Словарь-справочник основных терминов и понятий в курсе «Профессиональная этика и служебный этикет» 3 страница

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ - принцип управления, при котором решения принимаются совместно группой лиц с равным правом голоса.

КОЛЛЕКТИВ - организованная группа людей, объединенная единством целей, интересов, совместной социально-полезной деятельностью.

КОЛЛЕКТИВИЗМ – социально-психологическое и педагогическое понятие, имеет несколько значений: 1) в философии – это тип мировоззрения, не допускающий противопоставления человека обществу, исходящий из признания необходимости гармоничного сочетания общих и частных коллективных и личных интересов; нравственный принцип, противоположный индивидуализму; 2) в психологии – это принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным, в готовности к взаимодействию, взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интереса к проблемам и нуждам друг друга; 3) в педагогике – это принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида. Способствует формированию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к другим людям. Коллективизм характеризует превращение малой группы в коллектив. Коллективизм можно формировать и развивать. Коллективизм сочетается в группах высокого уровня развития с самоопределением коллективистским и идентификацией коллективистской. Важным условием формирования коллективизма является феномен движения мотива, когда при взаимодействии один субъект транслирует свою активность другому, побуждая его проявлять встречную активность; при этом второй может преобразовать воспринятый мотив и транслировать его третьему субъекту. В военной службе, где применение оружия носит преимущественно коллективный характер, роль коллективизма возрастает, что закреплено в общевоинских уставах.

КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВАЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ СЛУЖЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА– это социально-психологический механизм обеспечения нормативности группового поведения и воздействия на индивидуальное поведение служащих. Этот механизм содержит следующие звенья: 1) групповой нормативный кодекс, который закрепился в форме совокупности общественных мнений в группе относительно ожидаемого или приемлемого поведения служащих. Общественные мнения в группе определяются групповыми нормами, которые часто называют культурой группы. Их нарушение вызывает неодобрение со стороны других служащих, поэтому в большинстве случаев они исправно соблюдаются, а их усвоение является обязательным условием членства для вновь прибывших служащих; 2) дисциплинарная ролевая структура коллектива представляет собой набор взаимосвязанных ролей, естественно закрепившихся за отдельными служащими в процессе сплочения коллектива. Это прежде всего роль лидера – организатора, а также роли арбитра, примера, стража дисциплинарных традиций (положительно направленные) и роли дезорганизатора, индивидуалиста, носителя круговой поруки (отрицательно направленные); 3) дисциплинарные традиции – это передаваемые из поколения в поколение относительно устойчивые формы группового поведения, оказывающие существенное влияние на дисциплинарные процессы в подразделении. Обычно выделяют исторические, ценностные и повседневные дисциплинарные традиции. Наряду с ними, есть традиции, разрушающие служебную дисциплину; 4) групповой стандарт дисциплины – это неформальное требование к обычному уровню дисциплинированности служащих, своего рода эталон, поддерживаемый групповым общественным мнением. Именно он определяет границы дозволенности дисциплинарного поведения служащих. Различают условно высокий и низкий стандарт. В подразделении с высоким стандартом дисциплинированные служащие имеют более высокий статус личности, общественность поощряет проявления дисциплинированности. В подразделениях с низким стандартом индивидуальная дисциплинированность не ценится, иногда осуждается.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - способность к общению, совместной работе, проживанию; общительность.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ – социально-психологическое понятие, это совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих готовность и способность к межличностному общению. Различают следующие коммуникативные качества личности: 1) коммуникабельность или способность к коммуникации, а также совместимость в работе и общении; 2) застенчивость – смущение и скованность в общении, проявляющееся в необоснованной молчаливости, затруднениях речи; 3) замкнутость или обособлённость от окружающих, сосредоточенность на своих интересах; 4) общительность или потребность в контактах с другими людьми, настроенность на достижение взаимопонимания; 5) проницательность или способность глубоко вникать в суть социально-психологических явлений человека и группы, прогнозировать их развитие; 6) эмпатия или способность с помощью чувств проникать в душевные переживания других людей, сочувствовать и сопереживать им.

КОММУНИКАЦИЯ – междисциплинарное понятие, обозначающее перемещение чего-либо с одного места на другое. В психологии имеет место два значения: 1) это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникация шире чем общение, которое является сугубо человеческим явлением. Структура коммуникации содержит следующие элементы: субъект (адресант), объект (адресат), сообщение; код (средство передачи сообщения), канал связи, результат; 2) это смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно направленные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. По типу отношений между участниками выделяют межличностную, массовую, междисциплинарную, национальную и публичную коммуникацию. По средствам коммуникации различают речевую, неречевую, художественную. Коммуникация между людьми (межличностная) имеет следующие особенности: а) она предполагает наличие отношений; б) обладает возможностью взаимного влияния партнёров друг на друга по средствам системы знаков; в) сопровождается наличием единой или схожей системы кодификации у субъекта и объекта; г) может приводить к возникновению коммуникативных барьеров.

КОФЛИКТЫ В СЛУЖЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ- социально-психологическое понятие, означающее столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов субъектов, сопровождаемое острыми эмоциональными переживаниями участников. В общем случае различают два типа конфликтов: реалистические (как средство достижения определенного результата) и нонреалистические (как самоцель). Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой. Разновидности конфликтов: закономерный (неизбежный), необходимый, вынужденный и функционально неоправданный. Различают также конфликты открытые и скрытые, преследующие личные, групповые или общественные цели. По эмоциональному поведению людей конфликты бывают с высоким, умеренным эмоциональным накалом и без эмоционального накала. Динамика конфликта: возникновение, существование и развитие, устранение, затухание. Пять способов (стилей) управления конфликтами: 1) уклонение; 2) сглаживание; 3) принуждение; 4) компромисс; 5) сотрудничество. КВСК - один из крайних способов разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия как отдельных служащих, так и групп. Различают две основные разновидности конфликтов служащих — внутриличностные и межличностные. Одним из наиболее распространенных является конфликт между начальником и подчиненными, частота таких конфликтов колеблется в различных видах служебной деятельности от 71 до 84%. Причинами повышенной конфликтности являются: а) более частое возникновение противоречий, обусловленное отношениями подчиненности; б) нормативный характер взаимоотношений не соответствует реальности, определяемой характером совместной деятельности; в) низкая организация и обеспеченность службы. Наиболее конфликтное время года — весна (29,7% конфликтов), а из месяцев - май. Причины КВСК достаточно разнообразны. В общем случае они подразделяются на объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные. К числу типовых причин можно отнести следующие: 1) потери и искажения информации в процессе межличностной и групповой коммуникации; 2) несбалансированное ролевое взаимодействие; 3) выбор служащими различных способов оценки результатов деятельности и личностей друг друга; 4) психологическая несовместимость; 5) напряженные межличностные отношения в форме внутригруппового фаворитизма, круговой поруки, стремления к доминированию и др.; 6) низкий уровень социально-психологической компетентности; 7) завышенный или заниженный уровень притязаний.

КОНФОРМИЗМ И КОНФОРМНОСТЬ - базовые социально-психологические понятия, связанные между собой, и предназначенные для описания поведения личности в ситуации группового давления. Конформизм – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей так, чтобы оно соответствовало мнению окружающих. Конформизм – это разновидность социального воздействия, результатом которого является показное подчинение воле большинства. Конформизм обусловлен как социальным воздействием, так и личностным влиянием. Конформность – свойство личности, выражающееся в податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющееся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Конформность представляет собой социально-психологическое качество личности. В социальной психологии модель конформности была исследована американским исследователем С. Ашем, впоследствии получившая название «классический эксперимент Аша». Конформизм может иметь как отрицательное, так и некоторое положительное значение, например при сохранении традиций коллектива, налаживании взаимодействия. Конформизм следует отличать от индивидуализма (открытой демонстрации своих собственных убеждений без учета групповых норм) и негативизма (противопоставления групповым нормам при неспособности выдвинуть свои убеждения).

КОРПОРАЦИЯ - организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов.

КРИЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ (жизненный) – психологическое понятие, который обозначается особый, относительно продолжительный период жизни человека, характеризующийся заметными психическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические КПВ. Наиболее распространен возрастной КПВ, который понимается как некий переходный период от одного возраста к другому. Хронологически определяется границами стабильных возрастов (1 мес, 1 год, 3 года, 7 лет, 11…12 лет, 15…19 лет). Определенные авторы признают наличие возрастных КПВ у взрослых (т.н. кризис среднего возраста), однако достоверных экспериментальных данных на этот счет не существует. Кроме того, КПВ подразделяется по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: “не знаю как жить дальше ”; кризис мотивационной стороны жизнедеятельности: “не знаю для чего жить дальше”; кризис смысловой стороны жизнедеятельности: “не знаю зачем вообще жить дальше”). Как правило, КПВ являются своеобразными поворотными пунктами жизни личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и идеи. В педагогике, наряду с КПВ, рассматривается кризис воспитательных воздействий, как трудность, возникающая в педагогическом воздействии.

КРУГОВАЯ ПОРУКА– понятие служебной деятельности, феномен взаимоотношений в коллективе, выражающийся в различных проявлениях внутриколлективной изолированности: в форме осуждения гласности и открытости внутренней жизни коллектива ради его сплочения и укрепления; в форме борьбы со “стукачами”; в форме неприятия любой критики негативных явлений в коллективе. КП реализуется в действиях и поведении отдельных членов коллектива, являющихся ее носителями. Они выявляются по целенаправленным усилиям для укрепления замкнутости группы. Носители КП отрицательно воздействуют на состояние дисциплины в коллективе

КРУГОЗОР - совокупность представлений человека о мире в целом, научная подготовленность, умение ориентироваться в происходящих событиях и фактах действительности.

КУЛЬТУРА - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СЛУЖАЩИХ– психологическое понятие, в этнопсихологии представляет собой базовую категорию, это совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии воинов различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. КМОС включает в себя: 1) знание и соблюдение общепринятых норм и правил, регулирующих межнациональные отношения (зафиксированы в Конституции РФ, других законодательных актах и руководящих документах); 2) соблюдение сложившихся интернациональных форм межнационального общения; 3) социально и профессионально ориентированные реакции на характерный стиль и особенности поведения людей других национальностей; 4) стремление к утверждению на практике принципов бесконфликтного взаимопонимания; 5) способность противостоять национальной ограниченности, замкнутости, привязанности, вражде, недоверию, отчужденности и эгоизму. Служащему, обладающему КМО, присущи следующее наиболее типичные черты личности: а) навыки общения в многонациональном коллективе; б) уважительное отношение к людям различных национальностей, их достоинству и культуре; в) непримиримое отношение к проявлениям национального тщеславия и эгоизма; г) умение освобождаться от предрассудков в межнациональном общении.

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ - способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ СЛУЖАЩЕГО – базовое понятие психологии и служебной деятельности, это уровень освоения и соблюдения норм и правил взаимоотношений между служащими в служебной и внеслужебной обстановки. КПС является частью общей культуры личности, под которой понимают личностный уровень образования, культуры языка, речи, поведения, нравственного и физического развития, проявляющихся в общекультурном кругозоре, ценностных ориентациях, деятельности и общении. Основу КПС составляют уставные взаимоотношения, в структуре которой выделяются две разновидности – взаимоотношения по вертикали (в порядке подчиненности), которые строятся на базе подчинения и беспрекословного повиновения подчиненных по отношению к командирам (начальникам) и взаимоотношения по горизонтали (при отсутствии подчиненности) между равными по занимаемой должности и званию служащими. Уставные взаимоотношения формируются в соответствии с комплексом принципов: единоначалия, командирской требовательности, воинской субординации, коллективизма, воинского товарищества, вежливости, достоинства и чести, гуманизма и социальной справедливости. Наряду с уставными взаимоотношениями, КПС включает и неслужебные отношения, которые складываются в повседневном быту, в процессе культурно-массовой, спортивной работы, совместного проведения служащими свободного времени. В их основе лежат общепринятые в обществе нормы. Основными методами и формами работы руководителя и психолога по формированию КПС являются: а) воспитательная работа, направленная на формирование качеств, приемов и привычек уставного поведения; б) изучение состояния межличностного общения в служебном коллективе и создания условий, способствующих адаптации служащих к коллективу и друг к другу; в) воспитание культуры межнациональных отношений; г) воспитание воспитателей (руководителей низшего уровня), повышение их примерности и авторитета командира; д) работа по профилактике неуставных взаимоотношений между служащими; е) формирование культуры речи служащих.

КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ - органическое единство определенных этических знаний, моральных качеств, принципов, убеждений, навыков, способностей к нравственной деятельности; активность их проявления в реальных поступках, отношениях.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - сочетание определенных норм поведения человека в быту, коллективе, обществе, характеризующих уровень его внутренней и внешней культуры, а также общий уровень культуры населения.

КУЛЬТУРА РЕЧИ - нормативность речи, ее правильность, соответствие требованиям, предъявляемым к языку, умение творчески использовать языковые средства в зависимости от условий общения, цели и содержания выступления.

ЛЖИВОСТЬ - индивидуально-психологическая особенность, выражающаяся в сознательном искажении действительного положения вещей, стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях.

ЛИДЕР - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях; индивид, который способен играть центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – психологическое понятие, которым обозначается определенное состояние (уровень) социального и психического развития индивида, достигшего норм, соответствующих его возрасту. ЛЗ отражается в поведении, которое адекватно роли взрослого члена общества. ЛЗ характеризуется тем, что функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности выполняют ценности. ЛЗ проявляется в развитом чувстве ответственности, потребности в заботе о других людях, способности к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и умений, способности к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.

ЛИЧНОСТЬ - междисциплинарная категория, обозначающая феномен общественного развития, конкретного человека, как участника исторического и общественного процесса. В психологии эта категория имеет два значения: 1) в широком смысле личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) в узком смысле Л. – это определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении. По А.Н.Леонтьеву критерии сформировавшейся личности таковы: а) наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле; б) способность к сознательному руководству собственным поведением как сознательным соподчинением мотивов; личность характеризуется четырьмя основными признаками: активностью, направленностью, глубинными смысловыми структурами, степенью осознанности своих отношений к деятельности. Структура личности (по К.К. Платонову) состоит из четырех иерархически расположенных подструктур: 4-я, низшая, в основном биологически обусловлена (темперамент, задатки); 3-я содержит социально сформированные на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических познавательных процессов; 2-я связана с опытом, в нее входят ЗУН, привычки, приобретенные путем научения; 1-я, высшая, в основном социально обусловленная подструктура направленности, формируемая путем воспитания. Современные представления о структуре личности позволяют выделить в ней три взаимосвязанных стороны: 1) мировоззренческую, отражающую общественно-значимые качества, особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе (ее элементы – моральный облик, мировоззрение, нравственный облик); 2) индивидуально-психологическую, отражающую специфику функционирования ее психических характеристик (ее элементы – психические познавательные процессы; психические свойства личности как совокупность направленности, темперамента, характера и способностей; 3) социально-психологическую, отражающую те ее качества и характеристики, которые позволяют играть определенные роли в обществе и занимать то или иное положение среди людей (ее элементы – отношение к другим людям, роли социальные, позиции личности и социальные установки). Процесс превращения индивида в личность называется развитием личности.

МАЛАЯ ГРУППА – базовое социально-психологическое понятие, которым обозначается небольшая по составу общность, члены которой объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого. Зарубежные и отечественные исследователи выделяют семь признаков малых групп:

1) наличие двух или более людей; 2) осуществление определенных контактов и общение между ними; 3) наличие общей цели и совместной деятельности и возникновение на их основе взаимных эмоциональных и других связей; 4) проявление чувства принадлежности к данной группе, иногда называемого самоидентификацией (т.е. осознание членами группы своей общности и отличия от всех других людей); 5) формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей; 6) Функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти); 7) наличие достаточного времени взаимного существования людей.

Психологическая структура МГ включает в себя следующие подструктуры: а) композиционную (состав и характеристики членов); б) межличностных отношений (социометрическую) как совокупности социометрических статусов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых мини-групп, системы отвержений; в) коммуникативную (позиции членов МГ в информационных потоках); г) функциональных отношений (способности играть роли и выполнять обязанности).

МАНИПУЛЯТИНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (МАНИПУЛЯЦИЯ, МАНИПУЛИРОВАНИЕ)– социально-психологическое понятие, это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий, предполагает известный уровень сноровки и мастерства при его проведении. Манипуляция понимается прежде всего как форма межличностного воздействия, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. МВ часто осуществляется путем применения различных манипулятивных тактик, - всевозможных отвлекающих обманных приемов и способов воздействия, которые побуждают собеседника к действиям и высказываниям, наносящим ущерб его интересам и которые он бы не совершил, если бы не был введен в заблуждение другой стороной. К основным типам МВ относятся: 1) провоцирование ваших защитных реакций; 2) провоцирование вашего замешательства и дезориентации; 3) формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество; 4) игра на вашей нетерпеливости; 5) игра на вашем чувстве безысходности; 6) игра на чувстве жадности; 7) использование запланированных “трудных” уступок; 8) намеренное “затягивание” времени обсуждения; 9) провоцирование вашего интереса к партнеру; 10) “убаюкивание” с целью “убить” позднее. Манипулирование – социальная система способов идеологических и социально-психологических воздействий с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - результат взаимного восприятия, познания, оценки людьми друг друга.

МЕНТАЛИТЕТ – междисциплинарное понятие. В широком смысле – это совокупность принятых и в основном одобряемых определенным обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, который отличают его от других человеческих общностей. В осознании отдельного члена менталитет общества представлен в степени, которая зависит от его активной или пассивной позиции в общественной жизни. Являясь – наряду с наукой, искусством, мифологией, религией – одной из форм общественного сознания, менталитет не закреплен в материализованных продуктах, а, если так можно сказать, растворен в атмосфере общества, имеет национальный характер. В узком смысле – это целенаправленность и склад мышления личности, группы. Целостность, устойчивость, высокий уровень менталитета способствует консолидации общества людей. Разрушение привычного менталитета, трудности формирования нового менталитета являются одной из причин психологических кризисов, сопротивления социальным новациям, проявления отклоняющегося поведения у представителя данной общности.

МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ – базовое понятие педагогики, это совокупность способов педагогического воздействия на служащих и служебные коллективы с целью формирования у них необходимых качеств. К основным группам методов воспитания служащих относятся: методы изучения объектов воспитания: (целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности служащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы); методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение служащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение; методы профилактики и перевоспитания личного состава (переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление). В применении МВ имеются существенные особенности: а) воспитательное воздействие руководителя осуществляется в специфических формах, оно связано (независимо от избранного метода) с личным примером, организацией практической деятельности подчиненных и созданием в служебном коллективе общественного мнения; б) методы воспитания рассчитаны на достаточно продолжительное время их применения. Поэтому построение реальной воспитательной работы основывается на комбинации нескольких методов; в) педагогические условия применения методов могут быстро изменяться. Это определяет необходимость постоянного анализа эффективности воспитательного воздействия.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - базовое педагогическое понятие, дидактическая категория, это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. МО понимается как система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования. МО характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Под МО часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Следует отличать МО от методов образования. Методы обучения – схематичное отражение учебного процесса, осуществляемого и организуемого педагогом. Методы образования – схематичное отображение образовательной практики в целом или отдельных ее фрагментов. МО подразделяют на три вида: описательные (представляющие основное содержание, структуру, основные элементы образовательной практики); функциональные (отображающие систему образования и его связи с социальной средой); прогностические (показывающие теоретически аргументированное состояние образовательной практики в будущем). МО служащих – способы взаимосвязанной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых достигается овладение ЗУН, всестороннее развитие умственных, физических способностей обучаемых, формирование у них разносторонних качеств, необходимых для успешного выполнения сложных задач в боевой обстановке и в условиях мирного времени. К основным МО служащих относятся: метод устного изложения (рассказ, объяснение, лекция), метод обсуждения (семинар); метод тренировки (упражнения); метод самостоятельной работы; метод практической работы. Применение этих МО и их составных элементов (приемов обучения) осуществляется с учетом взаимосвязи между ними, особенностей, конкретных условий и целей.

МИМИКА психологическое понятие, выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления эмоций. Мимические движения осуществляются как сознательно, так и бессознательно. Мимике присущи некоторые особенности: а) фундаментальные эмоции расшифровываются с помощью мимики безошибочно; б) существуют определенные культурные различия в мимических выражениях; в) наиболее выразительной мимической структурой является улыбка; г) губы и брови помогают понять состояние собеседника наилучшим образом; д) мышечная активность в области носа, как правило, менее заметна.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ – междисциплинарное понятие, в общем смысле это система общественных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Структура мировоззрения: знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи, идеалы. В психологии мировоззрение – это своего рода интеграция опыта, знаний и самосознания в целостную картину мира, которая обуславливает жизненную ориентацию человека, его отношение к действительности и самому себе. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и факторов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы. По своей психологической структуре мировоззрение включает, прежде всего, мировоззренческие знания, представления, сложившиеся ранее убеждения и взгляды. Показателями мировоззрения учащихся может служить твердость, обобщенность и глубокая осознанность знаний, уверенность в их истинности, появление достаточно сильных эмоций и чувств, при необходимости защиты своих взглядов и убеждений, активное отстаивание их в любых обстоятельствах, самостоятельность и умение применять знания, убеждения в жизни. Особенностью мировоззрения является то, что это фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания о мире, и отношения к нему, с позиций которых он осуществляет свою общую “рекогносцировку” действительности при выборе новых целевых программ своей жизни и принципиальной оценке различных явлений и событий. Различают несколько видов мировоззрения: научное, религиозное, обыденное, оптимистическое, пессимистическое, догматическое, скептическое, мифологическое, философское, гуманистическое и современное. Формирование научного мировоззрения является одной из задач воспитания военнослужащих. Критериями его сформированности являются глубина научных знаний, развитая способность диалектического осмысления действительности, проявление военнослужащими социальной активности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: