Заказ № 299 1 страница



98


Эстетика как


Ъская дисциплина


Лекция II


99



Национальное своеобразие в эстетических оценках про­является наиболее полно при сравнении эстетических систем различных этносов, их неодинаковых культур. Представле­ния о красивом негре, красивом европейце, красивом китай­це содержат в себе лишь элемент абсолютного. Во всем ос­тальном они весьма относительны. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы отличаются наследственными физичес­кими особенностями, связанными с единством происхожде­ния и определенной областью распространения каждой из них. Отсутствие единого, абсолютного эталона человеческой при­влекательности или непривлекательности весьма своеобразно выявляется, например, в представлениях о чертях, возникших в христианской мифологии у белых и негров: у белых они черные, а у негров - белые. Эстетическая выразительность цвета кожи, разреза глаз, ширины скул, толщины губ в раз­личных типах культур оценивается по-разному.

И, наконец, индивидуальное содержание эстетических оце­нок часто определяется различием условий, в которых фор­мируется и живет каждый конкретный человек. Люди имеют неодинаковый жизненный опыт, их ценностные ориентации и пристрастия могут существенно разниться. Сезанн пренеб­режительно отзывался о живописи Ван Гога. Лев Толстой не любил Шекспира. Бунин не признавал Блока. Цветаева не любила Чехова. По свидетельству Рихтера, Прокофьев «нена­видел» этюды Рахманинова.

Важную роль в эстетических оценках могут играть раз­личные ассоциации, которые формируются в индивидуальном сознании. Отражая взаимоотношения предметов и явлений в форме закономерных связей между нервно-психическими про­цессами, ассоциации оказывают сильное влияние на эстети­ческие переживания и в значительной мере определяют со­держание эстетического суждения. Так, например, в одном из живописных уголков Германии туристическая группа из Рос­сии восхищалась красотами природного ландшафта, в то вре­мя как один из участников поездки ощущал явный душев­ный дискомфорт. Оказалось, что человек, о котором идет речь, имел несчастье в прошлом воспринимать этот пейзаж сквозь ограждение из колючей проволоки: в этой местности в пери-


од второй мировой войны находился концентрационный ла­герь, где на его долю выпали неимоверные лишения. Природ­ный вид, производивший на всех остальных положительное эстетическое впечатление, казался ему безобразным и вызы­вал глубокое отвращение.

Эстетический вкус. Этот элемент эстетического сознания представляет собой способность оценивать явления действительности по их эстетическим качествам и свой-ствам.

Эстетический вкус человека раскрывается в его деятель­ности. Важными показателями здесь является то, как удов­летворяются эстетические потребности человека, какие эсте­тические ценности он сам производит, как он ориентируется в ценностном мире, что считает подлинными эстетическими ценностями, а что - их суррогатами и т. п.

Эстетический ^ вкус - это объективное выражение меры культурно-эстетического развития личности. Попробуйте вы­дать себя за интеллигентного, высококультурного человека, если вы таковым не являетесь. Ваши ослиные уши обязатель­но вылезут не здесь, так там и тогда, когда вы будете прилагать отчаянные усилия, чтобы «прикинуться» личностью, имеющей высокоразвитый эстетический вкус. Чем выше уровень куль­турно-эстетического развития человека, тем совершеннее его эстетический вкус, и наоборот: чем ниже этот уровень, тем хуже развита способность человека верно оценивать явления действительности по их эстетическим качествам и свойствам.

Эстетический вкус связан с такими характеристиками уровня культурно-эстетического развития, как «эстетический^ горизонт» и «эстетический тезаурус».

Надо сказать, что возможности успешной ориентации ин­дивида в культуре, в мире эстетических ценностей напрямую связаны с его способностью понимать этот мир и верно интер­претировать его. Эта способность находит свое отражение в понятии «герменевтической ситуации» (Гадамер), представ­ляющей собой некую точку зрения, ограничивающую воз­можность этого зрения. Это значит, что в понятие «герменев­тической ситуации», как и в процесс понимания вообще, вхо­дит понятие «горизонта».


 
 


100

Эстетика как философская дисциплина

Горизонт - это поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта. В при­менении к мыслящему сознанию мы можем, следовательно, говорить об узости горизонта, возможности его расширения, об открытии новых горизонтов и т. д.

