Словарь-справочник основных терминов и понятий в курсе «Профессиональная этика и служебный этикет» 4 страница

МНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - общее мнение, которое складывается на основе преобладающих точек зрения и реализует себя через коллективные оценочные суждения или практические действия людей.

МОЛОДЕЖЬ - социально-демографическая группа, границы которой определены во времени, необходимом для подготовки к эффективному функционированию в общественной жизни.

МОРАЛЬ - форма общественного сознания и социальной практики, область индивидуального сознания личности, специфический вид социально-управленческой деятельности, представляющая собой внутренне цельную систему нравственных отношений и требований, выраженных в повелительных и оценочных нормах, принципах, категориях и идеалах, верность которым носит в основном добровольный характер.

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СЛУЖАЩИХ понятие педагогики и служебной деятельности, это совокупность качеств, необходимых служащему для успешного решения служебных задач. При этом к моральным качествам служащего относят сознательность, идейную убежденность, направленность и нравственные черты личности, такие как стойкость, самообладание, самоотверженность, доблесть, а к особым качествам – профессиональную подготовленность служащего, его отношение к службе и своим обязанностям. Формирование МПКС является основной задачей воспитания. Иногда МПКС называют морально-психологическими. К основным МПКС относят: 1) отвагу или решительный порыв, направленный на умелое и расчетливое преодоление препятствий или трудностей, дерзкое навязывание своей воли противнику; 2) смелость или бесстрашие, выражающееся в готовности и способности действовать в опасной ситуации, выполнять задачи, связанные с риском для жизни; 3) храбрость или способность в опасной для жизни обстановке продолжать выполнение поставленной задачи, своим примером воодушевлять других служащих, а также мужество и героизм.

МОТИВ И МОТИВАЦИЯ – базовые психологические понятия, связанные между собой. Мотив – это инициируемая ситуативной (и потому относительно недолговременной) конкретно определенной потребностью устремленность сознания, побуждение к активности, направленной на реализацию цели, конкретной задачи. Мотив понимают как побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности. В роли мотивов могут выступать потребность, интерес, влечение, эмоция, установка и идеал. Мотив имеет следующие значения: 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которых она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивы обычно подразделяются на низшие (биологические) и высшие (социальные). В соответствии с выполняемыми функциями различают мотивы смыслообразующие, которые побуждая деятельность, придают ей личностный смысл и мотивы-стимулы, которые лишены смыслообразующей функции. Существенными особенностями мотивов являются: а) множественность, так как один мотив может удовлетворяться набором различных действий, и одно действие может побуждаться разными мотивами; б) определенность потребности, т.е. мотив придает потребности личностный смысл; в) неравнозначность, главный мотив называется ведущим, а остальные – стимулирующими; г) необязательная осознанность, поэтому мотивы могут быть осознанными и неосознанными; д) иерархическая структура, которая обозначается понятием мотивационная сфера. Столкновение мотивов - своеобразный тест на иерархию мотивов и зрелость личности; е) развитие в сфере деятельности: мотив развивает действие, а деятельность формирует новые мотивы. Мотивация – это понятие имеет два значения: 1) это система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов, сознательно определяющих линию поведения личности; 2) это процесс действия мотива. Мотивацию следует отличать от мотивировки или рационального объяснения субъектом причин своего действия посредством указания на те или иные обстоятельства, побудившие его к выбору. В психологии управления мотивация рассматривается как функция управления.

МУЖЕСТВО - морально-психологическое качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы на достижение цели.

МЫШЛЕНИЕ - высшая форма отражательной деятельности человека, заключающаяся в познании действительности, ее существенных связей и отношений, ее законов.

НАБЛЮДЕНИЕ - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

НАВЫК - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

НАКАЗАНИЕ – понятие педагогики и служебной деятельности, это средство педагогического воздействия, способ конфликтного торможения, приостановление сознательно совершаемой вредной, безнравственной, правонарушительной, противоречащей интересам коллектива и личности деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредотачивает сознание на переживании вины; используется в форме осуждения нарушителя общественным мнением, выражением ему недоверия, отказа в уважении. Наказание развивает у правонарушителя самоторможение, внутренний самоконтроль, самооценку, самоосуждение. Наказание применятся при различных нарушениях дисциплины, халатном отношении к своим служебным обязанностям, совершении аморальных проступков. Основные приемы наказания: 1) прямое наказание; 2) наказание изменением отношений; 3) проявление ограничений; 4) упрек; 5) ирония (Э.Ш. Натанзон выделяет следующие ее виды – необычное приказание, мнимое одобрение, незаслуженное поощрение, приказание учиться у младших, имитирование, карикатурное изображение провинившегося), 6) развенчание; 7) возбуждение тревоги; 8) осуждение. В силовых структурах РФ одним из видов наказания являются дисциплинарные взыскания.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - базовое психологическое понятие, одно из психических свойств личности, понимаемое как система потребностей – доминант ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В НЛ обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность. НЛ характеризуется ее потребностями, мотивами, интересами, склонностями, убеждениями и идеалами, в которых выражается мировоззрение личности. Среди других видов НЛ особо выделяют профессиональную, коллективистскую и личностно-центрированную. В структуре НЛ особая роль принадлежит: идейной убежденности, обеспечивающей единство всех элементов направленности и ценностным ориентациям, придающим направленности устойчивость и целостность.

НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи.

НАСТОЙЧИВОСТЬ - волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели.

НАСТРОЕНИЕ - сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона нравственно-психической жизни индивида.

НАСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ - преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени.

НАЦИОНАЛИЗМ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ – междисциплинарные понятия, связанные между собой. Национализм – в этнопсихологии понимается как идеология, социальная практика, групповое поведение, основанное на представлении о примате национальных интересов своего этноса над интересами других этносов и индивидуальными правами человека. Имеет сложный и неоднозначный характер, так как первоначально обладал прогрессивным значением и был направлен на обеспечение борьбы за свободу и суверенитет наций, однако впоследствии приобрел агрессивный и нетерпимый характер. Крайняя, наиболее опасная форма национализма называется шовинизмом. Интернационализм – идеология, обратная национализму, в ее основе лежат идеи равенства и взаимопомощи людей различных национальностей, а также уважения к национальным особенностям и традициям, интереса к национальной культуре.

НЕВРОЗ - нервно-психическое расстройство, которое является результатом внутреннего конфликта или нарушения особо значимых жизненных отношений человека.

НЕГАТИВИЗМ - немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

НЕНАВИСТЬ - стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям.

НИГИЛИЗМ - умонастроение и практические действия, представляющие отрицание общепринятых культурных ценностей и идеалов, концепций, норм, образа жизни и т.д.

НОВАТОРСТВО - черта личности, связанная с высокоразвитым чувством нового, стремлением к передовому, прогрессивному, непримиримостью к консерватизму мышления.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СЛУЖАЩИХ - базовое понятие педагогики, одно из основных направлений воспитания служащих, процесс педагогического воздействия на воспитуемых в целях формирования у них соответствующих нравственных черт и качеств. В процессе нравственного воспитания выделяются две тесно связанные стороны: 1) утверждение в сознании служащих требований морали, ее норм и принципов и на этой основе превращение знаний в глубокие нравственные убеждения; 2) выработка практических привычек и норм осознанного поведения в соответствии с приобретенными знаниями.

Сущность нравственного воспитания заключается в организации целенаправленного, беспрерывного, прямого и опосредованного, связанного в одну систему педагогического воздействия на сознание, чувства и волю служащих, которая обеспечивает перевод объективных общественных и моральных требований в требования военнослужащего к самому себе. Направления нравственного воспитания: а) вооружение служащих теорией морали, ее нормами и правилами поведения, обусловленными спецификой профессиональной деятельности; б) использование специальных педагогических приемов, способствующих перерастанию знаний в убеждения; в) привитие служащим навыков и умений поведения, соответствующих этим требованиям и принципам морали, превращение их в устойчивые привычки; г) накопление практического опыта высоконравственного поведения в различных условиях и обстановке учебы, службы, жизни. Основными структурными компонентами, отражающими сущность и результативность нравственного воспитания, выступают: система моральных знаний, взглядов, убеждений, навыков, привычек, определяющих практические поступки, поведение, деятельность служащих в различных условиях и обстановке. Содержание нравственного воспитания служащих наряду с воспитанием в духе соблюдения законов, верности Конституции, требований присяги и уставов предполагает формирование дополнительных профессиональных нравственных качеств, главными из которых являются: понимание социально-экономического и военно-политического значения задач, выполняемых служебным коллективом, глубокого нравственного смысла служения Отечеству, выполнения служебного долга; уважение и неукоснительное соблюдение законов; ответственность за последствия принимаемых решений, уверенность в их нравственной справедливости; внимательность, доброжелательность и предупредительность к гражданам России в процессе выполнения служебно-боевых задач; принципиальность, критичность в оценке результатов службы, боевой учебы, честность и неподкупность.

НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ – психологические понятия, тесно связанные между собой. Нравственные качества личности понимаются как совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих ее устойчивое поведение по отношению к обществу и другим людям. Занимают промежуточное положение между индивидуально-психологическими и социально-психологическими качествами личности, могут иметь позитивную и негативную направленность. К основным позитивным НКЛ относятся: 1) благородство или умение достойно себя вести в сложных ситуациях, совершать бескорыстные поступки; 2) скромность или добровольное подчинение себя требованиям общественной дисциплины с критическим отношением к своим заслугам и недостаткам; 3) честность или правдивое, принципиальное отношение к делу, самому себе, окружающим с искренностью и верностью слову; 4) человечность или гуманное отношение к другим людям с уважением их достоинства и проявлением благожелательности; 5) щедрость или готовность и способность делиться с другими людьми своими материальными и духовными ценностями. К основным негативным НКЛ относятся: 1) высокомерие или неуважительное и надменное отношение к другим людям; 2) жестокость или бесчеловечно-грубое, оскорбительное отношение к другим людям, причинение им боли и страдания; 3) зависть или недовольство к тем людям, которым сопутствует удача и успех; 4) малодушие или неспособность отстаивать свои взгляды и убеждения; 5) тщеславие или переоценка своих возможностей, чрезмерное стремление к почитанию и славе. В ВС РФ особо выделены такие необходимые нравственные качества и чувства командира (начальника) как нравственная чистота, честность, скромность и справедливость. Нравственные чувства личности – это формы проявления эмоциональных отношений личности к поведению людей и к своему собственному. НЧЛ более разнообразны, чем НКЛ, к ним относят чувства любви к Родине, патриотизма, коллективизма, дружбы, уважения, справедливости, признательности и др. НЧЛ тесно связаны с мировоззрением личности. Формирование НКЛ и развитие НЧЛ является важной задачей нравственного воспитания служащих.

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ - понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом, представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности.

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - ориентиры в поведении классов, социальных групп, индивидов, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.

НОРМЫ ГРУППОВЫЕ - принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.

ОБОБЩЕНИЕ - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

ОБРАЗ - субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

ОБРАЗ ЖИЗНИ - совокупность форм жизнедеятельности людей, обусловленных данным способом производства.

ОБРАЗОВАНИЕ - целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков, умений, важнейшее условие подготовки человека к жизни, трудовой и общественно-политической деятельности.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - поступающая к преподавателю от обучаемых точная и своевременная информация о том, как они реагируют на его слова, понимают его рассуждения.

ОБЩЕНИЕ - междисциплинарное понятие, в социальной психологии – категория, в широком смысле понимается как одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом и игрой), проявляющихся в установлении и развитии контактов между людьми, формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности. Общение имеет следующие значения: 1) в обычном смысле – взаимные отношения, деловая или дружеская связь; 2) в социально-психологическом смысле – сложный многоплановый процесс взаимодействия (контактов) и межличностных отношений между людьми; 3) в философском смысле – все сознаваемые и неосознаваемые формы взаимной сопричастности людей к своим судьбам и судьбам других людей без ограничения времени и расстояния. Различают три основных типа общения: 1) функционально-ролевое; 2) межличностное; 3) деловое. Функции общения: информационная, познавательная, управляющая, развивающая, эмоциональная. Средства общения: вербальные и невербальные. Каналы общения: прямой и косвенный.

ОБЩЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ понимается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Важным является вопрос о соотношении общения и деятельности. Общение и деятельность едины. Это положение вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений в различных видах совместной деятельности (А. Н. Леонтьев). Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность. В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В педагогическом смысле общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. В процессе общения сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) каждый человек приобретает жизненный опыт. В социальной психологии многообразие общения характеризуется видами и типами. К основным (парным) видам общения относятся межличностное и массовое; межполовое и ролевое; деловое и личное; доверительное и конфликтное; завершенное и незавершенное; прямое и опосредованное; кратковременное и длительное; межличностное, личностно-групповое и межгрупповое. К основным типам межличностного общения относятся: императивное, манипулятивное и диалогическое.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы.

ОБУЧЕНИЕ - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством педагога решаются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение - процесс двухсторонний, в нем сливаются воедино преподавание и учение.

ОПТИМИЗМ - понятие, характеризующее систему представлений о мире, в центре которой лежит жизнеутверждение, позитивное отношение к окружающей объективной реальности, к будущему.

ОПЫТ междисциплинарное понятие. В широком смысле – это способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. В узком смысле опыт – это совокупность знаний и умений, приобретенных на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия индивида с внешним миром. Опыт имеет несколько значений: 1) в философии – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности, выступающее как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия; 2) в педагогике – это совокупность полученных на практике навыков и приемов обучения и воспитания. Он может быть историческим, массовым, передовым и новаторским. Для оценки и анализа опыта, подлежащего изучению, необходимо выделить такие его критерии, как новизна, высокая результативность, репрезентативность, стабильность, ожидаемость, преемственность, перспективность.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ понятие психологии управления: способности к организаторской деятельности. В психологическую структуру организаторских способностей входят коммуникативные способности, практический ум, способность «заражать» и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Л.И. Уманский выделяет следующие типичные черты личности, наделенной ОС: психологическая избирательность, практический ум, психологический такт; эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность, критичность); склонность к организаторской деятельности. Коммуникативные способности – способности личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего, общения с другими личностями, и психологическая совместимость в деятельности. Г.С. Васильев в структуре коммуникативной способности, как составной части организаторской способности, выделяет три основные подструктуры: 1) гностическая способность, как способность понимать других людей (стремление к пониманию других, умение слушать партнера по общению, наблюдательность); 2) экспрессивная способность, как способность к самовыражению своей личности (стремление быть понятым другими, правдивость, культура речи, доверие к партнерам); 3) интеракционная способность, как способность адекватно влиять на партнеров общения (требовательность, вежливость, такт, дисциплинированность, решительность) и одну на них наложенную, фундаментальную (идейность, коллективизм, профессиональность, стремление к общению, доброжелательность, скромность).

Организаторские способности входят в структуру способностей к руководству, которое кроме них включают подструктуры: идейные качества, моральные качества, профессиональные качества, педагогические способности.

ОРГАНИЗАЦИЯ междисциплинарное понятие, которое имеет следующие значения: 1) объединение людей, совместно реализующих цели программы и действующих на основе определенных норм и правил. Различают организации первичные и комплексные, неформальные и формальные, общественные, социальные и тотальные, статусные. Организацией может считаться группа людей, которая удовлетворяет трем обязательным требованиям: наличием, по крайней мере, двух людей, которая считают себя частью этой группы; наличием, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую члены данной группы; наличием членов группы, которые работают вместе, чтобы достичь одной для всех цели; 2) функция управления, суть которой состоит в координации действий отдельных элементов системы, достижения взаимодействия в функционировании ее частей. Организация как часть управления, отличают упорядоченность, согласованность более или менее автономных частей целого, обусловленные его строением. В практике управленческой деятельности офицера используются такие понятия, как: а) организация труда – приведение трудовой деятельности людей в системно-упорядоченный вид, обеспечивая достижение максимально возможного полезного эффекта; б) организация рабочего места – создание необходимых условий для высокопроизводительного труда; включает оснащение, планировку и обслуживание рабочего места (понятие инженерной психологии); в) уставная организация службы – внутренний порядок в воинском подразделении, установленный и поддерживаемый в соответствии с требованиями и нормами Общественных уставов ВС РФ; г) боевая и повседневная организация – распределение личного состава подразделения по целям и задачам для эффективного применения оружия и выполнения повседневных задач.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ ГРУППЫ - способность группы, как коллективного субъекта совместной деятельности, к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний в упорядоченные, определенные.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - междисциплинарное понятие, которое в широком смысле означает обязанность отвечать за свои действия и поступки, необходимость выполнять требования, предъявляемые обществом. Ответственность имеет следующие значения: 1) в общей психологии и социальной психологии – специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающейся в сознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий, в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни. Одной из частных форм ответственности является социальная ответственность - склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей и социального целого, а не узкоэгоистических интересов, придерживаться принятых норм и исполнять ролевые обязанности; 2) в психологии управления – форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений в условиях профессионального разделения труда; 3) в педагогике – способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или в коллективе нормам, правилам, чувству долга; 4) в военном деле – ответственность военнослужащих, которые равны перед законом независимо от воинского звания и должности, подразделяется на дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную, уголовную. Многие авторы подчеркивают связь между ответственностью и личностной зрелостью: «забота, ответственность, уважение и знание – это совокупность качеств зрелого человека» (Э. Фромм); «духовность, свобода и ответственность – это три основы, три экзистенциала человеческого существования» (В. Франкл); «на ответственный поступок способен лишь человек, который осознает свою единственность и неповторимость» (М.М. Бахтин); «ответственность в первом приближении можно определить как осознание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействий изменения) в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Ответственность является разновидностью регуляции, которая присуща всему живому, однако ответственность зрелой личности – это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами» (Д.А. Леонтьев. «Очерк психологии личности», 1993). Исследования В.М. Соколова (1988) показали, что требованиям современного индустриального производства по таким показателям, как самодисциплина, ответственность, инициативность не соответствовали 71% работников, по профессиональной пригодности – 68%.

Ответственность – это то, что отличает социально зрелую личность от обычного человека. В настоящее время в психологии личности распространена концепция двух видов ответственности: 1) ответственность первого типа – это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя (в терминологии Дж. Роттера интервальный локус контроля); 2) ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля). Результаты исследований (К. Муздыбаев) свидетельствуют о том, что существует соотношение между интернальностью и наличием смысла жизни. По данным исследования среди делинквентных подростков (правонарушителей) доля экстерналов составляет 84%, в то время как к интерналам относятся лишь 16%.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ - система поступков или отдельные поступки, противоречащие приинятым в обществе нравственным или правовым нормам.

ОТЗЫВЧИВОСТЬ - способность к сопереживанию, внутренняя готовность к сочувствию и активной помощи другому человеку.

ОТЧУЖДЕННОСТЬ - проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности).

ПАНИКА МАССОВАЯ - состояние массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая болезненные изменения психики.

ПАТРИОТИЗМ - междисциплинарное понятие, которое в общем смысле понимается как любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Патриотизм имеет следующие значения: 1) в философии – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины; 2) в психологии – это нравственное качество личности, выражающееся в осознании и переживании своей духовной связи с родиной, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость. Современное понимание патриотизма во многом опирается на идеи христианства: в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству видеть его интерес и достоинство главным образом в тех высоких благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы. Содержание патриотизма включает в себя восемь элементов: чувство привязанности к родным местам; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности отечеству; гордость за его социальные и культурные достижения; отставание свободы и независимости своей Родины; уважительное отношение к историческому прошлому; стремление посвящать свой труд на благо Родины.

ПЕДАГОГИКА - наука о закономерностях, формах и методах социально организованных образовательно-воспитательных воздействий на людей с целью достижения устойчивых социально значимых изменений в их сознании и поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: