Заказ № 299 13 страница

Построение теоретической модели системы человеческой деятельности, которая охватывала бы закономерными связя­ми всю совокупность образующих ее элементов, - задача на редкость трудоемкая. Структура человеческой деятельности активно обсуждается в специальной литературе и подводить итоги научной дискуссии, развернувшейся вокруг этой про­блемы, было бы преждевременно. По этому вопросу высказа­ны разные точки зрения и характеризовать здесь каждую из них в отдельности, по-видимому, нет нужды. Достаточно будет подчеркнуть, что деятельность - это и материально-практи­ческие, и интеллектуальные операции, и внешние, и внутрен­ние процессы. Деятельностью в той же мере является работа мысли, как и работа руки. Таким образом, человеческая дея­тельность реализуется в двух наиболее общих формах - прак­тической и духовной. Результатом первой являются измене­ния в материальном общественном бытии, в объективных условиях существования и развития общества, в реальном поведении человека; результатом второй - изменения в сфе­ре общественного и индивидуального сознания.

Выделение сознания в особый вид духовной целеполагаю-щей деятельности было связано с разветвлением практичес-

9 Заказ № 299





258


Сущность и функции искусства


Лекция VII


259



ки-духовной активности человека в процессе исторического развития, углублением социального разделения труда, объек­тивной потребностью в осознании коллективной обществен­ной цели - то есть мысленного образа будущего результата деятельности и способов ее осуществления. Цель должна быть представлена человеку в качестве факта сознания. Субъек­тивность цели обеспечивает возможность манипулирования образами не скованного необходимостью действительного из­менения материального объекта. Это создает предпосылки для творческого характера мышления, целеполагающей и пред­метно-преобразующей деятельности.

С точки зрения роли деятельности в социальном разви­тии важное значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата изве­стными же средствами) и продуктивную (связанную с реали­зацией новых целей и использованием соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью но­вых средств). Следовательно, творчество - это сложные про­цессы, протекающие в сфере духовной и практической деятель­ности и приводящие к созиданию чего-либо нового, отвечаю­щего потребностям поступательного развития общества, тогда как нетворческая деятельность связана с повторением творческих достижений, распространением, популяризацией их, закреплением в фонде общественных ценностей.

Творческая и нетворческая деятельность не встречаются в чистом виде, и даже простейшие формы отражения действи­тельности в человеческом сознании обнаруживают диалекти­ку репродуктивного и продуктивного начал. Любое обобще­ние, элементарнейшая общая идея (понятие) не может тракто­ваться как непосредственный зеркально-мертвый акт. Не со­ставляет исключения и обычная репродукция в живописи, ина никогда не бывает абсолютной копией оригинала. Даже помимо собственной воли копиист может оставить в ней опре­деленный творческий след.

Конечно, когда копируется живописное полотно с ранее избранной темой и осуществленным идейно-образным, сюжет­ным и колористическим решением, главные творческие цели здесь уже достигнуты, и копиисту следует лишь воспроизвес-


ти то, что было найдено художником. Однако, можно ли ска­зать, что в деятельности копииста совсем отсутствует какое бы то ни было творческое начало? Едва ли. Укажем хотя бы на одно из них. Ведь для того, чтобы воспроизвести колорит картины, он должен решить конкретную творческую задачу: какие красители смешать и в какой пропорции, чтобы добиться адекватности цветовых соотношений.

Диалектика продуктивного и репродуктивного начал в художественной деятельности выявляет тот безусловный факт, что отношения «оригинал - копия» не столь однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Художественная но­визна, неповторимость, оригинальность начинают постепенно растворяться, когда сталкиваешься с изучением конкретного творческого пути того или иного автора, идущего к своей цели через создание многочисленных набросков, этюдов и картин, в которых последовательно выкристаллизовываются образы будущего шедевра. Ведь в этом шедевре, в известном смысле, повторяется то, что уже было найдено художником. В твор­ческой (по своему существу) деятельности ваятеля и живо­писца можно обнаружить и другие черты репродуктивного мышления - воссоздание, воспроизведение явлений социаль­ной действительности, следование сложившимся художествен­ным традициям и т. п. В условиях, когда наука еще не от­крыла способов измерения количества творческих и нетвор­ческих элементов в деятельности, нам приходится довольство­ваться констатацией, что деятельность художника в основном есть творчество, а деятельность копииста по существу творче­ством не является. Однако не следует забывать, что велико­лепно выполненная копия подлинного шедевра может порой иметь большую художественную ценность, чем иной «ориги­нал». Неравноценность подлинника и репродукции всегда очевидна по отношению к данному произведению и его повто­рению, но не к любой отдельно взятой копии и отдельно взя­тому оригиналу. Для человека, следовательно, важны оба вида деятельности. Творческая и нетворческая деятельность друг без друга не могут существовать.

Исключительную методологическую роль в современной эстетической теории выполняет также классификация всеоб-


Сущность и функции искусства


Лекция VII


261



щих форм индивидуальной деятельности, отражающая сис­темное построение ее всеобщих видов. Чем бы не занимался человек, что бы он ни делал, сколь бы многообразно не прояв­лял себя в повседневной жизни, его активность, в конечном итоге, обнаруживается лишь в четырех основных направлени­ях: либо он действительность преобразует (1), либо он ее по­знает (2), либо участвует в процессе ценностной ориентации (3), либо - в акте общения (4). Преобразование, познание, цен­ностная ориентация и общение - родовые характеристики индивидуальной деятельности, абстрагированные от конкрет­но-исторических условий жизни. Они взяты здесь вне систе­мы общественных отношений как некие универсальные фор­мы. Надо помнить, что только общество «наполняет» эти фор­мы реальным, конкретно-историческим содержанием.

Учитывая тот факт, что смысл понятий «преобразование», ♦ познание» и «ценностная ориентация» ранее был подробно раскрыт, специально подчеркнем, что «общение», как это было убедительно показано в трудах К. Ясперса, М. Бубера, М. Дюф-рена, М. Бахтина, В. Библера и М. Кагана, представляет собой межсубъективное взаимодействие, и его нельзя смешивать с простой коммуникацией. Последняя связана с передачей ин­формации, тогда как общение предполагает диалог, особое со­пряжение информационных потоков. Эти потоки ориентиро­ваны друг на друга и взаимодействуют во имя получения но­вой информации. Информация же, образовавшаяся в ходе ди­алога, нередко объединяет ее создателей, сохраняя своеобра­зие личности того и другого.

Весьма специфическим видом духовно-практической ак­тивности людей является эстетическая деятельность, кото­рая на заре развития человеческого общества была вплетена в различные практические операции и утилитарные отноше­ния, в процесс изготовления орудий труда, оружия, бытовой утвари, в магические обряды, мифотворчество и т. п. Этому способствовал синкретический характер человеческой деятель­ности, ее изначальная аморфность и диффузность, отсутствие четкой дифференциации на отдельные виды и типы. Даль­нейшее развитие общественной жизнедеятельности сопровож­далось постепенным отпочкованием некоторых видов мате-


риального и духовного производства, в результате чего эстети­ческая деятельность начала проявляться в двух основных формах: как момент (сторона, грань) других видов челове­ческой активности, и как самостоятельное эстетическое творчество. В первом случае речь идет, например, о прида­нии эстетической выразительности продуктам материально­го производства, а также об эстетических аспектах полити­ческих, правовых, нравственных и религиозных отношений, а во втором — об эстетической организации окружающей сре­ды, дизайне, художественных промыслах и, конечно же, об ис­кусстве, представляющем собой высшую форму эстетической деятельности человека.

Дальнейшее восхождение по лестнице научной конкрети­зации приводит от понятия эстетической деятельности к по­нятию художественной деятельности, которую можно оха­рактеризовать как практически-духовную активность чело­века в процессе создания, воспроизведения и восприятия ху­дожественных произведений. Не будем забывать, однако, что в данной лекционной теме мы стремились осмыслить искус­ство как высшую форму эстетического познания и эстети­ческой деятельности человека. Взятое под этим углом зре­ния, искусство есть особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочета­ются художественно-образное познание жизни с творчеством по законам красоты. Что же касается понятия «художествен­ная деятельность», постараемся конкретизировать его через понятие «функции искусства».

1.5. Социально-ролевая организация искусства как сложно-динамическая система

Как-то мне довелось читать про одного персидского шаха, которому вздумалось посетить выставку изобразительного искусства. Оказавшись в картинной галерее, он пришел в нео­писуемое изумление, когда узнал, что живописное полотно, на котором нарисован осел, стоит сто фунтов стерлингов, а насто­ящий осел - только восемь. Шах персидский принимал в со-


262


С\ щность и функции искусства


Лекция VII


263



ображение, что на живом осле можно ездить, тогда как на изображенного - лишь смотреть.

И в самом деле - кому и зачем нужно искусство? Как воздействует оно на окружающий мир и способно ли оно что-либо изменить в объективной действительности?

Под функцией общественных явлений обычно понимают совокупность последствий социальной деятельности. Функ­ция искусства - фактически осуществляемое им действие, реальная форма его участия в многообразных проявлениях общественной жизни. Всесторонний обмен деятельностью в обществе опосредован результатами этой деятельности, ее кон­кретными продуктами. Этот сложный процесс объективно регулируется потребностями, которые представляют собой осо­бые состояния человека, социальной группы или всего обще­ства в целом, выражающие зависимость от объективных усло­вий их существования и развития и являющиеся источника­ми всевозможных форм их активности. Удовлетворение об­щественной потребности есть в сущности процесс присвоения человеком, социальной группой или обществом той или иной формы деятельности, детерминированной общественным раз­витием и представленной предметно.

Искусство с глубокой древности и до настоящего времени служит удовлетворению многообразных общественных потреб­ностей. Пение, пляска, пантомимическое действие, раскраска тела и другие проявления художественного творчества впле­тались в повседневный быт, различные обряды, производствен­ные процессы, участвовали в организации трудовых действий, способствовали передаче веками накопленного социального опыта и т. п. Многочисленные свойства искусства, его способ­ность «решать» различные социальные задачи исторически формировались под влиянием разветвленной системы духов­ных потребностей. Выявление, разграничение, сопоставление сложившихся сторон социально-ролевой организации искус­ства необходимы не просто для неких чисто логических опе­рации, но и для решения комплекса весьма сложных методо­логических и практических проблем.

Изучение закономерностей функционирования искусства все более настойчиво требует использования методологии си-


стемного анализа. Исследования в этой области показали, что функции художественных явлений не могут быть правильно поняты при их изолированном рассмотрении. Необходимо уяснить особенности строения функциональной системы ис­кусства, ответить на вопрос, почему ей свойственна именно эта структура, а не какая-либо иная, осмыслить, какие конкрет­ные роли ее образуют.

Если на первых порах, осмысливая природу искусства, наши отечественные исследователи делали основной акцент на гно­сеологических и социально-воспитательных его сторонах, то позднее к углубленной разработке этих вопросов присоедини­лось изучение и других граней художественно-творческого процесса. Большая группа авторов занялась исследованием семиотических сторон искусства. В центре внимания других ученых оказались аксиологические проблемы. Ряд психоло­гов, эстетиков и искусствоведов вслед за Л. Толстым заинте­ресовался суггестивными (от латинского еи^езНо - внуше­ние) способностями искусства, то есть таким воздействием на личность, которое приводит к появлению у человека, поми­мо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, от­ношения и т. п. Возродился интерес к игровому аспекту худо­жественного творчества. И это не случайно, ведь игра - форма свободного самовыражения человека, не связанная с достиже­нием какой-либо утилитарной цели, доставляющая радость и удовольствие сама по себе. Игра приковывает человека, оча­ровывает его. Цель игры - в ней самой, шедаром И. Кант придавал понятию игры широкий философский смысл, а Ф. Шиллер заключил, что человек прекрасен, «когда он игра­ет», и только тогда он «в полной мере человек»\ И не потому ли, наконец, Й. Хёйзинга увидел в игре сущность культуры и назвал человека кото 1ис1еп5, то есть «человек играющий»? Эвристическую (от «эвристика» - наука о творческом мыш­лении) функцию подробно исследовал Э. Ильенков. Компен­сационная грань художественного творчества или его способ­ность идеально восполнять то, что нужно человеку для удов­летворения его потребностей, наиболее успешно была изучена Ю. Давыдовым. Кассандровскому (от имени древнегреческой прорицательницы, предсказавшей гибель Трои), то есть про-


Г


Сущность и функции искус ства

гностическому началу искусства уделил большое внимание Ю Борев, известный польский исследователь Б. Дземндок специально вычленил катарсическую функцию, А. Еремеев - социально-организаторскую, В. Силин - социализирующую. Одним словом, современная эстетическая литература представ­ляет собой лавину стремительно растущих сведений о раз­личных сторонах и функциях искусства, его самых разнооб­разных особенностях и нюансах.

Л. Столович насчитал уже 8 аспектов и 14 соответствую­щих им функций искусства: отражательно-информационный аспект в его трудах представлен познавательной, просветитель­ской и прогностической функциями, творческий аспект - эв­ристической функцией, оценочный - оценочной, а знаковый -коммуникативной, психологический аспект проявляется в суггестивной, компенсационной и катарсической функциях, социальный - в социально-организаторской и социализирую­щей, воспитательному аспекту соответствует воспитательная функция, а игровому - гедонистическая (от «гедонизм» - удо­вольствие) и развлекательная.

Представление о функциональной многогранности искус­ства утвердилось в работах А. Натева, М. Кагана, А. Зися, С. Рап­попорта и других исследователей. Одновременно с этим стала подчеркиваться мысль о том, что не все жанры искусства име­ют одинаковое функциональное воздействие (нельзя, скажем, в декоративно-прикладном искусстве непременно усматривать прогностическую функцию). Все чаще стала высказываться обоснованная тревога, что «во множестве быстро растущих данных о разных сторонах и функциях искусства растворя­лось представление о нем как о целостном организме, облада­ющем своей качественной определенностью, затуманивалось понимание его природы» и что «в обилии аспектов и функ­ций теряется сущность искусства» [5]. В поисках выхода из этой ситуации М. С. Каган, например, пришел к заключению, что при всех возможных модификациях система основных функций искусства остается целостной и достаточно устойчи­вой. В противном случае не сохранилось бы качественной определенности искусства как деятельности художественной, а не какой-либо иной.


265
 

Лекция VII

Выявление необходимых и достаточных для данной цело­стности функций М. С. Каган считает возможным, если по­дойти к искусству как к части некой метасистемы, то есть извне, из среды, в которую оно вписано. Такой средой для ис­кусства, по его утверждению, является человеческая деятель­ность. Автор анализирует последнюю и теоретически уста­навливает четыре ее компонента: преобразование, познание, ценностную ориентацию и общение. Искусство воссоздает все четыре типа человеческой деятельности в их единстве и пред­ставляет собой ее модель во всей полноте и структурной цело­стности. А это проясняет и функциональное строение искус­ства: чтобы быть моделью человеческой жизни, оно должно объединять все четыре функциональные направленности, иг­рая одновременно роль средства общения, способа ценностной ориентации, инструмента познания и орудия практически-духовного преобразования объективного мира. Вот почему Каган выделяет четыре функции искусства: коммуникатив­ную, просветительскую, воспитательную и гедонистическую.

Следует, однако, подчеркнуть, что принятая Каганом струк­тура человеческой деятельности, в контексте которой и ана­лизируется затем сущность искусства и его функции, встре­чена в философской литературе не однозначно. Создание все­сторонне детализированной теоретической модели человечес­кой деятельности вряд ли будет осуществлено с сегодня на завтра и уж едва ли - в рамках эстетической науки. Однако для выявления самых общих контуров художественной дея­тельности это и не обязательно. По-видимому, в представлен­ной Каганом системе речь идет не столько о структуре дея­тельности, сколько об определенной классификации всеобщих форм индивидуальной деятельности, о построении системы ее всеобщих видов. Не случайно преобразование, познание, цен­ностную ориентацию и общение в структуре искусства выде­ляет и С. X. Раппопорт. Практически те же элементы мы находим и у Л. Н. Столовича, хотя в его концепции одна из функций искусства объединяет познавательный и оценочный моменты. Мотивируется это тем, что художественное позна­ние не может существовать без оценки. Это, конечно, так. Но и другие стороны искусства не изолированы друг от друга.


266

Сущность и

Может ли воспитание осуществляться без познания? Общение - без ценностной ориентации? Не объединяются ли социаль­но-воспитательный и творческо-воспитательный моменты ис­кусства в рамках единой воспитательной «стороны», и при­том с не меньшей степенью неразрывности, нежели та, кото­рая обнаруживается во взаимосвязи познания и оценки? А само воспитание не есть ли преобразование личности? Важно только учитывать, что преобразование, познание, ценностная ориентация и общение социально детерминированы, и обще­ство в конечном итоге наполняет активность человека во всех наиболее общих тенденциях конкретным социальным содер­жанием. Именно поэтому система всеобщих видов индивиду­альной деятельности не может заменить собой структуру че­ловеческой деятельности, а искусство — претендовать на роль универсального интегратора общественных отношений.

Что же касается социально-ролевой организации искус­ства как сложно-динамической системы, то ее интенсивная разработка на этом не прекратилась. Новый вариант функ­циональной теории искусства был предложен все тем же М. С. Каганом [6], сделавшим на этот раз попытку обобщить результаты, полученные не только им самим, но и другими исследователями.

Автор настаивает на необходимости различать «две ситу­ации: первая - это процесс художественного творчества, в котором функционирует творческое воображение художника, направляющего свою активность на отраженную действитель­ность; вторая - функционирование самого произведения ис­кусства, активность которого направлена на преобразование действительности» [6, с. 13-14]. Поскольку же в художествен­но-образном освоении окружающего мира объединяются по­знание, ценностная ориентация, преобразование и общение, Каган выделяют четыре функции художественного творче­ства, три из которых {познавательная, оценочная и преобра­зовательная) проявляются по отношению к действительнос­ти, а одна {коммуникативная) - по отношению к человеку.

Во втором случае, то есть «когда мы обращаемся к анали­зу функционирования самого искусства - художественных произведений, однажды созданных и ведущих самостоятель-


267

Лекция VII

ную жизнь» [6, с. 14], среда, на которую воздействует искусство, весьма неоднородна: она включает в себя природу\ общество как сферу социальных отношений, человека, представляющего собой синтез природной и социальной «субстанций», и культу­ру. Искусство же, будучи элементом культуры, связано с ней функционально и вместе с тем обнаруживает особую функци­ональную направленность в другие сферы действительности.

Первая, социально-организаторская функция проявляет­ся во взаимосвязи «искусство - общество». Эта функция яв­ляется своеобразным ответом на одну из важнейших потреб­ностей общества как саморегулирующейся системы - потреб­ности в постоянном укреплении целостности, в обеспечении прочности связей своих компонентов. Социально-организатор- -екая функция искусства осуществляется двояко: в подфунк­ции эстетического оформления коллективных действий (то есть в виде придания политическим, военным, дипломатичес­ким, этическим, религиозным церемониям эстетической при­влекательности, величественности, поэтичности) и в подфунк­ции социализации индивида (то есть в исторически необходи­мом процессе формирования человека как личности, в кото­ром он приобщается к общественным ценностям, впитывая в себя социальный опыт, и складывается по определенным об­щественным меркам).

Вторая функция искусства обнаруживается в подсистеме «искусство - человек» и стимулируется художественной по­требностью, необходимостью очеловечивания человека, одухот­ворения, облагораживания его, пробуждения в нем духовных потенций. Эту функцию М. Каган определяет как развитие духовного потенциала человека и отмечает, что она также распадается на две подфункции - духовного возвышения че­ловека (осуществляющегося искусством на уровне всеобщно­сти человеческого бытия всесторонне и целостно, в единстве мыслей и чувств, воли и воображения, в единстве эстетическо­го, нравственного, гражданственно-политического отношения к миру, а на уровне индивидуального бытия человека - по­средством удовлетворения его внутренней эмоциональной потребности испытывать радость, удовольствие, наслаждение от соприкосновения с художественными ценностями) и инди-


268


Сущность и функции


Лекция VII


269



видуализации социума (поскольку необходимость в социали­зации каждого индивида как бы дополняется встречной об­щественной потребностью - стремлением к утверждению ин­дивидуальности, к обретению собственного самосознания, к духовному самоопределению). Именно здесь, в подсистеме «искусство - человек» и проявляются выделенные автором в предыдущих работах просветительская, воспитательная, ком­муникативная, гедонистическая и художественно-воспитатель­ная функции, но теперь уже на правах так называемых функ­ций второго порядка\

Следующая функция искусства - преображение природы во имя повышения ее эстетического потенциала - стимули­руется потребностью общества оптимизировать отношения человека с природой и осуществляется, во-первых, с помощью изображения природы в особой художественно-одухотворен­ной форме, и во-вторых, - путем внесения в природу новой красоты (садово-парковое искусство, некоторые виды архитек­тонических искусств, прикладные искусства, дизайн и т. п.). Эта функция проявляется в подсистеме «искусство - приро­да» и включает в себя, наряду с подфункцией эстетического совершенствования природной среды, подфункцию эстетичес­кого совершенствования человеческого тела (вспомним, на­пример, какими возможностями в этом отношении обладает искусство грима или как совершенствуют эстетические каче­ства человеческого тела танец и некоторые синтетические объединения искусства и спорта).

Характеризуя подсистему «искусство - культура», М. Ка­ган отмечает два аспекта потребности культуры в искусстве, первый из них - это внутренняя потребность, которую испы­тывает культура как таковая и каждый ее социально-истори­ческий или этнический тип, и второй - потребность в искус­стве как специфическом инструменте «общения культур» Эти аспекты и обусловливают две главные функции искусст­ва по отношению к культуре - функцию самосознания куль­туры (поскольку культура «смотрится» в искусство как в!вил^° Г С°*;ершенствУется под влиянием того, что она в нем кусстно И ФУНКЦИЮ *«<*** * общении культур (так как ис­кусство выступает в роли «представителя» культуры, к кото


рой принадлежит и оказывается способным «открывать» ее другим участникам историко-культурного «диалога»).

Как здесь не вспомнить о М. М. Бахтине, который считал «вненаходимость» самым могучим рычагом понимания куль­туры, ее особенностей? Чужая культура открывает себя более полно и глубоко только в глазах другой культуры. Один смысл обнаруживает свои глубины, когда он входит в соприкоснове­ние с другим, чужим смыслом. Между ними возникает диа­лог, преодолевающий замкнутость и приводящий к взаимно­му обогащению.

И, наконец, исследуя подсистему «искусство - искусство», М. Каган указывает на потребность искусства в эстетическом самосовершенствовании. Из этой потребности и выводится далее функция саморегуляции развития искусства, прояв­ляющаяся в равнении на классику, в постоянном освоении профессионального опыта, а также в непрерывном обновлении, самоизменении, в процессе влияния одного этапа развития на другой или во взаимовлиянии различных национальных и иных художественных традиций.

Обратим внимание на то обстоятельство, что функции ис­кусства экстрагируются здесь из реальных общественных потребностей, а не из неких всеобщих форм деятельности, взя­тых вне системы общественных отношений. Искусство ана­лизируется в своем социально-культурном контексте, в не­разрывной связи со средой, которая его порождает, окружает и испытывает его же воздействие.

Однако мера конкретизации предложенной Каганом мо­дели, степень ее реальной «включенности» в систему обще­ственных отношений остаются спорными. Правильно ли, на­пример, утверждение, что искусство в любой конкретно-исто­рической ситуации осуществляет духовное возвышение чело­века, способствует развитию его индивидуальности и являет­ся средством проникновения в подлинные закономерности бытия? Почему, в таком случае, фактически осуществляемое искусством действие оказывается порою прямо противопо­ложным? 'Почему вместо духовного возвышения человека мы нередко сталкиваемся с его духовным оскудением, а вместо развития индивидуальности и самосознания - с грубым ус-





270


СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ


Лекция VII


271



реднением, «омассовлением», аиндивидуализацией? Почему, на­конец, с помощью все того же искусства может осуществляться приобщение человека к миру иллюзорного опыта, культивиро­вание пассивного, потребительского отношения к жизни?

Не секрет, что характерной особенностью некоторых об­разцов «массовой культуры» является их способность осво­бождать человека от необходимости предпринимать интеллек­туальные усилия и указывать ему простейший путь к наслаж­дению. Там, где определяющим показателем духовного про­изводства становится его товарность, неизбежно вступает в силу «потребительское кредо», согласно которому все, что человек покупает, должно быть приятно и удобоваримо. Такой потре­битель стремится найти в искусстве нечто занимательное и забавное, рассматривает его лишь как средство, способствую­щее релаксации, психологической разрядке. В представлении потребителя искусство должно иметь чисто рекреативное зна­чение (с его помощью можно «провести» время, «убить» его и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: