66
Эстетика как философская дисциплина
Лекция I
67
тика», «информационная эстетика» и прочие «эстетики» как абсолютно нефилософские по своему содержанию? Нет, конечно. И вот почему: сущность эстетического отношения к миру и художественного освоения действительности может быть выявлена только при ее философском освещении. А это и делает эстетику философской дисциплиной, и создает возможность использования ею широкого спектра общефилософских категорий (бытие, действительность, сущность, объект, субъект, отношение, часть и целое, единичное и особенное, форма и содержание и т. п.).
Одновременно с этим, эстетика обладает рядом черт, которые сближают ее с различными областями научного знания и даже делают ее отчасти наукой. Использование (с необходимой коррекцией) системного подхода, методов теории информации, кибернетики, семиотики привело к включению в ее научный аппарат таких понятий, как система, целостность, структура, функции, уровни, знак, значение и др. Наряду с описанием, объяснением и истолкованием, в эстетике постепенно сложилась и процедура научной интерпретации - особой логической операции, осуществляющей перевод абстрактных символов на язык содержательного знания.
|
|
Весьма вероятно, что на первых порах функциональная роль этой операции была ограничена необходимостью экстраполировать общефилософские методологические принципы на область эстетических представлений. А это можно было осуществить лишь с помощью трактовки философской теории через выявление эстетического содержания, объективного смысла абстрактных выражений. Позднее данная логическая процедура стала применяться везде, где эстетическая мысль двигалась дедуктивным путем от теории к объекту.
Широко известно использование в рамках эстетической теории механизма так называемой естественной интерпретации, строящейся на интуитивном соотнесении абстрактных выражений и явлений действительности. Реальное содержание многих фундаментальных эстетических понятий часто «обосновывалось» их интуитивной очевидностью или в лучшем случае протокольной фиксацией эмпирически установленных, но теоретически не осмысленных фактов.
Применение научной (семантической) интерпретации как строгой логической операции становится особенно характерным в связи с выделением эстетики в самостоятельную область знания. Этот процесс сопровождался изменением структуры эстетики, разделением экспериментального и теоретического уровней эстетических исследований.
Экспериментальное направление современной эстетики (конкретно-социологические исследования, исследования в области творчества, эстетического восприятия и т. д.) дает обширный материал для теоретических обобщений. Но не только. Экспериментальные методы служат важнейшим средством проверки гипотетических дедуктивных положений. Эмпирическая интерпретация в этом случае есть осуществление перевода с языка абстрактной теории на язык наблюдений и экспериментов. Следовательно, эмпирическая интерпретация предохраняет эстетику от спекулятивных построений.
|
|
Если эмпирическая интерпретация функционирует, как правило, в области экспериментальной эстетики, то.семантическая интерпретация применяется главным образом в сфере теоретической эстетики. Семантическая интерпретация используется там, где в силу высокого уровня абстрактности теория не может соотноситься непосредственно с фактическими данными. Семантическая интерпретация осуществляет опосредованную связь абстрактной теории с результатами материального опыта. Абстракция в этом случае интерпретируется средствами других конкретных теорий, эмпирический смысл которых ранее был фиксирован. Этим и объясняется то обстоятельство, что выделение эстетики в область самостоятельного знания сопровождается интенсивным использованием частных методов исследования, заимствованных из физиологии, психологии, конкретной социологии, семиотики, теории информации и т. д. Будучи процедурой отображения одной теории на другую, семантическая интерпретация апеллирует в эстетике к строгому доказательству, несовместимому со вкусовщиной и субъективистским произволом.
Разумеется, как и всякая философская дисциплина, эстетика, наряду с общенаучными и частными методами исследования, использует и свой собственный познавательный инструментарий, свой собственный категориальный аппарат. Одни
68
Эстетика как философская дисциплина
Лекция I
69
эстетические категории, такие как мера, гармония, красота возникли в глубокой древности и сохранили свое значение до настоящего времени. Другие, например, калокагатия, то есть единство прекрасного и нравственного, принадлежат истории. Понятие эстетический вкус появилось в XVII веке, а художественный метод - только в XX. В настоящее время в категориальном аппарате эстетики начинают утверждаться художественная ментальность, художественное видение, самодвижение искусства, неклассический язык художественного творчества и некоторые другие новые понятия.
Категории могут быть основными, например, прекрасное, дополнительными - изящное, грациозное или синтетическими - трагикомическое. Иногда они различаются в зависимости от их качественного своеобразия (онтологический аспект), познавательной природы (гносеологический аспект), формы существования (феноменологический аспект), социального функционирования (социологический аспект) и т. д. Итак, подведем некоторые итоги.
Обычно уже в самом наименовании любой философской дисциплины имплицитно содержится ее видовое отличие и тем самым в определенной мере - указание на специфику ее предмета. Однако, если наименование, как правило, остается неизменным, то конфигурация предмета постоянно видоизменяется. Его жесткая абстрактная структура, «схваченная» в дефиниции, со временем наполняется новым содержанием.
В ходе развития эстетики меняются не только эстетические взгляды, но и круг излагаемых ею вопросов. Предмет эстетики расширялся или сужался в зависимости от тех или иных обстоятельств, в ее содержании постепенно выделялись разные уровни: эмпирический, теоретический, прикладной. По своему же характеру, методам исследования и особенностям категориального аппарата эстетика в прошлом была нормативной (Бу-ало), формальной (Гербарт), психологической (Фехнер), эмпирической {Леонардо да Винчи), спекулятивной (Гегель). Еще более причудливые формы принимали эстетические теории XX века. И в заключение отмечу следующее.
|
|
В 1998 году вышла книга О. А. Кривцуна под названием ♦ Эстетика» [6]. Этой детали можно было бы специально и не
упоминать, если бы не одно существенное обстоятельство. Дело в том, что «Эстетика» О. А. Кривцуна рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по ряду специальностей, в том числе и по специальности «Музыковедение». Книга снабжена хорошей библиографией, включающей новейшие издания, и в целом строится с учетом современной методологии эстетического знания. Вместе с тем она, к сожалению, отличается радикальным разрывом с не утратившими своей актуальности положениями, утвердившимися в отечественной эстетике второй половины XX века. Речь, конечно, не идет об изжившем себя наследии прошлых лет, порожденном официальной доктриной тоталитарного государства, чрезмерно политизированной и моноидеологичной. Речь идет о другом - о плодотворных философских традициях, доказавших свою жизнеспособность, достойных сохранения и дальнейшего развития. В этом отношении, как мне кажется, имело бы смысл скорее рекомендовать в качестве учебного пособия для студентов не книгу О. А. Кривцуна, а содержательный труд М. С. Кагана «Эстетика как философская наука» [7], для которого характерно значительно более уважительное отношение к предшествующему этапу развития отечественной эстетической мысли (и это при том, что сам М. С. Каган в течение минувшего лихолетья неоднократно подвергался необоснованным нападкам).
Начиная со второй половины 50-х годов и в 60-е годы XX века в нашей стране наблюдалось заметное оживление эстетической мысли. В сферу познавательных интересов эстетики активно включались новые вопросы, что приводило к быстрому расширению ее проблемного поля. Это было время многочисленных встреч, конференций, дискуссий в периодической печати, выхода в свет полемических книг. Именно тогда и появилась крылатая фраза - когда собираются два эстетика, возникают три точки зрения.
|
|
В этот период и несколько позже были опубликованы фундаментальные труды по истории эстетической мысли (А. Лосев, В. Асмус, С. Аверинцев, М. Овсянников, В. Шестаков, А. Гулыга), получили распространение различные варианты системного из-
Эстетика как философская дисциплина |
70
ложения теории эстетики (Ю. Борев, А. Зись, М. Каган, А. Еремеев), становились достоянием общественности взгляды исследователей по широкому спектру отдельных проблем. Среди них -ценностная природа эстетического (Л. Столович, Н. Чавчавадзе), сущность искусства (А. Буров), специфика художественного познания (С. Раппопорт), художественный образ (П. Палиевский, В. Кожинов), художественное произведение (Е. Волкова) и др. Появились анализы явлений искусства с применением методов и понятий социологии (Ю. Давыдов), психологии (В. Соколов), семиотики (Ю. Лотман), кибернетики (Л. Переверзев, Р. За-рипов). Расширение предмета эстетики происходило за счет исследований сферы производства, проблем техники, взаимоотношений человека и машины (К. Кантор, В. Тасалов, Л. Новикова). Серьезным импульсом в развитии послужило также ознакомление с работами отечественных авторов, которые не издавались в течение долгих лет (А. Веселовский, В. Пропп, А. Потебня, М. Бахтин, Л. Выготский, Я. Голосовкер и др.).
Позитивное наследие последних десятилетий будет широко использоваться в нашем учебном курсе. Что же касается попыток вычеркнуть из истории тот или иной этап развития философского знания, то с ними мы встречались и раньше. Эти попытки напоминают легенду о халифе, повелевшем уничтожить Александрийскую библиотеку. Халиф рассуждал так: либо в этих книгах говорится то же самое, что в Коране, и тогда они не нужны, либо в них говорится нечто другое, и тогда они лживы и вредны. Халиф был счастливым человеком, он «знал» некую Истину.
А если частица истины содержится во всякой книге? Ведь многие вещи могут быть истинными одновременно, хотя они противоречат друг другу. Не так ли?
2. Сущность эстетического
ВЫЯСНИТЬ' что представляют собой ос-
то пГоР ЭСТетическо™ двоения мира челове-
оп^„ по«ятие, смысл и значение которого требуется
определить, и есть понятие эстетического. тРе°Уется
Лекция I
Эстетическое - центральная категория эстетики. Это предельно общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные закономерные связи и отношения в рамках определенной сферы действительности. Нашей задачей, следовательно, является осмысление качественного своеобразия этой сферы («эстетосферы») и ее места в общей структуре природной и человеческой реальности (исторической, социальной, духовной).
«Эстетосфера» окружающего мира включает в себя два обширных класса эстетических явлений. Первый из них охватывает все многообразие эстетического бытия, а второй — различные проявления эстетического сознания. Это, в свою очередь, означает, что эстетическое можно мыслить как через онтологические, так и через гносеологические предикаты, поскольку эстетическая онтология представляет собой раздел эстетики, изучающий фундаментальные принципы эстетического бытия, а эстетическая гносеология - ту грань нашей философской дисциплины, которая исследует природу и возможности эстетического познания, отношение знания и реальности, условия его достоверности и т. п.
«Эстетосфера» может также рассматриваться как диалектическое единство эстетического субъекта и эстетического объекта, то есть предполагает обязательное расчленение в своей структуре того, кто действует, и того, на что это действие направлено. Напоминаю при этом, что исходной и определяющей характеристикой субъекта, его главным (хотя и не единственным) признаком, отличающим его от объекта, служит его активность, активность прежде всего преобразовательная и познавательная, и что «субъект» и «объект» - парные, соотносимые, а не взаимоисключающие категории, каждая из которых имеет смысл лишь в формулируемом или предполагаемом единстве с другой. «Субъект» и «объект» не являются абсолютно противоположными и допускают существование переходных и синтетических форм, о чем подробно сказано М. С. Каганом в книге «Мир общения» [8]. И коль скоро мы избрали онтолого-гносеологичес-кий ракурс взаимоотношений объекта и субъекта в «эстетос-фере» реальной действительности, постараемся конкретизи-
Эстетика как философская дисцишщня
ровать поставленную проблему в следующих разделах дальнейшего изложения:
а) объективный характер эстетического в действительности;
б) структура эстетического сознания.
2.1. Объективный характер эстетического в действительности
«Так как мы теперь в затруднении, то скажите нам четко, что вы желаете обозначить, когда произносите «бытие». Ясно ведь, что вы давно это знаете, мы же думали, что знаем, а теперь вот затрудняемся» [9]. Этой цитатой из «Софиста» Платона начинает свое основное произведение «Бытие и время» М. Хайдег-гер. Решение философской проблемы бытия всегда сопровождалось острейшими дискуссиями, выявляло самые разнообразные мнения и взаимоисключающие теоретические позиции.
Так, например, американский философ Джордж Сантая-на (1863-1952), который называл убеждение в существовании внешнего мира «животной верой» и считал абсолютно достоверными только «данные опыта», пришел к выводу о том, что в действительности нет и не может быть объективных,, независимых от человеческого сознания, эстетических качеств и свойств. Один и тот же предмет люди оценивают по-разному. Одни считают его безусловно прекрасным, другие - эстетически нейтральным, а третьи - решительно безобразным. Почему это происходит? Не потому ли, что красота - это всего лишь «объективированное наслаждение»? Не переносим ли мы по наивности свое эстетическое переживание на сам предмет? Не рассматриваем ли мы «эстетическое наслаждение как качество вещи»?
Самыми разнообразными подходами к решению этой проблемы изобилует и наша отечественная эстетика 60-70-х годов. Интересно отметить, что «Краткий словарь по эстетике», изданный в 1963 году, термина «эстетическое» вообще не содержит. Но уже в 1964 году вышел в свет сборник статей [10], специально посвященный этой теме и содержащий теоретический обзор итогов дискуссии «О природе эстетического»,
Лекция I
состоявшейся в 1961 году. Материалы этой дискуссии были также опубликованы в периодических изданиях (в журналах «Вопросы философии», «Вопросы литературы» и некоторых других).
В этот период большинство исследователей, изучавших проблему эстетического, разделились на два основных направления. Одних весьма условно стали называть «природника-ми», других - «общественниками». Представление о занятых ими позициях можно получить, обратившись к наиболее характерным работам прежних лет. Среди «природников» можно выделить В. Корниенко, Н. Дмитриеву и Г. Поспелова [11-13], а среди «общественников» - Л. Столовича, В. Ванслова, Ю. Борева [14-16].
Настоящим камнем преткновения для участников дискуссии стал вопрос о том, существовало ли эстетическое до появления человеческого общества. «Природники» отвечали на этот вопрос утвердительно.) Они были убеждены, что природа имела свое эстетическое лоно и тогда, когда оставалась в естественном состоянии, что эстетические качества и свойства были присущи ей всегда (и поэтому их называли «при-родниками»). Что же касается «общественников», то они отрицали существование эстетического в природе до происхождения человека и связывали формирование эстетического объекта исключительно с развитием общественно-исторической практики (и поэтому их называли «общественниками»), I
Но почему «природники» и «общественники» расходились в ответах на этот вопрос? Конечно же потому, что они неодинаково трактовали сущность эстетического и вкладывали совершенно различные смыслы в понятия объективных эстетических качеств и свойств.
Вот, например, позиция «природника» В. С. Корниенко. В книге «О сущности эстетического познания», опубликованной в 1962 году, он исходит из того, что в неорганической: природе^ можно найти симметричное расположение предметов (или их частей) по отношению друг к другу, гармонические сочетания разнообразных явлений, ритмичность процессов и т. п. Где в природе встречается равномерность и ритмичность процессов, где налицо богатство и многообразие гармонически сочетаю-
Эстетика как философская дисциплин
щихся частей, где строение предметов характеризуется сим
метрией, там эти предметы и явления природы обладают кра
сотой. Но где выявляется противоположная сторона развития
- ломаные линии, неправильные, несимметричные формы, от.
сутствие равномерности процессов и т. п. - такие предметы и
явления обладают отрицательными эстетическими свойства
ми, то есть некрасивы. -■
Эстетические свойства материальных предметов стоят в одном ряду с их механическими, физическими и химическими свойствами. Присутствие железа в различных соединениях создает богатую гамму цветов: от почти бесцветных, светло-зеленых, бледно- и ярко-желтых тонов до бурых, красно-коричневых и черных металлических. Хром своим присутствием обусловливает яркие краски таких самоцветов, как красный гранат, рубин, изумруд, александрит и другие. Соединения с марганцем дают вишнево-розовые минералы. Все соединения меди зеленоватого или синего цвета - малахит, азурит, бирюза и т. д.
Живые организмы также представляют собой огромное многообразие форм, в которых симметричность и соразмерность составляют неотъемлемое свойство. В одном только классе радиолярий скелетные образования обнаруживают большее количество основных форм, чем все остальные классы органического мира; даже более того, в кремнеземном скелете радиолярий пластически представлены все стереометрические формы, которые различаются теоретической геометрией. Автор излагает свои взгляды на сущность эстетических свойств растительного и животного мира и приходит к выводу о том, что в процессе преобразования неорганической и органической природы люди познают ее законы (законы красоты) и опираются на них в многогранной творческой практике. Что же касается непреобразованной природы, существовавшей до появления человеческого общества, то ее предметы и явления безусловно обладали как «положительными» (симметрия, гармония, пропорциональность, ритмичность процессов, яркость окраски), так и «отрицательными» эстетическими свойствами {асимметрия, дисгармония, диспропорциональность, аритмичность, невыразительность цвета и т п)
75 |
Лекция I
Эстетические свойства природы - это естественно-материальные свойства. Их объективной основой служит всеобщая связь и взаимообусловленность материи в ее развитии. Красота ровной глади озера не является результатом какого бы то ни было вмешательства человека. Она представляет собой лишь действие хорошо известной физической закономерности — «жидкие и сыпучие тела стремятся к уравновешенному состоянию». Кристалл имеет правильную форму и ровные грани, но это всего только следствие особой «ориентировки в пространстве молекул вещества». А все бесконечное много-цветие природы оказывается на поверку ничем иным, как результатом «взаимодействия светового луча с физико-химической структурой вещества».
