Справедливость требует отметить, что трактовка свободы как осознанной необходимости отнюдь не обязательно и далеко не всегда приводит к фатализму. Дело обстоит совсем не так, что в свете этой концепции жизнь предстает в виде неотвратимого пути, по которому с фатальной неизбежностью должно следовать все человечество, где в каждый данный момент осуществляется только одна реальная возможность. Эта концепция вполне допускает, что в исторической драме мо-
124
Наиболее общие категории эс тетики
125
жет вообще отсутствовать кем-то или чем-то предначертанный «сценарий» да еще и с гарантированным финалом. Вполне вероятно, что этот «сценарий» вершится самими людьми. Люди обладают известной свободой выбора целей, поскольку в каждый данный момент может существовать не одна, а несколько реальных возможностей, пусть даже и с разной долей вероятности. Они часто бывают свободны в выборе средств и имеют возможность идти к одной и той же цели разными путями. Наконец, когда нет альтернативы, люди нередко в состоянии замедлить наступление нежелательных явлений или, напротив, ускорить приближение тех, которых они с нетерпением ждут.
|
|
С другой стороны, было бы неправильно думать, что полностью беспредметна позиция тех, кто ратует за свободу воли и предупреждает об опасности ее недооценки. Доказательством этому может служить теоретическое наследие римского стоицизма, явившегося классической формой фатализма Античности. Стоики были предтечей идеи свободы как познанной необходимости, отсюда и их проповедь пассивности, при которой человек примиряется со всем происходящим вокруг. Наиболее последовательные сторонники этого учения на почве безысходности кончали жизнь самоубийством: Зенон из Китиона и Клеанф умертвили себя голодом, а Хрисипп, также решивший лишить себя жизни, по одним источникам, скончался от хохота (!), а по другим - от неразбавленного вина.
Антирационалистической реакцией на учение о свободе как осознанной необходимости стали труды предшественника экзистенциализма, видного датского теолога и философа Серена Кьеркегора (1813-1855), стиль философствования которого становится ныне чуть ли не образцом для иррациона-листических течений современной философской мысли. Кьер-кегор отверг точку зрения Гегеля как отдающую личность во власть ♦анонимного» господства истории и тем самым лишающую ее самостоятельности и свободы. В противовес Гегелю он говорил об абсолютной свободе и полностью освобождал личность от каких бы то ни было зависимостей. Вместе с тем, Кьеркегор был совершенно прав, когда говорил, что свобо-
|
|
да немыслима без возможности выбора и проявляется в решении «или - или» (одна из работ мыслителя называется «Или - или»), а также когда утверждал, что только освободившийся человек обретает индивидуальность, только такой человек в состоянии принять на себя ответственность за действия.
Кьеркегору вторит Жан Поль Сартр (1905-1980) - французский экзистенциалист, философ и писатель. Идея свободного выбора стала важным лейтмотивом его философии и драматургии. Свобода человека, по Сартру, неотчуждаема и неистребима. «Приговоренный быть свободным» человек несет на своих плечах тяжесть всего мира: он ответственен за него и за самого себя.
В свете этих важных теоретических положений особенно очевидно, что человеческая история обязательно предполагает момент свободы, а понятие судьбы его отрицает. Автор многочисленных и глубоких исследований о позднеантичной и христианской литературе, видный специалист по библейской мифологии и философии культуры Сергей Сергеевич Аверин-цев (р. 1937) показал, что в строгом смысле слова судьба -это мифологема, выражающая идею детерминации как несвободы. Понятие судьбы связано не только с социальным, но и с биологическим измерением человеческого существования. Оно рождает ощущение слепой неотвратимости жизненного цикла, включающего принудительность инстинктов, подневольный путь к изнашиванию тела, одряхление и смерть. Идее судьбы Аверинцев противопоставляет два других понимания детерминации, оставляющих место свободе. Одно из них - научное, базирующееся на причинности; об этом фактически уже говорилось. Другое понимание - теологическое, допускающее божественное провидение или предопределение. При теологическом понимании, как подчеркивает Аверинцев, человеку предлагается представить бытие как бесконечную глубину смысла, как истину, что опять-таки связано с идеей свободы. Недаром в Библии сказано: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» [3].
