Безудержная погоня за наживой приводит к снижению эстетических критериев, вульгаризации потребностей и вкусов, губит подлинные таланты, делает их жертвами моды. Кинозвезды и прочие знаменитости, рекламируемые в иллюстрированных журналах, в радио- и телепередачах, в развлекательных музыкальных программах и театрализованных шоу, приобретают статус псевдоидеалов, становятся «имиджами» (образцами для подражания), приводят к «идентификации» (стремлению человека хотя бы в воображении отождествить себя с тем, на кого ему хотелось бы походить). Приспосабливаясь к нездоровым и отсталым вкусам, искусство репродуцирует и закрепляет их, способствует воспроизводству «анонимного», «авизированного» человека, приводит к девальвации духовных и материальных ценностей, эрозии нравов манипулирует психикой путем проникновения в сферу подсознательного, в область инстинктов, прибегает к неприкрытой пропаганде жестокости и секса. Подмена подлинных ценностей фальшивыми, низведение естественного чувства на уровень китча - все это наводнило не только изобразительные и литературные формы «массовой культуры» (порнография, сма-
|
|
кование в печати подробностей интимной жизни суперзвезд, секс-бомб и т. п.), но проникло также в кинематограф, хореографию, театр и поп-музыку. Калечащее, антигуманистическое действие такого искусства несомненно.
Из сказанного вытекает следующий вывод: чтобы понять закономерности социально-ролевой организации искусства как сложно-динамической системы, мало представить ее в форме идеальной модели, в «чистом» виде, абстрагированном от реальных условий жизни. Только ее включенность в систему общественных отношений создает необходимые предпосылки для того или иного, но всегда вполне конкретного социального воздействия. Различные общественные системы способствуют развитию неодинаковых видов функциональной организации искусства. В разных системах жизнедеятельности и типах культуры они могут существенно отличаться друг от друга.
Остается не вполне выясненным и вопрос о том, правомерно ли относить к числу так называемых необходимых и достаточных функций каждую из перечисленных в модели Кагана социальных ролей искусства? Как, например, расценить включение в эту систему функции преображения природы во имя повышения ее эстетического потенциала? Если необходимые и достаточные функции должны быть присущи любому произведению искусства, если в противном случае не может сохраниться качественная определенность искусства как деятельности художественной, а не какой-либо иной, приходится, очевидно, выбирать одно из двух: либо эту функцию следует исключить из системы основных социальных ролей искусства, либо тогда уж попытаться доказать, что преображение природы во имя повышения ее эстетического потенциала реально осуществимо, скажем, с помощью Пятого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена. Думаю, что последнее утверждение произвело бы не менее странное впечатление, чем стремление непременно усматривать прогностическую функцию в каждом из произведений декоративно-прикладного искусства.
|
|
Дискуссионным остается и перечень (пусть даже и систематизированный) многочисленных функций без выделения главного звена, сущностного основания, которое бы отличало искусство от других общественных явлений. Без вы-
272 |
Сущность и функции
деления единого основания идея полифункциональности искусства не свободна от элементов эклектики и плюрализма Думается поэтому, что стремление ряда наших отечественных исследователей обосновать теоретическое положение согласно которому различные стороны искусства проявляются и действуют на единой социально-эстетической основе заслуживает самого пристального внимания. Ибо в чем, как не в удовлетворении социально-эстетической потребности людей состоит высшее назначение искусства, его специфическая миссия? Что, кроме искусства, в окружающем нас мире, в системе материального и духовного производства содержит возможность удовлетворения этой потребности, причем не в виде некоего сопутствующего фактора, дополнительного момента, второстепенного качества, а с необходимостью и по существу? Разве не благодаря своей эстетической сущности искусство в конечном итоге столь мощно и многогранно воздействует на жизнь общества в целом, способствует духовному обогащению и развитию человека, пробуждает в нем художника, способного в каждой конкретной сфере деятельности творить по законам красоты и вносить прекрасное в жизнь?
Итак, высшее назначение искусства - удовлетворение эстетической потребности. Что же касается современной теории функциональной организации искусства, то ее уточнение, по-видимому, станет делом не столь уж отдаленного бу-
ЛИТЕРАТУРА
л.л. на подступах к общей теории искусства. - М., 1995. -
Ех ГсЕ^Г Г, Г- ~ 8-59-
4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - Т.' 12.' - с' 73б"
■ |
, шГ с.:л
искусства. - Л., 1978. |
М. С. Социальные функции
273 Лекция VIII
2. Содержание и форма в искусстве
2.1. Гносеологический параметр: два аспекта проблемы содержания и формы в искусстве
Среди философских аспектов художественного творчества весьма не просто выделить такую проблему, которая могла бы сравниться по своему научно-теоретическому значению с проблемой содержания и формы в искусстве. Это объясняется, конечно, той центральной, узловой позицией, которая по праву ей принадлежит. Природа искусства, специфика его предмета, сущность художественного образа как особой формы отражения и познания действительности, функции искусства, причины его разделения на роды и виды, вопросы о критерии художественности и мастерстве, об идейности и тенденциозности, суверенности и самодостаточности - вот далеко не полный перечень эстетических сфер художественного творчества, в которых без труда обнаруживаются нити, собранные как в фокусе, в понятиях «содержание» и «форма», в диалектике их взаимоотношений.
Глубокая и всесторонняя разработка проблемы содержания и формы - жизненная необходимость, которая во многом определяет судьбы мирового искусства. К сожалению, вопрос о специфических особенностях художественно-творческой деятельности в нашей отечественной эстетике долгое время почти полностью игнорировался и искусство обычно рассматривалось лишь в свете того общего, что роднит его с другими формами общественного сознания. Такой односторонний подход приводил к растворению искусства в политике, социологии, философии, религии или нравственности. Нередко встречались попытки механического перенесения неких общих положений на область художественного творчества. Нельзя забывать, однако, что эти положения могут иметь лишь методологическое значение. Эстетика, разумеется, должна опираться на них, но, в то же время, попытки целиком свести ее к заранее сформулированным принципам выглядят как грубое упрощенчество.
|
|
274
Сущность и функции искусства
Лекция УШ
275
■
ства, предмет искусства, художественный замысел и художественное восприятие. |
(!>•'«■/)'■ * |
Если подойти к искусству как к миметическому феномену, то есть как к форме отражения и познания объективного мира, определение понятий содержания и формы может быть получено лишь в самом первом приближении. Гносеологический параметр высвечивает две стороны этой проблемы смешивать которые нельзя. Суть состоит в том, что было бы неверно отождествлять содержание и форму во взаимоотношении действительности и искусства с содержанием и формой в самом искусстве (художественном произведении). Мы говорим здесь о разных явлениях. Первое представляет собой систему «действительность - искусство*, их взаимосвязь, второе - само искусство либо его конкретное произведение.
Если мы рассматриваем содержание и форму в первом аспекте, то есть во взаимоотношении действительности и искусства, то в качестве содержания выступает действительность (объект отражения), а в качестве формы - искусство в целом {к^к специфическая форма отражения и познания объективного мира) или его конкретное произведение. Если же мы берем содержание и форму во втором аспекте, то есть рассматриваем их взаимоотношение внутри самого искусства или внутри конкретного художественного произведения, то содержанием здесь будет не действительность, которая существует вне искусства, а лишь ее отражение сквозь призму мировиде-ния художника, тогда как форма - отнюдь не искусство в Целом и не художественное произведение, а только конкретный способ существования этого отражения, его многосторонняя организация.
|
|
Гносеологический параметр проблемы дает возможность
ственногп °ПРеДеЛИТЬ пон™ содержания и формы художественного произведения, но также и вскрыть их отличие от Других, связанных с ними, явлений, таких как объект искус
Художественный замысел (2) есть лишь субъективные намерения художника, тогда как содержание - фактор, объективно присущий произведению искусства. Замысел существует в сознании художника, содержание же художественного произведения - в форме этого произведения. В том случае, когда художнику удается реализовать свой замысел, перед нами предстает произведение искусства, содержание и форма которого в их единстве есть объективированный, овеществленный замысел. Если же художнику не удается воплотить свой замысел в художественное произведение со всей точностью и полнотой, оно выступает перед нами как не точно, не полно объективированный замысел. Вот почему отождествлять замысел и содержание — все равно, что отождествлять субъективные намерения автора и объективное содержание его творения.
Объект искусства (О) и художественный замысел (2) опосредуются предметом художественного отражения (Р). Если объект искусства - существующие вне искусства, за его границами явления и процессы окружающего нас мира, а художественный замысел - феномен внутреннего (духовного) мира художника, то предмет искусства, как уже отмечалось ранее, впитывает в себя диалектику объекта и субъект. Явления действительности становятся предметом художественного освоения лишь в том случае, когда они взяты в их отношении к человеку, в их значении для него. Субъективное значение (личностный смысл) окружающего мира для художника в известной мере зависит от его противостояния объекту и определяется его собственными устремлениями и вкусами.
276
Сущность и функции иску сств
Лекция
VIII
277
Если содержание искусства находится в самом художественном произведении, то восприятие (V) - в сознании воспринимающего субъекта. Читатель, слушатель или зритель может лишь более или менее адекватно воссоздавать в процессе художественного восприятия содержание произведения искусства Специально подчеркнем, что указанное разграничение при всей его принципиальной значимости все же весьма схематично и несколько огрубляет действительное положение вещей. В дальнейшем принятые здесь теоретические установки фактически пройдут через цепь последовательных уточнений, поскольку обнаружат свою условность и необходимость существенной коррекции.
2.2. Субстанциальный параметр: содержание и форма как идеальное и материальное
Когда мы слушаем «Рождественскую ораторию» Баха, читаем «Одиссею» Гомера или любуемся картиной М. Врубеля «Царевна-лебедь», художественное произведение предстает перед нами как нечто единое, как нераздельная слитность содержания и формы. Нам кажется даже, что в творении искусства решительно все - форма, поскольку в его вещественном составе нет ничего, кроме звуков, красок или слов, но вместе с тем и все - содержание, ибо каждая клеточка воспринимаемой материальной плоти образно одухотворена, наполнена внутренним поэтическим смыслом.
Можно ли расчленить художественное целое на его форму и его содержание? Можно, конечно, но только не механически, не буквально. Это удастся сделать лишь мысленно, внутренним взором, силой абстракции, ибо «тело» искусства, как неоднократно подчеркивалось в эстетике и искусствознании и его «дух» и есть его форма и его содержание. Это означает что граница между ними проходит именно там, где вещественная плоть искусства органически слита с его духовным наполнением. Следовательно, наше представление о том что в гносеологическом смысле содержание художественного произведения есть действительность, воплощенная сквозь призму
мировоззрения художника, а форма - особый способ бытия этого содержания, его целокупная организация, с учетом субстанциального параметра, должно быть дополнено следующим утверждением: содержание есть идеальная, а форма - материальная «стороны» произведения искусства. Художественное целое имеет, стало быть, как вещественный, так и духовный «планы» и представляет собой особую часть не только объективной, но и субъективной реальности.
А между тем в эстетике Х1Х-ХХ веков достаточно регулярно давали о себе знать две крайности, которые при всей их коренной противоположности обнаруживали общую черту -сведение диалектически противоречивой природы художественного целого к какой-либо одной форме, стадии, фазе существования, игнорирование или недооценку других способов бытия.
В стихийно-материалистических концепциях и разновидностях формализма, у конструктивистов и приверженцев так называемой точной эстетики, отдельных исследователей сферы материальной культуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна наблюдается тенденция сведения художественного целого к его вещественной, предметно-физической форме. Сторонники этого вида редукционизма локализуют произведение искусства в «межсубъективной зоне», признают его существование только в качестве объективной реальности.
Представители же субъективного редукционизма (в рамках которого выделяется креативно-субъективистская тенденция, то есть сведение художественного целого к чисто духовной сущности, создаваемой художником в творческом акте и локализуемой в его сознании, и рецептивно-субъективистская, или, иначе говоря, сведение произведения искусства к идеальному продукту духовной деятельности воспринимающего субъекта) - по преимуществу эстетики феноменологического и экзистенциалистского толка склонны к отрицанию объективно-материализованной стороны художественного произведения, к истолкованию ее как неполноценной, лишенной какой бы то ни было эстетической значимости. И та, и другая концепции, как правило, не нуждаются в понятиях содержания и формы и либо ограничиваются использованием термина «артефакт» (означающего материальную конструкцию,
278
Сущность и функции и скусства
Лекция
VIII
279
«тело» искусства, обработанную мраморную глыбу, холст с нанесенными на него сгустками масляной краски), либо, как это будет показано в одной из последующих лекций, противопоставляют произведение искусства его бытийной основе и определяют как особый интенциональный предмет.
Методологической основой субстанциального взгляда на природу искусства служит философское учение о взаимном преобразовании материального и идеального. Согласно этому учению идеальное правомерно рассматривать как материальное, только «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Одновременно с этим в процессе общественной практики идеальное может объективироваться, овеществляться, закрепляться в продуктах деятельности в преобразованной материальной форме. То, что на стороне субъекта проявляется в форме деятельности, - на стороне продукта обнаруживается в форме покоящегося свойства, в форме бытия. Это убедительно показал еще К. Маркс. Продукт деятельности формируется так, что становится «носителем» идеального образа, который предварительно возникает в человеческом сознании. Даже самый плохонький архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде, чем нечто построить реально, он «создает» это нечто в собственной голове.
Опредмечивание (преобразование идеального в материальное) и распредмечивание (преобразование материального в идеальное) пронизывают коммуникативный процесс в искусстве.
I
Опредмечивание Распредмечивание
Информация, полученная художником из внешнего мира становится средством общения с читателем, зрителем, слуша-
телем лишь будучи опредмеченной в процессе преобразования ее в материальную плоть художественного произведения. В творческом акте создания произведения искусства художник объективирует идеальный образ-замысел, закрепляя его в преобразованной материальной форме. На этом завершается процесс преобразования идеального в материальное. Обратный же процесс, то есть преобразование материального в идеальное, протекает в сфере эстетического восприятия. Именно здесь, в акте восприятия произведения искусства, материализованный художественный образ «возвращается» в свою идеальную сферу: размышления, наблюдения, переживания автора становятся нашим достоянием.
Конечно, на вопрос о том, существует ли содержание в самом художественном произведении, следует, очевидно, отвечать утвердительно. Нельзя не согласиться с тем, что содержание любого явления находится в нем самом, а не вне его. И все же традиционный подход к решению этой проблемы, при котором произведение искусства рассматривалось в отрыве от его создателя и воспринимающего субъекта, явно обнаруживает свою недостаточность. Содержание произведения искусства, безусловно, находится в нем самом. Но, в то же время, представляя собой нечто присущее произведению искусства, содержание не является «натуральным» свойством материальной плоти художественного целого. Как идеальное, духовное, оно немыслимо отдельно от сознания воспринимающих художественное произведение людей. Намечая верный методологический подход к определению содержания и формы художественного произведения как идеального и материального, положение о взаимном преобразовании последних не может дать, разумеется, исчерпывающего ответа на все вопросы о способе существования этих важных сторон художественного целого. Учение о преобразовании материального в идеальное и идеального в материальное до некоторой степени метафорично и ни в коем случае не может быть истолковано буквально. «Переход» идеального (замысла) в материальное (художественную форму) надо понимать условно, как реализацию субъективных намерений художника. Причем образ-замысел как идеальное, строго говоря, остается фактом сознания художника и после
280
Сущность и функции
гва
Лекция VIII
281
его реализации, а не «переливается» в материальную форму, отделившись от мозга. Произведение искусства как объект эстетического исследования может быть правильно понято лишь в системе коммуникаций между художником и адресатом, где оно выполняет функцию сигнала особого рода, несущего художественную информацию. В этом смысле несомненный интерес вызывают следующие вопросы: что представляет собой сам механизм опредмечивания и распредмечивания в искусстве? Каким образом содержание художественного произведения закрепляется его автором в преобразованной материальной форме? Как оно воссоздается затем в рамках внутреннего мира реципиента в процессе художественного восприятия?
2.3. Семиотический параметр: изобразительное и выразительное в искусстве
Известно, что информация как обозначение содержания, полученного из внешнего мира (Норберт Винер), обретает свое реальное бытие в специфической последовательности материальных объектов, обладающих особым знаковым значением. Это обстоятельство дает возможность конкретизировать наше понимание процесса преобразования идеального образа-замысла в материальную художественную форму. Он выступает теперь как процесс кодирования информации с помощью особой системы знаков.
Семиотика рассматривает знак как материальный чувственно воспринимаемый предмет, функционирующий в процессе познания и общения людей в качестве представителя другого предмета (свойства или отношения) и используемый для приобретения, хранения, преобразования и передачи сообщений какого-либо рода. Материальному объекту, употребляемому в качестве знака, присуще некоторое значение, и восприятие его дает знать субъекту о чем-то. Знак всегда обозначает для воспринимающего субъекта вещь или процесс реального мира, отношение между предметами или их свойство, образ воображения, переживания человека и т. п. Значение - своеобразный атрибут знака, который и делает его таковым. Вещь не
может функционировать как знак, если она не обладает значением. Языковые знаки участвуют в процессе общения лишь в виде особой системы, конструируемой с помощью определенных правил, составляющих грамматику (синтаксис) языка. Понимание значения обязательно связано с владением тем языком, в состав которого входит данный знак. Язык может передавать сообщение лишь в том случае, если он значим по меньшей мере для двух человек (для посылающего и принимающего информацию). Иначе говоря, интерсубъективность (общезначимость) - необходимое условие успешного функционирования знаковых систем, их шифрования и дешифровки.
Приведу простой пример. Допустим, что в то время, когда я читаю вам эту лекцию, неподалеку от консерватории меня с нетерпением ждет человек. Мы условились с ним о том, что когда наше занятие будет окончено, я поставлю на подоконник обыкновенный стул. Понятно, что в этом случае появившийся в окне стул будет функционировать не по своему прямому назначению, а как знак. И как всякий другой знак, он будет служить в роли чувственно воспринимаемого предмета, обозначающего другой предмет и замещающий его в целях коммуникации.
Какое сообщение передает стул, стоящий на подоконнике? Оно таково: лекция окончена, лектор освободился, сейчас он выйдет, и мы встретимся. Представителем именно этих явлений действительности и служит данный знак, именно их он и замещает. Разумеется, значение расположенного на подоконнике стула доступно далеко не каждому. Оно понятно только тому, кто знает используемый язык общения, кто посвящен в условия его знакового кода. Любой другой человек, если он не осведомлен о соответствующей договоренности, увидев в окне стул, конечно же, ничего не поймет.
При этом надо иметь в виду, что если обычные информативные коммуникации лишь осведомляют нас о чем-то, передают те или иные сведения от одного человека к другому, то художественные коммуникации не ограничиваются простой передачей информации, трансляцией определенного смысла. Как показал С. Раппопорт, художественные коммуникации выполняют, по меньшей мере, три важнейшие функции: осведомляю-
282
Сущность и функции искусства щую, суггестивную и организаторскую. Они информируют нас о результатах познавательной и оценочной деятельности художника, внушают нам определенное отношение к жизни и ведут к запрограммированным идейно-образным выводам и установкам, внедряют их в глубины нашей личности.
Следует сделать еще одно важное уточнение. Если информативно-языковые системы обязательно имеют предметное значение и, стало быть, отсылают к так называемым денотатам (к предметам действительности или к понятиям, которые они замещают), то художественные знаки могут иметь предметное значение, а могут и не иметь его. Они отсылают не к предмету или к понятию, а к образному представлению. Недаром в сравнительном анализе искусства и языка одни исследователи настаивают на их общности, а другие акцентируют внимание на отличиях искусства от семиотических систем. В работах последних лет ученые предпочитают говорить не о семиотичности искусства как таковой, а о специфической его знаковости или еще более осторожно - о чертах знаковости искусства. На современном этапе развития семиотики вполне допустимо говорить об особом типе знаковости, при котором художественный текст в целом может рассматриваться как явление семиотическое (даже если в нем не выделяются простейшие единицы с устойчивым значением). Человеческая практика выработала несколько видов знаков. Среди них есть знаки-копии, знаки-признаки, знаки-показатели, знаки-сигналы, знаки-символы и другие. Способ же кодирования художественной информации основывается на двух знаковых типах: выразительном и изобразительном. Причем свою изобразительную функцию, то есть функцию имитации предметно-физической стороной художественного произведения предметных форм объективной действительности, искусство осуществляет с помощью иконических знаков; выразительную же функцию, то есть функцию передачи эстетической ценности объекта без имитации его предметно-физических форм, - чаще всего посредством знаков-символов. И это не случайно. Как убедительно показано в работах М. Кагана, искусство может постигать ценности объективного мира и говорить о них двояко: (1) представляя наше-
283 |
Лекция VIII
му сознанию носителей ценностей в их реальном обличий или (2) не показывая тех или иных носителей ценности, а непосредственно раскрывая ценностное отношение к определенным сторонам бытия или жизни вообще.
Изобразительную функцию живописи, например, выполняют иконические знаки, более или менее точно имитирующие зримые черты реального мира. Художник формирует картину таким образом, что цветовые пятна и линии, расположенные на холсте, выступают для воспринимающего субъекта в качестве представителей определенных сторон действительности, данных ему с помощью зрения. «Узнавание» происходит потому, что индивид заранее способен мысленно установить связь между обозначаемым (денотатом) и его изображением на полотне.
В отличие от живописи музыка может воспроизвести специфическую область физической реальности, проявляющуюся в различных шумах. Имитации (звукоподражанию) предметно-физической плотью музыкального произведения подлежат те стороны действительности, которые воспринимаются нашим слухом. Простейшие элементы музыкального языка, такие, как высота, громкость, длительность, тембр, могут служить примером иконических знаков, используемых композитором для изображения аналогичных свойств звукопро-явления окружающего мира. Однако звукоподражание не играет в музыкальном произведении сколько-нибудь существенной роли (если, конечно, не брать в расчет «конкретную музыку», которая по своей сути является насквозь изобразительной). Основное место в музыке занимает опосредованное воспроизведение объекта отражения через имитацию интонационных свойств разговорной речи и пения. Тончайшие и, казалось бы, неуловимые движения духовного мира человека достаточно полно проявляются не только на языке жестов и мимики, но и в особенностях речевого интонирования. Моделируя живые интонации восклицаний, речи и пения, музыкальные интонации как иконические знаки обладают огромными возможностями воплощения различных психических состояний. Мало этого, стихия музыки далеко не исчерпывается, как иногда думают, воспроизведением одного лишь
284
Сущность и функции иску сства
Лекция VIII
285
субъективного. Слушатель способен воспринять, хотя и очень обобщенно, сам повод (добро или зло, мрак или свет и т. д.), вызывающий ту или иную эмоциональную реакцию. Так входит в музыку широкий круг явлений объективного плана.
Наряду с иконическими знаками, выполняющими изобразительную функцию, в искусстве широко используются самые разные сигналы выразительного типа. Так, например, способность элементов-символов музыкального языка воссоздавать эстетическую ценность денотата без имитации его предметных форм часто основывается на интерсубъективных ассоциациях. Не случайно широко известная тема «В1ез и*ае», вплетенная различными композиторами в ткань многочисленных сочинений, в процессе восприятия непроизвольно связывается слушателями с соответствующим текстом, что в значительной мере конкретизирует содержание музыки. Можно сослаться также на использование в музыкальном произведении характерных особенностей бытовых жанров (веселый народный танец, траурный марш и др.), которые ассоциируются с той или иной жизненной ситуацией, вызывая совершенно определенный круг переживаний. Нисходящая секунда нередко становится выражением жалобы и скорби (Мусоргский), нисходящая секунда и последующий за ней восходящий интервал средней величины напоминают интонацию вопроса, сомнения (Вагнер, Лист и другие романтики), восходящая кварта воспринимается как символ волевого утверждения, порыва (Скрябин) и т. п. Вообще символ в искусстве представляет собой такую структуру значения, когда один смысл (первичный, буквальный, прямой) означает в то же время и другой смысл (вторичный, косвенный, иносказательный), который можно понять только через первый. «Черный супрематический квадрат» К. Малевича - олицетворение трагизма человеческой цивилизации. В эзотерической философии эта геометрическая фигура является символом Земли. Трапециевидная форма белого цвета (фона картины) - это энергетическое поле, создающее ощущение стремительного движения. Земля как бы перемещается в особом энергетическом космосе, где нет верха и низа, где растворяется представление о времени и пространстве. Белое содержит в себе все цвета радуги: это высшая