Откровенно натуралистическая позиция «природников» была встречена шквалом критических откликов. Ель симмет-рична,^мява - нет; но разве она менее красива? Хорош красный цвет на щеках у девушки, но каков он будет у нее на носу? Одно дело - плавная извилистая линия в грациозном танце изящной балерины, и совсем другое - в движениях ползущего гада...
Многие исследователи заговорили о том, что между предметом и человеком существует неразрывная и таинственная связь и «эстетическое» каким-то образом должно вобрать в себя человеческое отношение. Было замечено, что природные формы оказывают на человека эмоциональное воздействие не потому, что они сами по себе обладают определенными свойствами, а благодаря особой соотнесенности с закономерностями восприятия, причем не только физиологического, н о и, т ак сказать, социального.
Обратимся, например, к физиологическим закономерностям зрения, особенностям восприятия ритмического чередования линий, пропорций, геометрических фигур или цветовых пятен. Приятные и неприятные ощущения здесь прямо зависят от состояния нервных клеток, которые отдыхают или утомляются от движения глаза. Этим объясняется «удовольствие», которое вызывает восприятие симметрии и некоторых общеизвестных пропорций («золотое сечение», «постоянство в разнообразии» и др.). При их восприятии зона активного отдыха глаза оказывается максимальной.
Эстетика как философская дисциплин^
Лекция I
Интересные результаты были получены экспериментальной эстетикой. Оказалось, что сочетание красного и белого квадратов при соотношении 1:64 у большинства испытуемых вызвало отрицательное отношение. Это было связано с непроизвольно возникающей тревожной ассоциацией: «красный крест; больничное учреждение». Стало быть, здесь важен не столько сам предмет с его экзистенциальными и качественными характеристиками, сколько то, что «видит» в нем человек сквозь призму своего социального опыта.
На этой почве и выросла концепция «общественников». Вот как, например, излагает ее суть Л. Столович в книге «Эстетическое в действительности и в искусстве».
Между человеком и предметным миром конкретно-чувственных форм в процессе общественно-исторической практики обнаруживаются и устанавливаются многообразнейшие связи. Конкретные предметы и явления действительности как бы «включаются» в общественные отношения и «аккумулируют» их. Между такими предметами (или типом таких предметов) - с одной стороны, и их общественно-человеческой значимостью - с другой, образуется устойчивая ассоциативная связь. Место, где произошло важное событие в жизни человека, воспринимается им иначе, чем до этого события. Новое значение, новый смысл может приобрести самый обычный предмет, если он подарен близким человеком. Включаясь в нашу жизнь, такие предметы и явления начинают обладать новым свойством: они вызывают в нас определенное идейно-эмоциональное отношение. Эстетические свойства и есть «способность конкретно-чувственных вещей и явлений вызывать в человеке определенное идейно-эмоциональное отношение к ним благодаря тому месту, которое занимают эти вещи и явления в конкретной системе общественных отношений, и той роли, которую они играют в ней» [14, с. 41]. Таким образом, эстетические свойства являются общественными свойствами по своему содержанию. Размышляя об эстетических свойствах предметов_и явлений природы, другой сторонник «общественнической» концепции пишет о том, что березка в степи вызывает у него ассоциацию с образом одинокой покинутой девушки. Что ж, это вполне возможно, здесь многое зависит от жизненного опыта ин-
. 1
дивида. У меня он несколько иной и, очевидно, поэтому березка в степи в моем сознании порождает совершенно другие ассоциации. В любом случае ясно одно - каким бы ни было содержание восприятия или воспоминания» его нельзя считать свойством самой березки.
На это обстоятельство обратили внимание «природники», справедливо отмечавшие в своих публикациях, что «обществен-ническая» концепция, провозглашавшая на словах объектив^ ность эстетического, на деле обнаруживает явную склонность к субъективизму. Отсюда оставался только один шаг до прямого отрицания объективности эстетических свойств. И этот шаг был сделан.
С точки зрения Л. Гениной, «понимать «эстетическое» как нечто имманентно присущее действительности - значит понимать его неверно, значит неправомерно расширять это понятие, сильно обедняя тем самым его содержание» [17]. А по мнению П. Трофимова, «эстетические категории выражают не вещественные свойства предметов и явлений, а общественно-исторические, эстетические человеческие оценки их*; эстетические качества «по самому своему существу являются прежде всего духовными» [18].
Несколько иную, но в целом близкую, позицию занимал в то время М. Каган: «^Эстетическоеесть^ _тох_эффект, который рождается из взаимодействия природы.л, леловека^_матер^и-ального и духовного, объекта и субъекта и который не сводим ни к чисто объективным качествам материального мира, ни к чисто субъективному человеческому отношению» [19]. И далее: «Эстетическую <...> ценностъ^редмет приобрет&етмгог-да, когда мы его созе^паем^ переживаем» [ 1 %^^]\
К сожалению, ни «природникам», ни «общественникам» решит^^о^т~а!вл^ш1ую11роблёму не удалось. Безусловным до-, стоинством первых было последовательное стремление доказать объективность существования эстетических свойств. Вместе с тем, их позиция не была свободна от существенного изъянаТТприродническая» концепция фактически приводила к противопоставлению эстетического и человека, к их отрыву друг от друга. Позиция же «общественников», напротив, характеризовалась отчетливой попыткой обосновать их нераз-
78
Эстетика как философская
рывную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимовлияние Однако сама трактовка этой взаимосвязи в рамках «обществен-нической» концепции оказалась весьма неубедительной и вполне резонно приводила к сомнению - а может ли вообще эстетическое существовать независимо от человеческого сознания? Таким образом, вопрос, как совместить признание объективности эстетического и его неразрывную связь с человеком^, стал основным на пути решения поставленной проблемы.
Дальнейшие исследования показали, что такое совмещение вполне осуществимо, если подойти к эстетическим качествам действительности как к явлениям ценностного характера. Такие^ возможности создает аксиологический подход, который в поисках осмысления сущности эстетического был признан как наиболее плодотворный.
Аксиология^- это теория ценностей. Она представляет собой философское учение об их природе, об их месте в реальной действительности, о связи различных ценностей с социальными и культурными факторами, со структурой личности. Будучи социальной формой движения материи, общественная жизнь по своему существу представляет собой все многообразие человеческой жизнедеятельности, различные виды практической и духовной активности людей. Внутренним же побудителем активности человека является потребность. Потребность '-это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом. А ценность как раз и есть то, что может быть объектом влечения, стремления и интереса.
Надо сказать, что детальное осмысление понятия ценности составляет немалую теоретическую трудность. Многое здесь еще не устоялось и находится в стадии активных поисков, обсуждений и дискуссий. Еще сравнительно недавно, в начале 70-х годов в нашей отечественной философской литературе доминировало мнение В. П. Тугаринова о том, что ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества, класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Узловыми моментами
Лекция I
этой позиции были утверждения о том, что «материальные блага» и «материальные ценности» имеют один смысл, что «ценное» и «полезное» - вполне адекватные понятия и что ценностью, следовательно, является любой предмет, обладающий способностью удовлетворять те или иные потребности субъекта.
Вскоре, однако, стало ясно, что ценность вещи не тождественна самой вещи. Вещь - только носитель ценности, необходимое условие ее объективного существования. Недопустимо отождествлять фактическую «плоть» пространственно-временного причинно-следственного явления как носителя ценности с самой этой ценностью, то есть с некоей «душой» блага как феномена культуры. Строго говоря, ценность есть отношение, и главным центром этого отношения является субъект. Все известные ценности суть ценности для человека, они как бы «направлены* на него. Ценность проявляется в их взаимосвязи.
Известно, что само понятие об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов или явлений (то есть членов отношения) по выбранному или заданному основанию сравнения. Например, сравнение по величине порождает понятие о числовых отношениях, сравнение по времени появления и исчезновения - понятие о временных отношениях. Аналогично складываются понятия о любых отношениях, в том числе и об отношениях, имеющих ценностный характер. Исключительно важной философской проблемой отношений является вопрос об онтологическом статусе отношений, который можно сформулировать так: если существуют ЛиД находящиеся между собой в отношении К, то существует ли само Лив каком смысле можно говорить, что К существует? Реальность отношения можно понимать в том смысле, что если основание сравнения не произвольно (если оно действительно укоренено в сравниваемых явлениях), то отношение, как результат сравнения по данному основанию, также не произвольно. Его онтологический статус в данном случае выражается в существовании основания (при этом само отношение можно рассматривать как свойство этого основания). Понимание единства вещи и отношения приводит к необходимости считать, что вещи не более реальны, чем отношения, поскольку реальная природа свойств вещи может обна-
80
Эстетика как
ружить себя лишь в отношении, во взаимодействии, в связи с
другими предметами и явлениями. Отношения существуют
как отношения вещей, но и вещей нет вне отношений. О телах
вне движения, вне всякого отношения к другим телам, как
известно, вообще ничего нельзя сказать.
Кроме того выяснилось, что полное отождествление ценностей с полезным, выгодным, удобным ошибочно. Ценности произошли от полезного, утилитарно пригодного. И хотя их развив тие как ценностей определялось в конечном итоге их пользой, они кое в чем стали отличаться от полезного. Полезное - это категория праксиологическая, а не аксиологическая. Она представляет собой позитивное значение одного объекта для другого объекта, тогда как ценность есть значение объекта для субъекта. Полезным предмет может быть и для животного, а ценным ^только для человека. Полное и безоговорочное отождествление ценностей с тем, что полезно человеку, ведет к упрощенным характеристикам целого ряда явлений. Недаром сторонники трактовки ценности как чего-то такого, что просто способствует субъекту решать стоящие перед ним задачи, вынуждены к числу «ценностей» относить, например, серную кислоту, поскольку она необходима в химическом производстве. В процессе генезиса ценного от полезного постепенно выкристаллизовывалась специфика ценности как категории отношения между субъектом и объектом. В связи с тем, что в понятии «это нам нужно» содержится два неодинаковых аспекта: (1) «нужно для чего-то» и (2) «нужно само по себе», некоторые исследователи, склонные трактовать ценность как телеологическую, нормативную категорию, пришли к выводу о том, что ценности - это своеобразные цели, к которым стремятся люди, и идеалы общественной, а на этой основе, и личной деятельности. Конечно, в известном отношении ценности указывают на человеческое, социальное и культурное значение определенных общественных явлений, отсылающих к миру желаемого и должного. Ценности - это своеобразные идеалы общественной, а на этой основе, и личной деятельности. В своей главной тенденции они являются своеобразной формой отношения к тем предельным возможностям, от осознания которых нередко зависит способность индивида мечтать, за-
81 |
Лекция I
глядывать в будущее и сохранять память о лучшем наследии прошлого. Однако ценности и цели, ценности и идеалы отождествлять ни в коем случае нельзя. Цели и идеалы могут быть только носителями ценности, но это уже совсем другое дело.
В зависимости от специфики своего содержания ценности бывают этическими, эстетическими, религиозными, правовыми, политическими, экономическими и т. д. В зависимости же от уровня и широты охвата они могут быть личностными (индивидуальными), семейными, классовыми, национальными или общечеловеческими. О бширны й мир ценностей подразделяют, кроме того, на два их основных вида или типа. К первому - относят так называемые предметные ценности, а ко второму -субъектные ценности (или ценности сознания).
«Предметные» ценности -это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для "чёлсР века (социальной группы, общества в целом), определяемая не их свойствами самими по себе, не их, стало быть, экзистенциальными и качественными характеристиками, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, в сферу интересов и потребностей людей.
К «предметным» ценностям относятся:
- естественное благо и зло, заключенные в природных бо
гатствах и стихийных бедствиях^
- социальное благо и зло, содержащиеся в общественных
явлениях (прогрессивное и реакционное значение историчес
ких событий);
- моральное добро и зло;
- эстетическ ие_характеристики природных и обществен
ных объектов, произведений искусства и т. п.
Что красота природы есть своеобразная ценность, видно из того, что она притягивает нас, мы стремимся к ней (а предмет стремления и есть ценность). Эстетическое не является чисто вещественной данностью, натуралистической предметностью. Чувственные и вещественно-природные его характеристики выступают как носители некоторого смысла (значения, ценности), раскрывающегося через вещи и их чувственные свойства. Вместе с тем абстрагирование красоты от чувственно воспринимаемого тела природно-эстетического феномена про-
Эстетика как философская
. -- —---------------------------------
сто невозможно. Лишаясь своего «тела», своего чувственно воспринимаемого облика, красота перестает быть красотой.
В природе до человека никаких ценностей не было и не могло быть. Ценности живут, облекаются плотью только в мире культурн-я-культуротБОрческой деятельности. Они, как уЖе было сказано, неразрывно связаны с человеком. Однако тот факт, что ценности нередко проявляются в соотношении с идеями и побуждениями людей, а также с их целями и идеалами, не означает, что можно было бы ограничиться выводом: ценности существуют только субъективно, как некие внутренние, психологические состояния. Такие утверждения уместны лишь по отношению к «субъектным» ценностям, о которых еще пойдет речь в лекции, посвященной структуре эстетического сознания. «Предметные» же ценности объективны, и это обстоятельство нуждается в специальном рассмотрении.
Прежде всего не следует смешивать понятия «объект» и «объективная действительность» — с одной стороны, и понятия «субъект» и его «внутренний мир» (сознание) - с другой. Объект не тождествен объективной реальности, поскольку лишь те существующие независимо от человека вещи становятся объектами, которые включаются в человеческую деятельность и начинают осваиваться субъектом предметно-практически, познавательно и как-то иначе. Со своей стороны субъект, то есть некое «существо», наделенное активностью, самосознанием, свободой воли, уникальностью и проявляющее себя полимодально в виде личности, группы людей, конкретного социума или человечества в целом, - это одно, а внутренний мир этого «существа», то есть индивидуальное или общественное сознание, сознание семьи, нации, класса и т. п., - это нечто иное.
Все это и дает возможность провести четкую грань между эстетической оценкой и эстетической ценностью. Осознание их различия имеет принципиальное значение для усвоения всех узловых моментов этой трудной лекционной темы.
Эстетическая оценка субъективна. Она существует в рамках внутреннего мира субъекта, является элементом его эстетического сознания и представляет собой специфическое суждение об эстетической ценности предметов и явлений окру-~~
83 |
Лекция I
жающего мира. Эстетическую оценку, следовательно, можно трактовать как субъективное выражение ценности.
Эстетическая ценность объективна. Она существует независимо от сознания субъекта и является объектом эстетической оценки. Вместе с тем, объективности ценности весьма специфична, ее нельзя смешивать с «онтологической» объективностью природного феномена и «гносеологической» объективностью истины. В первом случае объективность равна материальному, а во втором - является характеристикой знания, содержание которого не зависит от человека и человечества.
Объективность ценности - «аксиологическая» объективность. На это обстоятельство обратили внимание Н. 3. Чавчавадзе и М. С. Каган. Дело в том, что субъективное и объективное - категории соотносительные и переходящие друг в друга. Так, например, познание, раскрывающее истину постепенно, шаг за шагом, движется от субъективного к объективному, от более субъективного к менее субъективному. Формы существования субъекта и объекта весьма разнообразны и в системе субъект-объектных отношений, кроме двух основных элементов, есть и другие, производные от этих двух. Так, объект может существовать не только реально, но и в воображении, как некий мнимый конструкт. Образ объекта, возникающий в сознании человека, в принципе является таким же объектом, как и тот, что был отражен. Правда, он не подлинный, не материальный, а идеальный и существует только в сознании, то есть представляет собой психологическую модель реального объекта или некий квазиобъект.
Особое место в спектре субъект-объектных отношений занимает и ценность. По определению М. С. Кагана, она есть~ субъективированный объект, «ибо выражает она реальное отношение объекта к субъекту - то, что объект значит для субъектаГ"а""нё~то, чем он является в его в-себе-и-для-себя бытии» [8, с. 116]. При всем аксиологическом своеобразии ценности, ее объективность проявляется особенно выпукло в сравнении с субъективностью оценки. И разве не существуют объективно в реальной жизни справедливость и добро, свобода и красота? Или, может быть, их вовсе не существует, и они представляют собой лишь несбывшуюся мечту, мираж или плод воспаленного воображения? Если бывают субъективно обус-
84
Эстетика как философская дисциплина
Лекция
ловленные мнимые ценности (а что это бывает, доказывается всем длительным и трудным развитием человеческого познания), то должны же существовать и ценности подлинные обусловленные объективно. Такие ценности, конечно же, существуют. К их числу и относятся эстетические качества и ^свойства окружающей нас действительности.
Теперь, наконец, можно перейти к основным обобщениям. Представим концептуальную часть лекции в виде условной схемы.