Содержание понятий «познание» и «свобода» весьма различно, но связь между ними очевидна. Необходимость и свобода обнаруживают общие грани, если из первой «исключить»
Наиболее общие категории эстетики
фатальную предопределенность, а из второй - произвол. Свобода существует только там, где отсутствует внешнее или внутреннее принуждение. Это бесспорно. Возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями обязательный атрибут свободы. Но несомненно также и то, что одного желания делать то, что хочется, здесь недостаточно. Надо, чтобы это желание совпало с необходимостью как таковой, с ее конкретно-историческим воплощением, с объективной возможностью реализации человеческой ноли.
За этими пределами начинается царство трагического конфликта: свобода и необходимость вступают в неразрешимое
противоречие.
Третье. Трагическое вызывается не случайными внешними силами, а происходит из внутренней природы самого гибнущего явления, его мучительного самораздвоения в процессе свободной самореализации.
В этом отношении весьма показательна трагическая коллизия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников - главное действующее лицо этого сочинения - натура неординарная. Только таким, как он, суждено использовать данную человеку свободу действий. Слабые обречены подчиняться обстоятельствам. Сильные - никогда. Быть человеком (сверхчеловеком), по бредовой теории Рас-кольникова, имеет право только тот, кто способен реализовать свою волю, какой бы она ни была. Ломая свою, восстающую против убийства, натуру, он совершает страшное, нелепое преступление и делает это только для того, чтобы доказать себе свою исключительность, свое право на абсолютную свободу выбора. Он думает, что отвергает некие условные нормы права, пригодные разве только для заурядного большинства, и даже не подозревает, что вступает в борьбу с неизмеримо более мощной силой - законами жизни. Поступок Раскольникова - это вызов самой человечности, действия «сверхчеловека» оказались направлены против него самого.
|
|
Итак, преступление свершилось, за ним приходит неотвратимое наказание: душу Раскольникова постепенно охватывают мучительные страдания. Не только рассудком, но всем
127 |
Лекция III
своим существом он ощущает, что «не старуху он убил, а себя убил» как человека.
Настроение напряженной тревоги и глубокого внутреннего смятения преобладает в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». В кризисные моменты душевной жизни Анна и Вронский испытывают тяжелые предчувствия; Анну тревожат печальные предзнаменования, вроде гибели сторожа под колесами вагона, навязчивые галлюцинации, мрачные сновидения, предрекающие несчастья. Аллегорическим образом смерти становится вспыхивающая и потухающая свеча. Все стремления героев романа создать себе счастье в любви терпят крушение. Задумывая свой роман, Толстой первоначально хотел показать в нем судьбу «потерявшей себя» замужней женщины, противопоставить ее «свободному» поведению необходимость соблюдения обязательств но отношению к другим людям, прежде всего к мужу и сыну. И это ему удалось. Трагизм положения ее мужа, Каренина, изображен с поразительным мастерством и огромной силой психологической правды. Но чем дальше продвигалась работа над романом, тем шире раздвигались его рамки. В окончательной редакции «Анна Каренина» превратилась в социальный роман, отразивший целую эпоху русской жизни. Эгоизму Каренина и его круга, ограниченности внутреннего мира Вронского Толстой противопоставил полноту чувства Анны, искренность и цельность ее глубокой натуры. Конфликт Анны с мужем выведен далеко за пределы узколичных рамок. Это конфликт естественных прав человека и бездушных, официальных норм «света». Героическое требование чистоты истинного чувства, освобожденного от лживой казенной морали - вот что в конце концов приводит Анну на Голгофу.
|
|
Чтобы разобраться в эстетической сущности трагического конфликта, чаще всего бывает достаточно понимания его общей «формулы» и умения ее «применять». Однако для более полного осмысления многосторонней природы трагического в его конкретном воплощении этого недостаточно. В дополнение к вышесказанному здесь приходится также учитывать диалектику объективного и субъективного, случайного и необходимого, личного и всеобщего, реального и идеального.
128
Наиболее общие категории эстетики
Лекция III
129
Диалектика объективного и субъективного. Ее суть сводится"1с~следугощему положению: нельзя смешивать объективно трагическое и субъективные представления о нем. Трагически завершилось восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года. Пять руководителей движения - Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев были приговорены судом к четвертованию, замененному Николаем I повешением, и казнены в Петропавловской крепости. Солдат, ведущих по поручению декабристов пропаганду в войсках, прогнали сквозь строй. Большинство активных участников движения сослали в Сибирь на каторгу или поселение; значительную часть офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где в это время шла война с горцами. Туда был отправлен как штрафной весь Черниговский полк, а также сводный полк из участников восстания.
Воспринимался ли разгром движения «государственных преступников» представителями официальной власти в России как трагедия? Разумеется, нет. Жестокая расправа с ними вызвала у сторонников царизма явное удовлетворение. Однако объективно поражение декабристов, выступавших против самодержавия и крепостного права, явилось подлинной трагедией. Среди декабристов было немало непосредственных участников Бородинской битвы и взятия Парижа. Это были, главным образом, выходцы из дворян, блестяще образованные, обладавшие разносторонними дарованиями и непоколебимой волей, беззаветно преданные идеалам борьбы за ликвидацию деспотической власти. Задачи декабризма органически выросли из всего хода русского исторического процесса. Однако время для реализации их идей еще не пришло. Исторически необходимое требование уничтожения сословного строя, установления конституционной монархии или республиканского правления, введения равенства всех граждан перед законом, свободы слова, печати, вероисповедания наталкивалось на практическую невозможность его осуществления.
Прямо противоположная картина открывается там, где оценивается совершенно иная историческая ситуация. Можно ли считать трагедией, к примеру, поражение фашизма в
ходе второй мировой войны? С точки зрения приверженцев этой человеконенавистнической идеологии - а их, как известно, было немало - по-видимому, да. Разгром гитлеровской коалиции был связан с крушением их идеалов и надежд. И все же, не будем смешивать объективно трагическое и субъективные представления о нем. Истина состоит, безусловно, в том, что поражение фашизма - не трагедия, а правомерный исход борьбы. Антигуманистические устремления активных проводников национал-социализма, их крайний шовинизм, расовая теория, возбуждающая ненависть к другим народам, режим политического террора, пропаганда культа силы, подготовка и развязывание агрессивных, захватнических войн под видом борьбы за «жизненное пространство», открытые притязания на мировое господство обернулись величайшим бедствием не только для народов государств, оккупированных фашистскими державами, но и для народов тех стран, в которых в свое время утвердились фашистские диктатуры. И хотя опасность возрождения идеологии фашизма полностью не преодолена и сегодня, человеконенавистническая практика его не имеет исторической перспективы и в своих главных тенденциях мировым сообществом последовательно отвергается.
Диалектика случайного и необходимого. Трагическая коллизия возникает только там, где действие человека наталкивается на такую необходимость, которая в данных конкретно-исторических обстоятельствах действительно не может быть преодолена. Ведь необходимость не сводится к неизбежности. Последняя - только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Есть внутренняя необходимость, вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира, и внешняя необходимость, порождаемая привходящими обстоятельствами, необходимость более общего, фундаментального порядка, действие которой распространяется на сравнительно широкий круг явлений, и необходимость менее общего порядка, действие которой охватывает сравнительно узкий круг явлений.
Необходимость и случайность не встречаются в чистом виде. При определенных условиях они тождественны: слу-
5 Заказ № 299
Наиболее общие категории эстетики
чайное необходимо, а необходимое случайно. В реальной действительности всякое явление (в одно и то же время, но в разных отношениях, или в одном и том же отношении, но в разное время) и случайно, и необходимо, содержит необходимые и случайные моменты в их взаимопроникновении.
Там, где возникает видимость игры случая, сама случайность оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Необходимость действует главным образом в виде стихийной силы, прокладывающей себе путь через бесконечное множество случайностей и обнаруживает себя как конечный результат практического действия людей. Так, в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» гонец задержан в пути чумой, Ромео умирает незадолго до пробуждения Джульетты, а Лоренц, опоздавший всего на несколько минут, появляется лишь тогда, когда и сама Джульетта покончила свои счеты с жизнью. И сквозь всю эту цепь случайных событий с трагической необходимостью прокладывает себе дорогу роковой пережиток Средневековья - кровная вражда двух феодальных семейств.
