Виды искусства «распадаются» на разновидности (или подвиды). Границы между ними условны, и надо согласиться с М. Каганом, что морфологические критерии, которые бы позволили отличать виды от разновидностей, до сих пор до конца не определены. Ясно, пожалуй, только то, что разновидность - это форма существования данного вида, и что вид и разновидность - таксоны.
В нашем лекционном курсе мы не ставим задачу охарактеризовать все виды и разновидности мира искусств. Скорее всего, это - задача соответствующих искусствоведческих дисциплин. Чтобы получить представление об этих уровнях морфологической организации художественных образований, кратко остановимся на характеристике видов и разновидностей области изобразительного творчества.
Начнем с процесса дифференциации структур, входящих в это семейство. Первое заметное различие в их материале - объемность (трехмерность) и плоскостность (двухмерность). Этот признак определял различия скульптуры и живописи - двух основных видов изобразительного творчества. Вплоть до начала XX века эстетическая теория не расценивала графику в качестве самостоятельного вида. Рисунок иногда рассматривали как
|
|
332 |
Морфология ис кусства
разновидность живописи, а чаще - как основу пластических искусств. В триаде так называемых изящных искусств рядом с живописью и скульптурой ставили зодчество (хотя архитектура, конечно^ не является изобразительным искусством; их объединяло то, что живопись, скульптура и архитектура входят в класс пространственных искусств). И лишь позднее в рисунке стали видеть самостоятельную художественную ценность, в результате чего черно-белое и вообще монохромное изображение на плоскости назвали графикой и отнесли к особому виду изобразительного искусства. Техническими разновидностями графики стали считать рисунок карандашом, углем, пером, пастелью, а также гравюру на дереве, металле, линолеуме и т. д.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что границы между живописью, графикой, скульптурой имеют не абсолютный, а относительный характер. Цветной акварельный или пастельный рисунок приближается к границе, пролегающей между графикой и живописью. В живописи же также имеются пограничные явления - это тональная живопись, в которой к минимуму сведена роль полихромии.
С изображением на плоскости в определенном смысле соприкасаются разновидности скульптуры. Ведь кроме круглой пластики скульптура включает в себя горельеф (разные степени высокого рельефа) и барельеф (совмещающий выступающие объемы с выгравированным на плоскости изображением). Скульптура соприкасается с живописью еще и в том, что прибегает к помощи цвета (таковы первобытные маски, средневековая деревянная или народная глиняная скульптура).
|
|
В дальнейшем развитии изобразительного творчества процесс дифференциации пластических искусств стал дополняться встречной тенденцией - их интеграцией и образованием качественно новых синтетических структур. К последним можно отнести искусство панорамы, соединяющее двухмерное живописное изображение задника со всеми формами трехмерного изображения - от барельефа до «чистой» скульптуры. Панорамное изображение имеет и еще одну особенность: оно окружает зрителя и ориентирует на круговое восприятие изнутри. Восприятие панорамы существенно отличается от восприятия живописи, графики или скульптуры.
333 |
Лекция X
Пограничной формой панорамы (или ее разновидностью?) является диорама. Это - картина, нарисованная с обеих сторон просвечивающей плоскости (тонкой ткани или матового стекла). Изображение находится в специальном углублении и освещается так, что создается впечатление не плоскости, а пространства.
К бифункциональным художественным образованиям можно отнести и искусство игрушки. Эстетическая теория этого своеобразного вида пластических искусств разработана слабо, поэтому значительно чаще встречается взгляд на игрушку с позиций педагогики, нежели с художественной точки зрения. Следует, однако, признать, что наряду с многочисленными игрушками, имеющими исключительно дидактическое назначение, существуют и такие, которые имеют прямое отношение к искусству и обладают значительной художественной ценностью. Таковы лучшие образцы народных промыслов, а также произведения японского, китайского, французского «сувенирного» художественного ремесла, в которых, кстати сказать, грань со скульптурой малых форм (статуэткой) также весьма размыта.
Иногда игрушка приобретает черты потенциальной динамичности (имеются в виду заводные игрушки или игрушки с подвижным сочленением частей). Это явление представляет собой особый интерес, поскольку свидетельствует о возможности объединения пространственных и пространственно-временных искусств. Самодвижение пластической формы - особый прием в сфере пространственного творчества. Пограничным явлением здесь служит, например, «игрушка-кукла» (в том числе марионетка или кукла-перчатка в кукольном театре).
Своеобразными видами изобразительного творчества считаются искусство грима, где специфическим средством создания художественного образа стало изображение на лице человека лица совсем другого существа (например, персонажа пьесы или кинофильма) и художественная фотография, которая лишь на первый взгляд дублирует некоторые возможности графики или живописи. На поверку все же оказывается, что художественная фотография - этот новый, складывающийся вид изобразительного творчества, имеет свою образную нишу и отличается от живописи и графики обяза-
I I
334
Лекция X
335
тельной документально-художественной направленностью, поскольку никогда не «отвлекается» от натуры.
Завершая рассмотрение категории «вид», попробуем разобраться, как соотносятся между собой класс и вид, а также вид и семейство. Эти морфологические пары выступают как таксоны далеко не всегда. Попробуйте, например, отнести живопись целиком к классу изобразительных искусств. Это вряд ли удастся сделать, особенно если иметь в виду абстрактную живопись, которую следует скорее причислить к области архитектонического творчества. Сказанное лишний раз подтверждает значение вида как основной структурной и классификационной единицы морфологического анализа. Не удивительно, что такой синтетический вид искусства, как театр, не умещается полностью ни в один из известных нам онтологических или семиотических классов. Театр образуют такие разнородные, ♦рассыпанные» по всем «уголкам» мира искусств явления (литература, декорационное искусство, актерское творчество, музыка и т. д.), что однозначно привязать его к какому бы то ни было морфологическому классу совершенно невозможно.
|
|
То же самое можно сказать о взаимосвязи вида и семейства, которые могут быть таксонами, а могут и не быть ими. Пантомиму, например, можно целиком включить в область актерского творчества. Это бесспорно. Однако весьма сомнительным делом будет попытка полностью отнести, скажем, архитектуру к семейству архитектонического творчества: христианский собор в плане часто изображает крест, здание бывшего Центрального театра Советской Армии имеет форму звезды, а Новосибирский железнодорожный вокзал напоминает паровоз «кукушку».
Остановимся теперь на морфологической категории «род». Этой категорией долгое время оперировала одна поэтика, расценивавшая род как членение литературы и выделявшая в ней эпос, лирику и драму. Однако новейшие исследования показывают, что «род» может и должен рассматриваться как категория общеэстетического масштаба, поскольку он характеризует определенный уровень морфологической дифференциации, пронизывающей весь мир искусства в целом.
Отвечая на вопрос, какой же единый принцип членения мира искусств нашел отражение в категории «род», М. Каган
резонно замечает, что образование гетерогенных (многоэлементных) синтетических структур оказалось возможным потому, что словесные, музыкальные, пластико-динамические и другие гомогенные (одноэлементные) образования в процессе их взаимной интеграции оказались способными войти друг с другом в органическую связь, сумели взаимно «приладиться», приспособиться друг к другу. Закон родообразования в том и состоит, что структура того или иного вида искусства должна модифицироваться, измениться под воздействием другого вида, иначе их слияние будет неосуществимым. Можно сказать поэтому, что род и есть это видоизменение. Род_-__эхо~модификация структуры вида искусства под воздействием смежного вида.
|
|
Что, например, представляют собой такие роды литературы, как киносценарий или радиокомпозиция? В первом случае - это модификация литературы под воздействием искусства кино, а во втором - под влиянием радиоискусства. Что такое танцевальная музыка или музыка для драматического театра? Это - роды музыкального искусства, возникшие в результате его модификации под воздействием танца, кино и телевидения. Тем же обусловлены и многочисленные роды актерского творчества. Одно дело - актер в драматическом театре, и совсем другое - в оперетте; клоун в цирке заметно отличается от конферансье на эстраде и оба они - от комика в кино. Все эти роды актерской профессии обусловлены спецификой смежных видов: драматического и музыкального театров, циркового искусства, искусства эстрады и кино.
Показательно и то, что приведенному здесь критерию полностью и без всяких натяжек отвечают и такие классические роды литературы, как лирика, драма и эпос.
М. Каган, в частности, ссылается на тот твердо установленный историей факт, что поэзия старше прозы. Это может показаться чем-то парадоксальным, совершенно неправдоподобным, поскольку первобытный человек (как и мы!) разговаривал не стихами, а прозой. Обращение к более сложной поэтически-словесной структуре, вместо использования прозаического языка, объясняется синкретизмом древнего мусическо-го искусства, отличавшегося изначальной слитностью словесных, музыкальных и танцевальных выразительных средств.
336
Морфология иск усств
Лекция X
337
Синкретизм различных художественных образований и обусловил упорядоченность словесного текста за счет особой метроритмической организации. При этом приспособление речи к слиянию с музыкальной стихией коснулось не только формальной стороны словесного высказывания. Самое поразительное здесь то, что музыка оставила неизгладимую печать на содержании искусства слова. Стиховая форма поэзии оказалась ничем иным, как внешним, материально-конструктивным выражением ее специфического - лирического (!) - содержания. Лирика (от греческого слова А,ира, обозначающего музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого, кстати говоря, исполнялись песни-стихотворения, воплощавшие субъективный человеческий опыт, его внутренний мир, переживания и т. п.) как род литературы возникла исторически в процессе ♦ омузыкаливания» словесного выражения. М. Каган совершенно справедливо характеризует лирику как «музыку в литературе», как литературу, принявшую на себя законы музыки. Поэзия лирична потому, что музыка по природе своей является как бы лирическим искусством: она обладает удивительной способностью образно моделировать неуловимые движения внутреннего мира субъекта.
Итак, лирика - это модификация литературы под воздействием музыки.
А что такое драма? Драма (греческое слово брссцсс буквально обозначает действие) как род литературы выделилась и обрела свой специфический характер в результате органической связи искусства слова с актерским творчеством.
Вспомним, что драматургия долгое время не могла избавиться от «лирического героя» (именно такой была функция хора в античной трагедии). Переход от монологического повествования к диалогической форме осуществлялся довольно медленно. «Расщепление» начального сказителя на несколько самостоятельных персонажей протекало постепенно. Но как только появился диалог - важное изобретение поэтического гения человечества - и вместе с ним словесное действие, сразу же сложились предпосылки для рождения драматической формы. Там, где существует «второй голос», возможен и поединок двух характеров, их столкновение.
Третий классический род литературы - эпос (греческое слово елос означает повествование). Литература уже отдала дань музыке и актерскому искусству, поэтому в эпосе она остается наедине с собой (точнее говоря - наедине с изображаемым, реальным миром). Специфической особенностью эпоса является описание, повествование. В этом проявляется независимость литературы, ее чистота. Эпос пользуется только теми средствами, которые доступны слову. Литература в эпосе отстаивает свою «самость», свое специфическое отличие от других искусств. Но что есть самоутверждение литературы? Не является ли оно по сути своей выражением особого отношения к другим искусствам? Если на этот вопрос можно дать положительный ответ, эпос правомерно трактовать как модификацию литературы под влиянием других искусств.
Если категория «род» связана с обусловленностью художественного явления внешними причинами, поскольку он представляет собой модификацию вида под воздействием другого вида, то категория «жанр» является отражением модификации вида под влиянием внутренних связей (причин), сходных во всех видах, но проявляющихся в каждом из них своеобразно, в соответствии с их спецификой.
Жанр (от французского &епге) - исторически устойчивый тип композиционной организации искусства, обусловленный спецификой предмета художественного освоения и особенностями поставленных в произведении задач.
Жанр - одно из важнейших средств художественного обобщения и, по мысли М. Бахтина, - репрезентант творческой памяти в процессе художественного развития.
Исторически устойчивые типы композиционной организации художественных произведений детерминируются особенностями художественного содержания. Главное здесь - многообразие явлений действительности (они то в первую очередь и обусловливают многообразие жанров) и эстетические задачи (тематические, гносеологические, аксиологические и т. д.), которые художник ставит и старается разрешить в своем творчестве.
Жанры могут дифференцироваться в разных плоскостях. Если речь идет об их дифференциации в тематической (или сюжетно-тематической) плоскости, то можно было бы назвать, к
338 |
М°Рфоло гияис.иус
примеру, исторический или научно-фантастический жанры романа, драматической пьесы, картины или кинофильма, приключенческий нлп психологический в литературе, искусстве театра или кино, пейзаж, портрет, натюрморт или бытовой, религиозно-мифологический, батальный жанры в живописи, а также пейзажная, любовная пли гражданская лирика в поэзии и т. п.
Если жанры дифференцировать по их познавательной емкости, главным критерием становится масштаб, объем осваиваемого жизненного материала. В поэзии это могут быть стихотворение, стихотворный цикл или поэма, в графике - отдельный эстамп или целая графическая серия, в зодчестве -уникальное архитектурное сооружение или архитектурный ансамбль, а в музыке - инструментальная миниатюра, вокальный цикл или симфония.
Дифференциация жанров в аксиологической плоскости дает возможность различать, например, славословящие и сатирические художественные образования. К первым относятся гимн, ода, дифирамб, храм или героическая поэма, а ко вторым - комедия, памфлет, фарс или частушка.
«Род» и «жанр» неразрывно связаны с категорией «вид», поскольку представляют собой модификацию вида, обусловленную соответственно внешними или внутренними причинами. Что же касается их отношений друг к другу, то род и жанр часто (но не всегда) выступают как таксоны. Так, например, к эпосу относится басня (небольшое произведение дидактического или сатирического характера) и роман (крупная эпическая форма со сложным сюжетом), баллада (сюжетное стихотворение) и поэма (повествование в стихах), короткий очерк или рассказ и масштабная эпопея (роман или поэма, изображающие значительные исторические события и освещающие народную жизнь во всем ее многообразии).
В заключение еще раз подчеркнем: классы, семейства, виды, разновидности, роды и жанры взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Они образуют специфические уровни морфологической дифференциации, пронизывают весь мир искусств и, вследствие этого, являются категориями общеэстетического масштаба.
339
Лекция XI 2. Бытийный статус музыкального произведения
Обычно, когда философ берется рассуждать о музыке, да еще и в такой подготовленной в профессиональном отношении аудитории, как эта, одного лишь упоминания о теме его сообщения бывает достаточно, чтобы заранее и мгновенно вызвать всеобщую скуку. Быть может, безнадежно банальной покажется с первого взгляда и проблема закономерностей существования музыкального произведения и именно поэтому необходимо сразу же оговориться. Дело в том, что я вовсе и не приглашаю сегодня взглянуть на музыкальное произведение в обычном, привычном для вас свете: глазами теоретика-музыковеда, композитора, музыканта-интерпретатора или попросту слушателя. Музыкальное произведение должно предстать сегодня перед нами исключительно как объект философского исследования. Ибо когда я говорю - некоторые закономерности существования музыкального произведения, - то имею в виду вполне определенные, а именно, онтологические, выражаясь философским языком, закономерности его бытия.
Поясню это на простом примере.
Что представляет собой с точки зрения онтологических закономерностей существования, скажем, самое обычное дерево, которое каждый из нас мог бы наблюдать за ближайшим окном? Рассмотренное под этим углом зрения, дерево есть некая объективная материальная данность, обладающая совокупностью хорошо известных нам качеств и свойств. Оно существует в определенном месте пространства реального мира и ему решительно безразлично, думаем мы о нем или не думаем, воспринимаем его или не воспринимаем, знаем о нем что-либо или вообще ничего не знаем. Оно существует объективно реально, независимо от нашего сознания, ибо сознание человеческое, взятое само по себе, ни в чем не мешает его существованию и никак не может нарушить комплекса его свойств. Все это кажется любому из нас вполне очевидным, хотя и по сей день доставляет различным философам массу хлопот теоретического характера, но не в этом дело!
340
Морфология искусства
Лекция XI
341
Постараемся теперь поставить эту проблему в несколько иной плоскости. Где, каким образом, в каком конкретном месте пространства реального мира существует сейчас си-минорная соната Шопена? Дать ответ на этот и ряд других смежных вопросов - означает осмыслить проблему способа существования музыкального произведения, проблему онтологических закономерностей его бытия.
Насколько мне известно, вплоть до сравнительно недавнего времени существовала лишь одна работа, претендовавшая на более или менее исчерпывающий ответ в этой области. Имеется в виду книга известного польского философа Романа Ингардена «Исследования по эстетике», выпущенная издательством иностранной литературы в Москве в 1962 году.
Какое же решение проблемы способа существования музыкального произведения предлагает нам Р. Ингарден?
Музыкальное произведение рождается в результате некоторых творческих усилий композитора и с момента своего возникновения каким-то образом существует, причем независимо от того, исполняет его кто-нибудь или не исполняет, слушает его кто-нибудь или не слушает. Музыкальное произведение не образует никакой «части психической жизни» своего творца, ведь оно существует даже тогда, когда автор уже не живет, не является оно также «частью сознательных переживаний слушателей» (то есть переживаний, возникающих в процессе восприятия), ибо когда они исчезают, музыкальное произведение существует и дальше. Тем более оно не тождественно его исполнениям различными музыкантами-интерпретаторами. Каждое отдельное исполнение может совершиться только один раз и исполнитель не в состоянии повторить его точно так же, тогда как само музыкальное произведение воспроизводится сколько угодно. Музыкальное произведение, наконец, полностью отлично от партитуры (нот): ведь существовала же музыка в те времена, когда нотная запись была неизвестна. Кроме того, партитура - лишь своеобразная система графических знаков, а в состав музыкального произведения входят такие особенности, искать которые в нотах было бы бессмысленно.
Следовательно, музыкальное произведение не является чем-то психическим (сознательным) или материальным (физи-
ческим). И поскольку «объемом этих двух понятий, - как полагает Р. Ингарден, - еще не исчерпывается сумма всех предметов» [1], музыкальное произведение, которое не удается отыскать в реальном мире, «помещается» им в так называемую интенциональную сферу.
Термин «интенциональность» происходит от латинского слова тЪепИо, буквально означающего - «стремление», и используется в философии как понятие, характеризующее направленность сознания на предмет, своеобразное полагание предмета в мысли. Понятие интенциональности встречается уже в учении стоиков, у Сенеки, а позднее - в философии Фомы Аквинского. В XIX веке оно являлось ядром философии Ф. Брентано, который употреблял это понятие применительно к психическому акту восприятия. По Брентано, всякий психический акт, направленный на предмет, становится трансцендентным по отношению к сознанию. В феноменологии Э. Гуссерля термин «интенциональность» стал применяться по отношению к самому предмету (поэтому теория интенциональности называется также у Гуссерля теорией предметности). Как поясняет Ингарден, интенциональный предмет в философии Гуссерля - «это предмет, конструируемый из сознания и средствами сознания, но как бы объективирующийся по отношению к последнему» [1, с. 146].
По мнению Р. Ингардена, принципиальной ошибкой материалистических воззрений является то, что объекты наших действий, то есть предметы реального мира, объявляются в то же время и объектами эстетического переживания. Правда, он не отрицает, что акт эстетического восприятия может начинаться с наблюдения определенного материального объекта. Однако остаемся ли мы в процессе собственно эстетического восприятия необходимо связанными с тем реальным предметом, из которого первоначально исходили? Это представляется Р. Ингардену сомнительным. Предмет эстетического чувствования не идентичен никакому реальному предмету. Действительность служит лишь в качестве исходного пункта, в качестве основы построения определенных эстетических предметов при соответствующей направленности воспринимающего субъекта. В мысли и в конкретном представлении,
342
Лекция XI
343
вызванном наблюдением, субъект конструирует свое «вил ние» данного объекта. И теперь уже это «видение» Са нр ос, .НОГТЬ) ГТЯНОВИТСЯ ООЪеКТОМ ЗМПТГипня тп-ипй-------- |
п«с„ дапиш,-.--. «_^~ у*ы --,«даие» <а не сама реальность) становится объектом эмоциональной эстетической реакции. Так, собор Нотр-Дам в Париже мы можем, конечно, рассматривать как реальный предмет, груду камней, которые, будучи сложены определенным образом, представляют собой некое целое. Это реальное целое, однако, не является еще ни «святыней», ни «храмом», в котором проводятся богослужения и в котором поэтому, - в зависимости от обрядов, принятых обычаем, - люди ведут себя соответственным образом.
Подобно различию между «постройкой» в смысле некоторого реального предмета, составленного из камней и других строительных материалов, и «храмом» возникает, например, говорит Р. Ингарден, - также различие между куском полотна и «знаменем». Куском полотна чистят горшки - знамени отдают воинские почести. Как и в случае с «храмом», в различных странах существуют определенные процедуры «посвящения», делающие из куска полотна «знамя». Эти акты сознания создают совершенно новый предмет, существующий на основе определенного реального физического предмета, но выходящий существенным образом за пределы его свойств. Этот новый предмет (храм, знамя и т. п.) не является уже автономным, реальным с точки зрения его существования. Он не только возникает благодаря «осуществлению характерных актов сознания», но и существует только для определенного круга людей, понимающих друг друга; для других, которые не понимают этих «созидающих актов», или не разделяют, не одобряют их, он вовсе не существует, не является «храмом» или «знаменем». Подобные акты сознания (акт «посвящения», «основание знамени» и др.), - продолжает Р. Ингарден, - «ничего не изменяют в реальном мире, особенно в физическом мире; говоря точнее, они не вызывают в реальных предметах никакого реального изменения. В то же время у такого физического предмета возникает некое интенциональное свойство: быть бытийной основой некоего нового предмета - храма, знамени, ордена и т. п.» [1, с. 211].
Произведения искусства также представляют собой ин-тенциональные предметы. Вот почему, как считает Р. Ингар-
ден, существуют принципиальные отличия между «полотном-изображением» как некой материальной вещью, и самой «картиной», то есть произведением живописи. «Полотно-изображение» растянуто на подрамнике, занимает определенный участок пространства, причем участок, который в одном случае будет меньшим, в другом - большим, в зависимости от температуры, в которой это полотно находится. Оно обладает определенными зрительно и осязательно данными свойствами (например, пахнет, если оно покрыто масляными красками) и имеет ряд свойств непосредственно не наблюдаемых - химических, электрических или термических и т. д. Оно дано субъекту в простом чувственном восприятии, причем одинаково хорошо как в зрительном восприятии, так и в осязательном ощущении.
В акте же эстетического восприятия мы замечаем, что проступающие на полотне пятна и линии, вместо того, чтобы выполнять функцию представления каких-либо свойств данной материальной вещи (полотна-изображения), скорее заставляют нас вследствие бросающегося в глаза внешнего подобия с некоторым иным предметом или с предметом, в этот момент непосредственно не наблюдаемым, видеть в данном предмете как раз этот другой предмет. Зачастую зритель делает это помимо своей воли и в результате вместо покрытого цветными пятнами листа бумаги или полотна перед нами предстает «рыцарь» или «Венера», или «стол», на котором лежат фрукты и т. д. Иначе говоря, «видение» картины не является простым зрительным восприятием, как это имеет место в случае контакта с «полотном-изображением».
В единичном акте «направленного восприятия» картины субъект конструирует интенциональный эстетический предмет, который становится теперь объектом эстетического переживания и оценки. Однако этот эстетический предмет и произведение живописи еще не одно и то же. Необходимо, как считает Р. Ингарден, отличать картину от некоторого множества ее конкретизации, получаемых в результате ее отдельных восприятий. Картина в существе своем является чисто интенциональным предметом, который свою бытийную основу обретает, р одной стороны, в/ реальном полотне-изображении, и опосредовано т: Э творческой деятельности художника,
344
Лекция XI
345