Следующая особенность метода исследования Р. Ингарде-на - непризнание качественной характеристики вещи как критерия для установления ее границ. Многие рассуждения автора «Исследований по эстетике» основываются на метафизическом представлении, согласно которому различие вещей определяется различием их пространственно-временных характеристик.
В философской литературе [4] уже отмечалось, что метафизическое определение вещи сводится к трем основным
35 7 |
Лекция XI
положениям: 1) вещь - это то, что занимает определенный объем в пространстве; 2) разные вещи - это вещи, занимающие в каждый данный момент времени разные объемы в пространстве; 3) одна и та же вещь - это то, что занимает один и тот же объем в каждый данный момент времени.
Такова и логика рассуждений Р. Ингардена. Чтобы убедиться в этом, вернемся к третьему аргументу, который якобы опровергает наличие необходимых связей между музыкальным произведением и отдельными исполнениями. Поскольку «каждый реальный предмет (вещь, процесс или событие) является прежде всего чем-то таким, что существует или совершается в каком-либо определенном времени и в каком-то определенном месте» [1, с. 464], музыкальное произведение нельзя считать одним из реальных предметов, ибо оно не только не имеет какой-либо определенной пространственной локализации, но и вообще не существует в пространстве реального мира. Реальной вещью может быть только исполнение, ибо оно «однозначно помещено в пространстве». Признание реальности существования самого музыкального произведения - «явная бессмыслица», потому что оно может одновременно исполняться в десяти различных местах, тогда как ни одна реальная вещь в одно и то же время находиться в разных точках пространства не может.
|
|
Аргументация эффективная, но крайне не убедительная. Вещи существуют в пространстве и времени. Это бесспорно. Спорно лишь считать пространственно-временные характеристики вещей универсальным критерием для определения их границ. Не о пространственной, а о качественной границе вещи здесь надо вести речь. «Сущность качественного понимания вещи, - пишет А. И. Уёмов, - можно выразить в следующих определениях:
Вещь — это система качеств.
Различные вещи - это различные системы качеств.
Одна и та же вещь -это одна и та же система качеств* [4, с. 21].
Вот почему одна и та же вещь (насколько бы абсурдным ни считал это Р. Ингарден) может одновременно находиться в различных точках реального мира. «Качественные границы
358
Морфология ис кусстпя
Лекция XI
359
вещи могут отсутствовать там, где есть пространственные, -замечает А. И. Уёмов. - Один и тот же институт может быть расположен в разных местах города. Пространственный разрыв между зданиями не разрывает в этом случае институт как единую вещь, хотя и мешает его нормальному функционированию» [4, с. 20]. С другой стороны, наука заставляет отказаться и от представлений о невозможности одновременного нахождения разных вещей и одном и том же месте пространства. В качестве примера А. И. Уёмов называет известный в физике принцип суперпозиции, по которому разные волны, будучи различными вещами, могут находиться в одной и той же области пространства, причем каждая из них ведет себя так, как будто никаких других волн в этом месте нет.
|
|
Понятно, что в рамки этих общих диалектических закономерностей укладывается и способ существования музыкальных произведений. Как и всякая другая вещь, музыкальное произведение - определенная система качеств. Различные музыкальные произведения - это различные системы качеств. Одно и то же музыкальное произведение - это одна и та же система качеств. Будучи вариантным множеством, осуществляющим свое «действительное бытие» в системе исполнительских объективации, одно и то же музыкальное произведение может одновременно находиться в разных местах. Причем в этом случае пространственный и временной разрыв между отдельными исполнениями не только не разрушает музыкальное произведение как единую вещь, но и является необходимым условием его нормального функционирования.
Еще одна существенная особенность метода исследования Р. Ингардена - игнорирование диалектики дискретности и непрерывности. По мнению польского ученого, существование музыкального произведения, как и существование любой другой вещи, абсолютно непрерывно. И это существование продолжается с момента создания данного произведения. Непрерывность его «бытия» не могут нарушить даже перерывы между исполнениями. Именно поэтому каждое отдельное исполнение и музыкальное произведение - это не одно и то же. Когда первое исчезает, второе продолжает непрерывно существовать и в дальнейшем.
Несмотря на кажущуюся стройность и последовательность, приведенные доводы не выдерживают критики с позиций диалектической логики. Строение любого объекта или процесса может быть раскрыто лишь как неразрывное единство прерывного и непрерывного. Так же, как бесконечное состоит из одних только конечных величин, непрерывное не существует отдельно от прерывного. Дискретное есть лишь звено в непрерывной цепи связей и отношений. Ведь прерывность основывается на пространственной и временной локализации компонентов, состояний объекта или процесса; прерывность является необходимым выражением относительной отграниченное -ти отдельных состояний, стадий процесса как целого. В отличие от дискретности непрерывность, напротив, реализуется лишь в определенной системе связей. Непрерывность выражает органическое единство тех же состояний и элементов и основывается на неделимости процесса или объекта как целого.
Непонимание диалектики конечного и бесконечного приводит к неразрешимым трудностям в трактовке движения, уродует представления о нем. Так, в апории Зенона «Ахиллес» быстроногий герой гомеровского эпоса не может догнать самое медленное животное - черепаху, ибо при условии одновременного начала их движения в момент появления Ахилла на месте черепахи, она уже проползет известное расстояние; и так будет во всех отдельных точках пути движения Ахилла и черепахи.
Но этого мало. В апории «Дихотомия» идет речь о следующем. Для того, чтобы пройти определенный путь, надо пройти его половину, а чтобы пройти половину, надо пройти четверть этого пути; а чтобы пройти четверть, надо преодолеть одну восьмую и так далее до бесконечности; следовательно, для прохождения данного пути необходимо преодолеть бесконечное количество °го отрезков, что потребовало бы бесконечного времени, то есть движение, увы, вообще не может начаться. А это, между прочим, означает, что Ахиллес не только не сможет «догнать» черепаху, стоящую на одном месте, но и сам-то никогда не тронется в путь.
|
|
Музыкальное произведение предстает перед нами как неразрывное единство прерывного и непрерывного. Каждая ис-
360 |
Морфология иск усе тва
полнительская объективация, представляющая собой некоторый этап в жизни музыки, является выражением относительной отграниченности одного из элементов вариантного множества. В этом смысле можно говорить о прерывности процесса существования музыкальных произведений в их «действительном бытии». Но в то же время каждое отдельное исполнение лишь звено в непрерывной цепи исполнительских реализаций, характеризующих относительную неделимость вариантного множества как некоего качественно определенного целого. И в этом смысле следует говорить о непрерывности процесса существования музыкальных произведений в их «действительном бытии».
Здесь, однако, уместен один интересный вопрос: существует ли музыкальное произведение в тот момент, когда оно не исполняется? Эмпирический опыт каждого здравомыслящего человека безошибочно подсказывает ему, что, хотя в данный момент не исполняется ни Девятая, ни Десятая симфонии Бетховена, одна из них все же каким-то образом существует, другая же, с полной очевидностью, - нет.
Способ существования музыкальных произведений в «перерывах» между их исполнениями укладывается в рамки философской категории «возможность». Возможность и действительность - две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность и действительность являются категориями, отражающими объективно существующие свойства самого бытия. Возможность, так же как и действительность, существует объективно.
|
|
Если «действительное бытие» музыкального произведения определяется нами как его звучание, реализующееся в непосредственном акте исполнения, то «бытие-возможность» - как объективно существующая тенденция развития музыкального произведения. Как и возможность любого предмета или процесса, «бытие-возможность» музыкального произведения возникает на основе той или иной закономерности его развития и выражает эту закономерность. «Возможность» произведения музыкального искусства реализуется различными способами: она может осуществить свое реальное бытие в нот-
361 |
Лекция XI
ной записи и продолжить его в партитуре; она может закрепиться в кладовых памяти композитора, исполнителя с помощью сложного механизма психофизиологических структур головного мозга; она материализуется в специальных двигательных навыках музыкантов-интерпретаторов и т. п.
Как и «действительное бытие» музыкального произведения, «бытие-возможность» представляет собой вариантное множество. В каждом музыкальном произведении перекрещивается множество закономерностей развития и, следовательно, множество тенденций этого развития, множество возможностей интерпретаций, которые могут быть осуществлены или не осуществлены в зависимости от характера порождающих их закономерностей.
Если в «действительном бытии» музыкального произведения наиболее ярко проявляется дискретная сторона его существования, то в «бытии-возможности» наиболее полно проявляется непрерывная его сторона. Даже в тот момент, когда возможность интерпретации реализуется в действительное звучание, продолжает существовать бесчисленное множество других возможных истолкований. Однако было бы неправильно думать, что в «возможности-бытии» музыкального произведения проявляется только непрерывная сторона его существования. Так же как и «действительное бытие», оно представляет собой диалектическое единство непрерывного и дискретного. Ибо «вариантное множество» возможных интерпретаций имеет конкретно-исторический характер и в силу этого как процесс совмещает в себе последовательность определенных качественных состояний. Смена этих состояний в исторической динамике «возможности-бытия» музыкального произведения и есть еще одно проявление дискретности способа его существования.
Теперь, наконец, можно рассмотреть в совокупности все шесть аргументов Р. Ингардена, которые он выдвинул в качестве доказательства своего основного тезиса о квазиреальном существовании музыкального произведения.
Аргумент первый. Нетрудно заметить, что Р. Ингарден опирается здесь на действительно существующие особенности многовариантной природы музыкального произ-
362
Морфология искусства
Лекция XI
363
ведения. Он, безусловно, прав не только тогда, когда характеризует исполнение как процесс, однозначно занимающий определенный период времени и сопровождающийся сменой частей в последующих друг за другом временных фазах, но и тогда, когда отмечает, что все части музыкального произведения существуют одновременно. Однако прийти на этом основании к абсолютному противопоставлению продукта исполнительской деятельности и музыкального произведения -значит допустить серьезную ошибку.
Одновременное существование всех частей музыкального произведения характерно для его «возможности-бытия», реализующегося в особой системе графических знаков партитуры, в психофизиологической структуре субъекта (композитора, исполнителя) и т. д. Но музыкальное произведение имеет и другую сторону существования - свое «действительное бытие». Возможность интерпретации постоянно переходит в действительность (звучание), если существуют особые условия, необходимые для реализации конкретного варианта (наличия нот, концертной площадки, инструментария, навыков исполнителей, слушателей и т. п.). Причем музыкальное произведение в своем «действительном бытии» реализуется в исторически конкретной целостной совокупности правомерных вариантов исполнительских объективации. Отрывать музыкальное произведение от исполнений и отрицать его «временной» характер - значит не понимать закономерностей функционирования вариантного множества и диалектики взаимоперехода возможности и действительности как двух необходимых сторон существования художественного целого.
Аргумент второй строится на противопоставлении исполнительской объективации как явления акустического, порождаемого определенными действиями музыканта-интерпретатора, с одной стороны, и якобы неакустической природой существования самого музыкального произведения - с другой. Р. Ингарден ссылается на то обстоятельство, что причиной возникновения музыкальных произведений служат особые психофизические процессы - творческие усилия художника, которые могут и не выявляться непосредственно в игре на музыкальном инструменте.
Разумеется, создавая свои произведения, композитор может их и не исполнять. Поэтому и процессы формирования музыкального эмбриона с помощью определенных психофизических усилий не являются, конечно акустическими. Впрочем, столь же неакустическими следует считать и все другие формы существования музыкального произведения в его «возможности-бытии». Однако если данное произведение так никогда и не реализуется в конкретном звучании, оно едва ли может считаться полноценным произведением искусства. Только «опредметившись» в конкретном процессе исполнения, музыкальное произведение становится средством общения композитора со слушателем.
Вопреки мнению Р. Ингардена, музыкальное произведение как диалектическое единство «возможного и действительного бытия» соединяет в себе черты акустического и неакустического процессов. Осуществляя же свое «действительное бытие» в определенной совокупности исполнительских объективации, музыкальное произведение предполагает необходимое участие интерпретатора-соавтора, который вносит частицу своего творчества в каждый из элементов вариантного множества. Таким образом, непосредственными причинами, порождающими полноценное произведение музыкального искусства, следует считать не только творческие усилия композитора (хотя они, безусловно, первостепенны), но и те сложные действия музыканта-интерпретатора, благодаря которым музыка продолжает жить.
Аргумент третий, как уже отмечалось выше, основан на обычном метафизическом заблуждении. Р. Ингарден попытался втиснуть особенности существования музыкальных произведений в прокрустово ложе устаревших еще со времен Гегеля представлений о пространственно-временных границах вещей. Когда же это сделать не удалось, музыкальное произведение было отнесено к интенциональной сфере, существующей вне времени и пространства.
Диалектическое учение о качественных границах вещи и неразрывности дискретности и непрерывности приходит на помощь там, где метафизическая методология наталкивается на непреодолимые препятствия.
364
Морфология искусства
Лекция XI
365
Аргумент четвертый основан на том действительном факте, что отдельный продукт исполнительской деятельности проявляется в испытываемых слушателем изменчивых слуховых образах и может быть «смазанным» вследствие плохих акустических условий, тогда как само музыкальное произведение от этого пострадать не может.
Но что же это, однако, доказывает? Казалось бы, только раскрывает новые черты различий между музыкальным произведением и отдельной исполнительской конкретизацией и тем самым подтверждает вывод о многовариантной природе его существования. Мы уже отмечали, что музыкальное произведение не может быть целиком сведено к отдельной исполнительской объективации. За пределами одной интерпретации остается бесчисленное множество возможных и действительных истолкований данного музыкального произведения в данных исторических условиях. Влияние «смазанного» исполнения на другие варианты и тем более на все множество в целом настолько ничтожно, что практически может не приниматься в расчет.
Р. Ингарден абсолютизирует черты различия между музыкальным произведением и исполнительской объективацией. Он использует этот факт, чтобы доказать отсутствие необходимой внутренней связи между ними. Но абсолютное противопоставление произведения и отдельных исполнительских конкретизации так же бесплодно, как и абсолютное их отождествление.
Аргумент пятый простоват. Музыкальное произведение одно, в то время как его исполнений может быть в принципе сколько угодно. И этого достаточно. Перед нами классический образец метафизической логики: или множество различных исполнений, или одно-единственное музыкальное произведение, а что сверх того, то от лукавого.
Аргумент шестой, так же как и пятый, является следствием непризнания диалектики вариантного множества. Исполнение и само музыкальное произведение - абсолютно различные явления, так как первое характеризуется полной определенностью мельчайших тембральных, динамических, агогических и ритмических качеств, а второе содержит в себе
нечто подобное «сфере безразличного», то есть такие стороны, в отношении которых оно не может быть однозначно определено.
Так пишет Р. Ингарден. Но и этот аргумент на деле только лишний раз доказывает нелепость всякой попытки оторвать музыкальное произведение от отдельных исполнительских объективации. Взаимосвязь этих явлений - суть отношения множества и конкретных элементов, входящих в его состав. Поэтому одно и то же музыкальное произведение и способно совместить в себе все мельчайшие тембральные, динамические, ритмические и прочие различия, которые с необходимостью появляются между отдельными исполнениями.
Итак, принимая во внимание все вышеизложенное, постараемся в наиболее концентрированном виде сформулировать наше понимание многовариантной природы существования музыкальных произведений. Будучи вариантным множеством, музыкальное произведение есть исторически конкретная целостная совокупность всех возможных и действительно существующих правомерных вариантов исполнительских объективации продукта первичной художественной деятельности. Что же касается ингарденовской концепции интенциональной квазиреальности, то недостаточность общефилософских, методологических основ делает ее в целом неприемлемой для современной эстетики и искусствознания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М., 1962. - С. 416.
2. Мильштейн Я. И. К. Н. Игумнов о мастерстве исполнителя //
Сов. музыка. - 1959. - № 1. - С. 116-117.
3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Кн. 2. Инто
нация. - М.; Л., 1947. - С. 58.
4. Уёмов А. И. Вещи, свойства и отношения. - М., 1963.
1М
366
Лекция XII
3. Исполнительское искусство
3.1. Творческая деятельность в системе художественного производства
В одной из предыдущих лекций мы уже ввели понятия ♦статичных» и «динамичных» искусств.
В области «статичных», или пространственных, искусств результатом художественной деятельности является конкретный, единичный и, как правило, уникальный предмет. Его материальная конструкция имеет четкую пространственную локализацию. Будучи единичным предметом, произведение «статичных» искусств отличается объективно ограниченным полем художественного воздействия, что порождает трудности в удовлетворении возрастающих потребностей общества. Чтобы сделать «произведение-предмет» достоянием возможно более широкого круга людей, необходимо изготовить его дубликат. Подлинник (оригинал) и его репродукция (копия) и являются основными формами существования художественных ценностей в сфере пространственных искусств.
Подлинник - уникальное художественное явление. Репродукция - лишь воспроизведение ранее созданного. Оригинал, если это настоящий шедевр искусства, - результат напряженного, порой изнурительного труда, продукт концентрации творческих усилий художника, его эмоций и интеллекта, сплав фантазии, воображения и мечты с познанием тайн природы и глубин человеческого духа. Копия^даже если она достаточно совершенна, - всего лишь повторение. Единственный критерий художественной ценности дубликата -1йлйзость к ориги-налуГЧём меньше копия будет содержать от «копииста», тем лучше. Создатель репродукции - раб подлинника, слепой исполнитель воли автора оригинала.
Неравноценность копии и оригинала раскрывается особенно полно, если учесть, что художественная деятельность имеет творческую (продуктивную) и нетворческую (репродуктивную) стороны.^Напомним, что под человеческим творче-,
367 |
Лекция XII
ством в широком смысле слова обычно имеют в виду сложные процессы, протекающие в сфере как духовн^Е^^ак и практической деятельностиу^и приводящие к с^в^анию чего-либо
новогот отвечающего потребностям пост^шГтельного развития
общества. Что же касается репродуктивной деятельности,^го____
она повторяет определенные творческие достижения, распространяет, популяризирует их, закрепляет в фонде общественных ценностей. Художник - создатель произведения искусг ства - обязательно наделен необходимыми творческими способностями, а его деятельность характеризуется новизной и общественной значимостью художественных результатов. Копиист же в живописи, скульптуре и других искусствах прежде всего наделен репродуктивными способностями и обнаруживает высокое умение усваивать необходимые навыки и знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по соответствующему образцу.
Поскольку деятельность копииста является в основном нетворческой, она может в некоторых случаях передаваться не художникам и даже автоматам. Так, человеку, не искушенному в тонкостях живописи, очень трудно отличить репродукции, полученные в США фирмой «Артаграф репро-дакшн технолоджи», от оригиналов. Уникальный метод, который разрабатывался фирмой в течение ряда лет, был впервые успешно применен в апреле 1987 года. Этот метод состоит из двух стадий. Первая - лазерное «фильтрование» цветовой гаммы живописного шедевра и абсолютно точный перенос ее на специальное полотно. Вторая - компьютерный процесс «закрепления» факсимильной репродукции путем последовательного нагрева и охлаждения.
С помощью «метода артаграф» было воспроизведено большое количество шедевров мировой живописи. При этом сохранялось все - точные размеры, тончайшие оттенки цвета и даже индивидуальность мазков. Коллекция фирмы, кроме всего прочего, включает репродукции полотен, предоставленных в свое время Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва) и Эрмитажем (Ленинград): знаменитые работы П. Гогена, В. Ван Гога, А. Матисса, О. Ренуара, П. Сезанна и П. Пикассо.
368
Морфология искусства
Лекция XII
369
Подлинник и репродукция - крайние полюсы широкого спектра пространственных художественных форм. Между ними существуют различные переходные стадии. В рамки отношения «оригинал - копия» не укладываются варианты произведения, созданные одним и тем же автором. Вариантность встречается и в сфере художественных промыслов, где народные умельцы репродуцируют ими же созданные художественные произведения (скульптуру малых форм, керамику и чеканку, резьбу по дереву, кости и камню). Наряду с элементами репродукции отдельные произведения приобретают неповторимые, свойственные каждому из них, особенности, то есть объединяют в себе черты копии и оригинала. Быьает и так, что в подлиннике размывается и исчезает не только уникальность, но и такое качество, как «рукотвор-ность»: скульптор создает лишь гипсовую фигуру, а специалисты-мастера вырубают ее в мраморной глыбе, или, иными словами, делают то, что впоследствии и будет называться оригиналом.
Тиражирование усугубило парадокс существования подлинника в пространственных искусствах. Какие оттиски в графике следует считать оригиналом, а какие - репродукцией? Какое из возведенных по одному и тому же проекту многочисленных архитектурных сооружений - подлинник, а какое - всего лишь повторение? Не менее сложно ответить на аналогичные вопросы, когда сталкиваешься с тиражированием художественных ансамблей (мебельных гарнитуров, сервизов, имеющих художественную ценность, и т. п.).
В «статичных» искусствах художественная деятельность бывает первичной или вторичной, самостоятельной или несамостоятельной. Первичная художественная деятельность охватывает создание произведения искусства, вторичная - его воспроизведение. Первичная деятельность по преимуществу является продуктивной, вторичная - репродуктивной. Результат первой - подлинник, оригинал, результат второй - копия, повторение. Первичная деятельность в пространственных искусствах бывает самостоятельной, а вторичная - несамостоятельной. При этом самостоятельной мы называем такую продуктивную деятельность, которая целиком опирается на «свои
собственные силы» и не нуждается в художественном творчестве другого лица.
Может показаться, что появление исполнителей авторского замысла в архитектуре или искусстве монументальных форм вступает в противоречие с отмеченной особенностью и что в творческом процессе, направленном на создание произведения, участвуют не только автор (архитектор, художник-монументалист), но и непосредственные исполнители проекта (инженерно-технический состав, рабочие-строители и т. д.). Однако это не так. Исполнители в данном случае осуществляют чисто технические задачи. Их практическое участие в создании материальной формы произведения к художественно-творческой деятельности отнести нельзя. Если деятельность этих исполнителей и является творческой, то совсем в ином разрезе: в инженерно-строительном деле, в сфере техники или технологии материального производства. Относительно же художественно-творческой деятельности можно сказать, что она, главным образом, авторская прерогатива. Возникновение творческого замысла, его формирование и развитие, бесконечное многообразие операций, связанных с воплощением замысла в материале, процесс функционирования искусства вплоть до потребления его произведений воспринимающим субъектом — все это в рамках первичной самостоятельной художественной деятельности имеет, как правило, одну и только одну художественно-творческую инстанцию. Эта инстанция - система «автор».
Несамостоятельной мы называем такую художественную деятельность, в которой практически отсутствует творческое начало. Сама по себе она не в состоянии привести к появлению художественной ценности, пусть даже простой репродукции. Деятельность копииста является художественной (но не художественно-творческой!) лишь постольку^поскольк у ей _ обязательно предш ествует художественное творчество друго- го лица.
В «динамичных» искусствах художественная деятельность
также является первичной либо вторичндиГОдн&ко, если _в «статичных» йскусствазГпёрвичная художественная_д еятель- ность бывает только самостоятельной, а вторичная - то'лько
370
Морфология и скусств
Лекция XII
371
несамостоятельной, тов^динамичных» ^^
гая -относительно самостоятельны. Музыкант-исполнитель не может обоитйсГбез композитора. Но и композитор нуждается в инструменталистах и певцах. То же самое справедливо по отношению к драматургу и актеру, балетмейстеру и танцовщику. Только особое сотрудничество автора и исполнителя способно породить полноценное искусство.
В «статичных» искусствах художественные ценности вы-ступаютчТлавньВГобразом,- как единичные предметы. Это~=-оснбвная йнайболее распространенная форма их бытия. Здесь только намечается тенденция перехода от единичных произведений-предметов к тиражированным предметам и ансамблям и далее - к произведениям-вариантам. В «динамичных» же искусствах эта тенденция закрепляется и становится ведущей, поскольку художественные ценности представлены здесь преимущественно в своих многовариантных формах.