Виды процедур государственных закупок

Можно выделить основные характеристики государственных закупок:

ü полномочия служащих по государственным закупкам уста­новлены законом или их статусом;

ü бюджет закупок определяется законодательством и имеет строгий регламент.

Основной формой организации закупок для государственных нужд являются конкурсы (торги, тендеры). Он проводится по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на прин­ципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный контракт (договор) на поставку заключается с по­бедителем конкурсных торгов — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации, в котором предложены наилучшие условия.

Типы госзакупок С проведением торгов

Конкурсы

ü Открытый конкурс

ü Закрытый конкурс

Аукционы

ü Открытый аукцион

ü Закрытый аукцион

ü Электронный аукцион

Конкурсные торги, проводимые государством, подразделяются на открытые и закрытые.

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

ü продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;

ü продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;

ü время и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах.

Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономики. Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

ü Короткие сроки проведения;

ü Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;

ü Прозрачность и открытость процесса закупок;

ü Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;

ü Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;

ü Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;

ü Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;

ü Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.

Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:

ü Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.

ü Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.

ü В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.

ü Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.

ü Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.

ü Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

ü Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.

ü Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.

ü Без проведения торгов

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок.

В совершенствовании системы государственных закупок важную роль приобретает формирование необходимой конкурентной среды.

Для этого в мировой практике разработана система практических мер и процедур, которая получила название прокьюремент.

В основе прокьюремента лежит соблюдение принципов открытости (гласности), равноправия претендентов, эффективности заключаемых сделок, ответственности сторон — участниц контракта. Прокьюремент означает также деятель­ность, обеспечивающую поиск и соединение компаньонов будущей сделки, заключение договоров, соглашений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: