Правовые аспекты государственных закупок

Признание «законности» использования механизма государственных закупок для целей развития национальной экономики нашло отражение и в международных правовых документах. Соглашение ВТО о государственных закупках (статья V) содержит положения об особом и дифференцированном режиме для развивающихся стран. В частности. Стороны при реализации Соглашения обязаны должным образом учитывать финансовые и торговые потребности указанных стран, в том числе потребности в:

— поддержании национального платежного баланса и уровня резервов, адекватного для реализации программ экономического развития:

— содействии формированию или развитию отечественных отраслей, включая малый бизнес в сельской местности и в экономически отсталых регионах, а также экономическому развитию других секторов экономики:

— поддержке предприятий, которые полностью или в значительной степени зависят от государственных закупок и т.д.

Как правило, вышеуказанные социально-экономические задачи решаются через механизм присуждения контракта, но могут также относиться и к выполнению контрактов.

В целом при осуществлении правительственных закупок применяется следующее правило: если иностранное государство допускает наших национальных поставщиков к своим правительственным закупкам, то российская сторона допускает их компании к своим государственным и муниципальным закупкам. Если на территории иностранного государства действует запрет или ограничение на российские товары, российское правительство вправе вводить симметричные меры и не допускать к закупкам иностранных поставщиков из этих государств.

Белорусское законодательство в целом направлено на защиту отечественного производителя, однако прямого запрета на участие в торгах для иностранных поставщиков нет. Так, в соответствии с подпунктом 2.3. пункта 2 постановления № 1987 в любых видах процедур закупок товаров могут участвовать производители и их официальные торговые представители, реализующие товар в соответствии с договором (соглашением) с этим производителем вне зависимости от государственной принадлежности.

Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о допуске участников к процедурам учитываются ограничения, принимаемые Главой Государства и Правительством.

В Беларуси в соответствии с рекомендациями Типового закона о государственных закупках ЮНСИТРАЛ действует преференциальная поправка. Отметим, что мировой практикой доказано, что преференциальная поправка является наиболее «мягким» способом протекционизма рынка государственных закупок по сравнению с другими инструментами, например, прямой запрет и т.д.

Преференциальная поправка в размере 15% определена для товаров белорусского производства по определенному перечню, в который вошло 15 позиций (сельхозпродукция, текстиль, одежда, кожа, металлы, приборы, автомобили и т.д.). Она введена в дополнение к преференциальной поправке в размере 10% для участников, предлагающих товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов. Эта поправка была ранее установлена Положением о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупок на территории Беларуси (утверждено постановлением Правительства от 20 декабря 2008 года № 1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок").

Таким образом, к цене предложения белорусского товара, включенного в указанный перечень, необходимо применять преференциальную поправку в размере 15%, а к цене предложения такого же товара, произведенного организациями общественных объединений инвалидов - 25% (15%+10%). При этом к иным белорусским товарам, а также работам и услугам, произведенным организациями общественных объединений инвалидов, необходимо применять преференциальную поправку в размере 10%.

Кроме того, законодательством предусмотрен перечень товаров происхождения Республики Беларусь, закупка которых осуществляется только у отечественных изготовителей, в который входит 6 позиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: