«Знакомый незнакомец» - так называл Белинский персонажи классической литературы. Практически каждая из читательниц «Тридцатилетней женщины» Бальзака в письмах к писателю в той или иной форме выражала мысль о том, что в образе главной героини романа маркизы Жюли д'Эглемон она узнала себя. Это не так уж и наивно, поскольку Бальзаку действительно удалось дать совокупный портрет французской женщины XIX века.
Уже Аристотелю было ясно, что художественная правда не сводится к простой точности воспроизведения предметов и явлений окружающей действительности. Он не требовал их абсолютной адекватности. Различие между историком и поэтом состоит не в том, что один пользуется размерами, а другой нет, а в том, что «первый говорит о действительно случившемся, а второй о том, что могло бы случиться». Поэт говорит «об общем», и отражение событий в искусстве совершается «по вероятности и необходимости». Художник может поступаться точностью воспроизведения и даже допускать «ошибки», изображая «лошадь, сразу поднявшуюся на обе правые ноги», или «самку оленя с рогами», если этим обеспечивается необходимая выразительность произведения.
|
|
Шиллер изобразил своего Дона Карлоса молодым и красивым. Исторический же Дон Карлос был уродливый карлик. Погрешил ли поэт против художественной правды? Нет, конечно, ведь он отразил главное - антидеспотизм героя.
Чтобы лучше ощутить разницу между отражением действительности в обобщающих абстракциях - с одной стороны, и ее воспроизведением в художественно-образной форме - с другой, сравним определение цветка в научной (или учебной) литературе и воплощение цветов в поэзии. В первом случае цветок чаще всего определяется как часть растения, обычно имеющая вид венчика из лепестков, окружающих пестик с тычинками. Здесь мы имеем дело с мысленным выделением существенных свойств и связей предмета и с отвлечением от других, конкретных, частных его проявлений. Совершенно иначе воспринимается образ цветов в стихотворении С. Васильева:
о я о Л. I/ ~* |
Сущность и функции искусства
У этих цветов
Был неслыханный запах,
Они на губах оставляли следы.
Цветы эти, верно,
Стояли на лапах
У черной
Наполненной страхом поды.
И дело не только в том, что общее дано здесь в индивидуализированной форме, хотя это и само по себе весьма существенно. Важно и другое: отражение в искусстве органично соединяет в себе познание и оценку. Вот почему простое придание обычным сведениям стихотворной формы, как это, например, было сделано в одном из детских журналов, поставивших целью объяснить маленьким читателям, что такое колорадский жук, еще не превращает зарифмованную информацию в художественное произведение:
|
|
Жук трижды в год плодится тихо, Его родня растет, растет, До восьмисот яиц жучиха В урочный час всегда кладет. На вид он маленький, неброский, Лишь в сантиметр величиной. На крыльях желтые полоски, Их десять - признак основной.
Достаточно сравнить это с двумя есенинскими строчками:
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне,
чтобы понять, что смысл этого художественного шедевра вовсе не сводится к сообщению о том, что некто примерно в марте или апреле и этак часов в пять-шесть утра изволил проследовать на коне розового цвета. Образ в искусстве имеет ярко выраженный ценностный характер и отражает действительность в отношении к человеку, в ее значении для него. А это и
233 |
Лекция VI
переводит нас к необходимости упомянуть еще одну важную особенность процесса художественного отражения.
Диалектика объективного и субъективного. Едва ли кому-нибудь придет в голову мысль о том, что наука - враг всякой субъективности. Однако приходится все же согласиться: чем меньше субъективного в научных выводах, открытиях и познанных законах природы, тем лучше. Ценность научных трудов прямо определяется степенью адекватности отражения объекта познающим субъектом, воспроизведением его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.
В искусстве же роль субъективного фактора огромна. Индивидуальность художника, своеобразие его взгляда на мир имеют порой решающее значение. Если в сфере научного знания открытия одного и того же закона могут осуществляться учеными, находящимися в различных частях земного шара и обладающими совершенно разными личностными свойствами, то в мире искусства такой параллелизм совершенно невозможен. Когда два или несколько художников берутся за воплощение одной и той же темы, одинаковые произведения искусства появиться не могут.
Правда, один случай совпадения произведений разных художников все же описан Низами в «Книге о славе» из «Ис-кендер-наме». В этом поэтическом отрывке рассказывается о состязании двух прославленных художников - румийца и китайца. Чтобы установить, чье мастерство совершенней, было решено поручить каждому из них расписать по одной из внутренних сторон арки. Арку разделили плотной завесой, чтобы художники не могли видеть работу друг друга. Когда роспись была завершена, ткань откинули и все увидели две прекрасные картины, на которых все - и рисунок, и цвет были абсолютно схожи. Необычайное тождество созданных образов было воспринято всеми присутствующими как непостижимая тайна. Разгадать секрет арки удалось лишь неожиданно появившемуся Искендеру (Александру Македонскому), который приказал вновь задернуть завесу. И как только это было сделано, все увидели, что картина румийца по-прежнему сверкает яркими красками, а картина китайца исчезла. Оказалось, что в
234
Сущность и функции искусства то время, когда румиец создавал свой шедевр, китаец так отполировал поверхность своего камня, что тот словно зеркало отразил работу соперника.
Описанный случай только подтверждает упомянутую нами закономерность: каждый художественный образ уникален; в основе его - неповторимая индивидуальность творца.
Исключительное значение субъективного фактора в искусстве делает совершенно неприложимой к сфере художественного творчества расхожую формулу «незаменимых людей нет». Разве мог бы кто-нибудь создать Илиаду вместо Гомера или Девятую симфонию вместо Бетховена? Благодаря великим и неповторимым художественным шедеврам мы имеем возможность сегодня взглянуть на мир так, как воспринимали его Сервантес, Стравинский или Пикассо.
|
|
Вместе с тем художественные образы могут передавать и независимое от художника содержание. По образному выражению Г. Гейне, перо художника оказывается иногда «сильнее самого художника». Логика жизненных обстоятельств порой такова и с такой неумолимостью вторгается в содержание искусства, что даже для самих авторов художественных произведений, судя по их собственным признаниям, становится непредвиденным «сюрпризом». «Слыхали, какую шутку удрала Татьяна? Она замуж вышла», - писал А. Пушкин, озадаченный неожиданным поворотом, наметившимся в сюжетной канве «Евгения Онегина». «Вронский после разговора с Карениным стрелялся», и это явилось полной неожиданностью для самого Л. Толстого, а М. Шолохов часто вспоминал, что «тянул, тянул Григория Мелехова к большевикам», а тот «уперся и не пошел». Художник задает изначальные параметры, обеспечивающие самодвижение, саморазвитие образа. Но сделав это, художник уже ничего не может изменить, не искажая художественной правды.
Объективное и субъективное в образе сливаются в нераздельную целостность. Это дало повод Ю. Бореву охарактеризовать образ как сфинкс. В греческой мифологии сфинкс -это крылатая полуженщина, полульвица, задававшая прохожим неразрешимую загадку. В Древнем Египте сфинкс изображался в виде фантастического существа с телом льва и го-
235 |
Лекция VI
ловой человека. Сфинкс - это человеколев. Он и не лев, и не человек. Он человек, освоенный через льва, и лев, понятый через человека.
Диалектика эмоционального и рационального. Воснове своей наука^- это мир рационального, мир понятий, категорий и законов. Эмоциональное может сопутствовать научному поиску, но в результатах научного труда, в теоретических выводах, в формулах и т. п. оно, как правило, отсутствует. Его может там и не быть. В искусстве же мы сталкиваемся с прямой очевидностью исключительной роли эмоционального начала. Эмоциональность - своеобразная первооснова художественного образа. В древнеиндийской мифологии даже сложилось представление о том, что искусство появилось на свет, когда человек не смог сдержать переполнившие его чувства. В одной из древнеиндийских легенд говорится о мудреце Вальками, охваченном гневом, скорбью и состраданием, когда на его глазах злой охотник пронзил стрелой маленького кулика, нежно перекликавшегося со своей подругой. Вальками проклял охотника и слова, которые вырвались из его сердца, сами собой сложились в особую стихотворную строфу. Таким стихом (каноническим размером «шлока») бог Брахма впоследствии повелел воспевать подвиги Рамы.
|
|
Л. Н. Толстой видел специфику искусства в его образности и в исключительной силе эмоционального воздействия. Искусство является важным средством общения между людьми и одним из необходимых условий человеческой жизни. В знаменитом трактате «Что такое искусство?» Толстой стремился показать, что художественная деятельность основана на способности человека воспринимать слухом и зрением выражения чувства другого человека: «...человек смеется - и другому человеку становится весело; плачет — человеку, слышащему этот плач, становится грустно; человек горячится, раздражается, а другой, глядя на него, приходит в то же состояние. Человек высказывает своими движениями, звуками голоса бодрость, решительность или, напротив, уныние, спокойствие, - и настроение это передается другим. Человек страдает, выражая стонами и корчами свое страдание, - и страдание
23 6 |
Сущность и функции
___________________________________________ _^^_аа
это передается другим; человек высказывает свое чувство восхищения, благоговения, страха, уважения к известным предметам, лицам, явлениям, - и другие люди заражаются, испытывают те же чувства восхищения, благоговения, страха, уважения к тем же предметам, лицам, явлениям» (цит. по кн.: [6]). Эти чувства, самые разнообразные, сильные и слабые, значительные и ничтожные, хорошие и дурные, если только они заражают читателя, слушателя, зрителя, составляют, по Толстому, предмет искусства. Искусство - это и чувство самоотречения, и покорность судьбе или богу, передаваемое драмой, это и описываемый в романе восторг влюбленных, и изображенное на картине чувство сладострастия, и бодрость, передаваемая торжественным маршем в музыке, и веселье, вызываемое пляской. Таким образом, если посредством языка люди передают друг другу мысли, то посредством искусства они передают друг другу чувства.
В этой постановке вопроса есть определенный смысл. Однако, трактовка специфики искусства, которую дал Толстой, отличается некоторой односторонностью. Дело в том, что с помощью языка люди передают друг другу не только мысли, но и чувства (слово используется как материал художественной формы в поэзии и прозе, а интонационные свойства разговорной речи составляют основу музыки), тогда как посредством искусства люди передают друг другу не только чувства, но и мысли. Художественный образ представляет собой диалектическое единство эмоционального и рационального. Отрицание рационального начала в искусстве ведет к принижению его познавательных возможностей. Да и сам Толстой, характеризующий искусство как человеческую деятельность, состоящую в передаче от одного человека другому испытываемых им чувств, лишь существенно дополнил определение, которое он давал ранее. В статье «Об искусстве», предшествовавшей эстетическому трактату, о котором шла речь, Толстой подробно говорил о художественном выражении мысли.
Специфика искусства проявляется не только в предмете и содержании отражения и познания. Она обнаруживается и в форме протекания этих процессов. Если в науке познание
237 |
Лекция VI
действительности осуществляется в понятиях, категориях, силлогизмах и т. п., то в искусстве - в форме художественных образов. При этом наука есть высшая форма теоретического познания, тогда как искусство - высшая форма эстетического познания мира.
Последнее положение особенно важно, поскольку в нашем общественном сознании на протяжении нескольких десятилетий активно укоренялась точка зрения, согласно которой наука является высшей формой человеческого знания вообще. Это приводило к абсолютизации роли науки в общественной жизни, а также к стремлению «онаучить» все и вся, каждую сферу общественной жизни, любую форму выражения человеческого духа. В своих крайних проявлениях сциентизация мышления приводила к убеждению о том, что наука может (и должна) подменить собой религию, философию, искусство и другие формы знания. В понятие «научный» автоматически вкладывался положительный, а в понятие «ненаучный» - отрицательный смысл. Однако у науки есть границы и это дало повод Гадамеру, одному из ведущих представителей философской герменевтики XX века, бросить крылатую фразу: «Мы живем в такое время, когда до суеверия верят в науку». Гадамер совершенно справедливо имел в виду, что наука есть особый, но далеко не единственный тип знания.
Известно, что гносеология рассматривает познание как процесс отражения закономерностей объективного мира в человеческой голове. Гносеология дает объяснение закономерностей отражения действительности в сознании человека во всех формах этого отражения, в том числе и в художественно-образной. Основой человеческого познания является общественно-историческая практика людей. По мере практического освоения человеком действительности развивается и познание, восходящее от знания менее глубокого к более глубокому и многостороннему, от непосредственного созерцания явлений к познанию их сущности. Все знания человек получает из опыта. Источник знания объективен, независим от человека.
238 |
Сущность и ФУ»кции _искупГтп
Первой, начальной ступенью познания является живое созерцание, то есть непосредственное отражение действительности в чувственных образах: ощущениях, восприятиях, представлениях, которые есть не что иное, как субъективные образы объективного мира. В чувственном отражении действительности человек имеет дело по преимуществу с миром единичных явлений и наиболее простых связей между ними. Сущность же процессов, общее и закономерное в них не воспринимаются непосредственно. Человек познает их на второй ступени процесса познания - на ступени абстрактного мышления. Основной особенностью абстрактного мышления является отвлечение от несущественных, второстепенных качеств предметов и обобщение их наиболее важных сторон, признаков. Мышление, основными формами которого являются понятия, суждения и умозаключения, отражает сущность вещей и процессов. В абстракциях мышление воспроизводит объективную реальность глубже, вернее, полнее, чем это может сделать непосредственное, живое созерцание единичных предметов.
Получается, что наряду с такими основными формами отражения действительности, как ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение существует еще и художественный образ - специфическая, присущая только искусству форма познания объективного мира. Каково место этой формы в процессе познания в целом и как она соотносится с другими, названными выше, формами?
--Лажная особенность художественного образа состоит в том, что он синтезирует в себе отдельные стороны всех шести основных форм отражения. Его нельзя отнести только к чувственной или только к рациональной ступени познания; он не может считаться исключительно миром единичного, так же, впрочем, как и исключительно миром общего; как и другие образы - формы познания, художественный образ впитывает в себя диалектику объективного и субъективного. И вместе с тем, художественный образ, как показал С. X. Раппопорт, ближе всего к представлению. ~~
_Пр^дставление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений объективного мира, которые воспринимались
239 |
Лекция VI
нами ранее, но которые в данный момент не воздействуют на наши органы чувств. Представление, так же как ощущение и восприятие, есть в конечном счете результат воздействия материального мира. Но представление, в котором воспроизводятся образы уже воспринимавшихся предметов и явлений, -это более высокая форма психической деятельности человека, чем ощущение и восприятие. Огромное значение представлений заключается в том, что в них имеются элементы обобщения не только тех отдельных предметов и явлений, которые в данный момент воздействуют на наши органы чувств, но и предметов и явлений внешнего мира, которые воспринимались в прошлом. Представление тем и отличается от ощущений и восприятий, что оно содержит больше элементов обобщения. Представления (образы памяти, образы воображения) формируются в интеллекте и требуют аналитически обобщающей работы психики.
Принято различать обыденные и специализированные представления.
К последним относят представления научные и художественные. Научные представления, то есть конструкторские замыслы и технические проекты, это своеобразные «схемы» (нередко чертежи) предметов, которые выявляют существенное в них, но в то же время лишены реального чувственного богатства, поскольку из них исключено человеческое отношение. Художественные представления, как показал Раппопорт, отличаются высоким уровнем обобщенности. Они содержат в себе осмысление множества фактов обширного социального опыта и не имеют прямого аналога в действительности. Художественные представления требуют активного участия воображения, интуиции, логического мышления, высшей творческой работы интеллекта, а также сохраняют чувственное богатство отраженной действительности и включают отношение к ней человека. Следовательно, художественный образ и есть представление особого рода.
Учитывая важную роль, которую в художественно-образном познании мира играет воображение, коснемся еще одного вопроса. В книге Я. Э. Голосовкера «Логика мифа» содержится интересная попытка осмыслить воображение как
240
Сущность и функции искусств»
Лекция
VI
241
высшую силу человеческого разума. Автор считает злым недоразумением широко распространенную точку зрения, в соответствии с которой воображение отдают на откуп детскому и художественному творчеству, а мифологическое мышление трактуют только как явление первобытное и примитивное.
Для характеристики сущности творческого мышления Голосовкер вводит понятие имагинацип. Латинское «ппа&о» по-русски передается словом «образ». Поскольку же термин «образное мышление» эстетикой и искусствознанием изрядно затаскан, имагинацию Голосовкера, скорее всего, следует толковать через русское слово «воображение». Надо только иметь в виду, что само-то воображение обязательно должно быть понято как проявление творческой и познавательной способности человека одновременно, тем более, что миф, на материале которого и проводит свой тонкий анализ автор, -это не только «выдумка», но и «познанная объективность мира». Воображение угадывало раньше и глубже то, что только впоследствии докажет наука. В имагинативном (воображаемом) объекте заключен действительный реальный объект. Имагинативный объект, по Голосовкеру, «насыщен смыслом, как рог изобилия - пищей», поскольку тайна действительного бытия «беспредельна и микрокосмична».
Гераклит и Платон, как подчеркивает Голосовкер, познавали мир мифологически, а значит - имагинативно, силой воображения. Достоевский «тоньше, чем логик Кант, понял антиномию высших идей разума»: «галлюцинаторный образ» черта, порожденный воспаленным воображением Ивана Карамазова, поочередно оказывается то жизненной реальностью, то простым «мороком мысли».
Основание и следствие в мифе связаны между собой только творческой волей воображения. Мертвый герой расчленен на части, сварен, изжарен и даже частично съеден. И все же он может воскреснуть. Здесь действует особая, энигматическая логика (от греческого «энигма» - загадка). Это - логика чудесного. Для желания нет предела, для желания нет и невозможного. Шлем-невидимка делает героя невидимым - и все! Почему? - неизвестно.
В воображении (в мифе, сказке, фантазии) имагинативное бытие становится для нас «реальнее любой реальности вещей». Имагинативно по своей природе и культурное сознание в целом. «Имагинативный абсолют» можно обнаружить в социальных утопиях и идеалах, религиозных учениях, системах философии, великих истинах и гипотезах науки. Он воплощается и в художественных образах с их удивительным «много-смыслием», что помогает понять природу искусства - этой специфической формы отражения и познания объективного
мира.
В заключение отметим, что при всей важности миметической стороны искусства, познавательную грань художественной деятельности нельзя абсолютизировать. В период вульгарной гносеологизации нашей философии и эстетики встречались утверждения о том, что сущность искусства гносеологическая (познавательная). Однако это не так, сущность искусства все же иная; об этом речь пойдет в следующей лекции. Здесь же достаточно будет сказать, что степень активности познавательного процесса в различных художественных явлениях неодинакова. Вряд ли целесообразно говорить, например, об активных познавательных процессах в архитектуре или декоративно-прикладном искусстве; не стоит уравнивать в этом плане балет и художественную прозу и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли:
В 5 т. - Т. 1. - С. 116.
2. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М., 1962. - С. 248.
3. Марков М. Е. Искусство как процесс. - М., 1970. - С. 56-57.
4. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1957. -Т. 8. -
С. 507.
5. Бальзак О. Собр. соч.: В 15 т. - М., 1955. - Т. 13.- С. 375.
6. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. -
Т. 4 (первый полутом). - С. 530.
242
Лекция VII
1.3. Творческо-созидательная (деятельностная) сторона
природы искусства
В прошлой лекции уже говорилось о том, что природа искусства диалектически противоречива, и оно включает в себя, наряду с миметической (познавательной), творческо-созпда-тельную (деятельностную) сторону. Искусство нельзя трактовать только как «подражание», «воспроизведение» или «познание». Но его также нельзя понимать исключительно как «созидание», «творческо-преобразующую деятельность». Однако на деле представители миметической и творческо-сози-дательной концепций природы искусства нередко занимают прямо противоположные теоретические позиции. Если бы у нас появилась возможность задать стороннику деятельност-ной концепции вопрос о том, является ли искусство по своей природе миметическим феноменом, мы наверняка получили бы отрицательный ответ: искусство не является подражанием и не имеет отражательных, воспроизводящих функций. Задача искусства совершенно иная. Его нельзя считать чем-то вторичным. Оно самоценно, суверенно и самодостаточно. Представители творческо-созидательной (деятельностной) концепции категорически настаивают на специфической самобытности искусства. Художественное творчество, утверждают они, зиждется на органических законах, присущих его внутренней природе. Причины, вызывающие развитие художественного процесса, и его движущие силы надо искать не «вне», а «внутри», в сфере самого искусства.
Идея самоценности художественного творчества восторжествовала в эстетической теории второй половины XIX века. К этому времени она получила свое завершенное, целостное и достаточно полное выражение в рамках формальной школы в эстетике и искусствознании. Обоснование кардинальной идеи самодостаточности и суверенности искусства мы находим в Германии - у эстетика Конрада Фидлера (1841-1895), скульптора и теоретика искусства Адольфа фон Гильдебранда (1847-1921), в Австрии - у искусствоведов Алоиза Ригля (1858-
2905) и Макса Дворжака 1874-1921), в Швейцарии - у выдающегося теоретика и историка искусства Генриха Вёльфлина (1864-1945).
В официальной советской эстетике формальная школа однозначно рассматривалась как негативное и ошибочное течение в искусствоведческой мысли. Иногда, правда, высокий научный авторитет таких корифеев искусствознания, как Вёль-флин, Дворжак и Ригль признавался, однако считалось, что их достижения в науке об искусстве были получены вопреки разработанному ими формальному методу. А между тем формальная школа ознаменовала собой магистральное направление в эстетике и искусствознании, и лучшие ее представители внесли неоценимый вклад в современные представления об искусстве и природе художественного творчества.
Идея самоценности искусства теперь уже стала общепризнанной. Но это вовсе не означает, будто концепции, выдвинутые предшествующим развитием эстетической мысли, несостоятельны. Представления Аристотеля, просветителей XVII и XVIII веков, Гегеля о миметическом характере художественного творчества, его познавательной сущности, воспитательном значении и т. п. не были ошибочными. Они порождались духовной ситуацией своего времени и сохранили значение для наших дней. По точному суждению А. Зися, представления, привнесенные в науку об искусстве из прошлого, особенно если они не переосмыслены в соответствии с новым социальным и художественным опытом, «звучат несколько архаично». Однако «простой отказ от них вовсе не является свидетельством современного мышления». Взгляды на природу художественного творчества не могут быть неподвижными. Поэтому и «суверенность искусства - отнюдь не окончательное суждение. «Последнее» слово - всегда впереди». Сегодня «таким словом» является именно суверенность, но если оно будет понято односторонне, то его ожидает та же судьба, что постигла вульгарно понятую миметичность» [1].
Поиски источника саморазвития искусства начались задолго до возникновения формальной школы. Для Винкель-мана, например, таким источником служило «равнение» на Античность. Он считал, что культура этой эпохи представляет
244 |
Сущность и функции и скуспта1
собой классическую нормативную форму, которая дает жизнь всем последующим этапам развития искусства и выступает в качестве неоспоримой отправной точки художественного процесса Из «правильного» античного искусства выросло «неправильное» искусство Средневековья с искаженными формами и пропорциями; затем появилось вновь «правильное» искусство Возрождения; за Возрождением - опять «неправильное» Барокко с его необычайной пышностью, вычурностью и «темнотой» стиля, а за ним - «правильный» Классицизм, который отличают ясность мысли, стройность композиции и гармоничность пластических форм. Становлению идеи самоценности художественного творчества в немалой степени способствовала деятельность романтиков, активно разрабатывающих средства отстранения искусства от жизни. Взгляд на искусство как на нечто, имеющее ценность само по себе, отчасти утвердился в наследии Шеллинга. Однако вплоть до появления трудов Канта антимиметическая концепция природы искусства не имела строгой философской основы. Этим, по-видимому, и объясняется сравнительно позднее образование формальной школы. В свете кантовского агностицизма не существовало даже малейшей возможности трактовать искусство как форму отражения или познания мира. Представления Канта о свободной красоте, бескорыстности и незаинтересованности эстетического любования сыграли решающую роль в теоретическом оформлении деятельностного подхода к искусству. Будучи убежденными противниками аристотелевской концепции мимезиса, представители формальной школы ориентировались не на гегельянские, а на кантианские традиции в эстетике.