А вот и другой, может быть, не очень серьезный случай. Представим себе, что после лекции по эстетике кто-то из нас вышел из консерватории, поскользнулся и набил себе шишку. Трагедия это или нет? Каждый здравомыслящий человек скажет, конечно, что это не трагедия. Хотя сам факт падения на улице - не просто случайность. Здесь проявилась и определенная необходимость: физический закон трения, например, или невысокий уровень заботы о людях, в результате чего скользкие тротуары своевременно не очищаются от льда и снега и не посыпаются песком, а может быть, чисто экономические причины, недостаток средств для ведения городского хозяйства и т. п. Однако все дело в том, что данная необходимость совсем не того свойства, чтобы никак, ни при каких обстоятельствах в данных исторических условиях она не могла быть преодолена. В противном случае все мы, покидая консерваторию, с роковой неизбежностью ломали бы себе шею. Подумать только, каких талантливых музыкантов пришлось бы оплакивать нашей общественности.
Диалектика личного и всеобщего. Трагичны те, цели которых носят не узколичный характер, а имеют всеоб-
131 |
Лекция III
щее содержание. Таков Прометей, похитивший огонь с Олимпа и принесший его людям. В наказание за противодействие богам Зевс повелел приковать Прометея к скале и пробил ему грудь копьем. Муки Прометея длились тысячелетия, в течение которых к нему прилетал огромный орел и клевал его печень. Недаром сказание о Прометее с древнейших времен привлекало к себе пристальное внимание многочисленных писателей, поэтов, художников и композиторов: ему посвящали свои сочинения Эсхил, Кальдерон, Вольтер, Гёте, Гердер, Шелли, Байрон, Рубенс, Тициан, Бетховен, Лист и Скрябин.
Правда, здесь может возникнуть вопрос: а как же быть с образами Тристана и Изольды, Кармен и Хозе? Ведь они преследовали только свои собственные, личные цели. Ответ таков: их судьбы безусловно трагичны. Оставаясь субъективно-личными, эти устремления и действия близки и понятны многим людям, а значит имеют огромное общественное содержание.
Диалектика реального и идеального. В свете взаимоотношений этих понятий трагический конфликт можно охарактеризовать как гибель идеального в борьбе с реальностью и в зависимости от того, как разрешается диалектика реальности и идеала, мы получаем в искусстве трагедию оптимистическую или пессимистическую.
«Формула» оптимистической трагедии такова: гибель человека не является гибелью самого идеала. Время его осуществления обязательно придет. Сущность оптимистической трагедии Ю. Борев - известный исследователь природы эстетических категорий - выразил в следующей триаде: «Жизнь - смерть - бессмертие». Первые классические образцы оптимистической трагедии мы находим у Шекспира («Гамлет», «Ромео и Джульетта»).
А вот и «формула» пессимистической трагедии: гибель идеального - закономерное, неизбежное и окончательное явление. А. Шопенгауэр, например, подчеркивающий иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле к жизни» с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, считал, что в мире вообще нет ничего достойного наших желаний, стремлений, борьбы. Ф. Кафка от-
Наи более общие категории эстетик у
мечал в своих дневниках, что когда он садится писать, чувствует себя человеком с перебитыми руками и ногами, лежащим на середине мостовой, по которой с грохотом несутся экипажи. В отличие от Бальзака, который с гордостью говорил, что носит при себе палку и ею сокрушает все преграды, Кафка мог лишь произнести: «Все преграды сокрушают меня». Аналогичный мировоззренческий и психологический контекст ощущается в новелле Кафки «Превращение». Однажды проснувшись, Грегор Замза почувствовал, что превратился в некое подобие жука или гигантской сороконожки. Превозмогая ужас и омерзение к самому себе, он все же собирается идти на службу. Однако отец, пораженный неожиданным превращением своего сына, загоняет его палкой обратно в комнату. С этой минуты человек-сороконожка начинает жить в одиночестве, преисполненный отчаяния и страха. Он ползает по стенам и потолку, питается отбросами, дремлет на грязном подоконнике, произносит взвинченные монологи. Его нелепое существование доставляет огромные неприятности родным, и отец, взбешенный уменьшением доходов и близостью разорения, в припадке гнева яблоком раздробил спину несчастного существа, которое некогда было
его сыном.
Ф. Ницше один из первых обратил внимание на то, что трагедии, появившиеся в конце VI века до н. э., обычно разыгрывались в период так называемых дионисии (или вакханалий). Великие дионисии считались главными празднествами в Древней Греции и сопровождались торжественными процессиями, состязаниями драматургов, поэтов и хоров. Ницше выделил два основных начала, с которыми, по его мнению, связано все поступательное движение искусства. Первое начало - аполлоническое, праведное и гармоничное, тяготеющее к классическим, уравновешенным образам и чувствам, второе - дионисийское, греховное, неистовое, связанное с безумным порывом и опьянением. Оба начала связаны с известными мифологическими персонажами, сыновьями Зевса: Аполлон (Феб) - целитель и прорицатель, покровитель искусств, Дионис (Вакх) - бог виноградарства и виноделия.
133 |
Лекция III
Ницше был убежден, что сущность мировоззрения грека - пессимизм. Эллин хорошо знал и хорошо ощущал все ужасы земного существования. Вот характерная история, которую можно привести из античных источников в подтверждение этой мысли Ницше. Как-то по заказу Фаладия - тирана города Акрагаита - ваятель Перилл сделал медного быка, который должен был служить орудием пытки. По замыслу Фаладия, быка следовало нагревать на огне, чтобы крики помещенной внутри его жертвы превратились в мычание. Перилл выполнил волю тирана и был первый изжарен для пробы.
Мироощущение эпохи эллинизма воплотилось в мифе о царе Мидасе, который гонялся за спутником Диониса Сире-ном - существом, считавшимся средоточием мудрости, чтобы получить ответ только на один, мучивший его вопрос: что для человека наилучшее и наипредпочтительнейшее? И вот каким был ответ. «Наилучшее недостижимо: не родиться; второе по достоинству - скорее умереть».
Все, что возникает, должно быть готово к страданиям и боли. Но чтобы иметь возможность жить, грек вынужден был заслонять себя «блестящим порождением грез: олимпийским порядком богов радости». Античная гармония, по Ницше, существовала не в реальности, а в сновидениях и мечтах. В образе Аполлона воплотилось все усиливающееся стремление к красоте. И разве не из недостатка, лишения и чувства боли в греческом искусстве появилась гармония, самоограничение и полное чувство меры?
В образе же Диониса воплотилось стремление к безобразному, ко всему страшному, загадочному и злому. Жажда ужасного, трагического и рокового - это потребность «встретить достойного врага, на котором можно испытать свою силу».
В свиту Диониса входят сатиры - низшие лесные божества. Греческая мифология изображает их полулюдьми-полукозлами, с заостренными, похожими на козьи, ушами, козьим (или лошадиным) хвостом, растрепанными волосами. Они ленивы, полупьяны, похотливы (сатиры - демоны плодородия). Они заняты играми и танцами, бродят по лесам и вместе с нимфами ведут веселые хороводы.
134 |
Наиболее общие категории эстетики
Трагедия возникла из лирической поэзии или дифирамбов, которые исполнялись хором, состоявшим из спутников Диониса - сатиров (отсюда название трагедии, буквально означающее «козлиная песнь» или «песнь сатира»)- Музыка -область неясного, смутного переживания. Последнее составляет основу искусства. В подготовительном акте художественного творчества появлению поэтической идеи обязательно предшествует смутное настроение без определенного и ясного предмета - некий музыкальный настрой души. Из этого лона произошла и трагедия. Она родилась «из лона музыки в таинственном сумраке дионисизма».
Искусство пластических образов - искусство аполлони-ческое. Искусство же музыки - искусство дионисийское. «Могучий бег от Баха - к Бетховену, и от Бетховена - к Вагнеру» свидетельствует о том, что в современной Ницше культуре происходит процесс постепенного пробуждения дионисий-ского начала. Новая культура глубоко трагична - такова главная мысль сочинения Ницше «Рождение трагедии из духа музыки: предисловие к Рихарду Вагнеру».
В заключение отметим, что трагические образы находят широкое воплощение в музыке. Примерам здесь несть числа: Четвертая, Пятая, Шестая симфонии Чайковского, его же увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия «Франческа да Римини», опера «Пиковая дама». Величайшие потрясения в истории, трагические судьбы народов, раздумья о смысле жизни, о добре и зле - суть многих симфонических, вокально-симфонических и камерно-инструментальных произведений Шостаковича. Среди них такие шедевры, как Четвертая, Седьмая, Восьмая симфонии, фортепианное трио и т. п. Жаль только, что сам механизм воплощения трагического в музыкальном искусстве исследован недостаточно. До сих пор в полной мере не ясно, можно ли применительно к музыке говорить о трагическом как об эстетической категории, характеризующей неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека. Ведь эта «формула» получена на материале словесного, драматического искусства. Не придется ли нам вносить в сегодняшнее понимание трагического существенные коррек-
Лекция III
тивы с учетом тех данных, которые могут 6ыт7 получены в
ходе эстетико-музыковедческого освещения проблемы? Тут
моим слушателям, как говорится, и карты в руки Может быть
среди „их найдется будущий автор серьезной рабо™ на эту
благородную тему. у
1.2. Комическое
Термин «комическое» происходит от греческого слова 1Хб<; и означает «смешное». К сфере комического обычно относят явления жизни, вызывающие веселье и смех и становящиеся объектами осмеяния. Однако в эстетической теории, наряду с отождествлением комического и смешного, существует и тенденция их противопоставления. М. Каган, Ю. Борев и некоторые другие исследователи настаивают на том, что комическое и смешное - явления разного порядка. Нам бывает смешно, пишет, например, М. Каган, когда мы смотрим в театре веселую комедию, когда слушаем остроумный анекдот. Но нам бывает смешно и тогда, когда нас щекочут или когда нервное возбуждение прорывается в так называемом истерическом смехе. Встречается еще глупый, пустой смех, который имеет такое же отношение к комическому, как и смех от щекотки. Существует даже итальянская поговорка: нет ничего глупее, чем глупый смех, или русская: смех без причины - первый признак дурачины. Чтобы еще основательнее подкрепить свою точку зрения, М. Каган ссылается на известный толковый словарь русского языка, описывающий смех как короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающими у человека, когда он испытывает особые, соответствующие этой ситуации, чувства. И коль скоро определить комическое как «короткие и сильные выдыхательные движения» ни в коем случае нельзя, делается вывод, что смешное - это явление психофизиологическое, а комическое - явление эстетическое.
Отнюдь не разделяя мнение тех, кто абсолютно отождествляет комическое с явлениями, вызывающими смех, отметим все же, что позиция М. Кагана также не убеждает.
136 |
Наиболее общие категории эстетики
Разве сметное только субъективно? Разве оно не может существовать в самом объекте? Ведь это не смешное, а смех есть ♦ короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте». Мы же ведем речь о смешном объекте и о смехе как субъективной реакции на этот объект, ибо иначе как в смешном объекте и реакции субъекта в смехе комическое никогда не проявляется. Комическое - это, бесспорно, эстетическое явление. Но оно, как и смешное, включает в себя объективную и субъективную стороны. Поэтому смешное далеко не всегда есть явление психофизиологическое. Психофизиологической по своей сути может быть только его субъективная грань.
Комическое возникает на ранних ступенях развития общества. В искусстве оно встречается уже у Гомера и оказывается связанным с осознанием радости бытия, с ощущением беспечности и избытка сил (таков, например, смех богов в ♦ Илиаде»). В Античности же появляются первые попытки теоретического осмысления этого понятия. Платон утверждал, что комическое - удел рабов и чужеземных наемников. Оно связано с воспроизведением в искусстве «действий людей безобразных телом и образом мысли». Серьезное и смешное связаны неразрывно и не могут быть поняты отдельно друг от друга. Комическое всегда должно казаться новым, в противном случае оно теряет всякий смысл. Аристотель указал на внутреннюю несообразность как причину комического характера и определил комедию как воспроизведение худших людей. Аристотелю же принадлежит и первое в истории эстетической мысли определение смешного: «Смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное». Однако трактовка комического как явления, которое в противовес трагическому, никому не причиняет страдания, несколько односторонняя, так как с порога исключает сатирическое начало. Художественная практика Античности эту односторонность, по сути дела, преодолевает. Глубокое содержание комического обнаруживается у Аристофана (Греция) и Плав-та (Рим). То же можно сказать о творчестве Марциала, Луки-ана и Ювенала. Последний, например, утверждал, что сатирику стихи «диктует негодование».