Словарь-справочник основных терминов и понятий в курсе «Профессиональная этика и служебный этикет» 2 страница

ВОСПОМИНАНИЕ - извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве.

ВОСПРИЯТИЕ - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения.

ГЕДОНИЗМ - нравственная позиция, которая сводит все многообразие человеческих стремлений к получению наслаждений.

ГЕРОИЗМ - особая форма поведения людей, которые в борьбе за достижение прогрессивных возвышенных целей проявляют доблесть, мужество, самоотверженность, вплоть до самопожертвования, используя при этом нравственно оправданные средства.

ГИГИЕНА ТРУДА - область медицины, изучающая влияние на здоровье человека трудовых процессов и внешних факторов производственной среды и разрабатывающая пути профилактики профессиональных заболеваний.

ГОРДОСТЬ – психологическое понятие, одна из базовых эмоций, выражающаяся в удовлетворенности собой за предпринятые усилия и достигнутые успехи. Некоторые отечественные авторы относят гордость к моральным (нравственным) чувствам, в нем выражается внутреннее достоинство и самостоятельность личности. Гордость человека развивается в соответствии с этапами психического развития, в направлении все большего участия самооценки, сопровождающей соответствующие переживания. Однако в случае адекватной самооценки или даже ее утери, гордость переходит в формы самомнения, чванства, хвастливости, высокомерия, нетребовательности к себе.

ГРУППА - объединение людей в процессе совместной социальной деятельности как по формальным признакам (возрасту, полу, профессии), так и по содержательным характеристикам в форме социально-психологических установок.

ГУМАНИЗМ - совокупность взглядов, основанных на признании человека высшей ценностью, учение, защищающее достоинство и права человека, свободу и всестороннее развитие личности.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – междисциплинарное понятие, в психологии понимается как система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. ДП обладает следующими особенностями: а) ДП связано с нарушением наиболее важных в данный исторический момент социальных норм; б) ДП вызывает негативную оценку окружающих; в) ДП наносит реальный ущерб самому девианту или его окружению; г) ДП имеет стойко повторяющийся характер; д) ДП отличается от действий в условиях самообороны; е) ДП рассматривается в пределах медицинской нормы; ж) ДП сопровождается проявлениями социальной дезадаптации; з) в ДП наблюдается как индивидуальное, так и возрастно-половое своеобразие. По критерию психологической цели различают нестандартноеи деструктивное ДП, а по критерию вида нарушаемой нормы – антисоциальное (делинквентное), асоциальное и аутодеструктивное (саморазрушающее). По статистическому критерию, ±2…3% людей могут иметь врожденные нарушения поведения, а ±20% - небольшие отклонения. ДП может быть диагностировано, а его носители поддаются воспитательным воздействиям.

ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - постепенная утрата личностью положительных качеств, наступающая вследствие некоторых психических расстройств.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ - заведомо неверные ложные и даже провокационные сведения, сообщаемые с целью ввести в заблуждение тех, кто пользуется этими сведениями.

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ - метод имитации управленческих и производственных ситуаций путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ.

ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ – психологическое понятие, обозначающее совокупность устойчивых социально-психологических качеств, определяющих умение и способность человека заниматься каким-либо видом профессиональной деятельности. К ним относятся: 1) Деловитость– качество личности, свидетельствующее о четкости и организованности, ответственности, соответствии слов делу, умении доводить начатое дело до конца. Деловитость способствует достижению поставленной человеком цели при наименьших затратах сил, средств и времени. 2) Предприимчивость – качество личности, основанное на способности человека достигать конкретных целей в любой сфере общественной жизни за счет своей высокой профессиональной подготовки, способности объективно оценивать ситуацию творческой инициативы, деловитости и смелости. 3) Добросовестность – качество личности, выражающееся в своевременном выполнении поставленных задач, на высоком качественном уровне, со стремлением добиться в своей деятельности наилучшего эффекта. 4) Прагматизм – качество личности, означающее ее нацеленность на способы и средства, помогающие или облегчающие решение поставленной задачи. 5) Компетентность – качество личности, выражающее обладание компетенцией или знаниями и опытом, позволяющими судить о чем-либо. 6) Организованность – качество личности, проявляющееся в способности к упорядочению своих действий, функций, поведения и поступков.

ДКЛ формируются в процессе деятельности, они хорошо тренируемы и тесно связаны с такими индивидуально-психологическими качествами, как волевые, интеллектуальные, а также с нравственными качествами и чувствами. ДКЛ отражаются в характеристиках, аттестациях и других документах, характеризующих специалиста. Развитие ДКЛ является одним из основных направлений совершенствования служащего.

ДЕМАГОГИЯ - образ действия, характеризующийся лицемерной эксплуатацией высоких слов, принципов, традиций для защиты или обеспечения интересов социальных групп или отдельных личностей.

ДЕПРЕССИЯ - подавленное, угнетенное состояние.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта и предметной деятельности.

ДИДАКТИКА - отрасль педагогической науки, изучающая закономерности усвоения знаний, навыков и умений, формирование убеждений. Дидактика выявляет принципы обучения, задачи, методы и формы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов.

ДИСКОМФОРТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – психологическое понятие, обозначающее внутреннее состояние неудобства, осознание нарушений и противоречий в иерархии ценностно-мотивационной сферы, душевный разлад. Иногда ДП предшествует внутриличностному конфликту. ДП порождает неприятное, преимущественно отрицательное эмоциональное состояние. Причины ДП многообразны: от нахождения в непривычной обстановке до недостатка информации и боли. Степень переживания ДП зависит не только от объективных условий, но и от индивидуальных особенностей человека, его темперамента, мотивов поведения, волевых качеств и др.

ДИСКУССИЯ - обсуждение какой-либо спорной проблемы на собрании, в печати, в частной беседе с целью выявления путей ее плодотворного решения.

ДИСЦИПЛИНА - обязательное для всех членов коллектива под-чинение установленному порядку, правилам.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - качество личности социалистического типа, проявляющееся в строгом неукоснительном выполнении общественных принципов и норм поведения, в привычке к строгому порядку, в соблюдении законов и подчинении личного интереса к общественному.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ - метод, предполагающий всесторонний учет особенностей объекта и субъекта воспитания, условий, содержания и форм идейно-воспитательного воздействия.

ДОСУГ - свободное время, остающееся вне работы, способ проведения этого времени в соответствии с духовными запросами, интересами, склонностями.

ДОВЕРИЕ - способ воспитания личной ответственности, формирования убежденности и готовности человека добросовестно и с инициативой выполнять возложенные на него обязанности, повести за собой других людей для решения сложных задач.

ДОГМАТИЗМ - антиисторический, абстрактный подход к решению проблем общественной жизни.

ДОЛГ - осознанная система гражданских и нравственных требований общества, класса, личности, диктуемых потребностями социальной необходимости и конкретными целями, задачами определенного исторического этапа развития.

ДОЛГ ВОИНСКИЙ – базовое понятие военной службы, это морально-правовая обязанность военнослужащих перед народом и государством по выполнению задач, возложенных на ВС. Объективной основой его формирования выступают требования государства и общества к личному составу ВС, его морально-боевым качествам. ДВ различается во время войны и в мирное время. Во время войны ДВ заключается в самоотверженном и умелом участии в боевых действиях. В мирное время ДВ выражается в добросовестном изучении военного дела и всесторонней подготовке к защите Отечества. ДВ - нравственная и правовая норма поведения военнослужащего. Основные требования ДВ заключены в Конституции РФ, присяге военной и воинских уставах. Нарушение ДВ влечет за собой установленную законом административную или уголовную ответственность.

ДОСТОИНСТВО И ЧЕСТЬ – психологические понятия, связанные между собой. Достоинство – форма проявления самосознания, выражающая ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях. Достоинство тесно связанно с такими качествами личности, как совесть, честь, ответственность. Иногда достоинство относят к ряду нравственных качеств, тогда говорят о чувстве собственного достоинства. Честь имеет два значения: 1) это нравственное качество, выражающееся в достойном поведении личности в сложных ситуациях. Человек, обладающий чувством чести, не прибегает к обману, угодничеству, держит слово, добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности; 2) это признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю индивидуальных ценностей (в форме почтения, доверия, уважения). Особое место в системе личностных качеств военнослужащих занимает честность воинская, что закреплено в общевоинских уставах. Честь воинская характеризует поведение военнослужащего, его отношение к коллективу, к выполнению долга воинского. В чести воинской выражается осознание военнослужащим своего достоинства.

ДРУЖБА - специфическая форма межличностного, сравнительно устойчивого взаимоотношения двух или нескольких индивидов, которое характеризуется общностью интересов, взаимным доверием, взаимопомощью, глубокой привязанностью друг к другу.

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - потребности человека в духовной культуре, сложившиеся в ходе общественно-исторического развития.

ЕДИНОНАЧАЛИЕ - причина управления, при котором полнота власти сосредоточивается в руках одного руководителя.

ЖЕЛАНИЕ - потребность, переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществлять.

ЖЕСТЫ - психологическое понятие, представляет собой одно из невербальных средств общения, выразительные движения рук и других частей тела, несущие определенную смысловую нагрузку. Жесты относятся к оптико-кинетической (кинестетической) системе невербальных средств общения (наряду с мимикой и позами). Различают следующие разновидности жестов: а) иллюстративные, сопровождают высказывания; б) жесты-адапторы, способствуют снятию внутреннего напряжения; в) жесты-регуляторы, используются для контроля и координации общения; г) аффективные, служащие для выражения чувств и эмоций. Известны теории возникновения жестов Ч.Дарвина и В.Вунда. В настоящее время установлено, что жесты формируются под влиянием трех факторов: врожденных схем; приобретенных способов; индивидуальных особенностей. Некоторые виды жестов приобрели в процессе общественно-исторической практики определенное символически обобщенное значение. Жесты специально отрабатывают ораторы, дирижеры, актеры, танцовщики и многие др. Экспериментально доказано, что с ростом эмоциональной составляющей ситуации общения, оппоненты при отстаивании своей позиции все чаще прибегают к жестам. У каждого народа есть свой набор жестов, хотя некоторые из них имеют интернациональное значение. Югославский исследователь Р.Волос посвятил много времени изучению жестов в русской культуре. На основании исследований он предложил следующую их классификацию:

1. “Я - жесты” выражающие внутреннее состояние человека. К ним относятся:

жест забывчивости – легкий удар пальцами по лбу;

жест недоумения или незнания – пожимание плечами;

жест удовольствия – облизывание губ языком;

2. Жесты усилители, которые акцентируют восприятие психологических состояний (почесывание за ухом, потирание щепотью);

3. Количественные жесты, выражающие меру предметов или явлений (жест рыбака, жест загибания пальцев при счете);

4. “Он – жесты”, выражающие отношение к другому человеку (вращательное движение пальцами у виска);

5. “Жесты защиты”, “жесты - эпитеты”, “жесты выключатели словесной речи” (приглашающие движения рук, заговорщическое подмигивание).

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ – психологическое понятие, раскрывающее основные компоненты направленности личности, определенные убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности личности. ЖПЛ отражает основополагающий принцип социального поведения человека, а также его готовность к действию для достижения значимых личных и общих целей. В этом отношении различают активную (постоянное стремление изменить окружающую действительность) и пассивную (следование установившимся традициям и нормам) ЖПЛ.

ЗАРАЖЕНИЕ - (в социальной психологии) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.

ЗДОРОВЬЕ – междисциплинарное понятие. Имеет несколько значений: 1) в широком смысле здоровье – это возможность организма адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами ресурсов и времени; 2) здоровье человека по определению ВОЗ – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 3) здоровье индивидуальное – естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций; 4) здоровье психическое – состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватное условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Вектор здоровья психического – болезнь, в отличие от вектора норма – патология, имеет ступенеобразный характер: здоровье – предболезнь – психическое заболевание непсихического уровня – психоз – болезнь психическая (шизофрения, истерия, маниакально-депрессивный синдром, эпилепсия, паранойя и др.).

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – междисциплинарное понятие, это образ жизни, положительно влияющий на здоровье человека. Образ жизни понимается как совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу. В образе жизни интегративно объединяются понятия уровня жизни, как достигнутого благосостояния; качества жизни, как показателя комфорта; стиля жизни, как характеристики индивидуальности человека и уклада жизни, как порядка быта, культуры и общественного устройства. ЗОЖ зависит от трех групп факторов: 1) от социально-экономических условий жизнедеятельности; 2) от конкретных форм учебы, труда, быта, досуга и семьи; 3) от системы ценностных отношений человека. Таким образом, сущностью ЗОЖ является обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека на основе оптимизации функционирования систем и связей индивида и общества. Структура ЗОЖ включает три компонента – предметно-природный, социокультурный и духовный. Формирование ЗОЖ – сложный систематизированный процесс, направленный на создание установки по соблюдению технологий и правил обеспечения оптимальной жизнедеятельности. Формирование ЗОЖ включает: а) соблюдение оптимального двигательного режима; б) тренировку иммунитета и закаливание; в) психофизиологическую регуляцию; г) оптимальное питание; д) рациональный режим труда и отдыха; е) отсутствие или борьбу с вредными привычками; ж) высокую медицинскую активность.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.

ЗНАНИЕ - верное отражение действительности в мышлении человека; проверенный общественной практикой результат процесса познания.

ИДЕАЛ – психологическое понятие, элемент направленности личности, понимаемый как идеальный образ, определяющий способ мышления и поведения человека и общества, активная сила, организующая сознание и деятельность людей. Идеалы – это потенциальные мотивы, которые могли быть интериоризованы личностью и стать реально действующими мотивами, определяющими поведение. Идеалы истины ведут к добру, благу положительному развитию человека, общества и среды. Ложные идеалы – к злу, деградации человека, общества, разрушению среды их обитания. Различают идеалы нравственные, общественные, социальные, эстетические. Идеал понимается как образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности. Формирование идеала – сложная задача воспитания и развития личности.

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - комплекс воспитательных воздействий, направленных на формирование научного мировоззрения, политического сознания и на подготовку к осознанным действиям по осуществлению целей и задач общества. Включает в себя активное участие трудящихся в политической жизни.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ– междисциплинарное понятие, означающее опознание, отождествление чего-либо с чем-либо, сличение одного объекта с другим. В психологии идентификация – процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо типу, а также процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком или группой. Имеет несколько значений: 1) уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому как образцу на основании, эмоциональной связи с ним; 2) отождествление себя с персонажами художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведений, его эстетическое переживание; 3) механизм защиты психологической, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу; 4) проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей, чувств; 5) идентификация групповая – отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью; 6) в инженерной и юридической психологии – распознавание, опознание каких-либо объектов, отнесение их к определённому классу либо узнавание на основании известных признаков. Идентификация может быть полной или частичной. В обоих случаях идентификация является психологической предпосылкой успешного взаимодействия и взаимопонимания. Идентифицируя себя с выдающейся личностью положительно сказывается на развитии многих качеств. Идентификация может выразиться в готовности чувствовать, переживать, действовать в отношении другого человека так, как если бы этим другим человеком являлся сам. В этих случаях выступает как в форме действенного сострадания неудачам другого человека, так и в форме активного сопереживания его успеху. Позволяет субъекту рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям. Термин был введён З. Фрейдом.

ИЛЛЮЗИЯ - искаженное восприятие реальной действительности.

ИМИДЖ – социально-психологическое понятие, которое означает сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоциональный образ объекта. В качестве объекта имиджа может выступать конкретная личность, профессия, организация, товар или услуга. Имидж с помощью ассоциации наделяет объект дополнительными ценностями, благодаря чему способствует более целенаправленному и эмоциональному его восприятию. Имидж формируется либо результатами деятельности, либо средствами рекламы и массовой коммуникации.

ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – базовые психологические понятия, тесно связанные между собой. Индивид в психологии понимается как человек или единичное природное существо, отдельный представитель человеческой общности. Любой человек рождается индивидом, он имеет свой генотип, его особенные свойства отличают его от других индивидов. Наиболее общими характеристиками индивида является: а) целостность; б) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; в) активность. Индивидуальность понимается как неповторимое своеобразие отдельного индивида, интегративное свойство человека, проявляющееся во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, направленности, темпераменте, характере, способностях, особенностях волевых, интеллектуальных и эмоциональных процессов. На развитие индивидуальности влияет жизненный путь человека, социальная среда, конкретно-исторические условия существования. При анализе иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень в триаде индивид – личность – индивидуальность.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ (РАЗЛИЧИЯ) ЛИЧНОСТИ – психологическое понятие, под которым понимают особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих людей друг от друга; объект дифференциальной психологии. Объединяют достаточно широкий класс явлений – от частных психических свойств и отдельных психических процессов (например, пороги ощущений, время реакции, особенности восприятия), до целостных личностных образований (интересы, способности, темперамент, характер). Сами индивидуально-психологические особенности изменяются с возрастом, в результате обучения, воспитания, имеют половые отнесенности. Индивидуально-психологические особенности, имея своей природной предпосылкой особенности нервной системы, формируются и развиваются в ходе деятельности. Индивидуально-психологические особенности, касающиеся свойств личности, не могут быть установлены и оценены лишь посредствам тестов, их выявление требует многостороннего изучения личности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ– психологическое понятие, которым обозначается устойчивая, индивидуально-специфическая система относительно однородных приёмов, способов, методов, средств, навыков выполнения той или иной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности становится возможным и необходимым в силу индивидуальных различий людей. Он позволяет достигать одинаковой эффективности деятельности при её выполнении различными способами, приёмами. Индивидуальный стиль деятельности может быть как оптимальным, так и неоптимальным с точки зрения эффективности деятельности. Предпосылками, при которых возможна выработка индивидуального стиля деятельности, является: 1) наличие зоны неопределённости деятельности, возникающей в результате того, что одна и та же конечная цель может быть осуществлена при помощи различных движений, операций и промежуточных целей; 2) стремление субъекта выбрать такую индивид. систему движений, операций и промежуточных целей, благодаря которым достигается наибольшая для него успешность деятельности. Выраженный индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными способностями, темпераментами, характерами добиваться примерно равной эффективности при осуществлении одной и той же деятельности. Соответствие индивидуального стиля деятельности требованиям учебной и трудовой деятельности может быть повышено целенаправленной профессионально-психологической подготовкой, профориентацией работы и профотбором. Понятие индивидуальный стиль деятельности в отечественной психологии введено Е. А. Климовым и В. С. Мерлиным. В структуре индивидуальный стиль деятельности ими выявлены три компонента: стиль операций, стиль действий и стиль целеполагания. Индивидуальный стиль деятельности выполняет следующие функции: а) функцию выбора приёмов и средств деятельности; б) функцию личной вовлечённости в деятельность; в) системообразующую функцию; г) компенсаторную функцию. Экспериментально установлено, что индивидуальный стиль деятельности военного инженера формируется в процессе обучения в военном вузе вначале как стиль учебной деятельности, затем как стиль учебно-профессиональной деятельности и, наконец, как индивидуальный стиль профессиональной деятельности (С. Б. Пашкин).

ИНСТИНКТ - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека; сложные безусловные рефлексы; врожденные ответные реакции организма на воздействие внешних или внутренних раздражителей.

ИНСТРУКЦИЯ – междисциплинарное понятие, означающее совокупность правил осуществления определённых видов деятельности, проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных документах. Инструкция выполняет две функции: а) она конкретизирует, разъясняет и дополняет более общие нормативные акты; б) она даёт руководящие указания исполнителям, как они должны действовать в различных ситуациях. В военном деле инструкция понимается как служебный документ, регламентирующий организационные, научно-технические, хозяйственные, финансовые и иные стороны деятельности воинских частей или содержащий указания по использованию и применению военной техники. Вводится в действие приказами должностных лиц. Создаётся на основании законодательных актов вышестоящего руководства. Требования инструкции подлежат обязательному выполнению.

ИНТЕЛЛЕКТ - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ– психологическое понятие, которым обозначаются совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, предопределяющих способности человека по переработке различной информации и осознанной оценке её. К ним относятся: 1) любознательность или потребность к познанию окружающего мира и самого себя; 2) сообразительность или сочетание критичности мышления и готовности памяти; умение быстро находить способы решения новых или усложнённых задач; 3) эрудиция или проявление широты ума, опирающееся на большой объём знаний и богатый жизненный опыт; 4) креативность или способность привнесения нового в деятельность и опыт, порождения оригинальных идей; 5) гибкость мышления или способность оперативно изменять намеченный заранее план решения задачи в соответствии с новыми обстоятельствами; 6) наблюдательность или способность концентрации внимания на том или ином объекте с восприятием существенных, но малозаметных деталей.

Интеллектуальные качества личности носят личностный характер и относятся к группе индивидуально-психологических качеств. Они являются результатом как образования, так и определённых биологических предпосылок. Кроме того, интеллектуальные качества личности являются компонентом профессионально-важных качеств личности.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - психологическое понятие, это совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданием, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к людям, занятым умственным трудом. К числу основных признаков интеллигентности относятся: 1) обострённое чувство социальной справедливости; 2) приобщённость к богатствам мировой и национальной культуры; 3) следование велениям совести; 4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявление грубости, нетерпимости, вражды; 5) способность к состраданию; 6) идейная принципиальность. Иногда образно говорят, что интеллигентность – это совестливый ум. Интеллигентность воспитывается и развивается, стремление к ней возникает в подростковом возрасте, часто оно связано с идеалом. Интеллигентность – одно из условий развития личности в обществе.

ИНТОНАЦИЯ - совокупность звуковых средств языка, чередования повышений и понижений голоса; ритм, паузы, тембр, которые делают отношения между частями фразы более четкими по смыслу.

ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка при внешне вполне положительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь.

ИСКУССТВО - форма общественного сознания, концентрированное выражение эстетического отношения человека к миру в художественных обобщениях - образах.

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ - устойчивая совокупность ее свойств и черт.

КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – базовое социально-психологическое понятие, имеет два значения: 1) относительно устойчивая качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических признаков, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей; 2) психическое состояние группы, которое обусловлено особенностями её жизнедеятельности. Психологическими признаками благоприятного климат социально-психологический являются: а) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; б) наличие доброжелательной критики; в) свободное выражение собственного мнения членами группы; г) отсутствие давления руководителей на подчинённых; д) достаточная информированность членов группы; е) удовлетворённость принадлежностью к группе; ж) высокая степень эмоциональной включенности и взаимной помощи; з) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов; и) высока сплочённость всех членов группы. Климат социально-психологический зависит от уровня развития группового, эффективности совместной деятельности, стиля руководства. Он выполняет консолидирующую, стимулирующую, стабилизирующую и регулирующую функции. Для оптимизации климаты социально-психологические могут изменяться следующие меры: подбор, расстановка, обучение и аттестация руководителей; комплектование группы с учётом совместности психологической; применение методов активного – социального – психологического обучения (тренинг социально-психологический, игра деловая и другие). Иногда в литературе используется как синоним КСП понятие «климат морально-психологический» которое в настоящее время признано устаревшим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: