Официальные и неформальные объединения детей и подростков. Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон, А.В. Мудрик):

По юридическому статусу и месту в социальной системе группы делятся на: официальные, т. е. признанные обществом, связанные с какими-то государственными или общественными организациями; и неофициальные, существующие как бы сами по себе; организованные, созданные и руководимые взрослыми; и самодеятельные; институционализированные, имеющие некоторую организационную структуру и членство; и спонтанно-стихийные.

По социально-психологическому статусу они делятся на группы принадлежности, в которых индивид состоит реально, будь то школьный класс или дружеская компания; и референтные группы, к которым личность не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По численности они делятся на большие (болельщики некоего спортобщества) и малые, в которых взаимоотношения являются личными, «лицом к лицу».

Состав юношеских групп включает такие признаки, как возраст (в отличие от школьного класса, большинство стихийно возникающих групп разновозрастные), пол (группы младших подростков чаще однополые, в юношеском возрасте они постепенно становятся смешанными) и социальный состав (только школьники или кто-то еще).

По степени стабильности, длительности своего существования юношеские группы могут быть постоянными, временными, эфемерными, одноразовыми, случайными.

По социально-пространственной локализации они могут быть внутришкольными, внешкольными (функционирующими в рамках какого-то социально-педагогического учреждения), дворовыми, уличными и т. д.

По своим целям и функциям они могут быть монофункциональными (например, фехтовальный клуб или клуб самодеятельной песни) или полифункциональными.

По типу лидерства они могут быть демократическими или авторитарными.

По ценностной направленности они могут быть просоциальными (социально-положительными), асоциальными (стоящими в стороне от главных социальных проблем) и антисоциальными.

К официальным объединениям относятся школьный класс, коллектив кружка или спортивной секции, существующие в ряде мест пионерские, скаутские организации и т. д.

Школьный класс — важнейшая группа принадлежности ребенка и подростка. Но ученический коллектив — явление двойственное. С одной стороны, это функция педагогических усилий взрослых, так как проектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвенными, непосредственными или опосредованными влияниями. С другой стороны, он — спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в него отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам.

Подростковые клубы или объединения также можно отнести к формализованным группам. Они могут быть спортивными, научными, художественными и т.д. Их преимущество в том, что они, во-первых, добровольные, во-вторых, разновозрастные, в-третьих, руководимые, как правило, интересными взрослыми, энтузиастами.

Самодеятельные, неформальные объединения в зависимости от направленности интересов можно разделить на три типа.

Первый тип объединений характеризуется позитивной направленностью, способствующей формированию положительной социальной активности молодых людей (группы экологической защиты, группы охраны природы, клубные объединения любительской песни, клубные объединения воинов-интернационалистов и др.).

Группы охраны природы составляют в основном школьники и студенты. Они активно занимаются просветительской и научно-исследовательской работой, оказывают помощь органам внутренних дел и инспекциям по охране природы в борьбе с нарушителями.

Второй тип - группы «Система» («люди системы») включают представителей различных социальных слоев в возрасте от 14 до 30 лет. Это школьники, студенты, творческая научно-техническая интеллигенция, молодые рабочие. Декларируемые цели — самовыражение, самосовершенствование, духовное раскрепощение, объединение единомышленников. Членам группы свойственно стремление найти и объединить людей, которые оценят и поймут идею, манеру исполнительства произведений искусства, изжившие себя формы сильнодействующие токсические вещества, алкоголизм, распущенность половых отношений.

Третий тип самодеятельных объединений имеет криминальную направленность ( группы «правых панков», группы «фашиков» и др. ). Это антисоциальные группировки, объединяющие наркоманов, хулиганствующих «гопников» и «пацанов». Нравственная глухота, неспособность понять других людей, их боль и страдания опасно приближают молодых людей к варварской психологии, стремлению утвердить себя за счет тех, кто не может дать отпор.

Группы «правых панков». Декларируемой целью всех панков является протест против существующих меркантильных отношений в обществе. Реальной же целью является самоутверждение в среде себе подобных путем резкого отрицания общепринятого. Общие черты «панков» — негативное отношение к труду, социальный паразитизм, поверхностная начитанность, крайне высокое самомнение о своих творческих способностях. «Правые» (милитаристские) группировки имеют военизированный характер организации, националистские (а иногда и нацистские) взгляды и агрессивны по отношению к институтам общества, органам власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: