Словарь-справочник основных терминов и понятий в курсе «Профессиональная этика и служебный этикет» 1 страница

АБСТРАГИРОВАНИЕ (лат. - отвлекать) - процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, «восходя от конкретного к абстрактному». При восхождении от абстрактного к конкретному абстрактное наполняется конкретным содержанием.

АБСТИНЕНЦИЯ - особое физическое и психическое состояние, возникающее при резком воздержании от ранее систематического употребления спиртных напитков, табака, наркотиков и других веществ. Абстиненция приводит к общему недомоганию, головным болям, бессоннице, нарушению деятельности сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем, что вызывает угнетенное, а порой и тревожное настроение.

АВТОРИТЕТ - 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т. д.; 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или групп ситуациях.

АВТОРИТЕТКОМАНДИРА– социально-психологический феномен влияния и общего признания, которыми индивид (командир) пользуется среди подчиненных в силу своих личностных или интеллектуальных качеств, среди которых особую роль играют воля, высокая нравственность, профессиональная подготовленность, опыт, смекалка, харизма, чувство личной ответственности, чуткое и внимательное отношение к людям, педагогическое мастерство. Различают авторитет личности и авторитетдолжности, который связан с определенным социальным статусом. С понятием А. связан престиж, который выступает как рабочая функция в механизме авторитетных отношений. АК тождествен авторитету руководителя и выражается в способности направить, не прибегая к принуждению, поступки и логику подчиненного (подчиненных) по общественно желательному пути. Авторитет командира в ВС РФ понимается как совокупность качеств и навыков, которыми должен обладать командный состав. Составными частями авторитета командира являются: авторитет его роли, информированность и референтность. Существуют три основных требования, выполнение которых обеспечивает формирование авторитета командира: зрелость командира, как совокупность воли, методической культуры и коммуникативных качеств; стиль руководства как индивидуальное сочетание методов, приемов и форм управления; овладение навыками, современными способами управления подчиненными. Авторитет командира формируется одновременно по трем направлениям: в ходе накопления личного служебногоопыта; в результате восприятия и воспроизведения советов и рекомендаций командиров (начальников) и старших товарищей; в виде самоконтроля.Наряду с авторитетом командира существует авторитет рядовых военнослужащих, в основе которого лежит уважение, оказываемое им сослуживцами.

АГРЕССИВНОСТЬ (лат. - нападение) – психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях. Может проявляться как ситуативный кратковременный психический процесс или состояние. Но может быть свойством личности и даже чертой характера как результат недостаточного воспитания или симптом психического заболевания.

АДАПТАЦИЯ - приспособление органа, организма, индивида, коллектива к изменяющимся условиям окружающей среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования.

АЗАРТ – эмоциональное состояние, проявляющееся как возбуждение, связанное с ожиданием желаемого результата своей деятельности или за кого «болеют»; может дойти до уровня аффекта. Азарт наиболее проявляется при соревновании, но может иметь место и в любой деятельности при увлечении ею. Азарт, как проявление эмоции, тормозит «голос» разума.

АККУРАТНОСТЬ – психологическое понятие, положительная волевая черта характера личности, выражающаяся в умении пунктуально (точно, тщательно) выполнять или соблюдать условия той или иной деятельности. Противоположность А. – небрежность. А. тесным образом связана с ответственностью, внутренней дисциплиной, умелостью, терпимостью. Важная роль аккуратности служащих определяется относительно высокой ценой ошибки, полученной вследствие небрежности. А. служащих проявляется в одежде, в подчерке, в соблюдении гигиены и чистоты и др.

АКСИОЛОГИЯ - (греческое - учение о ценностях) Ценности определяются, прежде всего, с точки зрения классовых интересов (т.е. политики), непосредственно связаны с экономическими интересами.

АКТИВ - наиболее передовая, деятельная часть коллектива, организации.

АКТИВНОСТЬ - всеобщее свойство материи, связанное с движением как способом бытия материи и взаимодействием материальных объектов. В зависимости от форм движения материи (механической, физической, химической, биологической, социальной) различают и формы А.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе усвоения богатства материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

АКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - вид психической активности, проявляющейся у животных в форме ориентировочного рефлекса, а у человека, кроме того, в формах не произвольного внимания, любопытства, любознательности, творчества.

АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ - высшая форма активности психической, определяется тем, что сознание человека, как словами В.И. Ленина не только отражает объективный мир, не только удовлетворяет человека, но и человек своим действием решает изменить его.

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ - снятие утомления не только физкультурной разминкой, но рациональной сменой рабочих движений и изменением деятельности.

АКТУАЛИЗАЦИЯ - понятие, разработанное Б.Г. Ананьевым (1907-1972) и его учениками, как переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное.

АЛЬТРУИЗМ - моральный принцип, бескорыстная забота человека о благе других людей, готовность жертвовать для них личными интересами. Альтруизм противоположен эгоизму.

АЛЬТЕРНАТИВА - (лат. - один из двух) - необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений нужных вариантов.

АЛКОГОЛИЗМ - наиболее распространенный вид наркомании как потребности в спиртных напитках, приводящий к опьянению. Психологически имеет три стадии: подражания, привычки и болезни.

АНАЛИЗ - процесс расчленения целого на части.

АНАЛОГИЯ - сходство между объектами в некотором отношении.

АНТИЦИПАЦИЯ (лат. – предвосхищение) – способность человека предугадывать события (напр., содержание еще не воспринятого при чтении текста или показания прибора) как проявление опережающего отражения.

АНКЕТИРОВАНИЕ - метод сбора социальной информации.

АППЕРЦЕПЦИЯ - зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных способностей.

АПАТИЯ (греч. – бесчувственность) - психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеванием и проявляющейся потере интереса и безразличия к окружающему. А может переходить в свойства – апатичность.

АРГУМЕНТ - 1. Суждение, приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории). 2. Основание доказательства.

АРГУМЕНТАЦИЯ психолого-педагогическое понятие имеет два значения: 1) совокупность аргументов в пользу чего-либо; 2) деятельность (преимущественно интеллектуальная), связанная с доказательством, обоснованием, опровержением и критикой какого-либо суждения (концепции, теории) путем приведения доводов, аргументов. Основные понятия А.: аргумент, тезис, правила аргументирования. Аспекты А.: логический, риторический, тактический, моральный. Виды А.: спор, полемика, дискуссия и диалог, дебаты, прения, диспут. Приемы А.: 1) ссылка на авторитетные источники; 2) доказательство фактами; 3) иллюстрация; 4) одностороннее (монологическое) воздействие.

АТЕИЗМ - система научных взглядов, отвергающих веру в существование сверхъестественных сил, бога, религию в целом.

АТТЕСТАЦИЯ междисциплинарное понятие, имеющее два основных значения: а) процесс определения компетентным органом или лицом соответствия уровня знаний и квалификации специалиста занимаемой им должности или месту, на которое он претендует; б) заключение или отзыв (как правило, письменный)о деловых качествах и знаниях работника. Компонентами А. являются извещение об А., аттестационная процедура, письменная характеристика, решение аттестационная комиссии. Аттестование служащихпроизводится в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и их соответствия установленным требованиям службы. При аттестовании дается объективная оценка деловых качеств служащего, определяется его соответствие занимаемой должности и излагаются рекомендации по дальнейшему служебному использованию. В соответствии с требованиями законодательства производится А. образовательного учреждения или процедураустановления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

АТТИТЮД - фиксированная социальная установка.

АФФЕКТ - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными и психическими проявлениями.

ВЕРА - специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, когда их достоверность принимается без теоретических и практических доказательств. В. - противоположно знанию. Психологическое в ее основе лежит чувство, создающее иллюзию познания того, что создано воображением. В. – обязательный компонент религии. Исторически входит в грамматический корень слов уверенность и доверие, но не связана с ними по содержанию.

БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – психологическое понятие, психологические состояния, проявляющиеся в неадекватной пассивности субъекта, препятствующей выполнению тех или иных действий. Причинами возникновения БП может быть новизна или опасность ситуации, неожиданная или негативная информация, отсутствие гибкости и быстроты мышления. Различают три основных разновидности БП: а) барьеры общения, или психологические состояния, препятствующие общению. Они могут существовать в форме эстетических, моральных, эмоциональных и возрастных барьеров. Их объединяет предвзятость и безпричинность негативных установок, возникающих по первому впечатлению; б) барьеры смысловые, выражающиеся во взаимонепонимании между людьми или несовпадении смыслов высказываний. В зависимости от основной причины несовпадения они могут существовать в форме этнопсихологических и межкультурных барьеров; в) барьеры коммуникации, как наличие психологического препятствия в процессе обмена информацией. В зависимости от вида препятствия, они могут существовать в форме барьера понимания, барьера отношений и барьера социально-культурных различий. БП устраняются посредством психологического тренинга и других форм обучения межличностному взаимодействию. Существуют и другие разновидности БП: барьеры на пути творчества, барьеры инновационные и др.

БЕРЕЖЛИВОСТЬ – психологическое понятие, нравственное качество личности, выражающееся в экономном отношении к материальным и духовным ценностям и умении их целесообразно использовать. Б. тесно связана с такими чертами личности, как дисциплинированность, экономность, организованность, аккуратность.

ВЕЖЛИВОСТЬ психологическое понятие, это нравственное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. В. – элементарное требование культуры поведения; включает: внимательность; внешнее проявление доброжелательности ко всем; готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается; деликатность; такт. Основа В. – гуманизм, внутреннее освоение и принятие общечеловеческих ценностей, внешняя и внутренняя культура.

ВЕРБАЛЬНЫЙ МЕТОД – (от лат. – словесный).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – базовое социально-психологическое понятие. Представляет собой процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. ВС. – это универсальная форма изменения состояния объектов. В структуре ВС. обычно выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческо-волевой. В социальной психологии понятие ВС. используется для характеристики действительных межличностных контактов людей в процессе совместной работы и для описания взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в ходе совместной работы. ВС. может носить случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок, психических состояний. ВС как форма контактов и взаимодействия людей в процессе совместной работы м.б. преходящим и устойчивым, личным и общественным. Различают два вида ВС – сотрудничество и соперничество (конкуренция). Взаимодействие – философская категория, выражающая процесс воздействия, влияния различных объектов друг на друга, их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопереход, порождение одним объектом другого. ВС. носит объективный и универсальный характер, в нем выражается взаимная связь всех структурных уровней материи, способ ее существования, материальное единство мира. Основа В.С. – причинно-следственная связь. В.С. личности и деятельности как закон психологии был сформулирован С.Л. Рубинштейном. ВС имеет синоним – интеракция, в этом смысле оно представляет собой одну из сторон общения. Интерактивная сторона общения термин,означающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга и всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ – базовое социально-психологическое понятие, которое представляет собой субъективное (субъект – субъектные) связи между людьми, возникающие в результате фактического взаимодействия представителей различных социальных групп. Иногда В. называют межличностными отношениями (МЛО). В. основываются на определённых побуждениях и включают в себя поведение, эмоции и чувства, познание и волю участников. Через В. индивид приобщается к системе общественных отношений. Иногда В. рассматриваются как готовность к определённому взаимодействию. Характеристиками В. являются: активность, модальность (принадлежность к сенсорной системе), широта, устойчивость, избирательность и вовлечённость. Основными видами МЛО являются: 1) отношения знакомства; 2) отношения приятельские; 3) отношения дружеские; 4) отношения родственные; 5) отношения любовные; 6) отношения супружеские; 7) отношения партнёрские; 8) отношения конкурентные. Общая закономерность оценки В.: чем глубже отношения, тем короче дистанция, чаще контакты, меньше ролевых клише.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – социально-психологическое понятие, это способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, организациями, странами, при которых максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон. Объективной основой В. выступает общность интересов, близких и отдалённых целей, взглядов. В. конкретно реализуется через взаимовосприятие вербального и невербального поведения.

Структурные элементы В. между людьми: восприятия внешнего облика; предположительное соотнесение внешних признаков с личностными качествами; объяснение поведения, поступков, формирование первого впечатления, становление ряда образов о другом человеке; понимание личности другого. Разнообразные барьеры на пути к В.: антипатии, необщительность, молчаливость, недоверие, авторитарность, нереальное видение другого как только хорошего или только плохого человека. В. устанавливается полнее, если происходит обмен мнениями, опытом, ценными ориентациями, проявляется эмпатия и уважение друг к другу. Ядро В. составляет эмпатия, связанная с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга. В. – основа особой доверительности в отношениях, возможности прогнозирования поведения партнёра по общению.

Для обеспечения В. между людьми необходимо создание и соблюдение четырёх условий: 1) понимание речи взаимодействующей личности; 2) осознание проявляющихся качеств взаимодействия личности; 3) выявление влияния на личность ситуации взаимодействия; 4) выработка соглашения и практического его выполнение по определённым правилам.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ – социально-психологические понятия, в которых описываются типологические составляющие, позволяющие правильно оценить особенности общения, его сущность, содержание и полноту проявления.

К ним относятся: 1) коммуникация – акт О., имеющий целью обмен информацией; 2) вербальное – словесное О., в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь; 3) внешнее – передача информации партнёрам по О., речь, ориентированная на других; 4) внутреннее – О. с самим собой; речь, обращённая к себе; 5) монологическое – устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления и т.д.; 6) диалогическое – речевое О. двух или нескольких людей: а) информационный диалог – обмен информацией в форме беседы, выступления с последующим обсуждением и т.п.; б) дискуссионный диалог – обсуждение противоречивых мнений, точек зрения, фактов в форме дискуссии, диспута и т.д.; в) фатический диалог – бессодержательное О., диалог ради диалога; 7) невербальное – О., в котором используются неречевые знаковые системы; 8) кинетическое – О. с помощью невербальных средств: жестов, мимики (движений лицевых мышц), пантомимики (выразительных движений тела); 9) паралингвистическое – передача дополнительной информации через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д.; 10) экстралингвистическое – передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменении темпа речи и т.д.; 11) визуальное – информационный контакт с помощью глаз; 12) межличностное (О. знакомых людей) и массовое (О. незнакомых людей); 13) межперсональное (О. конкретных личностей) и ролевое (О. носители социальных ролей); 14) доверительное и конфликтное О.; 15) личное (обмен неофициальной информацией) и деловое (О. людей, включённых в одну и ту же деятельность); 16) прямое (непосредственное) и опосредственное О. (с использованием каких-либо средств); 17) манипулятивное О. – осуществляемое с целью скрытого влияния.

Кроме того, существуют воспитательное, диагностическое и интимно-личностное общения.

ВИНА– междисциплинарное понятие. В психологии понимается как фундаментальная эмоция или эмоциональное состояние человека, выражающее моральное отношение к другим людям и обществу в целом в результате каких-либо своих действий и поступков. Важной составной частью В. является осознание факта нарушения каких-либо норм. В. следует отличать от стыда, при котором происходит сравнение своего проступка с проступками других людей. В. всегда является следствием как самого проступка, так и его нравственной, дисциплинарной или юридической оценки. При определении степени вины необходимо установить её форму: В. в виде умысла или В. в виде неосторожности, а также учесть внутренние условия, внешние обстоятельства проступка, размер или тяжесть последствий (ущерба). Таким образом, степень В. разных людей за один и тот же проступок будет неодинаковой. В. не является постоянной характеристикой личности, она носит временный характер.

ВЛИЯНИЕ – психолого-педагогическое понятие. В психологии В. – это процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. Различают направленное и ненаправленное В. Механизмом направленного В. служат процессы убеждения, внушения и др.; ненаправленного – заражения, подражания и др. Также различают прямое и косвенное В. Приемы В.: намёк, мнимый запрет, отступление, выжидание, демонстрация усиления ресурсов, маскировка ответственности. В. может осуществляться в ходе психологического воздействия. В этом случае В. подразделяется на индивидуально-специфическое, когда воздействие осуществляется путём передачи (а иногда и навязывания) людям ещё неосвоенных ими образцов, в которых выражаются индивидуально-психологические характеристики влияющего лица (доброта, общительность и др.), и функционально-ролевое, когда воздействие осуществляется в передачи или навязывании людям способов поведения, поступков и действий, определяемых той ролью, которое играет влияющее лицо. В. в педагогике – это деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществлений функций педагога. Традиционно выделяются четыре основных способа В.: убеждение, внушение, заражение и подражание. Разнообразные приёмы педагогического В. могут быть сведены к двум основным методам – требованию и оценке.

ВЛЕЧЕНИЕ - психологическое состояние, выражающее недифференцированную неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.

ВНИМАНИЕ - сосредоточенность сознания и направленность психической деятельности человека на определенные объекты.

ВНУШАЕМОСТЬ - индивидуальная некритическая податливость воздействиям окружающих людей.

ВНУШЕНИЕ - воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов военной деятельности в зависимости от общественно-исторических условий, уровня военной техники, характеристик личности бойца, особенностей воинского коллектива, методов боевой и специальной подготовки.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - составная часть воспитания; формирование у молодежи морально-политических, психологических, физических и профессионально-боевых качеств, необходимых для вооруженной защиты Родины.

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – базовое понятие военной психологии, это разновидность профессиональной (служебной) деятельности военнослужащих, связанная с выполнением ими боевых задач и повседневных обязанностей. ВПД объединяет два подвида – боевую деятельность и деятельность в мирных условиях. К особенностям боевой ВПД относятся: ярко выраженная социальная мотивированность; протекание в специфических условиях боя; отсутствие полной военно-профессиональной адаптации к боевым условиям; повышенные требования к моральной и психологической подготовленности. К особенностям повседневной ВПД относятся: существенное ограничение личной свободы и строгая регламентированность; постоянное нахождение в состоянии готовности к выполнению действий по профессиональному назначению; отрыв от привычногоближнего социального окружения; значительная физическая нагрузка; наличие опасных и вредных факторов военной службы, фактора риска служебной деятельности.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ – психологическое понятие, которое представляет собой целенаправленный перенос движения, информации и др. (в том числе материальных агентов) от одного участника взаимодействия к другому. В.П. может быть непосредственным и опосредованным. По степени изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на который было направлено воздействие, можно судить о степени влияния на него воздействующего субъекта (или объекта). Некоторые авторы ставят знак равенства между ВП и влиянием. Однако ВП – более общее понятие. Поэтому ВП иногда определяют как социально-психологическую активность одних субъектов, направленную на другие с целью получения результата. В ВП выделяют три этапа: операциональный, процессуальный и заключительный. ВП оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека – потребностно-мотивационную, интеллектуально-познавательную, коммуникативно-поведенческую. Основными принципами ВП являются: индивидуальный и дифференцированный подходы; воздействие в группе через коллектив; воздействие в процессе деятельности; учет специфических характеристик объекта; опора на положительное в личности или группе; единство, согласованность и преемственность. Методы ВП объединяют убеждение, внушение, информирование, поощрение, принуждение, наказание, пример. Среди форм ВП различают вербальные, печатные, изобразительные, воздействия СМИ и компьютерной техники. К основным видам ВП относятся информационно-психологическое, психоаналитическое, психогенное, нейролингвистическое, психотропное и психотронное.Наряду с ВП существуют воздействие педагогическое (направленное на сознание обучаемых и воспитуемых), воздействие управленческое (направленное на реализацию функций управления) и др.

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ – психологическое понятие, которое представляет собой совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, определяющих умение человека управлять своим поведением в сложных ситуациях. К ним относятся:1) целеустремленность или умение подчинить свои действия определенной цели (ближайшей и более отдаленной); 2) решительность, или умение своевременно принимать обоснованные и обдуманные решения и без промедления переходить к их выполнению; 3) настойчивость, или умение добиться реализации принятых решений, несмотря на трудности и помехи; 4) выдержка и самообладание как умение владеть собой в любых, даже экстремальных условиях, сохраняя самоконтроль; 5) дисциплинированность, или умение подчиняться требованиям старшего по возрасту, званию, положению в обществе; 6) смелость и мужество как умение идти к цели, невзирая на грозящую опасность для жизни и здоровья или личного благополучия; 7) Инициативность, или готовность и умение человека проявить творчество и самостоятельность при выполнении той или иной задачи; 8) Самостоятельность, или способность активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи из вне. ВКЛ взаимосвязаны и дополняют друг друга, их развитие происходит в процессе формирования личности под влиянием всей системы жизни и деятельности человека. Как и все психологические качества, ВКЛ имеют позитивную и негативную направленности. К негативным ВКЛ относятся нерешительность, недисциплинированность, нетерпимость, безынициативность и др.

ВОЛЯ - сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

ВООБРАЖЕНИЕ - психическая деятельность, заключающаяся в создании новых образов, представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

ВОПРОС – междисциплинарное понятие, в педагогике и психологии это обращение, требующее ответа, необходимый структурный элемент задачи, с помощью которого фиксируется требуемое искомое. В. играет существенную роль в учебной деятельности, в деловом и межличностном общении. В политике, философии, социологии В.-это социальная или иная проблема, требующая разрешения. Различают следующие виды вопроса: 1) альтернативный, предполагающий выбор одного из двух вариантов ответа; 2) закрытый, предполагающий выбор из данного перечня ответов; 3) контактный, задаваемый вначале общения с целью вызова интереса собеседника; 4) контрольный – задаваемый с целью проверки полноты и точности ответов на другие вопросы; 5) косвенный – такой, с помощью которого спрашивающий хочет получить информацию, прямо не вытекающую из формулировки вопроса; 6) прожективный – предлагающий отвечающему ориентироваться в воображаемой ситуации; 7) разъясняющий – такой, который предшествует информации по теме вопроса; 8) вопрос – фильтр, предназначенный для выделения лиц, которым адресуются спец. вопросы; 9) открытый, ответ на который требует какого-то объяснения; 10) риторический – не требующий прямого ответа, используемый для указания на нерешенные проблемы; 11) переломный – такой, с помощью которого удерживают беседу в строго установленном направлении; 12) вопрос для обдумывания вынуждает отвечающего размышлять и комментировать ответ. Логическая последовательность постановки вопроса в фазе передачи информации не является строго определенной, однако можно придерживаться следующего подхода: на этапе постановки проблемы уместны альтернативные и закрытые вопросы; на этапе сбора информации – открытые и разъясняющие; на этапе закрепления информации – риторические и на обдумывание; на этапе обозначения нового направления – переломные. Иногда В. составляют заранее разработанный перечень или вопросник, используемый для сбора сведений о конкретной работе.

ВОСПИТАНИЕ - процесс, направленный на подготовку людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций. Под воспитанием (в узком смысле слова) понимают также целенаправленную деятельность по руководству и управлению этим процессом в соответствии с интересами тех или иных классов.

ВОСПИТАННОСТЬ педагогическое понятие, означающее уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств; результат воспитания. В. поддается диагностике, с помощью определенных критериев. Схема диагностики В. напоминает процесс тестирования с той лишь разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, или выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств. Существуют различные подходы к определению критериев В. Так, по направленности, способу и месту применения критерии В. условно делятся на две группы: а) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме (суждениях, оценках, поступках и действиях личности); б) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя (мотивами, убеждениями, планами, ориентациями). В. следует отличать от воспитуемости, которая указывает на потенциальный уровень развития и отражает подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него навыков, умений и привычек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: