субъект-объектных отношений в «эстетосфере» окружающего нас мира, мы не можем не коснуться проблемы истинности или ложности эстетической оценки. Правда, некоторые исследователи считают, что такой проблемы не существует, поскольку истина и ценность, якобы, совершенно различные понятия, никак не связанные между собой. Есть ли смысл, говорят они, спорить о том, чье мнение о человеческой красоте ближе к истине - мнение негра, европейца или китайца?
но |
Эстетика как философская дисциплина
Что можно сказать по этому поводу? Очевидно, что здесь смешиваются совершенно различные вещи. Во-первых, споры о том, какие расы - негроидная, европеоидная или монголоидная - имеют более истинные представления о красоте, действительно лишены смысла: нам уже приходилось говорить о том, что красота человека относительна и содержит в себе лишь зерна абсолютного. Во-вторых, еще раз подчеркнем, что мы собираемся вести речь не об истинности ценности, а об истинности оценки. Разница весьма существенна, не так ли? Сами по себе ценности бывают подлинными или мнимыми (последние, по сути дела, ценностями не являются). Они не истинны и не ложны. А вот представления и суждения о них таковыми являются, поскольку человек вполне может заблуждаться относительно того, какая «ценность» ему противостоит - подлинная или мнимая.