«Эстетический горизонт» - это условная линия, ограни­чивающая эстетические явления природной и социальной реальности, доступные личности при данном уровне ее куль­турно-эстетического развития. А близкое к нему понятие «эс­тетический тезаурус» представляет собой систематизирован­ный набор данных эстетической области знания, выраженный ключевыми понятиями и позволяющий человеку ориентиро­ваться в ней. Емкость тезауруса определяется объемом зна­ний об эстетических ценностях, которые человек, по выраже­нию психологов, «интериоризировал», то есть сделал своим внутренним достоянием. Й понятие «эстетический горизонт», и понятие ♦эстетический тезаурус» близки к понятиям «эс­тетический кругозор» и «эстетическая эрудиция». Однако «эстетический горизонт», скорее, относится к явлениям эмТ лирического характера, тогда как «эстетический тезаурус» -к явлениям логического типа.

Существуют развитые и неразвитые эстетические вкусы, а также вкусы здоровые и извращенные. Развитые и неразви­тые вкусы отличаются друг от друга количественно, а здоро­вые и извращенные - качественно. Вкус ребенка может быть в основном здоровым, но недостаточно развитым. При этом здоровые вкусы способствуют верному пониманию эстетичес­кого объекта, а извращенные приводят к его искаженному отражению.

Существует и весьма непростая проблема антиномии эс­тетического вкуса, которая введена в эстетику И. Кантом. Антиномизм - это особый метод философствования, включа­ющий в себя принцип изложения конкретных выводов в фор­ме парадоксов и противоречий между одновременно доказуе­мыми суждениями. Кант констатировал антиномизм рассуд­ка, благодаря чему рассудок неизбежно запутывается в соб­ственных сетях.


101

Лекция II

Антиномизм, по Канту, коренится и в суждениях вкуса. Он выражается в двух положениях, одно из которых образу­ет тезис (о вкусах не спорят), а другое - антитезис (о вкусах спорят). Согласно тезису, суждение вкуса основывается не на понятиях, а на некой индивидуальной норме, иначе о них можно было бы вести дискуссию, то есть решать вопрос по­средством доказательств. Согласно антитезису, суждение вкуса основывается на понятиях, на некой всеобщей норме, иначе о них нельзя было бы спорить, то есть в конечном итоге рассчи­тывать на согласие других людей с нашим собственным суж­дением.

Диалектика эстетической способности суждения, по Кан­ту, является одновременно и подлинной, и мнимой. С одной стороны, он подчеркивает, что это противоречие принципов ле­жит в основе каждого суждения и не может быть устранено. С другой стороны, тезис и антитезис в суждении вкуса только по видимости противоречат друг другу, поскольку они не яв­ляются взаимоисключающими и могут существовать вместе.

Можно ли полностью согласиться с Кантом - об этом мы пока говорить не будем, потому что это слишком серьезный вопрос, чтобы решать его между делом. Вернемся к нему на одном из семинарских занятий. Подумайте, целесообразно ли отказываться от спора, какой вкус предпочтительней - разви­тый или неразвитый? Здоровый или извращенный? А как быть, если все вкусы здоровые, развитые, но разные? Есть ли смысл спорить о них?

Э с т е т и чески й и д е а^ь В процессе общественной жизни у каждого человека, знает он это или не знает, сознает он это или не сознает, складывается система представлений об эстетическом с овершенстве. Эта система и есть эстети­ческий идеа л.

" Эстетический идеал - это не представление о конкретной вещи, единичном предмете, процессе или человеке. ИдёалГне является представлением об этом цветке или том киноак­тере. Разве не это имел в виду Н. Г. Чернышевский, когда говорил, что красивой может быть белая как снег кошка, но красивой может быть и черная как смоль кошка. Красив че­ловек с карими глазами, но не менее красив и с голубыми.


102


. Ягтртика как философская дисциплина


Лекция II


103



               
 
 
   
 
   
     
 


Когда же мы говорим, что человек с карими глазами красив, нам не приходится сожалеть, что глаза его в то же время не

голубые.

Как и любое представление, эстетический идеал формиру­ется в интеллекте, когда непосредственный контакт с пред­ставляемыми явлениями отсутствует. Как и любые образы памяти и воображения, он требует аналитически обобщающей работы психики, осмысления множества фактов обширного эстетического опыта. Эстетический идеал предполагает осо­бую степень синтеза и обобщения, но обобщения именно эсте­тического, не превращающегося в голую абстракцию и сохра­няющую наглядный конкретно-чувственный характер™""

Идеал служит отражением лучшего, что было в прошлом, наиболее существенного и значимого из того, что имеется в настоящем, а также того, что может быть или должно быть в будущем. В нем воплощается оценочная природа эстетичес­кого познания, сближающая категорию идеала с такими по­нятиями, как «интерес», «побудительное стремление» или ♦ цель». Идеал - это не простое отражение действительности, а доминирующий мотив, высшая цель эстетической деятель­ности в данный, исторически определенный отрезок време­ни.

Эстетический идеал вбирает в себя диалектику обществен­ного и индивидуального, хотя степень осознанности домини­рующего общественного идеала у разных людей, конечно, не одинакова. Эстетический идеал совмещает в своей структуре общечеловеческое и конкретно-историческое содержание: при наличии общих признаков, характерных для эстетических иде­алов на разных ступенях общественного развития, важную роль играет и эстетическое своеобразие данной эпохи, ее неповто­римый социально-культурный строй. Разве случайно идеа­лом Древней Греции стал человек, бросивший вызов богам и совместивший в себе физическое и нравственное совершен­ство? Этот идеал (идеал калокагатии) сложился в аристокра­тической среде гомеровской и архаической эпох, где физичес­кая сила и ловкость, приносившая успех в гимнастических состязаниях, ставились в один ряд с высшей добродетелью -доблестью бесстрашного воина. Затем этот идеал был усвоен


греческой демократией и ярко проявился в искусстве класси­ческой эпохи (V век до н. э.), особенно в творчестве скульпто­ров Поликлета и Фидия, в поэзии Пиндара и трагедиях Со­фокла.

Совершенно иная картина открывается нашему взору\в
эпоху Средневековья. Присмотритесь к ее искусству, сосредо^
точившемуся на воплощении религиозной догматики, клери­
кальной литературе (к житиям святых, гимнам и духовным
стихам), церковной драме, к аналогичным процессам в живо­
писи, архитектуре и музыке. «Духовная» и «божественная»/
красота теперь ценится выше красоты природы. «Земное» А
лишь символическое и аллегорическое подобие «небесного».
Поэтому и человек здесь немощен телом; он - «утлый чёлн» и
«лампада на ветру»ге===::: ^» —-~

Трансформацию представлений об эстетическом совершен­
стве можно обнаружить в процессе смены моды в истори
одежды. Если вы не принадлежите к числу законодателей
моды и как большинство людей идете «на шаг сзади» нее,
наверняка обратили внимание, что вновь появившиеся силуэ­
ты одежды и обуви, их покрой, цветовые соотношения и т. п.,
вначале могут показаться довольно странными и вызвать на­
стороженное отношение. Это не удивительно, так как ваши
представления о красивой одежде сформировались на основе
фасонов, получивших широкое распространение в практике
повседневной жизни. Но вот все чаще и чаще вам приходится
видеть людей, одетых по последней моде, и вы начинаете заме­
чать, что то, что недавно казалось странным и малоприемле-
ым, стало нравиться и явно вызывает положительное отноше-,
ние, а то, что устраивало нас вчера, сегодня не удовлетворяет и
вызывает улыбку. Что же произошлоТЧНичегаособенного: про­
сто изменился ваш идеал. ^^___^7\>

Эстетический идеал - это критерий эстетической оцен­
ки.
Выступая в качестве своеобразной «шкалы отсчета», он
играет важную функциональную роль в структуре эстетичес­
кого сознания. ~——■
""' Я смотрю на рояль и говорю: «Этот рояль красив». Как
возникает такая оценка? В результате процесса восприятия в
моем сознании появляется идеальный образ рояля. Этот об-



104

Эстетшса как трпло&зфская дясциллина

раз мгновенно и помимо моей воли соотносится с моими собственными представлениями о том, каким должен быть\ красивый рояль. И если он соответствует этим представление ям, я называю его красивым. Если же такого соответствие нет, рояль получает отрицательную оценку. ^подчеркнем, что все^юзжттонёнты эстетического

сознания связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Рояль мне нравится, его созерцание доставляет эс­тетическое удовольствие. Это означает, что восприятие роя­ля сопровождается появлением эстетических чувств. При этом переживание моего отношения к эстетическим свой­ствам рояля становится также и следствием того, что иде­альный образ, возникший в моем сознании, соответствует моим же представлениям о красоте. Здесь, стало быть, за­действован и эстетический идеал, в соотношении с кото­рым формируется эстетическая оценка. А эстетическая оценка, в свою очередь, была бы невозможна, если бы я не обладал эстетическим вкусом, то есть вполне определенной способностью оценивать явления действительности по их эстетическим качествам и свойствам. Наконец, я произно­шу: «Этот рояль красив». Суждение об эстетических свой­ствах рояля и есть не что иное, как субъективное выражение его эстетической ценности.

Эстетическое сознание включает в себя и другие компо­ненты. Среди них есть эстетические взгляды, то есть относительно устойчивая совокупность идей, мнений, суж­дений об эстетическом в действительности и в искусстве, и эстетические теории- система знаний о сущности эстетического и путях его познания, о природе и общественной роли эстетической и художественной деятель­ности людей.

В первой лекции мы уже говорили о том, что существует два основных вида ценностей: ценности «предметные» и

♦ субъектные». «Предметные» ценности были подробно оха­
рактеризованы. Постараемся разобраться теперь, что такое

♦ субъектные» ценности (или ценности сознания).

Носителем ♦субъектных» ценностей служит норматив­ная, предписательно-оценочная сторона явлений обществен-


105

Лекция II

ного эстетического сознания. Если «предметные» ценности -это объекты ценностного отношения, эстетической оценки и деятельности, то «субъектные» ценности связаны со способа­ми и критериями оценок и различных эстетических предпи-саний.

Основная функция «субъектных» ценностей состоит в том, что они осуществляют необходимую социальную регуляцию эстетической деятельности. «Субъектные» ценности усваива­ются людьми, создавая специфическую основу структуры лич­ности. Они обеспечивают формирование последней и поддер­живают нормативный порядок в обществе.

Нормативная, предписательно-оценочная сторона эстети­ческого сознания включает в себя ценностные ориентации, императивы, нормы (идеальные образцы), установки и т. п.

Ценностные ориентации - это важнейшие элементы внут­ренней структуры личности, отграничивающие значимое (су­щественное) от незначимого (несущественного) для данного человека, социальной группы, типа культуры. Они проявля­ются в склонностях и пристрастиях к эстетическим ценнос­тям определенного круга. Ценностные ориентации выявля­ются в системе предпочтений индивида и свидетельствуют о том, что он считает подлинными эстетическими ценностями, а что - мнимыми. Ценностные ориентации обнаруживают тес­ную связь с такими элементами эстетического сознания, как эстетический вкус и эстетический идеал.

Императивы - это общезначимые предписания, требова­ния, запреты, безусловные принципы поведения. Они указы­вают, как нужно поступать, чтобы получить необходимый ре­зультат, и чего делать не следует, чтобы избежать нежелатель­ных последствий.

Показательно в этом смысле требование выдающегося французского композитора, крупного мастера и знатока кла-вирного искусства конца XVII - начала XVIII века Франсуа Куперена (1668-1733) добиваться «изящества исполнения» в полном соответствии с господствовавшим в то время светс­ким этикетом. Независимо от того, что играет исполнитель, он ни в коем случае не должен «гримасничать», делать раз­машистых движений. Его поведению за инструментом долж-





106


Эстетика как философская дисциплина


Лекция II


107



ны быть присущи изысканные манеры, строгий и безупреч­ный вкус. Исполнение должно сопровождаться приветливой улыбкой, обращенной к слушателям. Одним словом, исполни­тельский императив Ф. Куперена несет на себе печать арис­тократического миросозерцания.

Вообще теория эстетического вкуса времен Людовика XIV опиралась на множество правил, обусловленных светскими приличиями. В поэзии, например, отчетливо разделялись «вы­сокие» и «низкие» выражения, вследствие чего известная переводчица античных авторов мадам Дасье вместо слова «осел» вынуждена была писать «терпеливое и сильное жи­вотное». А знаменитого живописца Ж. Б. Грёза, обращавше­гося в своем творчестве к жизни и быту третьего сословия, даже исключили из Академии как художника, изображав­шего «предметы низкие и несовместимые) с достоинством искусства».

Поставленный Альфредом де Виньи в 1829 году на па­рижской сцене «Отелло» Шекспира не имел успеха. Причина была в том, что актеры на сцене произносили слова «носовой платок». Примеры английской чопорности и без того слиш­ком хорошо известны. В России таких фактов тоже хоть от­бавляй. А. С. Пушкин, например, в своих «Записках» с возму­щением сообщает, что один из критиков осудил слово «коро­ва», а другие считают недопустимым употребление таких слов, как «усы», «визжать», «вставай», «ого» и т. д.

И еще один пример. По свидетельству Г. Спенсера, у ин­дейцев Ориноко женщина без малейшей тени смущения мог­ла выйти совершенно обнаженной; но она никогда не реши­лась бы нарушить благопристойность до такой степени, чтобы показаться не раскрашенной (без «грима», без «косметики»). Нормы (идеальные образцы) - это эталоны, воплощаю­щие конкретизированное представление о совершенстве. Они выполняют роль критериев того, что является социально при­знанным в данном обществе, типе культуры. С помощью эта­лонов и идеальных образцов строятся системы нормативного контроля. Они призваны указывать на лучшее и пояснять, на что предписано ориентироваться. Думаю, что многим из вас приходилось наблюдать, как профаны равнодушно проходят


мимо картины, пока кто-нибудь из сведущих в живописи лю­дей не обратит на эту вещь своего внимания...

Установки - это состояния предрасположенности субъекта к эстетической активности в определенной ситуации. Уста­новка может характеризовать общую доминирующую направ­ленность личности, а может проявляться только в ее предрас­положенности к восприятию или оценке конкретного эстети­ческого объекта, или только в готовности к определенным практическим действиям.

Установка, точно сориентированная на заданную цель, мо­жет принести весьма ощутимые практические результаты. Дитя охотнее примет лекарство, если мать, не поморщившись, предварительно попробует его и скажет, что оно очень вкусно. Интерес публики к художественному произведению многократ­но возрастет, если станет известно, что оно создано крупным писателем, скульптором или композитором. И это естествен­но. Бывали, однако, случаи, когда произведение ценится, поку­да считается работой знаменитого художника или предметом старины. Но как только окажется, что оно ошибочно припи­сывалось знаменитому автору или прошлым эпохам, его «оба­яние» начинает быстро ослабевать.

Наш анализ эстетического сознания как некой структур­ной целостности был бы неполным, если бы мы не отметили еще одно обстоятельство. Дело в том, что эстетическое со­знание не следует смешивать с художественным сознанием. Не ставя перед собой задачу прояснить сложную картину их взаимопроникновения (для этого потребовалось бы раскрыть не только содержание понятия «эстетическое», но и смысл понятия «художественное»), укажем лишь на то, что худо­жественное сознание связано с процессом духовного освое­ния мира в искусстве. Художественное сознание - это иде­альный континуум, в котором возникают, двигаются и существуют художественные образы. Оно представляет со­бой социально обусловленный идеальный субстрат и меха­низм художественно-образного освоения действительности, систему идеальных структур, которые порождают, програм­мируют и регулируют художественную деятельность и ее продукты.


       
 
 
   


108

Эстетика как философская дисциплина

В заключение постараемся взглянуть на проблему эстети­ческого в целом, поскольку до сих пор мы рассматривали ее поочередно с двух основных сторон - с точки зрения объек­тивного характера эстетического в действительности, и с точ­ки зрения структуры эстетического сознания.

«Предметные» и «субъектные» эстетические ценности образуют ценностные системы. Эти системы, следовательно, включают в себя эстетико-культурные, художественные цен­ности в их иерархической соподчиненности (прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низ­менное, произведения искусства различных эпох, видов, жан­ров и т. п.), и способы и критерии нормативной, предписатель-но-оценочной стороны явлений эстетического сознания (им­перативы, идеалы, ценностные установки и т. д.).

Каждая конкретная общественная форма (система жиз­недеятельности, тип культуры) характеризуется и своей ценностной системой. Это особенно заметно в условиях куль­турной изоляции, которая в отдельных случаях может приве­сти отношения различных ценностных систем к беспреце­дентному контрасту. Доказательством этому служит большой фактический материал, собранный в фундаментальном труде Ч. Дарвина «Происхождение человека». На острове Ява, на­пример, желтая, а не белая девушка считалась красавицей; североамериканские индейцы восхищались только желтова­то-коричневой кожей; а для негров - чем человек чернее, тем красивее. Шотландский путешественник Мунго-Парк подвергался насмешкам негров за белизну своей кожи и длинный нос (они казались неграм безобразными и неесте­ственными).

Один житель Южного Вьетнама отзывался с большим пре­зрением о жене английского посланника, говоря, что у нее зубы белые как у собаки, а цвет лица розовый как картофель­ные цветы.

Одна готтентотка, считавшаяся красавицей, была до того толста, что, сидя на ровной земле, не могла встать и должна была «ползти на карачках до первой покатости».

«Спросите северного индейца, что такое красота, - отмеча­ет Ч. Дарвин, - и он ответит: широкое, плоское лицо, малень-


109

Лекция II

кие глаза, высокие скулы, три или четыре широкие черные полосы на каждой щеке, низкий лоб, большой широкий под­бородок, толстый крючковатый нос, желто-коричневая кожа и груди, висящие до пояса» [2].

Некоторые африканские племена растягивают мочки ушей до такой степени, что они достают плечи, другие - удлиняют шею и даже изменяют форму головы. Широко известны так­же неестественно малые размеры ног у китайской женщины, которые по традиции ходят в специальных деревянных ко­лодках и т. д.

Ценностные системы имеют конкретно-исторический характер. Они развиваются, могут сменять друг друга или су­ществовать параллельно. Иногда ценности продолжают сохра­нять свое значение и после гибели породившей их цивилиза­ции - примером здесь может служить культура Античности.

Ценностные системы вырабатывают свои собственные сред­ства общения, хранения и передачи различных сообщений, социального опыта, культурных норм и традиций.

Ценности культуры и искусства представляют собой спе­цифические объекты, полноценное восприятие и оценка кото­рых возможны только при глубоком понимании данных ти­пов культур, особенностей их языков. Их структурная орга­низация, средства выражения смысла, отношения между ними и теми, кто их воспринимает, интерпретирует и использует, в разных культурах могут существенно отличаться друг от дру­га. Театр кабуки в Японии, яванский топенг, индийский кат-хакали в полной мере доступны только тем, кто имел продол­жительный опыт погружения в соответствующую нацио­нальную культуру.

И, наконец, завершая общую характеристику субъект-объектных отношений в «эстетосфере» окружающего нас мира, мы не можем не коснуться проблемы истинности или лож­ности эстетической оценки. Правда, некоторые исследовате­ли считают, что такой проблемы не существует, поскольку истина и ценность, якобы, совершенно различные понятия, никак не связанные между собой. Есть ли смысл, говорят они, спорить о том, чье мнение о человеческой красоте ближе к истине - мнение негра, европейца или китайца?



но

Эстетика как философская дисциплина

Что можно сказать по этому поводу? Очевидно, что здесь смешиваются совершенно различные вещи. Во-первых, споры о том, какие расы - негроидная, европеоидная или монголоид­ная - имеют более истинные представления о красоте, дей­ствительно лишены смысла: нам уже приходилось говорить о том, что красота человека относительна и содержит в себе лишь зерна абсолютного. Во-вторых, еще раз подчеркнем, что мы собираемся вести речь не об истинности ценности, а об истинности оценки. Разница весьма существенна, не так ли? Сами по себе ценности бывают подлинными или мнимыми (последние, по сути дела, ценностями не являются). Они не истинны и не ложны. А вот представления и суждения о них таковыми являются, поскольку человек вполне может заблуж­даться относительно того, какая «ценность» ему противостоит - подлинная или мнимая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: